В этой книге заядлый пчеловод Николай Михайлович поделится с вами секретами содержания и разведения пчел. Вы узнаете все о том, как организовать пасеку, чтобы она приносила удовольствие и доход. Какой необходим инвентарь и чем болеют трудолюбивые насекомые. Кроме этого, он расскажет, в какие «куколки» играют пчелы, чем кормят малышей пчелы-кормилицы и то, что у кавказских пчел совсем не южный темперамент.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука эффективного пчеловодства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пчелиная семья
В пчелиной семье живет много работающих пчёл и одна матка.
При матке жизнь в улье идет нормально; все пчёлы заняты работой, у летка улья оживлённо. Но стоит только отобрать матку, — и через 1–1,5 часа семью не узнать: пчёлы беспокойно бегают по передней стенке улья, как бы отыскивая что-то утраченное. Если же оставить пчёл без матки на продолжительное время, то семья погибнет.
В летнее время в пчелиной семье появляются самцы — трутни. Трутни временные, как бы сезонные члены семьи; к осени они погибают.
Весной и летом ячейки сотов заполнены расплодом — яйцами, личинками и куколками — будущими пчёлами.
Матка
От рабочих пчёл матка отличается и размером и внешним видом. Она значительно больше рабочих пчёл (длина её 20–25 мм), имеет удлиненное брюшко, наполовину прикрытое крыльями. Молодые неплодные матки очень юрки и подвижны, плодные матки, наоборот, отличаются плавностью и медлительностью своих движений.
В пчелиной семье может жить и работать только одна матка. При появлении в семье второй матки, они вступают в ожесточенную схватку, которая обычно кончается смертью одной из них.
Матка в пчелиной семье — единственная вполне развитая самка; она является матерью всего населения улья. Матки откладывают яички, из которых развиваются и пчелы, и трутни, и новые матки. Однако яйценоскость матки зависит от рабочих пчел. Если пчелы усиленно кормят матку, она откладывает большое количество яичек; при отсутствии взятка и при неблагоприятных условиях погоды пчёлы хуже кормят матку, и яйценоскость ее сокращается, а иногда и совсем прекращается. Матка откладывает в год до 150000 яичек; некоторые матки могут отложить даже до 200000 яичек. Для откладки большого количества яиц матка должна хорошо и часто питаться. В периоды кладки яиц матку всегда окружает группа рабочих пчёл, которые кормят ее «молочком», вырабатываемым в специальных желёзках этих пчёл.
Продолжение пчелиного рода может обеспечить только плодная матка, т. е. матка, спарившаяся с трутнем. Такая матка несёт яйца двух родов: оплодотворенные, из которых развиваются исключительно женские особи (рабочие пчелы и матки), и неоплодотворенные, из которых развиваются только трутни.
Матка через 5–7 дней после рождения вылетает из улья, делая первые ознакомительные облёты. Затем, во время так называемых брачных вылетов матка продолжает вылетать до тех пор, пока она не встретится с трутнем и не спарится с ним в воздухе. Вылетает матка обычно в тёплые дни (при температуре не ниже 19°С) между 11 часами дня и 5 часами вечера.
Наблюдения показали, что матка, не спарившаяся с трутнем в течение месячного срока, теряет способность к спариванию, прекращает вылеты и приступает к кладке яичек. Но такая матка может откладывать только неоплодотворённые яйца, из которых выводятся трутни. Она и называется поэтому маткой-трутовкой.
Если же матка спарилась с трутнем, то через 2–3 дня она начинает откладывать оплодотворенные яички. В каждую ячейку сота она, как правило, откладывает только по одному яичку.
Живут матки до 5 лет, но хорошими несушками они бывают только первые два года жизни. После этого срока матки обычно сокращают кладку яиц, вследствие чего количество пчёл в семьях со старыми матками значительно уменьшается; семья становится слабой. Вот почему пчеловоды должны сменять маток в пчелиных семьях регулярно через каждые два года.
Плодные матки после спаривания обычно не вылетают из улья. Лишь в роевую пору матка вылетает из улья вместе с роем для того, чтобы на новом месте основать новую семью.
Получение плодных маток
Нуклеусы. Для получения плодных маток на пасеке формируют маленькие семейки-нуклеусы. Помещают их в обычные ульи Дадана-Блатта, разделённые перегородками на 2–3 самостоятельных отделения. Перегородки должны доходить до дна и плотно прилегать к стенкам улья, чтобы пчёлы не могли переходить из одного отделения в другое. Перегородки в улье лучше делать выдвижными, чтобы, когда это потребуется, можно было 2–3 семейки объединить в одну. Для этого на передней и задней стенках внутри улья набивают по 2 планки с промежутками, соответствующими толщине перегородки.
В каждом отделении нуклеуса необходимо проделать леток. При разделении улья пополам один леток делают в передней, другой — в задней стенках улья; при разделении улья на три части делается ещё третий леток внизу одной из боковых стенок. Когда же улей имеет 4 отделения (как, например, в ульях-лежаках), летки устраивают со всех четырёх сторон улья.
Передние стенки каждого отделения улья раскрашиваются в разные цвета. Знакомая окраска помогает пчёлам и маткам безошибочно находить свой леток при возвращении в улей.
Каждое отделение улья должно иметь самостоятельный потолок (деревянный или холстинку), чтобы при осмотрах открывать только нужное отделение; верхнее утепление может быть общим для всех семей.
Нуклеусы формируют из обычных рамок Дадана-Блатта путём переноса одной или двух рамок с расплодом, пчёлами и кормами из любой семьи пасеки. В случае надобности легко создать из нуклеуса нормальную семью, переставив его гнездо в более просторный улей и подсилив расплодом или пчёлами из других семей. В разделённых перегородками ульях хорошо могут зимовать до весны 2–3 семейки с запасными матками.
Можно формировать нуклеусы в ульях, рядом с основными семьями. Для этого сбоку гнезда отгораживают отделение на три рамки (так называемый «карман») с отдельным летком.
Формирование нуклеусов. Чтобы нуклеусы хорошо принимали маточники или неплодных маток, необходимо соблюдать следующие условия:
1) нуклеусы формировать из молодых нелётных пчёл;
2) в нуклеус не давать сотов, содержащих открытый расплод или яички;
3) матку или маточник давать спустя 3–6 часов после формирования нуклеуса.
Хуже принимают пчёлы неплодных маток и маточники в безвзяточное время, при низкой температуре воздуха и при ветре. Поэтому создавать нуклеусы и подсаживать в них маток лучше всего в тёплые дни, хотя бы с небольшим взятком.
Большое значение имеет возраст подсаживаемых маток. Зрелые маточники пчёлы всегда принимают лучше, чем уже выведшихся маток. Чем моложе матка, тем охотнее принимают её пчёлы. При подсадке маток в возрасте 7 дней и старше, гибель маток достигает нередко 60–70 процентов. Поэтому при формировании нуклеусов лучше давать им зрелые маточники.
В южных районах формируют нуклеусы из одной рамки с печатным зрелым расплодом (лучше, если из него уже выходят пчёлы) и двух рамок с мёдом и пергой. На эти рамки стряхивают ещё молодых пчёл с двух рамок. В центральных и северных районах для нуклеуса берут 2–3 рамки с расплодом и сидящими на них пчёлами и 2 рамки с мёдом и пергой; кроме того, к ним дополнительно стряхивают пчёл с 2–3 рамок.
Рамки с расплодом ставят в середину, а с мёдом и пергой — по краям. При отборе рамок тщательно следят, чтобы вместе с рамками или стряхиваемыми пчёлами не перенести в нуклеус и матку. Чтобы этого не случилось, перед отбором рамок и пчёл находят матку и накрывают её на соте колпачком; выпускают матку по окончании работы.
Вместо отобранных для нуклеуса рамок в гнёзда семей ставят рамки с искусственной вощиной. К вечеру почти все лётные пчёлы, попавшие в нуклеусы при их заселении, возвратятся в свои семьи, а в нуклеусах останутся по преимуществу молодые нелётные пчёлы. Тогда им дают маток или маточники.
Можно, однако, давать маток или маточники и сразу при формировании нуклеусов. Клеточку с маткой или маточником помещают в промежуток между двумя средними сотами.
Маточники на клинышках вкалывают в сот в верхней части одной из средних рамок нуклеуса.
Нуклеус, в который подсажена матка, осматривают на следующий день к вечеру и матку выпускают из клеточки, залепив нижнее отверстие её листком воска или искусственной вощины.
При формировании нуклеусов нужно помнить, что в очень слабых и неутеплённых нуклеусах оплодотворённые матки долго не начинают кладки яиц; расплод же, поставленный в семейку, может застыть. Поэтому для нуклеуса берут столько пчёл, сколько нужно, чтобы они хорошо покрыли рамки; сверху, желательно и сбоку, нуклеусы тщательно утепляют.
При формировании в один и тот же день большого числа нуклеусов (20–25 и больше) рамки с расплодом и молодыми нелётными пчёлами лучше подготовить заранее. Это позволит быстро сформировать нужное количество нуклеусов в тот день, когда на пасеке будут зрелые, печатные маточники.
Осматривая семьи, из них выбирают по 1–2 рамки со зрелым, печатным расплодом и покрывающими их пчёлами. Отбираемые рамки помещают в запасные гнездовые корпуса, которые ставят сверху на гнёзда нескольких сильных семей. Между верхним и нижним корпусами кладут густую металлическую сетку. Расплод будет обогреваться за счёт тепла нижней семьи. В корпусе с расплодом делают маленький леток, через который захваченные вместе с сотами старые пчёлы могут возвратиться обратно в свои ульи.
Попутно от сильных семей отбирают по нескольку рамок с мёдом и пергой (без пчёл), которые переносят в запасной корпус. Взамен этих рамок в гнёзда семей ставят рамки с искусственной вощиной.
На следующий день формируют нуклеусы путём постановки в каждое отделение улья по 1–2 рамки с печатным расплодом и покрывающими их пчёлами и двух рамок с кормами. Одновременно с формированием нуклеусов им дают молодых маток или маточники.
Формировать нуклеусы описанным способом можно только в том случае, если на пасеке нет заразных болезней.
Уход за нуклеусами. При формировании нуклеусов наливают воду в ячейки одного из крайних сотов (примерно, полстакана). Если же в сотах имеется жидкий незапечатанный мёд, то дача воды необязательна.
Летки в нуклеусах сокращают до прохода 2–3 пчёл. Если при осмотрах нуклеусов обнаружится, что отдельные семьи сильно ослабели, то их следует подсилить, поставив рамку с печатным расплодом, из которого уже выходят пчёлы.
Осматривать нуклеусы лучше всего утром или после 5–6 часов вечера, когда матки не вылетают на спаривание. Осмотр среди дня может повести к развитию воровства, а также к потере маток. Если во время осмотра матка взлетит, следует прекратить дальнейшую работу и самому пчеловоду остаться в том же положении, в котором он был до этого. Вспорхнувшая матка через несколько минут обычно возвращается в улей.
На 3–5-й день после формирования нуклеусов им ставят в середину гнезда по одной рамке с яйцами и молодыми личинками для вскармливания. Эти соты берут от основных семей с пасеки. Сот, из которого уже вышли пчёлы, при этом отбирают.
От момента помещения матки в нуклеус до начала кладки яиц проходят различные сроки. При благоприятных условиях погоды в течение 15 дней 97% маток становятся плодными и начинают засев. Поэтому нет никакого расчёта держать матку в нуклеусе больше 15 дней. Если за этот срок матка не начала кладку яиц, лучше такую матку отобрать, а в нуклеус поместить новую или дать зрелый маточник.
Матку, начавшую кладку яиц, через 2–3 дня используют для образования новой семьи (отводка) или для замены старой матки в основных семьях пасеки. Часть нуклеусов оставляют в зиму как семейки с запасными матками.
Трутни
В середине весны на пасеке начинают появляться трутни — самцы. Они никакой работы в пчелиной семье не выполняют. Единственное их назначение — оплодотворять маток. Трутни имеют сильные крылья, которые значительно длиннее брюшка, и большие глаза, необходимые для того, чтобы во время полёта увидеть и догнать матку. Трутни не имеют жала, поэтому защищаться они не могут.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука эффективного пчеловодства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других