Данная работа посвящена исследованию проблемы религиозного просвещения детей. Теоретический анализ включает рассмотрение религиозного просвещения как теологической проблемы, определение содержания религиозного образования для детей и изучение различных форм и методов обучения. Представлена практическая организация работы по религиозному просвещению детей, анализируется эффективность существующих подходов и предлагаются пути совершенствования образовательного процесса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Религиозное просвещение детей в мечети. Монография» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Оксана Сергеевна Батурина, 2024
© Роза Юлаевна Валиханова, 2024
ISBN 978-5-0065-1089-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Актуальность исследования. На протяжении веков религия играет заметную роль в процессе воспитания детей, особенно в развитии высших духовных и нравственных ценностей. Таким образом, существует потребность в систематизации религиозного просвещения детей. Очевидно, что воплощение данной идеи возможно лишь в рамках системного целостного подхода.
Улучшение религиозного просвещения, комплектование её содержания и методов, поиски разнообразных путей и форм работы с детьми — одна из актуальных проблем исламской педагогики.
Религиозное просвещение детей — важное составляющее в процессе их духовно-нравственного воспитания. Это процесс формирования порядочного, честного, достойного человека, уважающего историю, культуру и традиции своего народа и народов, проживающих в нашей стране, готового к межкультурному и межконфессиональному дружескому диалогу во имя социального сплочения. Однако, в настоящее время опыт религиозного просвещения детей в приходских школах мечетей недостаточно исследован.
Проблема религиозного образования освещается в работах Р. Л. Саяхова1, Т. М. Аминовой2, Р. М. Сафиной3, Р. Х. Калимуллина4, Г.Ю.Хабибуллиной5, Р. И. Гайнутдинова6, Р. М. Мухаметшина7 и других.
Теоретической основой исследования служат работы Р. М. Сафиной, Г. Ю. Хабибуллиной, И. Д. Ибрагимова8.
Цель исследования: определить эффективность религиозного просвещения детей в мечети.
Объект исследования: религиозное просвещение детей.
Предмет исследования: эффективность религиозного просвещения детей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
— рассмотреть проблему религиозного просвещения в теологическом познании;
— раскрыть роль и содержание религиозного просвещения детей;
— раскрыть формы и методы религиозного просвещения детей опираясь на собственный опыт;
— охарактеризовать особенности организации работы с детьми в условиях мечети;
— проанализировать эффективность мечетей в практике религиозного просвещения детей;
— предложить возможные пути совершенствования религиозного просвещения детей.
Базой исследования явились курсы по изучению основ Ислама и арабского языка при мечети Зайнулла ишан города Учалы.
Методы исследования:
1. Методы теоретического научного познания: анализа, синтез обобщение проблемы.
2. Методы оценки и диагностики эффективности религиозного просвещения детей (игровые, опросы, викторины);
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Религиозное просвещение детей в мечети. Монография» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Саяхов Р. Л. Формирование толерантности система отечественного исламского образования мектеб медресе обучающиеся исламских учебных заведений // Казанский педагогический журнал, №5 — 2017.
2
Аминова Т. М. Теоретические основы развития педагогического образования в регионах россии с начала xx века до 1941 года (на примере башкирии), Современные исследования социальных проблем/электронный научный журнал, №5 (49) — 2015.
3
Сафина Р. М. Педагогика. Методика преподавания исламских наук: учебно-методическое пособие для студентов исламских учебных заведений. — Уфа: Изд. «Здравоохранение Башкортостана», 2011. — 248 с.
4
Калимуллин Р. Х. Формирование начального уровня духовно-нравственного воспитания мусульман в религиозных группах при мечетях. учебное пособие / Р. Х. Калимуллин, Ф. Ф. Исламгулова. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2015 — 156 с.
5
Хабибуллина Г. Ю. Исламское образование в России. // Педагогика. — Москва, 2007, №5. — С. 107 — 113.// Хабибуллина Г. Ю. Исламское образование. Инновационные процессы в конфессиональном образовании. — Часть 1.: Уч. пособие (для студентов, углубленно изучающих историю и культуру ислама). — М.: ООО «ГК ИТЛ», 2007. — 164 с.
6
Гайнутдинов Р. И. Принцип универсальности знания как основа исламского образования. Ислам в современном мире, №11 (4). — 2015 — С. 27—32.
7
Мухаметшин Р. М. Стратегические направления развития мусульманского образования в России. Ислам в современном мире, Том 11. №4 — 2015 — С.46.
8
Ибрагимова И. Д. Традиционные и инновационные методы обучения арабскому языку и дисциплинам конфессиональной подготовки в светском вуз // Инновационные технологии в совершенствовании учебного процесса в мусульманских учебных заведениях. Сборник материалов международной научно-практической конференции. — Казань: РИИ-КФУ, 2013. — 332 с.