Книга об истории Крестовоздвиженского храма Мотовилихи, что в городе Перми. Построенный в начале XX столетия, он претерпел испытания, которые выпали на долю всех храмов России того времени.Книга рассказывает также и о судьбе священника, последнего настоятеля храма Леонида Пономарева.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Силою креста Твоего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Оксана Усталова, 2019
ISBN 978-5-4496-2244-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Светлой памяти
протоиерея Леонида Пономарёва
и с ним пострадавших прихожан
Крестовоздвиженского храма
Мотовилихи
Рождение и жизнь
История мотовилихинского поселка Вышка-2 уходит корнями в первое десятилетие ХХ века. Именно тогда над быстрой и хладной речушкой Язовой, на взгорье, поставили свои дома ее первые поселенцы. Приметное, красивое место облюбовали они для жительства. Отсюда, с высокой горы, видны были и губернский город с золотыми маковками Спасо-Преображенского и Петропавловского соборов, и красавица Кама, и закамские леса. Внизу, у подножия горы, шел Соликамский тракт, вдоль которого располагалось небольшое поселение Малая Язовая, возникшее в конце ХIХ — начале ХХ века. Впрочем, в те давние времена Язовая и Вышка-2 представляли собой единое целое. Жили здесь простые труженики, в основном рабочие Мотовилихинского пушечного завода. Они вели свое хозяйство, а помимо этого занимались землепашеством, извозом. У некоторых обывателей Язовой было и собственное дело: кожевенное, швейное, кирпичное, мукомольное. Мил и живописен был этот сельский уголок с добротными и крепкими избами. Наши предки строили их на века и при этом не забывали о внешнем облике жилища, стараясь украсить свои избы резными наличниками, изящной мансардой или уютным палисадом.
Однако не только к внешнему, но и к внутреннему, душевному ладу стремились наши предки. Не стоит город без святого, а село без храма — в истине этой они были убеждены. А потому и порешили: в Малой Язовой должен быть свой храм. Свято-Троицкая церковь завода Мотовилихи, в приходе которой они состояли, находилась от Язовой в трех верстах. Путь вроде бы и недалекий, но все-таки хотелось иметь храм рядом, на своей родной земле, чтобы в любое время, когда попросит душа, прийти туда и помолиться. А еще велика была потребность жителей Язовой в школе, где могли бы обучаться здешние ребятишки. Школы в ту пору — церковно-приходские и земские — были сосредоточены в Мотовилихе, и практически все они были переполнены.
Вопрос о строительстве в Мотовилихе, в селении Малая Язовая, церкви-школы в первые годы прошло вике живо обсуждался. Вот что по этому поводу осенью 1904-го писала газета «Пермский край»: «Из года в год повторяется тот прискорбный факт, что весьма значительному числу мальчиков и девочек приходится оставаться за стенками школ. То же самое случилось и ныне, когда целым сотням детей было отказано в приеме главным образом за недостатком мест в существующих училищах. Потому нельзя не приветствовать стремления построить под так называемой Вышкой церковь или часовню-школу, где могли 6ы получать образование дети этой местности, тянущейся несколько верст».
Проект на постройку в Язовой церкви-школы был составлен еще в 1902 году. В его разработке принимали участие Свято-Троицкая церковь Мотовилихи, представители пушечного завода. Духовная консистория направила этот проект в строительный отдел Пермского губернского правления на рассмотрение и утверждение. К документам прилагался план местности, где собирались построить церковь-школу. Согласно плану ее намеревались возвести рядом с Соликамским трактом между рекой Малая Язовая и ключиком, примерно там, где ныне располагается школа №51. Однако первоначально этот проект не был одобрен: «не имеется 20-саженного разрыва от церкви-школы до обывательских усадеб» — значилось в документе. Позднее, в апреле 1904 года, когда с некоторыми изменениями (теперь вместо церкви-школы решено было строить часовню-школу) проект вновь направили в Пермское губернское правление, строительное отделение «нашло возможным таковой одобрить, с тем чтобы постройка производилась под наблюдением правоспособного техника».
Однако осуществиться проекту часовни-школы в Язовой было не суждено. Здесь, рядом с Соликамским трактом, через некоторое время построили обычную школу, где стали учиться дети Язовой и ее окрестностей. Так одна проблема была решена. И теперь предстояло построить храм. Но прежде следовало решить вопрос: где поставить часовню — в низовой части Язовой или на взгорье? Чувствовали люди, что место на Вышке чудное, благостное, потому и решили построить часовню именно там.
Начало 1900-х в целом можно назвать временем расцвета церковного строительства в Мотовилихе. Именно и этот период были возведены Рождество-Богородицкая церковь в Запруде, Никольский храм за рекой Ивой. И вот примерно в 1906—1907 годах трудами благочестивых предков наших на Вышке-2 возникла церковь-часовня Воздвижения Креста Господня. Как и всегда было на Руси, строили храм Божий всем миром. Известно, что основные средства на строительство церкви-часовни дал мотовилихинский обыватель Василий Корнилов, о котором мы расскажем чуть ниже.
Крестовоздвиженская часовня — деревянная, но при этом просторная и добротная, с тремя золочеными куполками, увенчанных крестами, — собирала на службы жителей Язовой, Вышки-2, Балмошной. Первоначально (вероятно, до 1919 года) она была приписана к Свято-Троицкой церкви завода Мотовилихи1, которая, как заботливая мать, взращивала и опекала этот приход, направляя туда на служение добрых пастырей. Именно они, священники Свято-Троицкого храма, совершали здесь богослужения, проводили беседы, во время которых объясняли пастве истины Священного Писания, давали религиозно-нравственные наставления.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Силою креста Твоего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других