Азбука спасения. Том 16

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ВЫШНИЙ

Вы от нижних, Я от Вышних, вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших, если не уверуете, что это Я… Иисус Христос (Спаситель)

Апостол Иоанн Богослов

Вы от нижних, Я от Вышних…

Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от Вышних, вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших, ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас, но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце.

Итак, Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною, Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно (Ин.8:21—29).

Царство Мое не от мира сего

Тогда Пилат опять вошел в преторию и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне, что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего, если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям, но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин.18:33—37).

Иисус, сын Сирахов

И будешь как сын Вышнего

Приклоняй ухо твое к нищему, и отвечай ему ласково, с кротостью. Спасай обижаемого от руки обижающего, и не будь малодушен, когда судишь. Сиротам будь как отец, и матери их — вместо мужа: и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя (Сирах.3:8—11).

Не отвращайся от… Вышнего

Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным. Не говори: «Он призрит на множество даров моих, и, когда я принесу их Богу Вышнему, Он примет». Не малодушествуй в молитве твоей, и не пренебрегай подавать милостыню. Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его, ибо есть Смиряющий и Возвышающий. Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга. Не желай говорить какую бы то ни было ложь, ибо повторение ее не послужит ко благу. Пред собранием старших не многословь, и не повторяй слова в прошении твоем. Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего. Не прилагайся ко множеству грешников. Глубоко смири душу твою. Помни, что гнев не замедлит, что наказание нечестивому — огонь и червь (Сирах.7:8—19).

Да будет всякая беседа твоя — в законе Вышнего

Знай, что ты посреди сетей идешь и по зубцам городских стен проходишь. По силе твоей узнавай ближних, и советуйся с мудрыми. Рассуждение твое да будет с разумными, и всякая беседа твоя — в законе Вышнего (Сирах.9:18—20).

От Вышнего — врачевание

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (Сирах.38:1—4).

Пророк (Царь) Соломон

От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего

Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими (Прем.6:1—5).

Пророк (Царь) Давид

Вся земля да поет имени Твоему, Вышний!

Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний! (Пс.65:1—4).

Вышнего избрал ты прибежищем своим. Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему (Пс.90:9,10).

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в Вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались,) повелел, и сотворились. Поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (Пс.148:1—6).

Святитель Афанасий Великий

В нас пребывает Вышний Господь и ради нас дается благодать, потому что раздающий благодать Господь соделался подобным нам человеком.

Преподобный Максим Грек

Вышнего прославим на земле, чтобы и Он украсил нас венцами небесными

Мы созданы на земле, чтобы быть радетелями бессмертной красоты и участниками тайных Божиих бесед. Познаем же, душа, высоту своей славы и не уподобим бессмысленно себя бессловесным животным. Не один и тот же конец будет нам и им, о душа, равно как и образ не один и тот же у обоих. Им свойственно всегда наклоняться к низу и постоянно наполнять свои утробы земными произрастаниями, у нас же, душа, и самый вид тела прекрасно устроен прямо премудрым Художником. О прочих же боговидных красотах твоих, которыми ты весьма боголепно украшена, я не буду говорить: они достаточно убеждают нас в том, что отечество наше есть небо, и что мы можем хвалиться, что отцом имеем самого Вышнего Бога. Поэтому и будем стараться всегда устремлять ум горе, где наш Отец и наше жительство.

Вышний называет нас своими сынами: то почему же мы, как человеки, бесчестно изгоняемся из этой (божественной) жизни (Пс.81:6,7)? Вышнего прославим на земле, чтобы и Он украсил нас венцами небесными. Прославим Вышнего от всего сердца правым и непорочным хранением Его заповедей, возьмемся крепко за вечную Жизнь. Возненавидим от всего сердца все низкое и отбросим от себя ярмо порабощения страстям. Станем на тверди высокой свободы, на тверди свободы Богоподобной, которою ты обогащена была прежде того, как попала во власть губительного беса, когда, лишившись бессмертной своей славы, уподобилась скотам бессмысленным (Пс.48:21). Ты лицом к лицу с дерзновением наслаждалась божественных бесед своего Создателя: в эту славу старайся опять войти боголепными нравами истинного благоверия.

Не радуйся воздыханию и злостраданию убогих, ибо Страшный Отмститель за них и Поборник есть Сам Вышний.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Вседержителю Вышний, в Любви Твоей утверди мене

Кроме многих песнопений, в которых сотворение мира усвояется Богу вообще, есть такие, в которых проводится мысль об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Так, например:

«Иже от не сущих вся приведый, Словом созидаемая, совершаемая Духом, Вседержителю Вышний, в Любви Твоей утверди мене».

«В начале небеса всесильным Словом Твоим утверждей, Господи Спасе, и Вседержителю, и Божиим Духом всю силу их: на недвижимом мя камени исповедания Твоего утверди».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я