В учебном пособии (конспекте лекций) рассматривается представление о понятии личности с точки зрения психологии (часть текста была ранее опубликована в книге «Психология личности: конспект лекций») и через призму числового анализа.Доступное изложение материала на основе анализа рекомендуемых источников литературы делают учебное пособие незаменимым для преподавателей, студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами психологии и числового анализа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Числовой анализ в психологии: конспект лекций. О. А. Сырцова, Л. М. Мишина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция №3. Теории развития личности
В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности.
Тема 1: Подходы изучения личности в рамках биогенетических и социогенетических концепций
Развитие детской психологии в конце XIX — начале XX века было тесно связано с педологией — наукой о детях, созданной американским психологом Гренвилем Стэнли Холлом (1844 — 1924 г.г.).
Закончив в 1867 г. Университет Уильямса в Улильямстауне, Г. С. Холлом впоследствии защитил докторскую диссертацию в Гарварде под руководством Уильяма Джеймса. Холл был учеником Вундта, пройдя стажировку в его лаборатории в Лейпциге. В 1882 г. он был назначен профессором психологии и педагогики университета Джона Хопкинса в Балтиморе, где он открыл первую в США экспериментальную лабораторию, посвященную изучению ребенка. В 1887 г. он основал «Американский журнал психологии», а в 1892 г. был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации.
*** Теория рекапитуляции
Теорию рекапитуляции, созданную Холлом, можно отнести к одной самых ранних психологических теорий биогенетической концепции. Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Чарлза Дарвина Эрнстом Геккелем в 1866 г. и состоящий в том, что каждое живое существо в своем индивидуальном развитии проходит те же стадии, что и его род или его вид за все время своего существования.
Холл распространил действие биогенетического закона на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
Основными методами исследования развития ребенка в рамках концепции рекапитуляции являются: самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей. В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные опросники, целью которых было изучение различных сторон их психики. Сбор информации давал возможность составить комплексные характеристики детей и проанализировать их проблемы с точки зрения как взрослых, так и самих подростков.
По мнению Холла, у детей существуют страхи, не связанные с их личным жизненным опытом. Холл считал, что явление, когда дети просыпаются ночью в страхе и долго не могут уснуть, является атавизмом, памятью прошлого. От такой памяти ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последовательность этих игр, которым никто детей не обучает, соответствует социогенетическим стадиям (жизнь в пещерах, охота, строительство, скотоводство).
Таким образом, периодизация, созданная Холлом, построена на основе появления и угасания в онтогенезе разных форм игры. Теория рекапитуляции утверждает, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Холл реализовал носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, собрав воедино требования педагогической практики и достижения современной ему биологии и психологии.
*** Теория трех ступеней развития
Теория трех ступеней развития была предложена немецким психологом и лингвистом Карлом Людвигом Бюлером (1879—1963 г.г.). До установления нацистского режима Бюлер работал в университетах Вюрцбурга, Бонна, Мюнхена, Вены. После 1939 г. ему пришлось уехать в США, где он работал в Миннесотском и Лос-Анджелесском университетах. С целью выявления закономерностей развития личности он проводил эксперименты с обезьянами, аналогичные экспериментам Вольфганга Келера. Отличие состояло в том, что вместо палки и бананов Бюлером использовались стулья и игрушки. Таким образом, теория трех ступеней развития основана на непосредственном наблюдении за животными, их поведением в ходе эксперимента.
По мнению Бюлера, стадии развития ребенка сопоставимы со стадиями развития животных.
Ученый выделил три ступени развития:
Ступень развития 1: Инстинкт (до 1 года)
Этап инстинкта характеризуется тем, что удовольствие наступает после выполнения действия.
Ступень развития 2: Формирование навыков или дрессура (1—3 года)
На уровне дрессуры образуется перенос удовольствия на сам процесс совершения действия, то есть удовольствие и деятельность начинают идти параллельно.
Ступень развития 3: Интеллект (3—5 лет)
На стадии интеллекта появляется предвосхищение удовольствия, и человек может представить, что его ожидает, еще до начала выполнения действий.
Полученные экспериментальным путем данные позволили Бюлеру сделать вывод о том, что развитие корковых слоев мозга в три года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга, нельзя.
*** Теория конвергенции двух факторов — наследственной одаренности и окружающей среды
Теория конвергенции двух факторов — наследственной одаренности и окружающей среды — предложена немецким психологом Уильямом Льюисом Штерном (1871—1938 г.г.). Штерн защитил докторскую диссертацию в 1893 г. в Берлинском университете. Был профессором психологии Гамбургского университета, но при режиме Гитлера был вынужден покинуть страну. В 1933 г. он был назначен профессором университета Дьюк в Северной Каролине, США.
Штерн был одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной структуры, персоны ребенка.
Используя в своих исследованиях наблюдение, биографический и близнецовый методы, Штерн сделал выводы о различном уровне способностей детей и изменении в поведении в результате повреждения мозга.
По мнению Штерна, психическое развитие не является простым проявлением врожденных свойств или простым восприятием внешних воздействий, а определяется суммой воздействия наследственности и внешней среды. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра; в то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.
Конфликт между давлением среды и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение, ибо именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают процессу социализации и развитию рефлексии.
Можно без преувеличения сказать, что Штерн повлиял практически на все области детской психологии и на взгляды многих психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.
Нормативный подход к исследованию развития человека был разработан Арнольдом Люций Гезеллом (1880—1961 г.г.) — американским психологом и педиатром, считающимся одним из пионеров в области детского развития. Гезелл получил степень бакалавра в университете Висконсина в 1903 г., а 1906 г. стал доктором наук. Работал в Лос-Анджелесе учителем в школе для проблемных детей. Позже Гезелл поступил на медицинский факультет и работал ассистентом в Йельском университете, где создал Клинику детского развития. В 1915 г. он получил степень доктора медицинских наук и должность профессора.
В клинике Гезелла для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей использовалась видео — и фотосъемка, а также была разработана специальная аппаратура («зеркало Гезелла» — полупроницаемое стекло, применяемое для наблюдения за поведением детей).
Гезелл также использовал новые методы исследования: лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода — чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов).
Интеллектуальные тесты того времени исследовали детей от трех лет и старше, оставляя в стороне более ранний возраст. В своей клинике Гезелл изучал психическое развитие именно детей раннего возраста — от рождения до трех лет. По мнению психолога, за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, ибо темп развития в этот период самый высокий. Гезелл создал периодизацию психического развития, в которой выделял три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет. Первый период развития характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй — средним, а третий — низким темпом.
По мнению представителей нормативного подхода, значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторном уровнях достигают своего максимума до трех лет, затем происходит снижение темпов развития. При этом уровень физического, речевого и социального развития ребенка должен соответствовать некоторой статистической возрастной норме. Развитие как таковое заканчивается к восемнадцати годам, когда все параметры стабилизируются. К старости у человека начинаются регрессивные изменения, что названо «законом затухания».
*** Теория нравственного развития Лоренса Кольберга
Одним из первых начал изучать нравственное развитие Жан Пиаже, теорию которого мы рассмотрим позже. Позднее его работу продолжил и углубил американский психолог Лоренс Кольберг (1927—1987 г.г.).
Кольберг поступил в Чикагский университет в 1948 г. и в том же году получил степень бакалавра, потому что его экзаменационные оценки были очень высокими. Докторскую диссертацию он защитил в 1958 г. С 1959 по 1967 г. проработал в Чикагском университете. В 1968 г. ему была предложена должность профессора в Гарварде.
В своей докторской диссертации Кольберг описал стадии морального развития ребенка. В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает, как хороший или плохой в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям.
Кольберг выделяет три основные уровня развития нравственных суждений в рамках каждого из них человек проходит по две стадии развития. Рассмотрим каждый уровень.
1 уровень: Преднравственный (предконвенциональный) уровень (от 4 до 10 лет)
На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, точки зрения других людей не учитываются.
== На первой стадии нравственного развития суждения выносятся на основе того, будет ли ребенок за данный поступок наказан или удостоится похвалы. Действие воспринимается как неправильное, если ребенка наказывают; чем сильнее наказание, тем худшим ребенок считает тот или иной поступок.
== На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь.
2 уровень: Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет)
Человек, находящийся конвенциональном уровне развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей. Это означает прежде всего некритическое принятие оценок своей референтной группы (семьи, класса и т.д.): моральные нормы данной группы усваиваются и воспринимаются как истинные.
== На третьей стадии морального развития главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. Ребенок при этом старается выполнять определенную социальную роль, чтобы соответствовать ожиданиям взрослых.
== На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
3 уровень: Постконвенциональный уровень (с 13 лет)
Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только на постконвенциональном уровне развития. На данном этапе вырабатываются уже личные нравственные принципы, которые вполне могут отличаться от норм референтной группы, и человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. С точки зрения Кольберга, данный уровень достаточно редко достигается даже взрослыми людьми, но становится доступен с подросткового возраста с появлением гипотетико-дедуктивного мышления.
== На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или на уважении прав человека.
== На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью — независимо от его законности или мнения других людей.
Начиная с тринадцатилетнего возраста, у детей преднравственный уровень вытесняется конвенциональным и, в меньшей мере, постконвенциональным. Кольберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой, высшей стадии достигают только 10% всех людей старше шестнадцатилетнего возраста.
Тема 2. Психоаналитические теории развития личности
Рассмотрим психоаналитические теории развития личности.
/// Психосексуальная теория Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд (правильное произношение — Фройд, нем. Sigmund Freud, рожд. Шломо Сигизмунд Фрейд) (1856—1939 г.г.) — австрийский психиатр, основатель психоаналитической школы.
Первоначально планировав изучать юридические науки, Фрейд в итоге остановил свой выбор на медицинском факультете Венского университета. Поступив в университет в 1973 г., к 1881 г. он получает звание доктора медицинских наук. Концепция психосексуального развития личности была предложена в конце XIX — начале XX века.
Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность является основным человеческим мотивом. Стадии психического развития человека Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным зонам либидонозной (сексуальной) энергии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
Рассмотрим стадии психического развития по Фрейду.
Стадия 1: Оральная стадия (0 — 1 год)
Оральная стадия (0—1 год) характеризуется тем, что основной источник удовольствия сосредоточивается в зоне активности, связанной с кормлением (эта стадия продолжается от рождения до примерно 15 месяцев).
Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Если ребенок недополучает данную стимуляцию, то становится одержимым ее получением, манипулируя другими для получения кормления. Если ребенка перекармливают, он труднее взрослеет, не испытывает желания переходить на следующий уровень развития, становится капризным. Таким образом, человек может «остаться» на данной стадии развития как при недостаточном, так и при избыточном питании.
Остановка на этой стадии развития впоследствии приводит к возникновению таких пороков, как:
// словесная агрессивность;
// постоянное жевание;
// курение;
// алкоголизм.
На этой стадии выделяют следующие типы развития личности:
== орально-агрессивный тип, характеризующийся враждебным отношением к людям, грубостью, агрессивностью
== орально-пассивный тип, характеризуется пассивностью и направлением энергии на пищу, курение, обгрызание ногтей и т. д.
Оральная стадия характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус) и состоит из двух фаз — ранней и поздней, занимающих, соответственно, первое и второе полугодия жизни. Ведущей эрогенной областью на этой стадии является рот.
В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Наиболее ярким проявлением такого состояния является сон, когда младенец не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе оральной стадии у ребенка формируется представление о матери. Когда матери нет рядом, ребенок сразу же начинает проявлять симптомы беспокойства.
Во второй половине оральной стадии к сосанию добавляется укус, связанный с появлением у ребенка первых зубов. В этом же возрасте происходит и первый конфликт — между желанием укусить и запретом со стороны взрослых и, в первую очередь, матери.
Ребенок, который не удовлетворяет свои потребности, вынужден искать замещение для их удовлетворения и не может перейти на следующую стадию развития.
На оральной стадии у человека могут сформироваться такие черты личности, как жадность, требовательность, постоянное чувство неудовлетворенности.
Стадия 2: Анальная стадия (1 — 3 года)
На анальной стадии (1—3 года) ребенок учится управлять процессами дефекации. Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела, которая становится объектом внимания ребенка.
Как правило, начиная с возраста ребенка в 12 месяцев родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом самостоятельно. При этом, обоснованно или нет, многие дети страдают от принуждения пользоваться туалетом, наказаний родителей, страха потерять их любовь. Все это приводит к конфликту между необходимостью овладеть правилами гигиены и предъявляемыми требованиями. Положительное разрешение конфликта приводит к тому, что человек может стать чистоплотным, пунктуальным и желающим всегда все выполнить идеально и вовремя; иногда это может привести к развитию одержимости чистотой и порядком. Отрицательное разрешение конфликта приводит к ухудшению самоконтроля, и при котором человек становится нечистоплотным или безынициативным; может развиваться упрямство как проявление отказа выполнять приказы, сопротивление влиянию других.
Стадия 3: Фаллическая стадия (3 — 5 лет)
Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности, когда ведущей эрогенной зоной становятся гениталии.
На фаллической стадии развивается Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек).
// Эдипов комплекс
Эдипов комплекс был назван в честь знаменитой трагедии Софокла о царе Эдипе, убившем своего отца Лая и женившемся на своей матери Иокасте. Фрейд считал, что бессознательное влечение к матери и ревность по отношению к отцу являются универсальными для развития мальчиков. Фрейд считал положительное разрешение данного комплекса ключевым для развития ролей и самоидентификации человека: неблагополучное разрешение комплекса может служить причиной неврозов, появления признаков педофилии и гомосексуальности.
По мнению представителей психоанализа, в развитии идеи Эдипова комплекса можно выделить несколько этапов:
== 1896—1909 г.г. — после смерти отца и знакомства с произведением Софокла Фрейд начинает использовать имя Эдипа в качестве термина;
== 1910—1925 г.г. — впервые используется термин «Эдипов комплекс», а сам комплекс признается основанием для развития неврозов;
== 1925—1931 г.г. — развитие идеи комплекса, исследование его связи с культурным развитием человека;
== 1931—1938 г.г. — пересмотр Эдипова комплекса применительно к женщинам.
// Комплекс Электры
Комплекс Электры назван так в честь героини древнегреческих мифов. Отец Электры Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой (или, по другим источникам, ее любовником, Эгистом). Электра спасла жизнь своему младшему брату, Оресту, увезя его в другой город. Спустя 12 лет Орест вернулся, чтобы отомстить за смерть отца. Орест сомневался, стоит ли ему убивать своих обидчиков, но Электра убедила его отомстить.
Термин «комплекс Электры» был предложен не Фрейдом, а Карлом Юнгом, в 1913 г. Фрейд на тот момент придерживался точки зрения, что девочки также испытывают влечение к матери.
Оба этих комплекса (Эдипов комплекс и комплекс Электры) характеризуются привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю своего пола. Конфликт разрешается путем идентификации себя с отцом (у мальчиков) или матерью (у девочек), принятия основных ролей и ценностей, присущих своему полу.
Фаллической стадии развития соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.
Стадия 4: Латентная стадия (5 — 12 лет)
Латентная стадия (5—12 лет) характеризуется снижением интереса к сексуальной стороне жизни. Энергия переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.
Принято считать, что на данной стадии не существует конфликтов, и человек не может остановиться в своем развитии на этой стадии.
Стадия 5: Генитальная стадия (12 — 18 лет)
Генитальная стадия (12—18 лет) характеризуется стремлением к нормальному сексуальному общению, развитием индивидуальности и независимости. Принято считать, что успешное разрешение конфликта на данной стадии связано с уходом подростка из под «родительского крыла» и образовании взаимоотношений с противоположным полом, созданием собственной семьи.
Теория Зигмунда Фрейда впервые показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.
*** Психосоциальная теория Эрика Хомбургер Эриксона
Эрик Хомбургер Эриксон (1902—1994 г.г) — американский психолог датского происхождения. Эриксон закончил свое образование в Венском психоаналитическом институте в 1933 г. и в связи с приходом к власти нацистов эмигрировал сначала в Данию, а затем в США. Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне, работал в клиниках Массачусетса и Гарварда, а с 1936 г. работал и преподавал в Йельском университете. Затем он перебрался в Калифорнию, где открыл частную практику и проводил исследования в Университете Калифорнии, который покинул в 1950 г., после того как всем профессорам было предложено подписать «клятву верности». Эриксон был заподозрен в симпатиях к коммунистическим идеям, став жертвой знаменитой «охоты на ведьм». После этого он в течение десяти лет работал с трудными подростками в Центре Остена Риггса в Масачусетсе.
Эриксон считал, что развитие каждого человека проходит несколько этапов. Некоторые из этих этапов в целом соответствуют стадиям развития по Фрейду. Однако модель развития по Эриксону является психосоциальной. По мнению Эриксона, развитие продолжается всю жизнь, причем каждая из стадий развития отмечается специфичным для нее конфликтом (кризисом), позитивное разрешение которого приводит к переходу на новый этап развития.
В книге Эриксона «Детство и общество» (1950 г.) представлена модель «восьми возрастов человека», которая описывает восемь кризисов, через которые проходит человек в своем развитии. Стадии развития личности по Э. Эриксону представлены в Таблице 1.
Стадии развития личности по Э. Эриксону
Таблица 1
Модель Эриксона расширяет модель Фрейда в том смысле, что включенные в нее восемь стадий развития охватывают все возрасты человека.
Тема 3. Теории когнитивного развития личности
Рассмотрим теории когнитивного развития личности.
*** Теория Жана Пиаже
Жан Пиаже (1896—1980 г.г.) — швейцарский психолог, создатель теории когнитивного развития, автор более 60 книг по психологии и естественным наукам.
Пиаже работал в Париже с Альфредом Бине, разработчиком знаменитых тестов интеллекта. Анализируя результаты тестирования детей, Пиаже заинтересовался закономерностями, обнаруженными им в неправильных ответах, — он заметил, что дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Это привело его к мысли о том, что познавательные процессы детей отличаются от процессов взрослых. Мышление детей отличается как количественно (объемом знаний), так и качественно (другими способами познания).
С 1929 по 1975 г. Пиаже занимал должность профессора в Женевском университете, где разработал теорию нескольких уровней развития ребенка, за что был удостоен в 1972 г. «Премии Эразма» (ежегодная награда, вручаемая людям или организациям, внесшим наиболее значительный вклад в европейскую культуру, общественную жизнь или науку). В основу теории Пиаже были положены идеи психолога Джеймса Марка Болдуина (1861—1934 г.г.).
Теория развития мышления Пиаже, как правило, называется «теорией когнитивного развития» или «операциональной теорией».
Пиаже выделяет три основные стадии интеллектуального развития ребенка: стадию сенсомоторного развития (с момента рождения до двух лет), стадию конкретных операций (с двух до 11 или 12 лет) и стадию формальных операций (с 12 или 13 лет). Рассмотрим более подробно каждую стадию интеллектуального развития ребенка.
// Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)
При сенсомоторной стадии дети воспринимают мир за счет движения и органов чувств. На данной стадии ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями: он слушает, разглядывает, кричит, толкает, тянет и т. д.
Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий, каждая из которых соответствует организации различных сложных движений:
1 подстадия развития врожденных рефлексов
Подстадия развития врожденных рефлексов — до первого месяца жизни. Рефлексы (сосания, хватания и т. п.) вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся все более эффективными.
2 подстадия развития моторных навыков
Подстадия развития моторных навыков — с 1 по 4 месяц жизни. Формируются условные рефлексы как результат взаимодействия ребенка с окружающей средой (привычки).
3 подстадия развития циркулярных реакций
Подстадия развития циркулярных реакций — с 4 до 8 месяцев. Данные реакции формируются благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами. Например, ребенок дергает за веревку, вызывая сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь.
4 подстадия развития координации средств и целей
Подстадия развития координации средств и целей — с 8 до 12 месяцев. Действиям ребенка становится присуща еще большая преднамеренность в расчете на достижение цели, формируется умение комбинировать поведенческие схемы для достижения результата (отодвигание руки экспериментатора с целью достать спрятанную за ней куклу).
5 подстадия открытия новых средств
Подстадия открытия новых средств — от 12 до 18 месяцев. Ребенок начинает активно исследовать окружающий его мир. Зачастую получение новой информации происходит непреднамеренно, но вызывает у ребенка формирование связи между его действиями и их результатом.
6 подстадия изобретения новых средств
Подстадия изобретения новых средств — от 18 до 24 месяцев. Ребенок начинает сочетать уже известные и знакомые ему схемы для поиска решения проблемы, действуя по принципу «проб и ошибок».
К концу сенсомоторной стадии ребенок приобретает множество сведений об объектах и их основных свойствах, о физических законах и т. д.
// Стадия конкретных операций (с 2 лет до 11 — 12 лет)
На стадии конкретных операций происходит постепенный перенос действий из внешнего проявления во внутренний план. Ребенок овладевает различными операциями — сравнением, классификацией, оценкой. С помощью данных операций он узнает характеристики предметов — величину, объем, вес и т. д.
Можно выделить предоперациональный уровень развития ребенка (с двух до пяти лет), который характеризуется развитием символического мышления, умения создавать мысленные образы предметов, давать им наименования.
У ребенка развиваются языковые навыки, способность представлять предметы с помощью слов. При этом предметы он все еще использует скорее интуитивно, нежели логически обдумав свои действия.
Уровень конкретных операций развивается в возрасте от семи до 11 лет и характеризуется началом использования логики. На данном этапе формируются следующие наиболее важные логические процессы:
== упорядочивание, сортировка в зависимости от размера, формы и свойств объекта (к примеру, ребенок в состоянии выстроить матрешку в зависимости от размера ее элементов);
== классификация, умение давать название и относить объекты в зависимости от их принадлежности к какой-либо группе;
== умение определять возможные переходы объектов из одного состояния в другое;
== понимание соотношений размера и числа объектов без непосредственных манипуляций с ними (к примеру, ребенок в состоянии понять, что две кружки обладают одинаковым объемом, а значит, вмещают одинаковое количество жидкости);
== умение смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Например, ребенку можно показать рисунки, на которых первый ребенок прячет игрушку под кровать и выходит из комнаты, затем второй ребенок достает игрушку и прячет ее в другое место, например, в шкаф, после чего первый ребенок возвращается в комнату. Ребенок на стадии конкретных операций скажет, что первый ребенок думает, что игрушка до сих пор под кроватью; притом, что сам, естественно, знает, что игрушка уже в шкафу.
// Стадия формальных операций (с 12 или 13 лет)
Стадия формальных операций характерна для детей в возрасте от 11 до 14—15 лет. На этой стадии мыслительные операции характеризуются способностью мыслить абстрактно, логически и оценивать последствия своих поступков. По мнению Пиаже, этот вид познания свойствен и взрослому.
*** Теория Анри Поля Гиацинт Валлона
Анри Поль Гиацинт Валлон (1879—1962 г.г.) — французский психолог, философ и политик. В 1908 г. он начинает работать с умственно отсталыми детьми, в 1925 г. получает докторскую степень, в 1927 г. создает Лабораторию детской психобиологии, а в 1948 г. становится директором Парижского института психологии.
По мнению Валлона, ребенок с рождения обречен на активную социализацию в силу свой беспомощности.
В своих работах Валлон выделяет следующие стадии детства:
Стадия 1: Импульсивная стадия (до 6 месяцев)
Импульсивная стадия (до 6 месяцев) — это стадия рефлекторных ответов на внешнее воздействие. Движения ребенка характеризуются слабым контролем моторики.
Стадия 2: Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев)
Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев) характеризуется появлением ряда эмоциональных проявлений, таких как радость, страх, удивление. При помощи данных новообразований ребенок оказывается в состоянии выразить свои желания или показать свое текущее состояние.
Стадия 3: Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев)
Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев) знаменует собой начало практического мышления. Ребенок начинает активно воспринимать внешний мир за счет практических действий — управления объектами или собственным телом.
Стадия 4: Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет)
Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок овладевает навыками воздействия на объекты, учится исследовать их свойства. Ребенок дает предметам названия, что позволяет ему объединять их в категории.
Стадия 5: Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет)
Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет) характеризуется осознанием ребенком себя, своих отличительных черт. Ребенок начинает отличать себя как от взрослых, так и от других детей. На данном этапе ребенок усваивает те социальные роли, которые ему приходится играть.
Стадия 6: Учебная стадия (от 6 до 11 лет)
Учебная стадия (от 6 до 11 лет) — это стадия, на которой ребенок начинает использовать свои интеллектуальные силы. Переход к школьному обучению заставляет развиваться у ребенка памяти и вниманию, за счет чего происходит улучшение как практических знаний о предметах и их свойствах, так и теоретических в рамках учебной программы.
Стадия 7: Стадия полового созревания (после 11 лет)
Стадия полового созревания (после 11 лет) характеризуется развитием независимости и поиском своей индивидуальности. В данном возрасте у ребенка хорошо развивается абстрактное мышление.
Связь стадий развития личности в рамках теорий когнитивной психологии представлена в Таблице 2.
Стадии развития личности в рамках
теорий когнитивной психологии
Таблица 2
Стадия формальных операций характерна для детей в возрасте от 11 до 14—15 лет. На этой стадии мыслительные операции характеризуются способностью мыслить абстрактно, логически и оценивать последствия своих поступков. По мнению Пиаже, этот вид познания свойствен и взрослому.
Тема 4. Теории развития личности в рамках советской психологии
Рассмотрим теории развития личности в рамках советской психологии.
*** Теория Л. С. Выготского
Лев Семенович Выготский (1896—1934 г.г.) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. В 1917 г. Выготский закончил обучение в Московском государственном университете, с 1924 г. работал в Институте экспериментальной психологии.
Выготский трактует процесс развития сознания ребенка как интериоризацию: любая функция возникает сначала вне сознания ребенка и уже затем начинает им использоваться. Примером такого эффекта может служить речь ребенка: маленькие дети зачастую разговаривают сами с собой, проговаривая вслух каждое выполняемое действие; затем внешняя речь преобразуется во внутреннюю.
Выготский выдвинул идею о том, что обучение будет эффективным в ситуации, когда оно опережает нормальное развитие ребенка. Он ввел понятие «зона ближайшего развития» — разницы между тем, какие задачи ребенок в состоянии решить самостоятельно, и тем, какие задачи он может решить только под руководством взрослого; то есть то, что сегодня ребенок делает под руководством взрослого, завтра он сможет сделать сам. Обучение, создающее такую зону, приводит к развитию ребенка. Общение ребенка со взрослым является основной движущей силой психологического развития и что все психическое развитие может быть понято как формирование известных функциональных новообразований, отличающих одну стадию развития в онтогенезе от другой, формируемых в общении ребенка с окружающим миром.
Выготский Л. С. выделяет пять этапов в развитии личности:
1 этап развития личности
У новорожденного отсутствует самое примитивное «Я», то есть личность и отношение к другим. Первый год жизни ребенка является как бы доисторической эпохой в его развитии, о которой мы так же ничего не помним, как о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности.
2 этап развития личности
Данный этап развития характеризуется основными переменами: овладение ребенком вертикальной походкой (приспособление к пространству, расширение власти над вещами) и речью, что приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других высших функций. Понятия «Я» развивается у ребенка вместе с понятием о других.
3 этап развития личности
В психическом развитии ребенка важным является возраст игры (ребенок легко может быть другим, как и самим собой), однако у него еще нет дифференциации собственной игры и деятельности взрослого.
4 этап развития личности
Ребенок школьного возраста более социализирован и индивидуализирован. Только к 12 годам он преодолевает эгоцентрическую логику и переходит к овладению мыслительными операциями.
5 этап развития личности
В подростковом возрасте, связанном с половым созреванием, совершаются две крупнейшие перемены в жизни ребенка: открытие своего «Я» и оформление мировоззрения, отношения к миру.
*** Теория Д. Б. Эльконина
Даниил Борисович Эльконин (1904—1984 г.г.) — советский психолог. Получил высшее образование в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена, где с 1929 г. начал работать. С 1937 г., после запрета педологической науки, работал учителем в школе. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам развития речи школьников, в 1962 г. защитил докторскую диссертацию, а в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР.
Каждый период развития ребенка, по мнению Эльконина, характеризуется следующими показателями:
== социальной ситуацией развития — теми отношениями, в которые вступает ребенок со взрослыми на данном этапе;
== ведущим типом деятельности, характерным для данного этапа развития;
== основными психическими новообразованиями.
Основным критерием развития ребенка Эльконин считал ведущий тип деятельности и при этом он выделяет шесть таких типов:
1 тип: непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
2 тип: предметно-манипулятивная деятельность;
3 тип: ролевая игра;
4 тип: учебная деятельность;
5 тип: интимно-личное общение;
6 тип: учебно-профессиональная деятельность.
В большинстве случаев эти шесть основных типов деятельности группируют в две группы:
группа 1: «человек — предмет» включает предметно-манипулятивную, учебную и учебно-профессиональную деятельность;
группа 2: «человек—человек» включает непосредственно-эмоциональное общение, роевую игру и интимно-личное общение.
Виды деятельности чередуются, и в случае расхождения между системами «человек — предмет» и «человек — человек» может происходить кризис.
Эльконин выделяет следующие основные периоды и стадии развития ребенка:
1 период раннего детства включает в себя:
// кризис новорожденности;
// стадию младенчества (0—1 год);
// кризис одного года;
// ранний возраст (1—3 года);
// кризис трех лет.
2 период детства включает в себя:
// дошкольный возраст (3—7 лет);
// кризис 7 лет;
// младший школьный возраст (7—11 лет).
3 период отрочества включает в себя:
// кризис 11—12 лет;
// подростковый возраст (12—15 лет);
// кризис 15 лет;
// стадия ранней юности.
Соотношение основных возрастов в теориях Д. Б. Эльконина и Л. С. Выготского представлено в Таблице 3.
Соотношение основных возрастов
в теориях Д. Б. Эльконина и Л. С. Выготского
Таблица 3
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Числовой анализ в психологии: конспект лекций. О. А. Сырцова, Л. М. Мишина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других