Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 29 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Автор-составитель Никодим Благовестник
ISBN 978-5-0056-7261-2 (т. 29)
ISBN 978-5-0055-9992-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЖЕНЩИНА
Женщины если увидят, что обходишься с ними вольно и говоришь о пустом, то, побудив еще к худшему, доведут тебя до падения… Преподобный Ефрем Сирин
Пророк Моисей Боговидец
Сотворение женщины
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым, но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт.2:18—25).
Грехопадение
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня, и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Проклятие Божие
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей, и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевою травою, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт.3:1—21).
Сарра же сказала: я не смеялась
И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего, и принесут немного воды, и омоют ноги ваши, и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдите в путь свой, так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
И сказал Господь Аврааму: отчего это сама в себе рассмеялась Сарра, сказав: Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал ей: нет, ты рассмеялась. И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре, Авраам же пошел с ними, проводить их (Быт.18:1—16).
Пророк (Царь) Соломон
И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею. Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим. Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел (Екк.7:26—28).
Иисус Христос (Спаситель)
Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну… (Мф.5:27—29).
Апостол Павел
После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк.8:1—3).
Преподобный Исаак Сирин
Никогда не позволяй себе смотреть на женщину…
О самоистощании нет мне нужды напоминать тебе. Нет у нас намерения говорить обо всем, тем более, что не говорим мы с кем-то, кто не знает Писаний. Ибо ты хорошо знаешь, что без отречения этот монашеский образ жизни не совершенен. Этот путь есть путь бедности. И кто в видимых предметах не верует в Бога, ясно, что весьма далек он в разуме своем от надежды на грядущие блага и на те вещи, сила истинности которых только и ощущается разумом благодаря вере: вещи, о которых шла речь в этом слове с самого начала до настоящего момента. Ведь именно надеждой усовершается этот образ жизни. Никто, несущий бремя земных забот, не воспарит на небо, как написано. Ибо никто, связанный делами мира сего, не может угодить Избравшему его. Но напомню тебе о том, что необходимо. Если решился ты совершенствоваться в добродетели, никогда не позволяй себе смотреть на женщину и не проходи вблизи нее.
Враждебны воспоминания о женщинах этому монашескому размышлению, ибо ты — отшельник, чей разум возвышен над тленными вещами. И если помысел о них беспокоит разум, насколько больше — зрение лица их или звук голоса их. Не надейся на старость или на добродетель разума твоего — не потому, что ты по-другому настроен, но потому, что это полезно: ибо то, что уже испытано многими людьми, не должны мы стремиться проверить на себе! Лучше сиди в келлии твоей и занимайся спасением жизни твоей, ожидая исхода твоего из мира, как человек, который знает, что он смертен. Следи за помыслами своими и не думай о ком-либо плохо, и не смотри ни на кого как на дурного: в другое время по-другому увидишь ты его — того, кто сейчас кажется тебе дурным. Поэтому не следуй помыслам, которые показывают тебе то, что хотят. Если есть у тебя любовь, она покроет также ошибки других, отсутствие же любви происходит от помрачения души.
Святитель Василий Великий
О том, что не должно без осторожности иметь свидания с женщинами
О бдительности над помыслами и обуздании телесных страстей, об изведении на простор и тишине внутреннего человека, о внимании и усердии его к своим обязанностям сколько могли, достаточно сказали мы ранее. Однако надобно не только бдительно наблюдать за помыслами, но по возможности удаляться от близкого общения с тем, что всего более, приближаясь к нам, приводит нам на память страсти, тревожит и смущает рассудок и производит в душе брани и борения. Ибо ту брань, которая невольно постигает нас, принимать на себя необходимо, но весьма безрассудно воздвигать самим против себя брань произвольную. В первой и поражение (чего да не будет с Христовыми подвижниками!), может быть, получит извинение, а в последней побежденный сверх того, что бывает осмеян, лишается и извинения.
Посему надобно всего больше избегать бесед и свиданий и с женщинами, если не принуждает к свиданию неминуемая какая-нибудь необходимость. Да и при встретившейся необходимости надобно беречься женщин, как огня, и как можно скорее и поспешнее расходиться с ними. Вникни, что о сем говорит премудрость: Ввяжет ли кто огнь в недра, риз же не сожжет ли? Или ходити кто будет на углиех огненных, ног же не сожжет ли? (Притч.6:27,28)
А если кто говорит, что от свидания и долгого сожительства с женщинами не терпит вреда, то он или не имеет в себе мужской породы и есть какое-то весьма странное создание, занимающее средину между тем и другим полом, — как это говорят о скопцах от рождения, если уже хотя им можно присвоить бесстрастие и нечувствительность к женскому полу, ибо желание скопчо растлит ли девицу? — говорит Премудрый (Сир.20:4), или если имеет, то, будучи погружен в страсти, не чувствует сего, уподобляясь упившимся или сумасшедшим, которые в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими. Но допустим условно то, что выходит из пределов разума, а именно: будто иной не уязвляется мужскою страстью. Хотя бы сам он и остался бесстрастным, но нелегко ему уверить других, что он бесстрастен. А соблазнять многих, не имея при сем ввиду никакого доброго дела, почитаю небезопасным для поступающего так.
Притом должно принять во внимание и другое нечто, а именно: хотя мужчина и не терпит вреда от помыслов, но не будет уже спорить с нами и в рассуждении женщины, что она также изъята от телесных страстей. Напротив того, будучи слаба рассудком и более склонна к страсти, она нередко терпит уже некоторый вред от того, кто неосторожно имел с ней свидание. И кто сам не уязвляется, тот часто уязвляет, хотя и не знает того. И женщина, часто приходя к подвижнику под предлогом якобы духовной любви, начинает впивать в себя грех посредством очей, похотливыми взорами пожирать наружность ближнего и нечистыми помыслами растлевать внутреннюю деву, которую всего более любит Жених.
Поэтому, чтобы не случилось чего-либо из сказанного, надобно нам остерегаться, если возможно, всяких, а в противном случае, по крайней мере, частых и продолжительных бесед и свиданий с женщинами, не питая ненависти к этому полу и не отрицаясь родства с ним, но покровительствуя и помогая всякой женщине, как сопричастнице естества человеческого, особенно же — вступившим в подвиг чистоты, потому что подвизаются они в одном с нами, но свидания остерегаться, чтобы не привести себе на память той страсти, от которой мы удалились и отреклись.
Укоризна женщине, которая дышит любодейством, она смотрит любопытным оком, вольность сердца выказывает во взгляде, улыбается, вызывает взорами на блуд, разливает из глаз какой-то тлетворный яд — нечто подобное тому, что рассказывают о василиске, который, как говорят, одним взглядом умерщвляет, на кого посмотрит.
Ходить, влача за собою одежду, походку иметь не естественную, но свободно приученную к неблагопристойным движениям, есть признак женщины надменной и сладострастной.
Женщины должны в церкви молчать, дома же заниматься беседами о благоугождении Богу.
Как от бурь и непогод тонут непрочные корабли, так от худых наклонностей жен гибнут немощные души их мужей.
На удовлетворение женских пожеланий не станет никакого богатства, хотя бы оно текло реками.
У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличились не менее мужей, есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества. И за Самим Господом, в пришествие Его, следовали не только мужи, но и жены. Теми и другими совершалось служение Спасителю.
Если кто говорит, что от свидания и долгого сожительства с женщинами не терпит вреда, то он или не имеет в себе мужской природы, и есть какое-то весьма странное создание, занимающее середину между тем и другим полом… или если имеет, то, будучи погружен в страсти, не чувствует сего, уподобляясь упившимся или сумасшедшим, которые в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими.
Преподобный Ефрем Сирин
Kость сия была Ева, и она вскоре стала виной грехопадений
Велик был Адам — и стал унижен. Начало его — высокая степень славы, конец его — глубокое уничижение. Начало его — в раю, конец его — во гробе. Он создан прежде Евы, плоть его была совершенна и еще нераздельна. Во образ будущего взята от него кость. Kость сия была Ева, и она вскоре стала виной грехопадений; кость сия вскоре сокрушила эту стену — Адама. Евой утрачена прекрасная и вожделенная слава, Марией возвращена сия слава, погибшая для Адама и Евы. В помощницы Адаму дана была Ева — и послужила ему преткновением; дана была для того, чтобы разделить с ним бремя, но сделала его виновным. Слабейшая поработила его себе, подчиненная низложила, немощная сокрушила его. Из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую.
Поскольку пожелала поработить себе мужа, то Господь обличил ее тайны и сказал ей: Он будет господствовать над тобою (Быт.3:16). Еще не обвинил их Благой, как осудила их собственная их воля, обвинила собственная совесть, низложила собственная гордыня, погубило собственное вожделение. При всех сокровищах обнищала владычественная свобода, в раю сладостей при мудрости ума обольстилась красивым древом.
Женщины, если увидят, что обходишься с ними вольно и говоришь о пустом, то, побудив еще к худшему, доведут тебя до падения. Даже при всем благоговении своем не полагайся сам на себя. О, какое всякого зла злейшее зло — лукавая жена!
Если только лукава она, то богата уже злобой, а ежели есть у нее и богатство в содействие ее лукавству, то она — сугубое зло, нестерпимое животное, неисцелимая болезнь, неукротимый зверь. Кто имеет у себя лукавую жену, тот пусть знает, что в ней получил он воздаяние за свои беззакония.
Святитель Григорий Богослов
Хорошо жене — почитать Христа в лице мужа…
Неприлично женщинам выказывать в себе мужеский нрав, всякое другое правило, кроме стыдливости, чуждо благонравной женщине.
Всецело храни себя чистою, дева, не оскверняй пречистого Христова хитона. Пусть око твое будет целомудренно, язык девствен, ни ум, ни смех не блудодействуют, ноги не ходят бесчинно. Невымытую свою одежду и непричесанные волосы цени выше жемчужных и шелковых уборов. Прекрасный цвет — румянец стыдливости, великое убранство — бледность, прекрасная ткань — увенчаться всеми добродетелями. Пусть другая обезображивает образ Божий притираниями, делается одушевленною картиною, безмолвным обвинителем внутренних пороков, а ты умертви в себе, сколько можно, и то благообразие, какое имеешь, сияй же красотою души, которая находит для себя украшение в Боге. Убегай взора мужчин, даже, когда только можно, и целомудренных, чтобы не уязвить другого, и самой не быть уязвленною от насмешливого велиара. Не порабощай очей очам, не привлекай слова словом, и ланиты твои да не подают смелости ланитам другого. Не вкушай плодов осужденного древа, чтобы змий не удалил тебя от древа жизни.
В одежде лучшее убранство — неукрашенность. Избегай изнеженности, будь скромна в своих движениях, не привлекай на себя своими взорами моих взоров; соблюдай целомудрие в поступи; проводи время в уединении; замкни слух свой ключом; не позволяй любодействовать смеху; весьма много, если дозволишь себе и признак смеха. Гнев, пьянство и бес — равно опасны девам, а всего хуже пресыщение чрева. Красота пусть уступит молитвам и бдениям.
Не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи, не покрывайте Божия лика гнусными красками, и вместо лица не носите личины. Женщине неприлично показывать мужчинам открытую голову, хотя бы золото вплетено было в кудри, или несвязанные волосы… Ей неприлично носить наверху гребень, наподобие шлема, или видную издали мужчинам и блестящую башню. Неприлично и то, чтобы сквозь тонкий лен просвечивали твои волосы, вместе покрытые и открытые, и, сияя как золото, где сбежало покрывало, выказывали мастерство твоей трудившейся руки, когда, поставив перед собою слепого наставника — бездушное изображение своего лица, с его помощью писала ты свою красоту.
Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее притираниями, но чистую храните для одних своих супругов, и не обращайте на постороннего жадных очей, потому что вслед за очами неблагочинно ходит и сердце. А если при рождении не получили вы в дар красоты, то избегайте второго безобразия, т. е. не заимствуйте красоты у рук — красоты, которую доставляет земля, которую распутные женщины покупают… красоты, которая стирается и стекает на землю, не может удержаться на тебе во время смеха, когда веселие приводит в трепет ланиту, — красоты, которую изобличают в подлоге ручьи слез, увлажняющий ланиты страх, и уничтожает капля росы.
О целомудрии твоего сердца заключаю по неукрашенной красоте твоего лица. Да не кладет на тебя своей печати темный велиар! Он или совершенно обратит тебя в пепел, или очернит своим дымом, и за краткое наслаждение покроет позором. Не для благорожденных дорого золото, перемешанное с драгоценными камнями и сквозящим своим блеском поражающее взоры, в виде цепи разложенное по персям, жемчужным бременем отягчающее и обезображивающее уши, или увенчивающее голову. Не для благорожденных дороги эти золотые одежды, эти хитрые произведения из тонких нитей, то багряные, то золотистые, то прозрачные, то блестящие. Не губительные для ланит составы, не подрумяненные уста украшают женщину. Ее красота не в том, чтобы поверх расписанных веждей носить черную бровь, заворачивать внутрь увлажненные зрачки, изнеженным голосом привлекать к себе благосклонный слух, руки и ноги стянув золотыми, вожделенными и приятными для тебя узами, представлять из себя что-то рабское, тело и голову умащать роскошными благовониями… жевать во рту что-нибудь не употребляемое в пищу… держать в непрестанном движении подбородок, и как бы из презрения к целомудренным, из зубов и из увлажненных уст точить пену. Не восхищайся блистательностью седалищ, не старайся выказывать себя сквозь искусно сделанные и сквозящие створки, высматривая тех, которые на тебя смотрят.
Один цвет любезен в женщинах — это добрый румянец стыдливости. Его живописует наш Живописец. Если хочешь, уступлю тебе и другой цвет; придай своей красоте бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями, бдениями днем и ночью. Вот притирания, годные и незамужним, и замужним! А красильные вещества побережем для стен и для таких женщин, в которых производит бешенство и помет молодых людей. Они пусть и скачут, и смеются бесстыдно, а нам не позволено даже и смотреть на распутных женщин.
Лучшая драгоценность для женщин — добрые нравы, т. е. сидеть больше дома, беседовать о Божием слове, заниматься тканием и пряжей… на устах, на глазах и на ланитах носить узы, не часто переступать за порог своего дома, искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин и в одном своем муже, для которого ты, с Божия благословения, разрешила девственный пояс. Да и вольностям мужа полагай меру, чтобы тем самым уверить его, как далеко ты держишь себя от чужих мужчин.
Как не приходишь ты в трепет, когда преклоняешь пред иереями свою главу — это позорище, на котором появляются разные личины? Как не содрогнутся эти руки, которыми ты расписывала свою достойную слез красоту и которые потом простираешь к Таинственной Снеди? Даже и к мученикам, в память которых усердный народ, чтя драгоценную кровь, составляет хвалебные лики, являешься ты с лицом, обольщающим многих, подобно торжищному шуту, который влечет за собою по городу толпу, или подобно укротителю зверей, который из темных нор вытаскивает змей? Послушайся моих советов, женщина, и не поддавайся мысли — накладывать руку на лицо свое. С такими женщинами, дочь моя, не плавай на одном корабле, не ходи на общий совет, не живи под одной кровлей. Другим предоставь излишества, а ты бойся и похвалу выслушать из уст мужчин. — в этом слава женщин.
Если жизнь твоя совершенно свободна от уз, живи для одного Христа, отказавшись от всего, будь светлою, мудрою, рассудительною девою, и чистым женихом своего сердца имей Слово. А если овладела тобою любовь к тому ребру, от которого ты отделена, то и заботься об этом одном милом ребре, питая к нему добрую, благородную, а не порочную любовь, с другими же страстями не будь знакома и во сне. И ты предстоишь Великому Богу, и не скроешься, если что-нибудь изнеженное примешаешь к низкому. Много свидетелей на то, что и при грязных одеждах возможна неблагоприличная роскошь, а при пышных — благопристойность. Знай, что для тебя важнее один рубец, нежели самые глубокие раны для миролюбцев. Уважай бисер. Капля не так заметна на замаранной, как на чистой и одноцветной одежде.
Во-первых, почитай Бога, а потом супруга — глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь, под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична, потому что во всем возможно пресыщение. Но хотя и во всем бывает пресыщение, однако же, лучше такая любовь, которая не знает оного.
Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине и не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость — покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем.
Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силою усмиряет разъяренного зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукою и приговаривая ласковые слова.
Радости и все скорби мужа и для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает дом.
Не выходи часто за двери дома, в места народных увеселений и неприличных собраний, там и у стыдливых похищается стыд, там взоры смешиваются с взорами, а потеря стыда — начало всех пороков.
Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько (сетование друзей служит приятным врачевством в печали), но вскоре потом, приняв светлое лицо, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань — жена.
Будь высокомудренна, но не высокоумна.
Не спеши на брачный или именинный пир, где пьянство, пляски, смех… это приводит в расслабление и целомудренных, как солнечный луч топит воск.
На щеках твоих не должно быть ни похотливых движений, ни гневливых трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно же для женщины, и делает лицо безобразным. Уши свои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, а для худых речей замыкать их ключом ума. И отверстые, и замкнутые уши твои да будут целомудренными слушателями.
Продерзливый язык причинял часто зло и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не дает места нескромному слову. Твое слово да остается предметом желаний.
Не предавайся неукротимой плотской любви, не во всякое время ищи удовольствий супружеского ложа, убеди супруга оказывать уважение к святым дням, потому что образу Великого Бога свойственно покорствовать законам, хотя Сам бесплотный Сын дал нашему роду брачный закон, созданию руки Своей оказав ту помощь, что, когда одни отходят, а другие приходят, длится поколение, и изменяющийся человеческий род уподобляется реке, которая и не стоит на месте, по причине господствующей смерти, и всегда полна, вследствие новых рождений.
Преподобный Исидор Пелусиот
Надлежит избегать всяких собеседований с женщинами
Если можно, надлежит избегать всяких собеседований с женщинами, как располагающих к какой-то изнеженности. Если же, по требованию обстоятельств, или по делам о снабжении нищих, сие невозможно, то надобно говорить с ними, смотря вниз, потому что во многих, или и во всех, побежденных красотою женскою, сквозе окна взыде смерть (Иер.9:21), преодолевшая даже великого пророка и царя, когда посмотрел он на этот смертоносный водоем.
Одни из женщин, не имея терпения скрывать женские болезни, если они благообразны и богаты, гордятся блеском обделанных в золото драгоценных камней, а если безобразны и бедны, мастями и подкрашиванием глаз ухищряются придать себе красоту. А те, которым желательно, чтобы почитали их честными, хотя довольствуются природною красотою, однако же, не отказываются придавать ей лучший вид. Истинно же целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе будучи рабом, не возгордилось пред душою, которой вверено право владычества, напротив того, приобучают тело знать свойственный ему чин и не выставляют его в виде приманки служить поджогою и поводом к непотребству, но по возможности отъемлют у него все, что обратилось бы в пищу этому огню. И вот от одного правдолюбивого мужа слышал я достойный внимания и памяти рассказ…
Однажды юноша, похотливый и женский прислужник, увидел прекрасную девицу, сильно ею пленился, и употреблял все ухищрения удовлетворить своему пожеланию, но девица с самого начала сделала ему отказ, потому что была благородна, целомудренна, дала обет и душу, и тело соблюсти Христу неприкосновенными. Но когда услышала, что юноша ведет себя, как неистовый и бешеный, изобрела способ, которым бы и свою соблюсти невинность и в нем угасить огонь. Остригши, лучше сказать, обривши все благолепие волос и пеплом, смешанным с водою, помазав лицо, она велела юноше войти к ней. Потом сказав вошедшему: «Ужели любишь ты это безобразие?» И юноша, как бы пришедши в себя из своего неистовства, не только угасил в себе огонь вожделения, но даже сделался пламенным любителем целомудрия.
Как, если кто, взяв меч, ходит по дорогам, намереваясь кого-нибудь убить, но, не нашедши его, возвращается, не исполнив намерения, то не избегает приговора, что он — убийца, потому что признается таким по предприятию, а не по совершению дела, так и женщина, которая очень наряжается и ходит по торгу или выглядывает в окно для того, чтобы уловлять юношей, хотя и не успеет уловить, осуждается, как уловившая, потому что со своей стороны сделала она все, и яд растворила, и силок поставила, и сеть раскинула со всем тщанием. А если и мужчина для той же цели будет наряжаться изысканнее, нежели как свойственно мужчине, то и он подпадет неминуемому осуждению, хотя и не найдется пожелавшей вкусить приготовленного пития. Но если женщина идет степенно, целомудренно, честно, а кто-нибудь, увидев ее, уязвится, вина не на той, на которую смотрят, но на уязвившемся.
Женская ласка, по моему мнению, могущественнее страха… обольщающая убранством и слагающая с себя хитон сластолюбия, женщина — этот вития сильный в очаровании невнимательных, это давнее оружие диавола, которым он низложил многих мужественных.
Ни багряного цвета ткани, ни слившегося с золотом блеска разноцветных камней не должно почитать убранством для женщины, потому что многие из них, будучи грубого нрава и гоняясь за такими нарядами, соделались для сожителей отвратительными и ненавистными. Напротив того, красота души слагается из добродетелей, и в супруге усиливает любовь и служит средством к поддержанию взаимного благорасположения.
Преподобный Нил Синайский
Из волн, по любви к жизни, можно еще выплыть, а обольстительный вид женщины убеждает пренебречь и самою жизнью. Взор женщины — ядовитая стрела, ранит душу и вливает в нее яд, и чем более застаревает сия язва, тем большее производит повреждение.
Преподобный Иоанн Лествичник
Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролил источник слез. Благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздою, ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть.
Святитель Григорий Палама
Та, которая не для покрытия и согревания тела употребляет одежду, а для показности и щеголяния изяществом и цветностию их, не только бесплодие души обнаруживает пред смотрящими на нее, но покрывается и бесстыдством блудническим.
Святитель Дмитрий Ростовский
Житие святого праведного и многострадального Иова
Жена Иова Многострадального
…И отвечал сатана Господу, и сказал:
— Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, — то есть: в чужой коже человеку страдать можно, в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным, а вот попробуй коснуться его собственного тела, простри руку Твою и коснись кости его и плоти его и увидишь — благословит ли он Тебя?
Тогда Господь сказал сатане:
— Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь, только душу его сбереги, — не посягай на основу его существа, свободное изволение (Иов.2:1—6).
Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшною проказою от подошвы ног его по самое темя головы. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, так как был нетерпим между ними по заразительности охватившей его болезни. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями, по всем суставам разливался жгучий внутренний огонь, сидя, вне селения, в пепле, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.
Спустя много времени она, в состоянии отчаяния, сказала однажды Иову: «Доколе ты будешь терпеть? — Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего, ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Не упорствуй, не отстаивай неуклонно свою непорочность, но скажи некое слово к Богу, похули Его и умри, — в смерти ты найдешь освобождение от своих страданий, она избавит и меня от мучений».
Так просто и естественно, по-видимому, даже и удовлетворительно, разрешала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни, не простираясь далее земного понимания ее значения и назначения, по внушению сатаны — «кожу за кожу». Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний светоч истинной жизни: похули Бога и — умри.
Не так, однако, рассуждал о своем состоянии сам страдалец, Иов, смотря на свою человеческую природу не с точки зрения узкого себялюбия. С сожалением взглянув на жену, он сказал ей:
— Зачем ты говоришь так, как одна из безумных жен? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого мы не стерпим, — не будем принимать!
И в этот раз, таким образом, Иов не согрешил пред Богом — уста его не произнесли ничего хульного на Бога (Иов.2:7—10).
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Если хочешь быть чист, убегай, как яда, сообращения с женщиной. В женщине преобладает кровь, в ней с особенной силой и утонченностью действуют все душевные страсти, преимущественно же тщеславие, сладострастие и лукавство. Последней прикрываются две первые.
Преподобный Серафим Саровский
Обычное искушение монашеское — через людей, особенно через женщин
Обычное искушение монашеское — через людей, особенно через женщин, — преподобный Серафим устранил легко и просто. Он вообще почти никого не принимал в пустыньке, даже и из иноков к нему приходили весьма немногие: молчальник Марк, о. Исаия, иеродиакон Александр, после — о. Тихон. С братией же он беседовал лишь по праздникам, принимая их в монастыре между литургией и вечернею. Зная такой обычай его и благословение настоятеля, монахи уже не беспокоили его в лесу. Но миряне, и особенно женщины, влекомые молвою об отшельнике и побуждаемые своими скорбями, скоро нашли к нему дорогу и стали нарушать его безмолвие, — «единственно» ради которого он и ушел из монастыря. Чтобы оградить себя от них, о. Серафим решил совсем не принимать никого, особенно женщин. Однако он сначала усердно помолился Господу и Пресвятой Богородице: есть ли на то воля Божия, чтобы оставлять людей без назидания и утешения? Для удостоверения он дерзновенно испросил знамения: если Богу это решение угодно, то пусть путь к его келье закроют деревья.
Как раз наступал праздник. Отец Серафим пошел по обычаю в монастырь. И вот при спуске со своей Афонской горы (куда, как известно, женщины совсем не допускаются) он увидел, что сосны склонились и завалили тропинку. Батюшка пал на колени с благодарностью к Богу за чудное знамение и поспешил в обитель к литургии. Служил о. Исаия соборне. Отец Серафим стоял в алтаре. После Херувимской песни он благоговейно приблизился к своему духовному отцу: «Батюшка, отец строитель! — промолвил он кротко. — Благослови, чтобы на мою гору, на которой живу теперь, женам не было входа». Отец Исаия, расстроенный подобной просьбой, ответил: «В какое время и с каким вопросом подошел ты, отец Серафим!» «Теперь-то и благослови, батюшка,» — продолжал, нимало не огорчаясь, просить преподобный. «Как же я могу за пять верст смотреть, чтобы женам не было входа?» — возражал о. Исаия в неспокойном духе. «Вы только благословите, батюшка, — настаивал смиренно, но твердо о. Серафим, — а уж никто из них не взойдет на мою гору!».
Тогда отец настоятель велел подать икону Божией Матери «Блаженное Чрево» и, благословив его, сказал: «Благословляю, чтоб не было женам входа на твою гору. А ты сам охраняй!» Батюшка поцеловал святую икону и отошел. Причастившись Св. Тайн, он ушел в пустыньку и завалил дорожку колодами. Вход к нему теперь был закрыт; но мужчин о. Серафим изредка все же принимал. Побежденный здесь, искуситель нападает иначе. Если уж мирянину о. Серафим говорил: «Враг везде с тобою!» — то мог ли он оставить без козней его самого? А монахам он сказал, что иноки, живущие в монастыре, борются с противными силами как с голубями, а живущие в пустыни — как со львами и леопардами.
«Бойся, как огня геенского, галок намазанных (женщин), ибо они часто воинов царских делают рабами сатаны», — учил Великий старец.
Авва Евагрий Понтийский
Жена есть безумие, ввергающее разумные души в нечистоту.
Преподобный Иоанн Кронштадский
Ева прельстилась плодом запрещенным, и вот все человечество впало в прелесть житейскую
Прельстясь запрещенным плодом в раю, Адам и Ева оставили пагубное, прелестное наследство роду человеческому — всяческую прелесть и ложь земную, всякую суету, всякое безумие греховное, и прежде всего сама женщина сделалась предметом прелести, вожделения и издевательства от бесконечных мужчин! О как глубоко и в какие нечистоты впала женщина или бывшая девица! Как мыкаются в ее грязи и похотях мужчины женонеистовые. А потом всякий человек, кроме избранных и добромысленных, обратил в прелесть и пристрастие свое все земное — самую жизнь обратил во всякую страсть, и сам для себя сделался предметом и целью страстей всяческих.
Вечная мгла, если Господь не просветит сердечных очей. О жалкое животное человек, одаренный от Творца свободою, образом и подобием вначале и поставляемый царем всех тварей неразумных, которые во многих случаях разумнее и целесообразнее его. Бог удалился из сердец человеческих и не царствует в них, потому что в них царствует лукавый дух всякой прелести и отчуждения от Создателя — сатана, человек сделался делателищем диавола, лабораторией злых демонов, созидающих в нем всякую прелесть, всякое зло. Христос Искупитель пришел на землю именно для того, чтобы исторгнуть человека от этой пагубной прелести и восстановить в нем снова образ Божий и подобие Божие и сделать его новою тварью и соединить опять с Богом. И святые достигли цели Богоподобия верою, любовью, трудами, смирением, послушанием, молитвами непрестанными. Слава Богу о сем.
Ева прельстилась плодом запрещенным, и вот все человечество впало в прелесть житейскую и всем стало прельщаться, и женщина сама сделалась предметом прелести чрез свою красоту телесную, и все, все стало для человека предметом прелести: и пища, и питье или напитки всякие, и одежда, и деньги, и всякие игры, и забавы, и животные — собаки, кошки, птицы — ко всему пристрастился человек, — и Бога не стало у него в сердце, Бог стал забытым в сердцах, далеким и презираемым, хулимым. О неблагодарное животное человек! О глупое животное, хотя почтен разумом! Каких ты козней заслуживаешь, злонравный!
Все, что руки Твои создали, Господи, чисто, прекрасно, благопотребно, неблазненно, удобно к употреблению и действию, преднамеренному в мыслях Творца и Зиждителя и Бога нашего, особенно же тело человека — мужчины и женщины, этот дивно прекрасный и чистый храм Божества. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор.6:19). Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16). Отчего же человеку представляется оно соблазнительным поводом и возбуждением ко греху, особенно тело женщины — этот одушевленный, прекрасный храм, — в которой премудростью Творца зачинается и созидается истинно предивный, премудрый и прекрасный организм человеческого тела, которой все мы обязаны жизнью и нашим телесным храмом, в котором живет бессмертная, разумная душа наша, которая должна вечно славить Творца, дарующего нам бытие разумное и показавшего нам мир Свой — небо и землю со всем, что на них есть, к славе Имени Его Святого, через которую мы делаем столь много полезного, необходимого и прекрасного в общежитии!
Враг через развратных людей пускает прелести женские в глаза всех без всякой застенчивости и опаски. Женская нагота во всяких обольстительных и причудливых видах печатается во многих журналах. Я сегодня разорвал лист одного журнала, в котором изображена эта соблазнительная нагота. Но разве для соблазнения Господь сотворил столь великолепно тело женщины? Разве она — не наша святыня, хвала и честь? Разве это не наша общечеловеческая слепота? Разве не должны благоговеть все перед делами рук Творца, пречистыми делами пречистых рук? Имеем ли мы уважение к себе, к своей личности? Не забываем ли мы, Чьих рук мы дело? Венец Чьего творения и Какого Творца?
Святые угодники и угодницы Божии, святые мужи и жены и девы всех веков и всех народов, почтившие природу свою добродетельной жизнью и воссиявшие на земле и на небе светлостью и святостью своего жития, придите, обличите современных легкомысленных, одичавших по причине страстей мужчин и женщин, питающихся своими соблазнами и вожделениями и позорящих человеческую природу! Возвестите им грозный суд Божий за попрание и осквернение своих нерукотворенных храмов и предохраните еще нерастленных людей от угрожающего растления через современную вольную и бесстыдную печать! Виновата среда — домашняя, товарищеская, общественная, в которой не принято иметь и читать Слово Божие, принято чтение только светское, суетное и разговоры ведутся только светские, ибо кто чем богат, тот тем и делится в беседе.
Святитель Филарет Московский
Это Ева падшая… приносит проклятие, оставляет в наследство смерть
Имей мя отречена (Лк.14:18).
Так ответствовали все званные на вечерю! Какая нечувствительность! Если бы человек убогий — людей неизвестных приглашал к своей трапезе, такой отказ не был бы удивителен. Владыка дому, Отец семейства зовет уже званных, — зовет детей своих, зовет на вечерю велию. Какая же причина удерживает вас, рабы непокорные? Село купих; волов купих (Лк.14:18,19) они ответствуют. Но или забыли вы чей это дар, чье благословение ищите прежде царствия Божия, сей великой вечери, и «вся», разумея гораздо более, нежели село и волы ваши, приложатся вам (Мф.6:33). Притом не говорит уже: ищите, избавляя нас труда сего, но грядите, яко уже готова суть вся (Лк.14:17). Грядите, но один ответствует — жену поях (Лк.14:20); эта-то жена, которая помощницею дана на пути к сей вечери, теперь делается идолом, которая сердце своего мужа отнимает у Бога, которая сделала тебя уже прелюбодеем, заставив изменить благости Божией. Это Ева падшая, дающая Адаму невинному снедь, запрещенную в приданое — и приносит проклятие, рождает болезни, оставляет в наследство смерть. Оставь ее!
Напрасные убеждения: уже воля в плену, сердце в оковах. Он ответствует вестнику Божию с первыми: «имей мя отречена». Боже мой! наша ожесточенность не только меру Твоего терпения, но и всякий степень удивления нашего превышает. Согласимся ли мы взять крест Твой, принять хотя одну каплю от той чаши, которую Ты выпил за нас до самого дрождия, когда самые блага Твои не пленяют нас? Пойдем ли мы с Тобою на Голгофу, когда отреклись идти к Тебе на вечерю? Вот горькие плоды неверия!
Архимандрит Алипий (Воронов)
Слово в день усекновения главы Иоанна Предтечи
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Православная Церковь вспоминает, как злая Иродиада погубила великого пророка Божия Иоанна Предтечу. Как повествует нам святое Евангелие, Ирод, царь Иудейский, взял себе в жены жену своего брата Филиппа — Иродиаду, с которой была Саломия. Иоанн Креститель обличал Ирода за это незаконное сожительство. Злая Иродиада таила злобу на пророка Божия и, желая погубить его, оказала влияние на Ирода, чтобы он заключил в темницу Предтечу. И вот представился случай Иродиаде погубить человека Божия.
У царя был пир, дочь Иродиады — Саломия вошла и плясала перед гостями. Эта пляска Саломии очень понравилась Ироду, и он, в пьяном виде, поклялся дать ей все, чего бы она ни попросила, хоть полцарства. Саломия посоветовалась с матерью, и та научила просить голову Иоанна Крестителя. Эта просьба опечалила царя, но ради клятвы он исполнил ее. Иоанн был усечен мечом. Иродиада сделала свое злое дело.
Злая Иродиада живет и сейчас в сердце каждой женщины — это сатана, который влечет женщину к тому, что не дано ей от Бога — властвовать над мужем.
И даже добродетельные женщины, и те имеют склонность властвовать, но они стараются бороться с этим пороком. Те, которые не имеют мужей, тоже хотят властвовать или над семейными, или над соседями. Много злодеяний на земле сделало это сатанинское властвование женщины над мужем. Этим наполнена вся Священная История и вообще вся история земная.
Так, злая Иезавель все время гнала и травила святого пророка Божия Илию за правду. Ахав был неплохой царь, но жена его Иезавель имела на него такое влияние, что отвратила его от истинного Бога, а он отвратил весь народ и увлек в идолопоклонство. Иезавель уговорила погубить Навуфея за то, что он не хотел продать своего виноградника, и она сделала свое злое дело. Навуфей был побит камнями.
Самсон любил свою жену, и она любила его, однако сама предала его на смерть.
«Лучше жить с аспидом — самой злой змеей, нежели со злой женой», — говорит русская пословица; и еще русская пословица: «Где не справится жена, туда посылается сатана». Такие злые, коварные жены имеют большею частью влияние над порочными мужьями, как Иродиада над Иродом, потому что он был сребролюбив, блудник, пьяница. Они пользуются слабостью своих мужей и держат их «под башмаком».
Стремление женщины управлять государством есть безумство. Екатерина Великая, мудрейшая из всех цариц, когда настало тяжелое военное положение, и то опустила руки. Великий русский полководец Суворов пришел к ней, повернулся на каблуках, пропел петухом и сказал: «Курица не птица и баба не человек». Вы, женщины, не должны на это обижаться, потому что женщина не есть целое, но часть целого. Часть не может быть главной. Например, глаза остаются глазами, руки руками, ноги ногами. Эти части и другие части тела не могут быть главой. Женщина есть часть, а не глава, глава есть муж.
В Евангелии сказано, что Господь накормил в пустыне пять тысяч человек — кроме жен и детей (Мф.14:21). Жена должна знать, почему она создана, знать свое назначение. Она есть помощница мужа, должна воспитывать детей в страхе Божием. Те христианские жены, которые понимают это назначение, есть добрые матери, сестры, жены. И блаженны те, которые признают это и не стремятся к тому, чего не дано им от Бога — быть главой над мужем.
Если муж имеет такие недостатки, как пьянство, жена должна простить своему мужу эту слабость, потому что и сама не без слабостей. Какой бы ни был муж, но он есть глава в доме, он — хозяин.
Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам, что жена должна молчать в храме Божием, то есть она не должна поучать в храме Божием; должна молчать и дома, так как глава — муж, и у него спрашивать, что не понятно.
Посмотрим, что же постигло после такого злодеяния Ирода, Иродиаду и Саломею. Их постигло тяжелое наказание Божие. Римский император сослал их в ссылку, где они проводили жизнь в нищете и бесчестии. А дочь Иродиады Саломея шла по реке, лед проломился, она своими ногами плясала подо льдом, а голову ее отрезала льдина. Эту отрезанную голову и принесли матери ее, Иродиаде, и Ироду.
Главой нашего христианского общества являются священники, которые ведут за собой в Царствие Божие и жен и детей, постоянно учат, что в Царство Божие надо идти путем смирения. Но среди наших христианских жен есть много и злых иродиад, которые не принимают этих поучений священников, а сами хотят поучать их. Но какой бы ни был священник, он есть служитель Бога, облеченный властью свыше.
Я получаю целые пачки писем от злых женщин христианок, которые хотят поучать нас, священников, и даже угрожают: если не сделаете так, как я хочу, то я пойду жаловаться выше. Сначала я читал эти письма, а потом стал узнавать по почерку и, зная, что в них нет ничего умного, но есть одна грязь и глупость, не читая, стал бросать их в печку. Все эти иродиады стоят здесь в храме!
В каждой обители есть свой устав, которому и надо подчиняться. Но женщины, и приезжие, и местные, хотят ввести свои порядки. По утрам у нас служат братский молебен, на котором может присутствовать только вся братия. А мы, священники, по христианской любви допускаем и посторонних на этот молебен. Но как ведут себя эти посторонние богомольцы? Они раньше братии спешат приложиться даже к чудотворному образу Владычицы и к мощам преподобномученика Корнилия, ходят по солее, оближут весь иконостас в Успенском храме, ходят там, где никто, кроме священника, не должен ступать ногой. Братия также порой нарушает порядок, а порядок должен быть такой: сначала должен приложиться к чудотворному образу глава обители, потом братия, а потом уже прихожане. Мы поступаем иногда грубо, удерживая беспорядочных людей, но это мало помогает, а нас за это не любят.
Христианские жены! Чтобы вам получить спасение, вы должны слушать только православных священников, а не самих себя или кого-то на стороне, особенно людей в черных одеждах, которые часто учат других, а сами себя не исправляют. Если тебе что непонятно, приди и спроси в простоте души: почему ты грубый или что другое, и мы объясним.
Итак, да смиримся, отсечем всякую гордость, желание властвовать, и тогда, с Божией помощью, мы спасемся. Аминь.
≈
От Иерусалима на расстоянии двадцати тысяч шагов есть обитель, называемая обителью Сампсона. Из этой обители двое из отцов отправились на гору Синай для молитвы. Возвратившись в монастырь, они рассказали: «Поклонившись на святой горе, мы уже возвращались обратно и заблудились в пустыне. Много дней передвигались мы по пескам пустыни, как по морю. Однажды издали заметили небольшую пещеру и направились к ней. Приблизившись к пещере, мы увидели около нее небольшой источник, растительность и следы человека. „Поистине здесь живет раб Божий!“ — сказали мы друг другу. Входим в пещеру, но не видим никого. Только услышали чей-то стон. Тщательно осмотрев пещеру, мы нашли что-то вроде яслей, и кто-то лежал там. Подойдя к рабу Божию, мы просили его побеседовать с нами. Ответа не было. Мы дотронулись до него. Тело еще не остыло, но душа уже отошла ко Господу. Мы поняли, что он скончался в тот момент, когда мы вошли. Мы вырыли могилу тут же. Один из нас снял свой плащ, и мы стали завертывать тело старца для погребения. Тогда только мы увидели, что это была женщина. Мы воздали хвалу Богу. И, воспев погребальные песни, похоронили ее…»
≈
Ходил некто из отцов по пустыне и, заглянув в пещеру, увидел сидящую женщину, и показалась она ему зверем. И начал он кричать и заклинать ее, говоря: «Если ты человек, выйди, чтобы я мог побеседовать с тобой». Она же сказала: «Иди, человек, зачем хочешь ты видеть меня, я женщина, и притом нагая, ради Господа моего». Он же дал ей свою одежду и сандалии, она оделась и вышла к старцу. Он ее спрашивает: «Ради Бога открой мне, кто ты?» Она говорит: «Я была дочь патриция, и захотели родители выдать меня замуж и сделать зятя наследником своего имения. Я же, видя, что все в мире суета, убежала ночью и пришла на эту скалу. Теперь уж мне исполнилось семьдесят лет, не видела я человека, кроме тебя. Есть у меня сосуд с водой и моченые бобы. Ибо умножил их Бог».
Ел их старец, пил воду, укрепился весьма и, возблагодарив Бога, пошел опять в свою келью. Она же, раздевшись, сказала ему: «Возьми свое, честной старец». — «Оставь это у себя, святая мать». Она же не согласилась, но сказала: «Пойди, принеси другую одежду и другие сандалии и скорее приходи». Он приготовил, что нужно, и, вернувшись, нашел, что большой камень привален к входу в пещеру. Сотворив молитву, отвалил камень и, войдя внутрь, увидел женщину почившей. Надев на нее одежду и сандалии, они со слезами похоронил ее святое тело. Был же у старца один глаз от юности слепой. Сотворив поклонение и облобызав честные ее останки, он вдруг прозрел. Старец прославил Бога, давшего такую благодать и терпение женщине. Сотворив молитву, он привалил камень к пещере и пошел, удивляясь и благодаря Бога, открывшего ему такое сокровище.
≈
Одна молодая христианка, придя к авве Петру, имела на себе серьги, и ожерелье, и прочее — все из золота, и различные одежды, сотканные из шелковых нитей. Она была в цветущем возрасте и красовалась юностью, а совершенства в добродетели еще не стяжала. Приметив это, благочестивый муж исцелил ее страсть к щегольству следующим убеждением. «Скажи мне, дочь моя, если бы живописец, весьма опытный в своем искусстве, написал картину по всем правилам искусства и показал бы ее людям, другой кто-нибудь, не изучивший хорошо того искусства, а рисующий, как вздумается, пришел бы и, охулив ту художественную живопись, придал бы бровям и ресницам более яркое очертание, лицо сделал бы белее, на щеках прибавил бы краски, — как ты думаешь, не справедливо ли вознегодовал бы тот живописец на оскорбление его искусства и на сделанные несведущей рукой ненужные прибавки? Так верь же, что и Творец всяческих и нашего естества Создатель и Художник оскорбляется тем, что вы как бы обвиняете Его неизреченную мудрость в несовершенстве, вы не покрывали бы себя красной, или белой, или черной краской, если бы не думали, что вам недостает этого. А думая, что телу недостает необходимого, вы как бы обвиняете Творца в некоем бессилии, тогда, как всякому известно, что Он имеет силу, равную желанию.
Ибо вся, говорит Давид, елика восхоте Господь, сотвори (Пс.134:6), даровав всем все полезное, не дав только того, что вредно. Не искажайте же образа, предначертанного Богом, не усиливайтесь прибавлять то, что не дал Премудрый, и не выдумывайте поддельной красоты, которая и целомудренных растлевает». Возвратившись домой, женщина сбросила с себя все украшения, и с той поры начала она жить по правилам, какие внушил старец, не одеваясь в разноцветные одежды и не украшаясь золотом.
≈
Некий путешественник пришел в один из монастырей на Востоке. Беседуя с игуменом и братией под сенью плодовых деревьев на монастырском дворе, он заметил, что несколько птиц сламывали ветки с плодами и улетали. На вопрос, почему птицы не едят на месте, а отлетают с плодами, он получил ответ, что явление это наблюдается уже более десяти лет. Движимый каким-то предчувствием, путник спросил: «Нет ли у вас в горах Божиих святых, к которым птицы носят эти плоды по повелению Божию?» В это время прилетевший ворон сломал одну из ветвей с плодом. Путник предложил: «Пойдемте, будем следить за ним».
Пошли и увидели, что ворон, прилетев на один из холмов, сначала сел, а затем спустился в расщелину и, оставив там ветвь, вылетел уже без нее. Наблюдавшие за ним подошли к расщелине и бросили туда камень. Вдруг послышался голос: «Если вы христиане, не убивайте нас». «Кто вы?» — спросили пришедшие. «Мы женщины, нас трое, — отвечали им. — Если хотите нас видеть, бросьте нам одежду, так как мы наги, и, сойдя вниз, пройдите тесной тропинкой, которая ведет к нам». Иноки поступили, как было сказано, и увидели трех жен, из которых одна была госпожа, а две другие ее рабыни. «Кто ты и как пришла сюда?» — спросил игумен первую из них. «Я из Царьграда, жена царского сановника, — отвечала она. — Оставшись после мужа бездетной вдовой, я была понуждаема ко греху одним вельможей. Поручив раздать свое имение нищим, ночью я села с этими рабынями на корабль, с которого мы высадились на это место. Вот уже одиннадцать лет, как мы не видели человеческого лица».
«Как вы, госпожа моя, находили здесь пищу?» — спросил игумен. «Господь, — отвечала она, — кормивший Свой народ в пустыне в продолжение сорока лет, посылал и нам пищу. Птицы приносили нам всякие плоды, и Господь всегда покрывал и согревал нас, так что мы ни зимой не боялись стужи, ни летом солнечного зноя. Жили мы здесь, как в раю, непрестанно прославляя Пресвятую Троицу». «Не желаешь ли, — сказал игумен, — разделить трапезу с нами?» «Если хочешь сделать это, — отвечала святая отшельница, — прикажи, пусть сначала придет пресвитер и совершит Божественную службу, да причастимся Святых Христовых Тайн, ибо с тех пор, как мы оставили Царьград, мы не сподоблялись Святого Причащения».
Игумен исполнил ее желание, и пришедший пресвитер после совершения Божественной службы причастил святых отшельниц. И в тот же день первая из них (бывшая госпожой) после усердной молитвы отошла ко Господу. На другой день последовала за ней одна из ее подруг, а на третий день и последняя из них также мирно почила.
≈
Один инок, живший в монастыре, был отпущен по какому-то монастырскому делу в одно из селений. Там жил человек, который знал этого монаха, любил его и иногда приглашал к себе. Была у него единственная дочь, вдова, прожившая с мужем всего только год или два. Монах был уязвлен любовью к ней, а она, боясь греха, всячески избегала свидания с ним. Но вот однажды отец уехал по делу в город и оставил ее дома одну. В его отсутствие монах пришел к ней и спросил: «Где твой отец?» Она сказала, что уехал в город. Заметив, что монаха волнуют грешные мысли, целомудренная вдова сказала ему: «Не смущайся, отче, злыми мыслями, а лучше встань, помолись и прогони злого врага из сердца», — и раскрыла перед ним всю мерзость греха. Услышав это, монах прослезился и пришел в себя. Вдова продолжала: «Ну что бы было, если бы ты совершил грех? С каким бы лицом ты явился к настоятелю и стал слушать хор поющих святых? Умоляю же тебя, восстань от греховного сна и не погуби своей награды, не лишай себя вечных благ!» Инок после этого восхвалил Бога, спасшего его через вдову от смертоносного греха и даровавшего ему победу над самим собой.
≈
Был в Нижнем Египте некий отшельник, пользовавшийся известностью. По действию сатаны, женщина развратного поведения, услыхав о нем, сказала своим знакомым: «Что дадите вы мне, когда я низложу вашего отшельника?» Они условились ее щедро вознаградить.
Женщина вышла вечером и, как бы сбившись с дороги, пришла к келье отшельника и постучалась в дверь. Он вышел, увидев ее, смутился и спросил: «Как ты сюда попала?» Она, заплакав притворно, отвечала: «Сбилась с дороги и пришла». Умилосердившись над ней, он ввел ее в сени, а сам вошел в келью и запер за собой дверь. Но окаянная начала кричать: «Авва! Здесь съедят меня звери!»
Он опять смутился, но вместе с тем убоялся суда Божия за жестокий поступок и спрашивал сам себя: «Откуда пришла мне эта напасть?» Отворив дверь, он ввел ее в келью. Тогда диавол начал стрелами вожделения разжигать его сердце. Поняв, что тут действует диавол, отшельник сказал себе: «Путь врага — тьма, а Сын Божий — свет».
С этими словами он зажег лампаду. Чувствуя, что вожделение воспламеняется более и более, сказал: «Так как удовлетворяющие вожделениям пойдут в муку, испытай себя, можешь ли выдержать огонь вечный?» С этими словами он наставил палец на огонь лампады. Палец начал гореть, но он не чувствовал боли по причине необыкновенного воспламенения плотской страсти. До рассвета он сжег себе все пальцы на руке. Окаянная, увидев, что делает отшельник, от ужаса как бы окаменела. Рано утром пришли заговорщики к отшельнику и спрашивают: «Приходила ли сюда поздно вечером женщина?» Он отвечал: «Приходила. Вон она спит там». Юноши, подойдя к ней, нашли ее мертвой и сказали: «Авва! Она умерла». Тогда он, раскрыв малую мантию, в которой был, показал им свои руки: «Вот что сделала мне эта дщерь диавола, — и, рассказав им обо всем, присовокупил: — но Писание говорит: Не воздавайте злом за зло (1Пет.3:9; Рим.12:17). Помолившись, он воскресил умершую. Женщина покаялась и благочестиво провела остаток своей жизни.
≈
Старец говорил: «Чада, соль из воды, и соединяясь с водою, растворяется и исчезает. Так и монах. От жены произойдя, он, приближаясь к женщине, ослабевает и обращается в ничто, т.е. перестает быть монахом».
≈
Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал: «Однажды я вошел к авве Виссариону в келью и застал его стоящим на молитве. Руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней. После того он призвал меня и сказал: «Следуй за мною». Мы вышли и пошли в пустыню. Почувствовав жажду, я сказал ему: «Авва, хочу пить!» Старец, взяв мою милоть, отошел на вержение камня и, сотворив молитву, принес мне милоть, полную воды. Продолжая путь, мы пришли к одной пещере, вошед в нее нашли брата, который сидел и плел веревку, он не взглянул на нас, не приветствовал нас и совсем не хотел заводить разговора с нами. Авва Виссарион сказал мне: «Пойдем отсюда: может быть, старцу не угодно говорить с нами». Мы отправились в город Лико и пришли к авве Иоанну. Приветствуя его, мы сотворили молитву. Потом сели и начали говорить о том, кто что видел. Сказывал авва Виссарион, что вышел указ об истреблении идольских капищ, приведен уже в исполнение и капища разрушены.
На обратном пути мы опять пришли к пещере, в которой видели брата. Старец сказал мне: «Войдем к нему, может быть, Бог внушил ему поговорить с нами». Когда же мы вошли, то нашли его умершим. Старец говорит мне: «Пойдем, брат, приготовим тело его к погребению, ибо для этого нас послал сюда Бог». Когда мы приготовляли его к погребению, нашли, что это была женщина. Старец удивился и сказал мне: «Вот как и женщины побеждают сатану, а мы в городах бесчинствуем». Прославив Бога, защитника любящих Его, мы удалились оттуда».
≈
Один брат спросил авву Даниила: «Дай мне одну какую-нибудь заповедь, и я буду соблюдать ее». Авва говорит ему: «Никогда не опускай руки своей в блюдо вместе с женщиною и не ешь с нею. Через это ты несколько убежишь от демона блуда».
≈
Некогда, во время пребывания аввы Арсения в Канопе, одна весьма богатая и богобоязненная девица из сенаторского рода пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила архиепископа убедить старца Арсения принять ее. Тот пошел к авве Арсению и просил его, говоря: «Такая-то девица сенаторского рода пришла из Рима и желает видеть тебя». Но старец не согласился принять ее. Когда сказали об этом девице, она приказывает запрягать ослов, говоря: «Я надеюсь на Бога, что увижу старца, ибо пришла видеть не человека. Людей много и у нас в городе, но я пришла видеть пророка».
Когда она достигла кельи старца, случилось, по усмотрению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца, девица пала к ногам его. Но он поднял ее с гневом и, смотря на нее, сказал: «Если хочешь видеть лицо мое, то вот смотри!» Девица от стыда не взглянула на его лицо. Старец говорит ей: «Разве ты не слышала о делах моих? На них должно смотреть. Как ты решилась плыть так далеко? Разве не знаешь, что ты женщина, что тебе никогда не должно никуда выходить? Или ты для того пришла, чтобы по возвращении в Рим сказать другим женщинам: я видела Арсения — и море сделается путем для женщин, идущих ко мне?»
Девица отвечала: «Если Богу будет угодно, я не допущу ни одной женщине прийти сюда, но ты молись о мне, и поминай меня всегда!» Старец в ответ сказал ей: «Буду молиться Господу, чтобы Он изгладил память о тебе из моего сердца». Услышав это, она ушла в смущении, и по возвращении в город от печали впала в горячку. О ее болезни сказали архиепископу Феофилу, и он пошел к ней, чтобы узнать, что же случилось. Девица воскликнула: «Лучше бы никогда не приходить мне сюда! Я сказала старцу: помни обо мне, а он отвечал: буду молиться Богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе, — и вот я умираю от печали».
Архиепископ ответил ей: «Или не знаешь, что ты женщина и что через женщин враг воюет на святых? Потому так и сказал тебе старец, а о душе твоей он будет всегда молиться». Таким образом, успокоилась девица и с радостью отправилась в свое отечество.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 29 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других