Школьные олимпиады по экономике в научной организации

Н. Н. Сеничева, 2016

В работе представлен опыт организации конкурсно-олимпиадной деятельности обучающихся Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (г. Вологда). На протяжении 12 лет работы школьного факультатива НОЦ особый акцент сделан на предоставлении обучающимся возможности проявления способностей к изучению профильного предмета через презентацию результатов участия в конкурсах и олимпиадах, как городского, так и регионального, всероссийского и международного уровней. Основной целью организации конкурсно-олимпиадной деятельности в центре является выявление обучающихся, склонных к изучению экономики на профильном уровне, а также развитие их способностей путем вовлечения в активную познавательную, научно-исследовательскую и творческую деятельность. Издание предназначено для сотрудников региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений, а также других заинтересованных специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школьные олимпиады по экономике в научной организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Сеничева Н.Н., 2016

© ИСЭРТ РАН, 2016

Введение

В условиях перехода к инновационной экономике, предполагающей активное использование новых знаний, требуется совершенствование системы образования с целью качественного изменения процесса формирования человеческого капитала. По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» — высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни.

В современной быстро меняющейся социально-экономической ситуации важным становится решение вопроса о необходимости создания условий обеспечения субъектов Российской Федерации высококвалифицированными кадрами, которое предполагает в том числе развитие человеческих ресурсов, эффективное применение ими знаний, умений и навыков для получения более высоких результатов в социально-экономической сфере. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Нарастание процесса информатизации общества и экономики, объёмов наукоёмкого производства актуализирует повышение качества интеллектуальной составляющей человеческого капитала, т. е. его интеллектуализацию[1].

Важное место среди ключевых факторов инновационного развития страны занимает интеллектуальный потенциал, который является характеристикой интеллектуальной сферы страны или региона и является источником новых знаний, идей, информации, способствующих повышению конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения[2]. Поэтому, эффективность использования интеллектуального потенциала и создание условий для его воспроизводства становится приоритетным направлением макроэкономической политики России, отраженным в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которой «формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности»[3]. Понятие «интеллектуальный потенциал» определяется как «способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере»[4].

Одним из направлений решения проблемы обеспечения региона высококвалифицированными кадрами является формирование инновационных структур, интегрирующих в своей деятельности науку и образование на основе быстрого внедрения результатов фундаментальных исследований в практику организаций, готовящих кадры высокой квалификации. Формой интеграции могут и должны служить научно-образовательные центры, созданные как самостоятельные структуры либо осуществляющие свою деятельность при научных организациях или высших учебных заведениях[5].

Можно говорить, что «научно-образовательный центр» — это оптимальная форма для непрерывного развития обучающихся, так как обязательными компонентами в его работе являются образование, исследовательская деятельность и развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями[6].

Практика формирования состава научных сотрудников, анализ результативности их деятельности, степень закрепления в науке молодых специалистов показали, что требуется начинать формирование научной смены как можно раньше. Научно-образовательный центр является системой непрерывного образования, где создаются условия для выявления и развития способностей талантливой молодёжи, осуществляется комплексное обучение школьников, студентов и аспирантов[7].

Научно-образовательные центры являются эффективным механизмом организации образовательного процесса, поскольку они решают проблему быстрой и мобильной подготовки высококвалифицированных кадров в сфере науки и образования, открывают новые возможности, развивая интеллектуальный потенциал, осуществляют синтез образовательной деятельности с новейшими научными достижениями.

Процесс подготовки молодых ученых в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (г. Вологда) основан на принципе комплексного подхода в обучении и воспитании талантливой и одаренной личности. В его основе лежат ориентация на всестороннее развитие обучающихся путем использования комплекса средств, методов, форм и технологий. Особое внимание уделяется организации внутренних конкурсов научно-исследовательских работ и олимпиад для школьников по экономике для выявления обучающихся, склонных к углубленному изучению предмета, и их участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Автор данного исследования ставит перед собой цель теоретического обоснования и обобщения опыта организации конкурсно-олимпиадной деятельности НОЦ ИСЭРТ РАН как способа формирования интеллектуального потенциала региона.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

— определение роли конкурсов и олимпиад в работе с детьми, склонными к углубленному изучению предмета;

— описание системы подготовки школьников НОЦ ИСЭРТ РАН к участию в конкурсах и олимпиадах;

— разработка методических рекомендаций по организации конкурсов и олимпиад по экономике;

— анализ результативности участия обучающихся НОЦ ИСЭРТ РАН в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Значимость работы обусловлена необходимостью развития конкурсного и олимпиадного движения по экономике, а также вовлечения талантливых обучающихся в активную познавательную, научно-исследовательскую, творческую деятельность для формирования алгоритма работы со школьниками в рамках организации их участия в конкурсах и олимпиадах.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФАНО России (тема «Управление человеческим капиталом и инновационное развитие территорий», № 01608–2014–005). Издание предназначено для сотрудников региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений, а также других заинтересованных специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школьные олимпиады по экономике в научной организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — № 1 (13). — С. 90–100.

2

Киршин И.А., Вашурина Е.В., Овчинников М.Н. Развитие интеллектуального потенциала страны и региона: место и роль федеральных университетов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vml.antat.ru/files/Mahmutov/article_3/Ovchinnikov.pdf

3

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru

4

Руткевич М.Н., Левашов В.К. О понятии интеллектуального капитала и способах его измерения // Науковедение. — 2000. — № 1. — Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/692/3.htm

5

Кочешкова Л.О. Стратегические ориентиры НОЦ ИСЭРТ РАН в работе со школьниками, студентами и аспирантами // Вопросы территориального развития. — 2015. — № 3 (23). — С. 1–12.

6

Ильин В.А., Шабунова А.А., Попова В.И., Леонидова Г.В., Гарманова О.Ю., Егорихина С.Ю., Королева И.А., Кулакова А.Б., Фомина Ж.В. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. — Кн. 1: Подсистема дополнительного школьного образования. — 138 с.

7

Леонидова Г.В. Региональный научно-образовательный центр. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2007. — 99 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я