Цель книги – рассказать широкой аудитории о том, как самостоятельно организовать и провести центр оценки (ассессмент-центр) или проверить качество работы провайдера. Книга объединяет 10 последовательных шагов, этапов оценки, где описаны необходимые действия. На каждом этапе разбираются методические вопросы, которые чаще всего вызывают трудности у организаторов и исполнителей подобных проектов. Это первое и единственное в России издание, где: Предложен план подготовки и проведения проекта с применением центра оценки. Даются рекомендации в соответствии с нормами российского стандарта центра оценки. Предложен способ планирования и измерения отдачи от проектов по оценке. Даются методические рекомендации по разработке заданий для центра оценки, приводятся примеры заданий. Кузьмина Ирина Анатольевна, руководитель направления управления кадровым резервом, ОАО «Газпром нефть»: «Практичная, полезная, понятная, другими словами правильная книга, написанная настоящими профессионалами. В книге описаны, пожалуй, все возможные подводные камни и предложены конкретные советы по тому, как их избежать. Начинающим специалистам в области оценки и развития людей книга позволит в простой и лаконичной форме познакомиться с технологией разработки и проведения центров оценки и развития. Опытному читателю книга поможет структурировать все имеющиеся знания в простую схему из 10 шагов. И те, и другие, несомненно, оценят приятное дополнение – шаблоны писем, бланков, опросников, примеры упражнений – их легко можно переработать под собственные цели и задачи или использовать как есть». Сергиенко Сергей Константинович, доктор психологических наук, профессор ГОУ ВПО «Государственный университет управления»: «Когда-то Андрей Макаревич, лидер рок-группы «Машина времени» и один из кумиров моего поколения, делил все песни (независимо от жанров и направлений) на «хорошие» и «плохие». Эта самая простая классификация применима и к книгам. Данная книга относится к «хорошим». Несомненным ее достоинством является четкое операционализированное описание метода центра оценки. Я с удовольствием буду использовать эту работу как учебное пособие в своих лекциях для бакалавров, магистров и слушателей курсов MBA.» Грозина Екатерина Юрьевна, Заместитель директора по развитию, ННОУ “Учебный Центр ОАО Иркутскэнерго”, руководитель проектов по развитию персонала ОАО «ЕвроСибЭнерго»: Думаю, «Навигатор по разработке и проведению ЦО» для многих станет настольной книгой, а «10 шагов» организации ЦО, очень понятно и структурировано представленные, будут полезны как новичкам, так и опытным оценщикам для постоянной самопроверки. Кроме этого, книга, без сомнения, устанавливает высокую планку в качестве проведения ЦО и является необходимым методологическим материалом для обеспечения соответствия российскому стандарту центра оценки».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Центр оценки. Шаг за шагом. Навигатор по разработке и проведению предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Определения и сокращения
Определения
Администратор центра оценки — сотрудник, который организует техническую часть процедуры центра оценки (ЦО). В его обязанности входит подготовка помещений для проведения ЦО, контроль регламента ЦО, организация питания участников ЦО, подготовка, выдача и сбор материалов ЦО и т. п.
Анализ профессиональной деятельности — сбор информации о ключевых задачах и образцах целевой профессиональной деятельности. Полученная информация является основой для определения набора компетенций/критериев, необходимых для успешного выполнения этой деятельности, а также для выбора или разработки методик оценки.
Валидность ЦО — обоснованность и пригодность применения программы ЦО в конкретных условиях.
Валидность содержательная — это степень соответствия моделирующих упражнений ЦО, разработанных образцов поведения и компетенций/критериев набору ключевых действий и задач профессиональной деятельности.
Валидность конструктная — это степень обоснованности того, что в ЦО действительно измеряются заданные и соответствующие научным представлениям компетенции/критерии. Конструктная валидность позволяет обосновать тот факт, что оценка, выставленная наблюдателем-экспертом, корректно спрогнозирует, насколько поведение участника будет соответствовать компетенциям/критериям, выявленным в ходе анализа профессиональной деятельности.
Валидность критериальная — это определенная статистическими методами степень соответствия результатов конкретной программы ЦО и показателей успешности деятельности, которые рассматриваются как объективные в соответствующей профессиональной среде. Показатели успешности деятельности должны определяться на подготовительном этапе ЦО. Оценка критериальной валидности возможна только по прошествии определенного времени после окончания ЦО.
Ведущий ЦО — специалист, который отвечает за содержательную часть проведения ЦО и организацию процедуры сведения оценок.
Дизайнер ЦО — специалист, который разрабатывает программу ЦО.
Задание ситуационной диагностики — см. моделирующее упражнение.
Классификация — отнесение описанных примеров поведения к образцам поведения и далее к компетенциям/критериям.
Компетенция/критерий — это группа образцов поведения, связанных с успешностью профессиональной деятельности. Образцы группируются на основе их смыслового сходства/различия. В практике ЦО понятия «компетенция» и «критерий» не различаются.
Моделирующее упражнение (задание) — метод деловой игры, который позволяет воспроизводить (моделировать) наиболее значимые поведенческие аспекты профессиональной деятельности.
Наблюдатель-эксперт ЦО (или «наблюдатель») — специалист, который наблюдает, описывает, классифицирует и оценивает поведение (НОКО) участников ЦО.
Наблюдение — отслеживание примеров поведения участников во время проведения упражнений.
Непосредственно наблюдаемое поведение — поведение (вербальное и невербальное) участника в ЦО, доступное восприятию наблюдателя-эксперта без искажения и потери информации.
НОКО — последовательность действий наблюдателя-эксперта в ходе проведения моделирующих упражнений. Состоит из четырех этапов: наблюдение (Н), описание (О), классификация (К) и оценка (О) поведения. По своему типу НОКО относится к независимой экспертной оценке.
Образец поведения (поведенческий индикатор) — типизированный (устойчивый и регулярно проявляющийся) пример успешного или неуспешного поведения. Группа образцов поведения составляет содержание компетенции/критерия.
Обратная связь — представление итоговых результатов оценки заказчикам и участникам, целью которого является обеспечение принятия результатов ЦО.
Описание — точная регистрация примеров поведения в протоколе наблюдения.
Оценка — определение уровня выраженности компетенции/критерия на основе используемой шкалы.
План наблюдения — это таблица, в которой указано, каких именно участников в каждом упражнении оценивают конкретные наблюдатели-эксперты. В плане отмечаются помещения, в которых проводится каждое упражнение, а также кто из участников и наблюдателей работает в этом помещении.
Показатель эффективности деятельности — независимая от результатов ЦО оценка участника, которая рассматривается как объективная в соответствующей профессиональной среде.
Пример поведения — способ решения задач профессиональной деятельности, доступный непосредственному наблюдению и объективной регистрации (описанию). Различают два типа примеров поведения: а) проявляющиеся в реальной профессиональной деятельности работника, б) демонстрируемые участником в моделирующих упражнениях ЦО.
Программа ЦО — это методическое описание ЦО. Она регламентирует проведение конкретного ЦО.
Профессиональная деятельность — трудовая деятельность, соответствующая принятым в обществе нормам, в том числе требованиям к эффективности деятельности и квалификации исполнителей.
Разработчик моделирующих упражнений ЦО — специалист, который создает моделирующие упражнения для ЦО.
Расписание ЦО — последовательность и точное время начала/окончания упражнений и других методик.
Ролевой игрок — выступает в качестве партнера участников ЦО в упражнениях, моделирующих взаимодействие. В качестве ролевого игрока может выступать как специально подготовленный актер, так и наблюдатель-эксперт, прошедший дополнительное обучение.
Сведение оценок — процедура интеграции индивидуальных экспертных оценок. Упражнение — см. моделирующее упражнение.
Центр оценки (ассессмент центр, ЦО) — комплексный метод диагностики потенциальной успешности в профессиональной деятельности, включающий набор различных частных методов, основой которого является оценка поведения участников группой наблюдателей-экспертов в моделирующих упражнениях. При решении задач развития вместо термина ЦО может использоваться центр развития (девелопмент центр).
Шкалы оценки поведения в ЦО — правила определения уровня выраженности компетенции/критерия. При оценке поведения в ЦО используются шкалы порядка[2].
Сокращения
ЦО — центр оценки.
ЦР — центр развития.
НОКО — наблюдение, описание, классификация, оценка.
ROI — return on investments (возврат на инвестиции).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Центр оценки. Шаг за шагом. Навигатор по разработке и проведению предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других