Переадресация:  блик солнца → блики солнца

История психологии. Шпаргалка

Н. В. Анохина

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «История психологии». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично».

Оглавление

6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.

Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась длительностью мышления — так считал Гераклит. Еще в доа-ристотелевский период распространение получило учение о том, что существуют так называемые части души.

Во времена существования пифагорейской школы возникло новое представление о трех частях души: «мужественной», «разумной» и «алчущей». Данное представление приняли Платон и Демокрит.

Аристотель же придерживался натуралистической позиции, он великолепно обобщил эмпирический материал, и его схема утверждала целостный генетический подход к процессам жизнедеятельности человека. В этом состояло преимущество аристотелевской схемы перед платоновской. Онтологические, психологические и гносеологические познания о природе психических явлений были крепко связаны между собой в умах древних мыслителей, поэтому они разделяли качества вещей на первичные и вторичные. Аристотель считал, что представления соединяются по законам ассоциации. Эта концепция Аристотеля положила начало одной из самых известных психологических теорий — ассоциативной. Аристотель опровергнул концепцию Платона и отнес субстрат воспоминания не кдуше, а к телу. Он считал, что душа и тело не могут существовать раздельно друг от друга. Также Аристотель высказал предположение о разграничении двух видов разума: практического и теоретического. Аристотель проложил непроходимую грань между психической деятельностью человека и животных и создал учение о гетерогенном разуме.

Эпикурейцы и стоики в своих разработках о познавательных способностях души сделали немало открытий, в особенности в плане преодоления трудностей, связанных с проблемой перехода от чувственных впечатлений к мышлению, устанавливающему твердые истины.

Эпикурейцы выдвигают некую концепцию о том, что положительное эволюционное развитие — это отсутствие отрицательного эволюционного развития. Стоики же объявляют войну любым аффектам, рассматривая их как «порчу разума».

Сложившиеся в античный период взгляды на различные виды психических явлений определили опорные пункты последующего психологического поиска.

Научные знания о психике, деятельность ученых древностей по добыванию этих знаний имеют величайшее значение, которое определяет их особую роль в развитии цивилизации.

Философские категории применимы к любым проявлениям умственной активности, к каким бы объектам она ни была устремлена.

Важнейшими объектами исследования исторического пути развития науки являются сами ее исследователи. Историческая логика движения познания обусловливается творческими исканиями личности.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я