Вера Холодная — таково было имя первой русской киноактрисы, первой звезды немого кинематографа. Очень талантливая, очень способная актриса сумела перевоплотиться во множество ролей, сыграв практически всё, что так или иначе смотрели в России. После революции, которую она так и не пережила, плёнки с её картинами были смыты. И на них стали снимать другое кино. А старый русский кинематограф так и погиб — в безвестности, забытый всеми.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Вера Холодная. Русский кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. «Важнейшее из искусств»
Среди великих изобретений современности особое значение имеет кинематограф. Театр, в том числе и музыкальный, искусство для избранных. Он доступен жителям крупных городов, людям с определённым уровнем дохода и образования. Кинематограф же предельно демократичен.
В начале ХХ столетия маленькие кинотеатры появились по всей планете, в городах больших и маленьких. Они быстро набрали популярность и стали самым распространённым видом развлечения среди всех слоёв населения — от нуворишей до прачек, от зажиточных буржуа до безработных. Кинематограф — главный культурный феномен ХХ века.
Вокруг истории отечественного кинематографа бытует множество легенд. Одна из них состоит в том, что в России кино из развлечения для богатых превратился в истинно народное искусство лишь после октябрьского переворота большевиков в 1917 году. Это совершенно не так. Кино было доступно всем. Кинотеатры собирали огромное количество зрителей. А киноартисты могли поспорить по популярности со звёздами балета, оперы и драматического театра того времени.
Знаменитая сентенция Ленина — «важнейшим из искусств для нас является кино» — появилась не на пустом месте. Не «новое искусство» сделало кино общенародным и «важнейшим». Большевики воспользовались уже вставшим на ноги русским кинематографом, превратив кино в мощнейшее средство пропаганды. Воспользовались и… уничтожили дореволюционный русский кинематограф.