Книга для родителей и учителей, как создавать стратегию обучения, исходя из интеллектуальных и физических возможностей ребенка. Рассматриваются перспективы семейного обучения, выстроенные изначально на хорошем фундаменте: мощной когнитивной базе, отличной технике чтения и желании учиться у ребенка.Как сделать обучение интересным, чтобы дети полюбили учиться. Книга является результатом исследований в обучении детей чтению и нейрофизиологии, преподавателем с 16-летним стажем
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Успех рождается в детстве. Серия «КБЧ. Обучаем и воспитываем чемпионов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Эксперт в области ускорения мышления и развития интеллекта, преподаватель с 16-летним опытом, brain-стратег Александра Рудаманова
Нейрофизиолог, преподаватель, кандидат биологических наук Надежда Теребова
© Нина Шевчук, 2018
ISBN 978-5-4493-2997-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Часть 1. Стратегия обучения
Воспитание совершается не столько на основе знаний и наставлений, сколько на основе каких-то тайн, которые приоткрываются нам в моменты истины воспитания. Надо только уметь улавливать эти моменты.
Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа, которая не поддаётся измерению. Ребёнок всё может, только воспитайте его достойно.
Детей надо любить с чувством глубокой ответственности, долга и служения перед Творцом.
Шалва Амонашвили
Чемпионы мыслят масштабно.
Работают масштабно.
Они настойчивы и
дисциплинированны.
Дональд Трамп
Вступление
Не совершенствуя самого себя —
я не мыслю совершенствование
своих учеников.
Шалва Амонашвили
Кто я?
Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Нина Шевчук. Я преподаватель быстрого чтения с 16-летним опытом, чемпионка Крыма по скорочтению 2002 г., личный рекорд 25 000 слов в минуту. Мною была разработана методика обучения качественному и быстрому чтению для детей и взрослых — КБЧ.
Ко мне обращаются дети всех возрастов от 5 до 18 лет — дошкольники, начальная, средняя и старшая школы, студенты. А также взрослые, среди них — родители моих учеников, научные сотрудники, учителя школы (чаще учителя начальной школы), переводчики, коучи, психологи, логопеды и преподаватели быстрого чтения.
Благодаря тому, что работаю с детьми и взрослыми разных возрастов, мне удалось проследить часто повторяющиеся ошибки, которые совершают родители, воспитатели или учителя, обучая детей чтению. А также четко увидеть картину, к чему приводят эти ошибки в разных возрастных группах и даже у взрослых.
На самом деле, ошибки, которые происходят во время обучения детей в дошкольном возрасте влияют на всю их жизнь.
Какие же проблемы есть у детей и взрослых, связанные с чтением:
— у дошкольников — это страх и ненависть к чтению,
— у начальной школы — плохая техника чтения, которая остается до 5 класса, когда дети читают 20—50 слов в минуту,
— у средней и старшей школы — неспособность справляться с учебной нагрузкой, интеллектуальные перегрузки, высокий уровень стресса, влияющий на психосоматику,
— у студентов — неумение работать со справочной литературой и дополнительными источниками, чтобы повысить свою квалификацию в будущей профессии, стрессы во время сессий, написания курсовых и дипломных работ,
— у взрослых — частое забывание прочитанного, интеллектуальные перегрузки, хроническая усталость, рассеянность, депрессии, неспособность обучаться чему-то новому, чтобы повышать квалификацию.
Все это приводит у школьников и студентов к низкой успеваемости, неуверенности в себе, неспособности быть успешными в жизни. Затем плавно переходит во взрослую жизнь и, в большинстве случаев, так и не решается. А мы помним, что процесс обучения должен быть непрерывным и именно через чтение мы получаем наибольший процент информации, который позволяет нам становиться лучшими в своей профессии.
Если доверили тебе ребенка на воспитание,
то верни его крылатым.
Шалва Амонашвили
Дети-чемпионы
Мне удалось проследить и доказать на практике, если правильно подобрать стратегию обучения для ребенка любого возраста, даже если он отстающий на несколько лет в своем интеллектуальном развитии, можно направить его на путь чемпиона, который откроет ему новые перспективы в жизни.
Особенно это заметно у детей-спортсменов, которые часто из-за большого количества ежедневных спортивных тренировок не успевают осваивать школьную программу, поэтому учатся на «двойки» и «тройки». Дети-спортсмены обладают одной особенностью — они могут быстро обучаться чему-либо в силу большой скорости реакции, наработанной в спорте.
Именно благодаря детям спортсменам мною было доказано на практике, в каком бы возрасте ко мне ни обратились за помощью, ребенку всегда можно помочь, поднять успеваемость в школе, улучшить технику чтения, повысить его самооценку, раскрыть его способности, показав ему новые возможности.
Ну и что же, что есть стандарты образования!
А если я нестандартный педагог?
Что станет со стандартами?
Шалва Амонашвили
За что я переживаю?
Сегодня, когда старая система образования не решает проблемы, стоящих перед каждым учителем, работающим с новым поколением детей, мы вынуждены постоянно искать технологии, как повысить эффективность, результативность обучения детей.
Что сделать для того, чтобы дети полюбили читать, познавая мир через чтение, чтобы они как можно раньше определились, кем станут в жизни, какую получат профессию? Чтобы они полюбили учиться и процесс обучения стал для них не только естественной, а и неотъемлемой частью их повседневной жизни?
В этой книге будут раскрыты разные причины, почему все-таки дети не хотят учиться и не желают ходить в школу. Мне пришлось потратить 16 лет, чтобы найти ответы на эти вопросы и на практике доказать, что они решаемы не только у одного ребенка, а у сотен детей разного возраста, которые обучились у меня за это время.
Мне хочется поделиться своим опытом с учителями и родителями, которые также, как и я переживают за успех детей и их становление как гармоничной счастливой личности. Надеюсь, что ключи, которые были найдены мной, помогут вам сделать обучение не только результативным, но и по-настоящему радостным и интересным.
Просто любить ребенка мало
Надо знать, как мудро его любить,
чтобы он принял наш дар и
отозвался воспитанностью.
Шалва Амонашвили
О чем эта книга?
Книга «Успех рождается в детстве» из серии «КБЧ. Обучаем и воспитываем чемпионов» состоит из нескольких частей. В первой и во второй частях мы с вами рассмотрим, как выстраивать стратегию обучения по школьной программе для конкретного ребенка.
Поскольку уровень успеваемости школьников напрямую зависит от их техники чтения, мы обязательно поговорим, что нужно делать, чтобы помогать ребенку лучше читать в любом возрасте, начиная от дошкольников и заканчивая студентами и взрослыми. Этому будет посвящена третья часть. Каждая возрастная категория имеет свою специфику в решении проблем с чтением. В книге вы найдете самые действенные способы, которые помогают решить эти проблемы в самые короткие сроки.
Одним из главных результатов моей методики является интерес и любовь к чтению у детей, независимо от скорости, которой сможет овладеть ребенок во время наших занятий. На моих уроках каждый ученик раскрывает свой незаурядный потенциал и идет строить свою жизнь, полюбив познавать мир через чтение.
Как только у ребенка улучшается техника чтения, у него автоматически растет успеваемость, а также улучшается когнитивная база — память, внимание, восприятие, интеллект, речь, мышление, увеличивается скорость реакции.
Моя практика доказала, что на самом деле чтение начинается с пересказа. Поэтому в любом возрасте с каждым учеником мы развиваем эту способность. Именно благодаря навыку пересказа ребенок начинает владеть своей речью, как письменной так и устной. Это позволяет ему писать все письменные работы на более высокие оценки, а также сдавать экзамены без мощнейших стрессов, как это происходит с большинством детей.
Занимаясь с детьми, я столкнулась с тем, что многие родители даже не подозревают о том, что уже существуют новые технологии обучения детей и взрослых, благодаря которым сегодня родители сами могут дать своим детям то самое фундаментальное образование, о котором все так мечтают.
Поэтому эта книга будет полезна и учителям, и родителям, независимо от того, обучаются ли дети дома на семейном обучении или ходят в школу.
Моя задача состоит в том, чтобы раскрыть новые возможности, которые используются в обучении сегодня. Эти знания позволят родителям выбрать самое лучшее для своих детей.
Итак, в первой части мы поговорим с вами, как выстраивать стратегию обучения, чтобы успешно освоить школьную программу. Примеры из практики помогут вам определиться, какой вариант вам лучше выбрать для вашего ребенка — обучение на дому или в школе.
Все, что мы закладываем в детстве в наших детей, все это в будущем будет влиять на их успех в жизни. Поэтому книга так и называется «Успех рождается в детстве».
Давайте вместе поможем нашим детям стать настоящими чемпионами во всех сферах своей жизни!
С уважением, Нина Шевчук.
Крым, 2018
Глава 1
Если думаешь о чем-то
что это невозможно,
то ты тем самым делаешь
это невозможным.
Брюс Ли
Что такое быстрое и качественное чтение?
— Здравствуйте, дорогие друзья! С вами Валентина Приходько и наша гостья. Представьтесь, пожалуйста, нашим зрителям, — предложила журналист, удобно усаживаясь в кресле
— Здравствуйте! Меня зовут Нина Шевчук. Я преподаватель по быстрому чтению, автор методики «КБЧ — качественное и быстрое чтение для детей и взрослых» с опытом работы 16 лет, — ответила гостья.
— Рада приветствовать вас сегодня у нас в студии, — сказала журналист.
— Спасибо!
— Итак, сегодня мы поговорим о чтении. А точнее о его качестве и скорости, раскроем разные мифы, связанные с этой темой, — начала журналист, настраивая зрителей. — Вы готовы? — спросила она, обращаясь к Нине.
— Да, конечно! С удовольствием расскажу много всего интересного, связанного с этой темой.
— Прекрасно! Давайте сначала разберемся: что же такое качественное и быстрое чтение, — предложила журналист.
— Качественное чтение — это умение находить суть того, что вы читаете, правильно усваивать мысли автора, запоминать с первого прочтения, а также способность вспоминать прочитанное в любой момент жизни, независимо от того, сколько прошло времени после прочтения.
— Хорошо, а что такое быстрое чтение?
— Быстрое чтение — это сплошное чтение текста с помощью определенных методов, которые обеспечивают усвоение информации на различных скоростях. Если человек умеет читать качественно, то может это делать на любой скорости: от 400—1000 слов в минуту, 10 тыс. и более1.
— Интересно.
— Я знаю, что вы читаете достаточно быстро. Какая у Вас скорость?
— Когда я заканчивала курсы в 2002 году по быстрому чтению, моя скорость со 130 слов поднялась до 6 000 слов в минуту2. Затем в ходе тренировок — до 15 тысяч. Мой личный рекорд — 25 тысяч слов в минуту3.
— Я знаю, что вы чемпионка Крыма по быстрому чтению 2002 года. Такая скорость, конечно, впечатляет. Скажите, а вы так читаете все книги?
— Нет, человек, который достигает определенной скорости, умеет читать на любой скорости в пределах своего рекорда в зависимости от задач, которые перед ним стоят. Сам факт того, что он может взять такую скорость говорит о том, что он обладает более мощной концентрацией внимания, памятью, восприятием, скоростью реакции, выносливостью перед интеллектуальными нагрузками, он легче и быстрее обучается новому, быстрее принимает решения, генерирует нестандартные идеи, может работать в мультизадачном режиме, вести несколько проектов одновременно. Одним словом, его способности, с которыми он родился, умножаются в разы.
Приведу свой личный пример. В 2002 году я читала всего 100 слов4 в минуту с понимаем текста 30—50%, о запоминании речи не было, потому что я с трудом могла вспомнить что-либо прочитанное.
Когда я освоила технику быстрого чтения, то скорость чтения повысилась до 6 тыс. слов в минуту5, а запоминание и усвоение прочитанного до 90%.
— Скажите, а как такие способности быстро читать отражаются на вашей жизни? Что вы делаете такого, что не может обычный учитель, например?
— 16 лет назад, чтобы мне создать одну учебную программу, нужно было потратить 2 года. 10 лет назад — два месяца. Сейчас мне нужно для этого 16—18 часов. Причем теперь я пишу сразу 4—5 программ одновременно, а раньше мне было сложно написать даже одну.
— То есть вы хотите сказать, что с годами ваши способности развиваются еще больше, а не угасают, как это мы часто видим. Ведь считается, чем человек младше, тем он более эффективен. Обычно студенты показывают самые большие результаты, поэтому на работу и стараются брать до 30 лет. А у вас получается с каждым годом эффективность в работе растет!
— Да, потому что навык быстрого чтения совершенствуется с годами и помогает оптимизировать разные процессы в работе.
— Это удивительно! А что вы можете сказать о детях, какие возможности открываются перед теми, кто обучился по вашей методике? — спросила Валентина.
— Если говорить о детях, могу привести такой пример. Девочка в 6 классе со 180 слов вышла на 6500 слов в минуту6 за полгода. Уже в 7 классе она вела 3 школьных предмета своим одноклассникам — русский, биологию и географию. 7 класс закончила на «отлично», хотя всегда была троечницей.
— Да, вот это да!!! Очень вдохновляет!
Резюме 1 главы
— КБЧ — качественное и быстрое чтение для детей и взрослых — Качественное чтение — это 100% усвоение прочитанного. Быстрое чтение — это умение работать с информацией на нужной скорости в зависимости от цели и задачи чтения: от 400—1000 слов в минуту, 10 тыс. и более7.
— У быстрочитающего более мощная концентрация внимания, память, восприятие, скорость реакции, быстрое ясное мышление, выносливость при работе с большими объемами информации.
— Быстрочитающий человек преумножает свои врожденные способности многократно, благодаря чему он быстрее принимает взвешенные решения, генерирует нестандартные идеи, спокойно работает в мультизадачном режиме, ведет несколько проектов одновременно.
Глава 2
Необходимо действовать, исходя из своих убеждений. Недостаточно обладать знанием, так как его необходимо применять. Также не достаточно желания, так как необходимо действовать
Брюс Ли
У каждого ребенка должна быть своя система обучения
На сегодняшний день в мире существует огромное количество обучающих систем для до школьни ков и детей начальной школы. Большинство родителей знакомы с системами Жохова, Монтессори, Шичида, Домана, Зайцева, Эльконина и Давыдова, Лысенковой, Щетинина, Амонашвили и др.
Все эти системы имеют свои цели и задачи для обучения и развития детей в определенном возрасте.
— Я все думаю, какую систему обучения выбрать для своего ребенка, — задал Виктор давно беспокоивший его вопрос. — Что лучше: Монтессори, Жохов или что-то еще? Я уже полгода изучаю эту тему и нахожу противоречивые мнения родителей.
Что ты можешь сказать, как человек с опытом, который обучает детей уже столько лет? 16 лет — это достаточно много. Наверняка, у тебя есть какое-то свое мнение?
— Конечно есть! — ответила Нина, улыбаясь. — Обучение детей — это моя самая любимая тема. О ней я могу говорить часами.
— Здорово! — обрадовался Виктор, чувствуя, что на сердце что-то отлегло, теперь он точно определится, что же делать с обучением своих детей окончательно. Он доверял ее опыту и мнению.
— На самом деле никакая система не подходит.
— Но почему, ведь их так много? — недоумевая, спросил Виктор.
— Потому что дети все разные, и система обучения у каждого должна быть своя. А обучать детей должны сами родители, ведь лучше их никто не знает своих детей.
— А как во всем этом разобраться? — спросил Виктор, пытаясь понять, что же делать.
— Обучение — это бесконечный непрерывный ежедневный процесс, а многие думают, что обучение начинается только тогда, когда ребенок сел за парту и зазвонил звонок.
Но на самом деле, обучение идет ежесекундно у ребенка. Вопрос в том: чему учится ребенок, а также в том, как и к чему все это приведет в конечном итоге.
— Так, — задумчиво сказал Виктор, пытаясь уловить мысль
— Поэтому я считаю, что должна быть стратегия обучения. Без нее нет смысла обучать детей. Если родитель четко не представляет, чему и как он должен научить ребенка и что будет в конечном итоге, то он обязательно будет совершать ошибки, а, значит, будет много разочарований и недопонимания в семье. Вместо успешного обучения дома будут скандалы, а родители постоянно будут бегать за детьми и уговаривать их сделать уроки, как это часто бывает.
— Да, я слышал такое, что на семейном обучении дети не хотят делать уроки, а родители не знают, как их заставить.
— Не нужно заставлять, нужно научить учиться и полюбить учиться.
— Да, об этом часто говорят учителя, но как это сделать, непонятно.
— Это еще раз подтверждает, почему обучать детей должны сами родители. Потому что дети копируют своих родителей. Если родителям нравится познавать мир, то и дети с удовольствием это делают. Отсюда вывод, если мы хотим, чтобы дети полюбили учиться, мы должны сами это любить.
— Действительно! Я как-то об этом не думал.
— Одной из причин, почему дети не хотят учиться, является непонимание родителей, насколько сложные они дают задания, пытаясь решить какую-то учебную проблему (улучшить технику чтения, научить решать примеры и т.д.). Отсюда идут высокие требования к результату и большие ожидания родителей. Ребенок не справляется и начинается негатив в обучении.
— Можешь привести пример?
— Однажды ко мне обратилась мама с просьбой помочь разобраться в том, почему ее сын не хотел читать каждый день 10 страниц, а устраивал бойкот. Мама пыталась найти решение проблемы и написала мне. Мы провели консультацию, и выяснилось, что ребенок в 1 классе и читает всего 10—20 слов вслух8. Такое упражнение для него чрезвычайно сложное и при этом не решает его проблему с техникой чтения.
— Так.
— Мы начали заниматься и проблема исчезла. Техника чтения улучшилась. Уже в первом году обучения он очень полюбил читать, потому что его скорость чтения вслух выросла до 150 слов, а про себя он читал за 2509. Так он закончил 1 класс, читая много книг взахлеб. А до этого читал из-под палки.
— А что было дальше? — спросил Виктор.
— А дальше мальчик стал одним из моих самых лучших учеников. Каждый год он с нетерпением ждет, когда пройдет лето, и мы начнем снова заниматься.
В этом году мы занимались с ним уже четвертый год — он учится в 4 классе. И занимались мы по программе для детей 9 класса 3-го уровня сложности. За 30 минут он делал 36 заданий, с которыми даже за 1,5 часа не справляются старшеклассники. А 3 текста на время читал за 5 минут, отвечая на все вопросы без особых усилий. Хотя про себя он сейчас читает в пределах 600 слов в минуту10. Надо отметить, что такие тексты старшеклассники читают 20—30 минут.
Таким образом, если найти подход к ребенку, выстроить правильно его стратегию обучения, не требовать завышенные результаты, то ребенок полюбит учиться.
— Да, здорово! А есть еще какая-то причина, из-за которой родителям приходится бегать за детьми и уговаривать сделать уроки?
— Да, это дисциплина и самоорганизованность. Если у родителей нет этих качеств, то дома учить детей достаточно сложно. Соответственно, если у родителей эти качества хорошо развиты, то процесс обучения дома будет превосходным.
С чего начинается стратегия обучения
Стратегия обучения начинается с двух главных шагов:
1. Определение цели обучения.
Перед тем, как выстроить стратегию обучения, мы должны знать, к какой цели мы двигаемся.
Наша главная цель — дать знания системно по всем школьным предметам за определенный класс. Лучше всего это делать в формате погружений — это значит, изучение одного предмета по учебнику от самого начала до конца. Все главные темы выписываются в отдельную тетрадь в виде интеллект-карт, схем, таблиц, чтобы перед годовой аттестацией было удобно быстро повторить материал.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Успех рождается в детстве. Серия «КБЧ. Обучаем и воспитываем чемпионов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
400 слов в минуту — 24000 знаков в минуту,
1000 слов в минуту — 6000 знаков в минуту,
10 000 — 60 000 знаков в минуту