Моя цель – дать инструменты, которые помогут вам и вашим клиентам быстро справляться с негативными переживаниями. Буквально за одну сессию.Вы не только узнаете, как правильно работать со страхами, тревогами и травмами, но и научитесь применять знания на практике – вам поможет подробный разбор алгоритмов техник и примеры их использования.Теперь вы можете забыть о долгих годах терапии. Изучите передовые методы работы с негативными переживаниями и начните их использовать уже сегодня!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как работать с переживаниями? Самые эффективные методы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Базовый ПВО
В этой главе я подробно по шагам объясню алгоритм техники ПВО. А именно — его базовой версии. Изначально была только одна версия — ПЭАТ Живорада Славинского. И она больше похожа на то, что у меня называется ГПВО, которую мы будем изучать в следующей главе. А здесь я расскажу о базовой вариации. Она не так глубоко «копает», но позволяет прорабатывать множество актуальных переживаний. Чтобы вы могли быстро ее освоить и применить, я рекомендую вам внимательно прочитать эту главу.
Как я уже говорил, весь алгоритм ПВО сводится всего к трем простым шагам — принятию, воспроизведению и отпусканию. Все остальные шаги являются дополнительными. В некоторых случаях я их вообще не использую. Но их полезно знать и уметь применять.
Давайте приступим к разбору техники. И для начала ознакомьтесь с полным алгоритмом.
Алгоритм БПВО
1. С чем бы ты хотел поработать в этой сессии? (сформулировать тему для работы — нежелательное состояние) Сложные лучше разложить на компоненты и прорабатывать по одному.
2. Что бы ты хотел получить в результате сессии?/Что бы ты хотел получить вместо этого?
3. Найди в прошлом или вообрази эпизод, в котором это негативное состояние хорошо проявляется. Найди пиковый момент переживания. Отметь картинку, телесные ощущения, эмоции и мысли.
4. Оцени интенсивность негативного состояния по шкале от 0 до 10.
5. На грудной точке:
Несмотря на (…) я полностью принимаю и люблю себя, свое тело и свою личность, и (…).
6. Внутренний угол глаза справа. Воспроизведи (…). Сделай глубокий вдох и выдох.
7. Внутренний угол глаза слева. Воспроизведи (…). Сделай глубокий вдох и выдох.
8. Внешний угол глаза справа. Воспроизведи (…). Сделай глубокий вдох и выдох.
9. Внешний угол глаза слева. Воспроизведи (…). Сделай глубокий вдох и выдох.
10. Под глазом справа. Воспроизведи (…). Сделай глубокий вдох и выдох.
11. Под глазом слева. Воспроизведи (…). Сделай глубокий вдох и выдох.
12. Что осталось от этого (…)? Как бы ты это назвал теперь?
13. Оцени интенсивность состояния по шкале от 0 до 10. Если не 0 — в шаг 5, если — 0 — в шаг 14).
14. Можешь ли ты почувствовать (то, что клиент хотел получить в качестве результата)?
15. Если да — выполнить шаги 5—11 с позитивом до полного закрепления.
Если нет — выяснить, что не так и выполнить шаги 5—11 с обнаруженным материалом.
До прояснения всех всплывающих моментов.
16. Нет ли чего-то (картинки, ощущения, эмоции, мысли, состояния), что противится разрешению этой проблемы? (10—15 секунд, если что-то всплывает, проработать это БПВО сначала)
17. Нет ли ощущения, что проблема может вернуться в будущем помимо твоей воли?
18. Нет ли кого-то или чего-то, кто противится или мешает разрешению этого (…)?
Если да — в Круговой процессинг (шаг 20).
Если нет — далее по шагам.
19. Что стало с исходной проблемой?
Если появляется новый материал, проработать его с шага 5.
20. Круговой процесс:
a) Есть ли еще кто-то или что-то, вовлеченные в эту проблему?
b) Есть ли кто-то или что-то, мешающие устранению этой проблемы?
Если да, прорабатываем:
c) Поставь пальцы на грудную точку.
d) Я теперь не я. Я — это (…).
e) Далее процесс проводится, как обычно, но от лица другого человека или объекта.
f) По завершении: Я больше не (…), я снова я.
21. Нужно ли тебе кого-то простить за эту проблему?
a) Я прощаю Бога за то, что он создал такой мир, в котором люди страдают от (такой проблемы). Вдох и выдох.
b) Я прощаю всех тех, кто был вовлечен в (эту проблему). Вдох и выдох.
c) Я прощаю себя за то, что имел (эту проблему) и носил ее в себе так долго. Вдох и выдох.
22. Заполнить светом.
a) Представь над головой светящийся шар, заполненный золотистым светом.
b) Сделай вдох и представь, как верхняя часть тела заполняется этим светом.
c) Сделай вдох и представь, как нижняя часть тела заполняется этим светом.
d) Сделай вдох и представь, как руки и ноги заполняются этим светом.
e) Сделай вдох и представь, как аура вокруг тебя заполняется этим светом.
f) Создай себе светящийся кокон и заполни в нем этим светом все темные или пустые места. Особенно те, где во время сессии было что-то негативное.
g) Побудь в этом состоянии столько, сколько тебе нужно и потом открой глаза.
Разбор алгоритма БПВО
Теперь я по шагам объясню алгоритм техники БПВО. Для человека, который видит его в первый раз, он может показаться сложным и запутанным. Но прочитав подробное пошаговое объяснение, вы убедитесь, что это не так. Основа, как я и говорил — три шага — принятие, воспроизведение и отпускание.
Также обратите внимание, алгоритм написан для моих студентов, которые обучаются коучингу. Но его также можно переделать под себя и самостоятельную работу. Читайте об этом в последней главе книги.
Шаг 1. С чем бы ты хотел поработать в этой сессии?
С этого вопроса начинается каждая моя сессия с клиентом. Чтобы что-то прорабатывать, нам нужно выяснить, что именно. Обычно клиент приходит с каким-то негативным или нежелательным состоянием. В его основе лежит следующее:
— Что-то есть, а хотелось бы, чтобы не было
— Чего-то нет, а хотелось бы, чтобы было
В любом нежелательном состоянии присутствуют оба этих элемента. У человека есть какая-то реакция, а хотелось бы, чтобы ее не было. Но наряду с этим есть и что-то, что хотелось бы вместо этой реакции, а этого пока нет. Вот он злится на свою тещу, а хотел бы быть спокойным. Злится — это то, от чего хочется избавиться. Быть спокойным — это то, чего пока нет, но хотелось бы иметь.
Можно сказать, что первое — это проблема, с которой приходит клиент. А второе — это цель, которую он хочет достичь. Первое мы стремимся растворить, а второе — создать.
Именно об этом мы и спрашиваем клиента в начале сессии. Мы спрашиваем, в чем его проблема? Что есть такого в нем или его жизни, что его не удовлетворяет? Что ему хотелось бы убрать или изменить?
Как я уже говорил, мы работаем с проблемами субъективного характера — то есть с переживаниями. Мы не пытаемся решить проблемы типа «у меня нет работы» или «меня выгоняют из дома». Если вам клиент будет предлагать нечто подобное, вам нужно с ним обсудить это. А также выяснить, какие переживания мешают ему получить желаемое и работать с ними.
Вот клиент вам говорит, что при виде работодателя, он начинает заикаться, краснеть и бледнеть, мысли вылетают из головы и т. д. Это переживание, с ним мы можем работать.
А если он говорит, что каждый день соседи шумят, то тут нужно провести дополнительную беседу. Вы можете спросить его, что он хотел бы сделать. Предположим, что он отвечает вам: «Я хотел бы пойти к соседям и попросить их выключить музыку». У нас появились новые данные. Теперь можно поинтересоваться, что ему мешает это сделать. Может быть он боится, может он чувствует, что это бесполезно, может быть он не хочет конфликтовать. «Боится», «бесполезно», «нежелание конфликтовать» — это все переживания. Их мы уже можем взять в работу.
Это очень хороший способ конкретизировать любой запрос — выяснить, что человек хотел бы сделать и затем определить, какое переживание ему в этом мешает.
То есть для сессии мы берем какое-то негативное переживание, которое человеку хочется изменить — убрать или преобразовать. Вы просите клиента сформулировать такую проблему. Иногда это занимает немало времени.
В начале сессии идет двухстороннее общение. Вы задаете вопросы, уточняете в чем проблема, человек вам об этом подробно рассказывает. Иногда нужно 10—20 минут поговорить. Но чем четче и яснее будет запрос клиента, тем быстрее и качественнее будет процесс.
Ещё мы стараемся брать конкретную проблему. Если человек приходит с какой-то глобальной проблемой, вроде «мне всегда, везде и во всем не везет», то с этим в сессии работать трудно, так как непонятно, что же должно в конце получиться.
Сформулировав проблему, можно двигаться ко второму шагу.
Шаг 2. Что бы ты хотел получить в результате сессии?
Первый и второй шаги можно вообще объединить в один — «выяснение запроса». Практикуя ПВО, вы заметите, что между шагом 1 и 2 нет четкого разделения. Первый шаг плавно перетекает во второй, а второй в первый.
Важно выполнить оба условия — найти нежелательное состояние, с которым вы будете работать в сессии, и желательное. О нем речь идет далее.
Когда человек вам назовет негативное состояние, вам нужно узнать — какое состояние он хотел бы иметь вместо этого? Вот он говорит вам, что злится на свою жену. Ваша задача узнать — что он хочет переживать вместо злости? Спокойствие? Равнодушие? Любовь?
В итоге вы сформулируете два переживания — то, от которого клиент хочет избавиться и то, которое хочет получить.
В работу вы должны брать конкретную, компактную и понятную тему. Не нужно работать с глобальными темами вроде «мне всегда не везет». В конце сессии вы должны будете проверить, что стало с прорабатываемым состоянием. И важно, чтобы хотя бы какие-то изменения человек заметил. Если вы возьмете слишком обширную и неконкретную тему, любые изменения будут казаться незначительными.
Идеален такой вариант. Клиент приходит с проблемой. Формулирует ее, как «когда я выхожу выступать перед группой людей, у меня наступает ступор». Это проблема, с которой мы можем работать — это конкретное состояние, которое проявляется в конкретной ситуации. Оно нежелательное и неприятное. Это ваша точка отсчета.
Далее вы выясняете конечную точку — желательное состояние. Клиент может сформулировать это, как «уверенность и ощущение, что я могу спокойно выйти и самовыражаться».
После этого можно переходить к следующему шагу.
Сразу замечу, если клиент новичок, то скорее всего первые 2—3 сессии ему будет сложно сформулировать желаемый результат. Сложности могут быть и с формулировкой проблемы. Это нормальная ситуация. Дайте ему возможность выговорить, что его беспокоит. А также с помощью различных наводящих вопросов помогайте формулировать проблему и результат.
Наводящие вопросы могут быть следующие.
Если человек говорит: «Я хочу перестать злиться на жену», спросите — а что бы ты хотел чувствовать в этой ситуации вместо злости?
Если человек говорит: «Я хочу, чтобы у меня не было этого мандража перед выступлениями», спросите — что бы ты хотел, чтобы было вместо мандража?
Если человек говорит: «Я не хочу это больше переживать», спросите — а что бы ты хотел переживать?
Проявляйте его цель. Это важно. На это может уйти 10—20 минут сессии или больше. Не беспокойтесь об этом.
Шаг 3. Проявление переживания
Команда звучит так: «Найди в прошлом или вообрази эпизод, в котором это негативное состояние хорошо проявляется. Найди пиковый момент этого переживания и отметь картинку, телесные ощущения, эмоции и мысли».
Таким образом вы стараетесь побудить человека войти в контакт с переживанием. А именно, заметить и описать картину, телесные ощущения, эмоции и мысли.
Клиент может вспоминать какой-то конкретный эпизод из прошлого. Но иногда это не получается. Тогда вы предлагаете ему вообразить такую ситуацию, где бы это переживание могло очень ярко проявляться. Представить, как он выходит на сцену, где 1000 зрителей. Или ситуацию, где жена особенно могла бы его злить.
Нам важно уловить само переживание. Поэтому не так важно, воображаемое оно или реальное.
Бывает, что этот шаг вообще можно пропустить. Это актуально в случаях, если у вашего клиента негативное переживание уже сильно проявлено к этому моменту.
Когда человек опишет вам картинки и ощущения, попросите его дать какое-то название всему переживанию.
Когда мы работаем с переживанием, есть два уровня, на которых ведется работа.
Невербальный уровень. Это само переживание. Его невозможно описать словами. Мы этого и не требуем.
Вербальный уровень. Это название переживания. Нам нужно, чтобы человек как-то назвал то, что переживает. Так, чтобы слыша или проговаривая его, он получал доступ к переживанию. Т.е. понимал, о чем идет речь.
Это выглядит следующим образом. Вы просите человека найти или вообразить эпизод, где нежелательное состояние ярко проявляется.
Затем просите найти в нем пиковый момент.
Далее — отметить картинку, телесные ощущения, эмоции и мысли.
Вы все это записываете в тетрадку или на листок.
Затем я обычно проговариваю клиенту то, что записал. Клиент слушает и, возможно, что-то добавляет.
И последняя часть третьего шага — я прошу дать название переживанию. Обычно я говорю такую фразу: «Назови это переживание одним словом или фразой».
В дальнейшем мы будем использовать эту фразу. Поэтому хорошо, если клиент сфокусируется и подберет подходящее, резонирующее название. Такое, которое активирует его переживание. Примеры названий вы можете посмотреть в демосессиях, которые приведены в книге.
Название очень важно и связано с темой фокусирования. Есть хорошая метафора, которая иллюстрирует важность правильного называния: переживание — это чемодан. В чемодане многое присутствует — ощущения, эмоции, мысли, воспоминания, картинки, образы и прочее. И для того, чтобы его поднять — нам нужна ручка. Это что-то, что позволяет появиться контакту с переживанием. В нашем случае — это название.
Понаблюдайте сами. Наверняка у вас были случаи в жизни, когда вы что-то увидели и у вас пошел какой-то ассоциативный ряд. Или услышали какую-то фразу, типа «ты бестолочь», которую сказала мимо проходящая женщина, а у вас пошли какие-то воспоминания из детства, где бестолочью называли вас. Правильное название сразу вызывает отклик в виде усиления переживания.
Очень большие проблемы бывают с клиентами, которые все свои переживания называют одним словом «страх» или любым другим. Страха может быть 500 разновидностей и у каждого есть свое название. Поэтому становится невозможно работать. Древний мозг, который отвечает за эмоциональную и ощущенческую часть переживаний тупо не понимает, что от него хотят. Вы просите человека вспомнить этот страх, а он не может. У него все путается.
Вы и сами точно знаете, как это — найти правильное название. Это ситуации, где вы что-то забыли и пытались вспомнить. А когда вспоминаете — наступает такой момент облегчения и просветления. Вы чувствуете, что да — вот это точно оно!
Именно такого ощущения вам нужно добиваться от своего клиента. Это может не будет всегда получаться, но будьте внимательны. Очень часто человек выдает правильное название неосознанно, пока проговаривает вам свою проблему. Он ее как-то называет, вы записываете. При трудностях с подбором названия, можете опираться на свои записи и пообщаться с клиентом. Может быть что-то из уже упомянутого подходит.
И надо сказать, что это название не остается неизменным. Бывает, что по ходу сессии оно много раз меняется. Вы научитесь это замечать и чувствовать по мере практики.
Шаг 4. Оценка состояния
Следующий шаг не обязательный, но желательно его выполнить. Это поможет вам отслеживать изменения состояния.
После того, как вы проявили переживание, попросите человека оценить его интенсивность. Я предлагаю оценивать по шкале от 0 до 10, где 0 — это полное отсутствие негативного состояния, а 10 — это очень-очень сильное, яркое и неприятное переживание.
Выполнение данного шага полезно в случаях, где не удалось до конца проработать состояние. Хоть какие-то изменения все равно произойдут. И тогда вы клиенту сможете напомнить, что переживание вначале было на +8, а теперь всего +1. Но мы в любом случае, используя ПВО, стараемся интенсивность довести до 0. Поэтому я часто забываю выполнить этот шаг.
Шаг 5. Аффирмация
На этом шаге вы просите человека положить руку на грудную точку. Посередине груди. Можно класть пальцы или прикасаться всей ладонью.
Затем идет проговаривание аффирмации.
Это звучит так: «Положи руку на грудную точку и повторяй за мной»
Далее вы начинаете проговаривать формулу по частям.
Как я уже упоминал, аффирмация звучит так: «Несмотря на ________, я полностью люблю и принимаю себя, свое тело и свою личность, и ____________».
Обычно я разбиваю эту фразу на четыре части, чтобы человек мог ее легко запомнить и воспроизвести.
Я говорю «Несмотря на страх» и даю человеку повторить.
Затем «Я полностью люблю и принимаю себя». Клиент снова повторяет.
Далее «Свое тело и свою личность». Жду, пока клиент повторит.
«И страх».
Дайте возможность клиенту повторить все фразы и почувствовать, что за ними стоит.
Важный момент. Вы должны повторять человеку эту фразу вслух. Некоторые новички просто говорят: «Проговори аффирмацию». Или проговаривают ее целиком за один раз. Это неправиьно. Дайте человеку возможность расслабиться и погрузиться в свои переживания. Если ему нужно будет держать в голове аффирмацию или вспоминать ее каждый раз — он будет «выныривать». А это в первую очередь сказывается на результате сессии. Поэтому повторяйте каждый раз аффирмацию. Повторяйте ее по частям, а не целым предложением. Это позволит человеку расслабиться, перестать контролировать происходящее вокруг и полностью погрузиться в свои переживания.
Изначально аффирмация, которую мы проговариваем в ПВО называлась «формула антагонистической мотивации». И судя по опыту, многие не понимают в чем смысл ее проговаривания или понимают неправильно. Некоторые думают, что мы что-то внушаем или даем какие-то установки клиенту. Но это не так. Поэтому давайте с этим разберемся.
Когда я только начал изучать технику ПЭАТ, мне эти фразы казались странными и бессмысленными. Но однажды был случай с клиенткой, который поменял мое отношение.
У нее была проблема — она не любила своих детей. Ей было плохо от этого, ей казалось это неправильным. Мать должна любить своих детей, а она не любила. Ей говорили, увидев ребенка в первый раз, она его полюбит. Но этого не случилось ни тогда, ни спустя 16 лет.
Тогда я решил поработать с этой проблемой с помощью ПВО. Мы начали работу, я попросил поставить пальцы на грудную точку и начать поговаривать аффирмацию: «Несмотря на то, что я не люблю своих детей…» Но она не смогла это выговорить. Она начинала и у нее усиливались переживания настолько, что было трудно говорить. А в случае с ПВО это идеальная ситуация — так появляется актуальный материал для работы. Потом это продышали и минут через 30 она смогла это сказать.
И после этого я понял, главная цель аффирмации — поднять материал для работы — какие-то картинки, ощущения, эмоции и мысли. Мы как бы давим на больную точку. Ведь человек не принимает проблему до конца, раз он с ней пришел работать. А говорит, что принимает и любит себя. Это часто позволяет усилить переживания, а нам именно это и нужно.
Но в большинстве случаев люди проговаривают эту фразу спокойно. Поэтому важно напоминать, что это не механическое действие. Нужно действительно попытаться принять эту проблему, почувствовать, что несмотря на это ужасное переживание, вы себя любите и принимаете вместе с ним. Да, оно часть вас и может оно не исчезнет после проработки.
Побуждайте человека хорошо это почувствовать и двигайтесь дальше по шагам.
Шаги 6—11. Воспроизведение
Вот человек нашел пиковый момент в переживании. Описал переживание, как картинку, телесное ощущение, эмоцию и мысль. Дал ему короткое название. Затем положил руку на грудную точку и проговорил вместе с вами аффирмацию вместе с коротким названием переживания. Это был шаг принятия. Т.е. человек рассмотрел переживание, описал его и признал, что оно есть.
Далее следует ключевой момент техники ПВО — воспроизведение. Он включает в себя шесть одинаковых шагов. Они отличаются только точками, на которые вы просите клиента поставить пальцы.
Расположение точек вы найдете в предыдущей главе. Давайте рассмотрим команды каждого шага.
Шаг 6. Поставь пальцы на первую точку, внутренний угол глаза справа.
Затем даете такую команду: «Воспроизведи ____________». В пробел мы вставляем ключевую фразу, которую проговорил клиент.
«Воспроизведи страх одиночества»
Формулировка тут может разниться. Кто-то говорит: «Почувствуй страх одиночества, как можно сильнее» или «Воспроизведи страх одиночества и усиль его». Вы можете подобрать свою формулировку, которая будет для вас комфортна.
Главное понимать смысл этого шага. А он заключается в следующем. Помочь человеку почувствовать проблемное переживание и усилить его или еще говорят драматизировать. Для этого вы также можете напоминать ему телесные ощущения, мысли, образы и картинки, эмоции, которые он уже проговаривал. Именно для этого вам нужно вести запись того, что человек говорит.
Вот вы все это проговорили. И теперь дайте своему клиенту время. Обычно это 10—15 секунд. То время, когда он будет воспроизводить и усиливать переживание.
Когда у него получится это, вам нужно дать команду сделать глубокий вдох и выдох вместе с переживанием. Но вы не всегда заметите, что у клиента уже получилось. Поэтому дайте ему 10 секунд, а затем проговорите: «Когда у тебя это получится, на самом пике переживания сделай глубокий вдох и выдох».
Дополнительно я могу напомнить человеку, что на вдохе ему нужно усиливать переживание. Стараться почувствовать его еще ярче, сильнее, больше. А на выдохе — расслабиться и постараться отпустить его.
Еще важное дополнение по поводу вдоха и выдоха. Обязательно проинструктируйте клиента, что в ПВО важно делать действительно глубокий вдох. Некоторые дышат поверхностно, другие слишком сильно. Настолько, что у них гипервентиляция легких начинается. Важно соблюдать золотую середину. Вдох не должен быть слишком гипертрофированным, но и слишком поверхностным тоже.
Этому есть объяснение. Александр Лоуэн был учеником основателя телесно-ориентированной терапии Вильгельма Райха. У него было упражнение «горячий стул». Он брал обычную табуретку, клал на нее сложенное одеяло и просил клиента лечь на него спиной. Ему нужно было фокусировать внимание на негативном переживании и разворачивать позвоночник. И он объяснял это двумя рефлексами, присущими человеку. Когда плохо, человек сворачивается, а когда хорошо — разворачивается.
В ПВО мы просим человека почувствовать, как ему плохо и сделать вдох. Ему нужно сделать такой вдох, который позволит развернуться, тем самым усиливая переживание.
Также сами следите за этим и напоминайте клиенту, если он делает вдох и выдох неправильно. Обычно, когда человек в переживании, он сидит как бы скрючившись. На вдохе ему нужно распрямиться и расслабиться. Если он этого не делает — напомните.
Если человек делает вдох с большим усилием, как бы пытаясь затянуть весь воздух из комнаты в свои легкие, тоже напомните, что такие усилия излишни. В результате у него просто будет кружиться голова.
Вот человек воспроизвел переживание, сделал глубокий вдох и выдох. Переходим к следующему шагу.
Шаг 7. Этот шаг точно такой же. Единственное отличие — глазная точка. На этом шаге вы просите клиента: «Поставь пальцы на симметричную точку, внутренний угол глаза слева».
Далее вы повторяете ровно то же самое. Просите воспроизвести переживание, усилить его и сделать глубокий вдох и выдох.
Давайте кратко рассмотрим команды следующих шагов.
Шаг 8. Поставь пальцы на внешний угол правого глаза.
Шаг 9. Поставь пальцы на внешний угол левого глаза.
Шаг 10. Поставь пальцы на точку под глазом справа.
Шаг 11. Поставь пальцы на точку под глазом слева.
Обычно в самом начале процесса я полностью проговариваю инструкции. Но затем сокращаю их. Т. е. не говорю полную формулировку «поставь пальцы на внешний угол правого глаза». Вместо этого я говорю: «Внешний угол глаза справа», например.
То же сокращение может происходить и с формулировкой переживания. В самом начале я обычно максимально напоминаю клиенту все, что он сказал — могу зачитать картинки, телесные ощущения, эмоции, мысли.
Звучит это так: «Поставь пальцы на первую точку, внутренний угол глаза справа. Почувствуй страх, как можно сильнее. Ты стоишь напротив начальника, чувствуешь дрожь в коленках, ладони легкие, в ногах холод, в животе что-то скручивается. И страх, оцепенение, не можешь ничего сказать… Думаешь: „Ну вот опять“, „Какой я лох!“ Усиль это переживание. Это прямо сейчас происходит. И когда это получится, сделай глубокий вдох и выдох. На вдохе усиливаешь переживание. На выдохе — отпусти его».
Но уже на второй, третьей и остальных точках я сокращаю формулировку. Она может звучать совсем кратко: «Точка под глазом справа. Почувствуй оцепенение. Усиль его и сделай глубокий вдох и выдох».
Вам не нужно каждый раз проговаривать все формулировки клиента. Оставайтесь с ним в контакте. Если видите, что ему трудно воспроизвести переживание — помогите. Напомните, что он говорил, какие чувства испытывал. Если он итак глубоко погружен в переживание — не мешайте. Дайте краткую команду и оставьте клиенту время на фокусирование и продых.
Как видите, все шаги очень простые. На них держится вся техника ПВО. Когда я работаю с другими техниками, я часто вставляю именно эти шаги. Если в сессии у клиента пошли какие-то яркие переживания, я сразу начинаю с 5ого шага и даю команды воспроизводить и делать продых.
Когда вы сделаете эти шаги, можно двигаться дальше.
Шаги 12—13. Проверка промежуточного результата
Эти шаги переходные. В зависимости от ответов, вы будете решать, переходить ли дальше по шагам, либо продолжать воспроизведение. Давайте рассмотрим их последовательно.
Шаг 12. Что осталось?
Этот шаг очень прост и логичен. Мы сформулировали переживание, приняли и воспроизвели его. Теперь нам нужно проверить результат. О нем вы запрашиваете клиента следующим образом.
Самый простой вариант: «Что осталось?»
Но могут быть другие формулировки:
«Что стало с переживанием?»
«Что ты теперь чувствуешь?»
«Что осталось от переживания?»
Иногда уместно напомнить клиенту исходное описание. Пока вы будете проговаривать, его задача — проверять, как оно чувствуется теперь.
Если переживание изменилось (стало другим или изменилась интенсивность — сильнее, слабее, ярче), нужно обязательно убедиться, осталась ли активной исходная формулировка. Вот назвал клиент свое переживание «страх перед начальником». Может так случится, что после воспроизведения эта формулировка перестанет отзываться. Тогда нужно искать новую.
Итак, вы спрашиваете клиента, что осталось от переживания. Он говорит вам: «Сейчас вот такого сжатия жуткого нет, но в груди осталась печаль какая-то». Вы: «Окей. Как бы ты назвал это теперь?»
Важно. Когда клиент сравнит результат с исходной формулировкой, вы спрашиваете: «Как бы ты назвал это переживание теперь/сейчас?»
Но даже если оно не изменилось, все равно вам нужно убедиться в актуальности формулировки. В таком случае вы можете спросить клиента: «Убедись, подходит ли это название. Может быть его нужно поменять или уточнить?»
Шаг 13. Оценка переживания
Этот шаг идентичен шагу 4, где вы просили клиента оценить интенсивность негативного переживания. Как я уже говорил, я не всегда его использую. Но если клиент затрудняется с ответом или не может понять, как изменилось его состояние — попросите его оценить переживание теперь. По шкале от 0 до 10. Обычно становится заметно, что переживание как-то изменилось — стало сильнее или слабее.
После этого вы возвращаетесь в шаг 6 и повторяете все заново с новым переживанием или новой формулировкой. Таким образом вы работаете: доходите до 13 шага и снова возвращаетесь в 6. До тех пор, пока от переживания ничего не останется. И только после этого можно двигаться к следующим шагам.
Вы можете столкнуться с позитивным переживанием. Об этом мне часто задают вопросы. После нескольких проходов с 6 по 12 шаг, клиент говорит: «Я чувствую спокойствие и тепло в груди». Многих это смущает. Им кажется, что цель уже достигнута. Но с этой формулировкой мы работаем почти так же. Только убираем из аффирмации словосочетание «несмотря на». Формула будет звучать так: «Я чувствую спокойствие и тепло в груди. Я полностью люблю и принимаю себя, свое тело и свою личность, и это спокойствие и тепло в груди». Дальше идете по шагам — воспроизводите спокойствие и делаете вдох и выдох.
Так вы делаете стабилизацию позитивного состояния. Возможны разные исходы — либо позитивное состояние закрепится, либо вылезет еще какой-то негатив. Если всплывет — это хорошо, возвращаетесь в шаг 6 и делаете технику дальше. Если нет — двигаетесь дальше по шагам.
Это лишь один из нюансов выполнения техники. Дальше в книге вы найдете другие, не менее важные. А также обязательно ознакомьтесь с демонстрационными сессиями.
Шаг 14—15. Проверка результата сессии
Эти два шага также являются переходными. Но здесь вы решаете, идти ли во вторую часть алгоритма — проверку, либо возвращаться к воспроизведению. Эти шаги делаются только тогда, когда клиент уже не чувствует исходного переживания, от него ничего не осталось.
Шаг 14. На этом шаге вы спрашиваете: «Можешь ли ты почувствовать желаемое состояние?» Вместо «желаемое состояние» вы вставляете то, которое проговорил вам клиент. Его прояснением вы занимались в начале сессии.
Выглядит это так: «Можешь ли ты почувствовать спокойствие?», «Можешь ли ты почувствовать гармонию?» или «Можешь ли ты почувствовать спокойное, ровное состояние?»
Вы повторяете ту формулировку, которую сказал клиент.
Шаг 15. На этом шаге вы возвращаетесь в шаг 5. Но с чем именно — зависит от ответа клиента.
В случае, если клиент на вопрос «Можешь ли ты почувствовать желаемое состояние?» говорит, что может — вы идете в шаг 5 с позитивным состоянием.
Выглядит это так:
— Можешь ли ты почувствовать спокойствие?
— Да, могу
— Окей. Положи руку на грудную точку и повторяй за мной: «Я чувствую спокойствие, и я полностью люблю и принимаю себя, свое тело и свою личность, и спокойствие».
Далее вы делаете воспроизведение этого спокойного состояния, следуя шагам 6—11. Если в процессе проявится какой-то негатив, то возвращаетесь в шаг 5 уже с негативом, как описано далее.
В случае, если клиент на вопрос «Можешь ли ты почувствовать желаемое состояние?» говорит, что не может и ему что-то мешает — вы идете в шаг 5 с тем, что мешает.
Выглядит это так:
— Можешь ли ты почувствовать спокойствие?
— Нет. Пытаюсь почувствовать, но что-то еще лезет, какое-то напряжение в руках.
— Окей. Положи руку на грудную точку и повторяй за мной: «Несмотря на напряжение в руках, я полностью люблю и принимаю себя, свое тело и свою личность, и напряжение в руках».
Далее вы делаете шаги с 6—12. До тех пор, пока клиент на шаге 14 не скажет, что может почувствовать позитивное состояние и не закрепит его.
Затем вы двигаетесь ко второй части алгоритма — проверке. Она направлена на то, чтобы выявить «хвосты» — какие-то дополнительные, связанные с исходным, переживания.
Общий формат сессии вплоть до 15 шага выглядит так:
— Формулировка проблемы
— Формулировка желаемого результата
— Активация проблемы (картинки, ощущения в теле, эмоции, мысли)
— Проработка из 3 шагов — принятие, воспроизведение и отпускание. До тех пор, пока мы не достигнем нуля.
— Закрепление позитивного состояния.
Вся суть ПВО сводится к этому. Дополнительные шаги, о которых речь идет далее, иногда бывают избыточны. Но все равно их лучше сделать. Бывает, что именно в процессе их выполнения вылезают самые яркие заряды.
Шаги 16—18 Проверка
Когда вы получили утвердительный ответ на шаге 14, провели с позитивом по шагам 6—11 и ничего нового не появилось — идете в шаг 16.
Шаги с 16 по 18 являются проверочными. Они направлены на то, чтобы поднять остаточные заряды.
Шаг 16. Проверка на сопротивление. На этом шаге вы спрашиваете клиента: «Нет ли чего-то (картинки, телесного ощущения, эмоции, мысли), что противится разрешению проблемы?
Дайте клиенту 10—15 секунд пофокусироваться на этом вопросе. Часто что-то появляется. Человек может сказать: «Да, есть еще какое-то чувство в груди». Обязательно посмотрите другие примеры в разделе «Демосессии».
Здесь мы действуем точно так же, как и раньше. Вы берете озвученную формулировку, возвращаетесь в шаг 5 и двигаетесь по алгоритму (шаги 5—13). До тех пор, пока не достигнете нуля. И только после этого возвращаетесь в шаг 16 — спрашиваете еще раз, нет ли чего-то, что противится.
Если ничего нет, двигаетесь дальше.
Шаг 17. Проверка будущего. На этом шаге вы спрашиваете: «Нет ли ощущения, что проблема может вернуться в будущем помимо твоей воли?» Здесь вы спрашиваете именно о переживании, ощущении. Понятно, что нужно пойти и проверить. Но на данном этапе вам нужно проверить, нет ли ощущения прямо сейчас.
На этом шаге вы можете помогать клиенту. Попросите представить ситуацию, где проявляется эта проблема. Например, вы работали со страхом собак. Попросите клиента представить, что завтра ему встретится волкодав и посмотреть, как оно? Отзывается что-то или нет?
Если отзывается — вы конкретизируете картинку, телесное ощущение, эмоцию, мысль. Затем просите клиента это как-то назвать и снова проводите его по шагам 5—13. Когда достигнете нуля — возвращаетесь в шаг 17. Если ничего нового не появилось, двигаетесь дальше.
Шаг 18. Проверка на вовлеченность других людей. На этом шаге вы задаете вопрос: «Нет ли кого-то, кто противится или мешает разрешению проблемы?» В зависимости от ответа, вы принимаете решение, куда двигаться дальше.
Если человек отвечает, что никого нет, то вы идете дальше по шагам к завершению сессии. Можно сказать, что проработка на этом закончена и остается только плавно ее закончить.
Но если клиент отвечает утвердительно, то вы проводите так называемый круговой процессинг. В алгоритме это шаг 20. Подробнее о нем вы можете почитать дальше. Здесь я не буду подробно на нем останавливаться, это отдельная интересная тема.
На этом шаге все проверочные шаги завершены. Остается выполнить только несколько завершающих шагов.
Шаг 19. Проверка исходного запроса
Этот шаг можно назвать заключительным. Когда вы сделали все проверочные шаги, спросите клиента: «Что стало с исходной проблемой?».
Этот вопрос возвращает клиента в самое начало сессии, где у него еще было какое-то яркое негативное состояние. На нем мы проверяем, какого результата смогли достичь.
Формулировку вы можете так же менять. Обычно, вместо словосочетания «исходная проблема», я подставляю ее изначальную формулировку — «Что стало со страхом высоты?»
Чтобы помочь клиенту лучше прочувствовать проблему, вы можете напомнить ему исходную ситуацию или даже придумать новую. Например, человек боялся высоты. Попросите его представить, как он стоит на крыше какого-нибудь небоскреба. Так больше шансов, что удастся поднять еще какой-то материал и проработать тему качественно.
Помните, что на любом проверочном шаге может появится новый материал для работы. Но не нужно его пугаться. Вы просто снова и снова возвращаетесь в шаг 5 и проходите основные шаги ПВО — принятие, воспроизведение и отпускание.
Здесь вы делаете то же самое. Если на вопрос «Что стало с исходной проблемой?» человек говорит, что его все равно она цепляет, то возвращаетесь в шаг 5.
Шаг 20. Круговой процессинг
Этот шаг в алгоритме посвящен круговому процессингу. Я вынес его отдельно. Под круговым процессингом имеется в виду работа с других точек зрения.
Когда вы работаете с клиентом, всю сессию он работает только со своей точки зрения. Но проблема почти всегда связана с другими людьми или даже объектами.
Зачем нужно вставать на другие точки зрения? Объяснение тут очень простое — из-за вытесненных переживаний. Это еще называют «тень». Т.е. человек вытесняет какие-то эмоции из себя, потому что переживать их неправильно или неприемлемо. Но ему начинает казаться, что эту эмоцию испытывают люди вокруг него.
Человек злится, но по каким-то причинам не может признать свою злость. Возможно потому, что стоит какой-то запрет или эмоция заблокирована. Он у себя ее не чувствует, но ему кажется, что это чувствует его жена по отношению к нему. Хотя изначально это было его переживание.
Работая со всех вовлеченных точек зрения, мы убираем заряд с этой теневой части. Это помогает человеку получить целостное восприятие проблемы и действительно ее проработать. Если мы оставим эти вытесненные части — проработка будет не полной. Эта теневая часть все время будет о себе напоминать в дальнейшем.
Как правило мы работаем с точками зрения других людей. Вот боится клиент милиционеров. В его страхе есть он, и есть милиционер. Нужно обработать обе точки зрения.
Но в некоторых случаях возможна работа с неодушевленными предметами. Потому что вытеснять и проецировать свои переживания можно на что угодно. Хоть на ковер на стене. Или у человека проблемы с деньгами. Можно встать на точку зрения денег.
Давайте разберем конкретные шаги кругового процессинга.
Первым делом вы уточняете, кто вовлечен в проблему. Кто это? Мама? Начальник? Милиционер? Деньги? Ковер на стене?
Затем просите клиента положить руку на грудную точку и проговорить: «Я теперь не я. Я — __________». В пробел вы вставляете имя того человека или название объекта. «Я теперь не я. Я — моя мама». «Я теперь не я. Я — деньги».
Обязательно напомните клиенту, что ему нужно попытаться вжиться в эту роль. Это не механическое действие. Тут важно, чтобы клиент ассоциировал себя с тем, кого он назвал. Поэтому дайте ему некоторое время на это. Обычно хватает 10—15 секунд.
Далее спросите, как обращаться к нему теперь. Например, он вам называет имя своей матери — Марья Ивановна.
Теперь шаги очень простые и уже знакомые.
• Выясните, какие есть переживания с этой точки зрения. Вот клиент встал на место своей мамы. Спросите ее: «Как вы относитесь к тому, что у вашего сына такая проблема?» Ответы могут быть разные. Бывает даже так, что с точки зрения мамы вообще недоумение о том, что у его сына есть такая проблема. В любом случае, мы берем это переживание в работу.
• Проявляем переживание, как мы делали на шаге 3. Пусть клиент вам опишет картинку, телесные ощущения, эмоции и мысли.
• Теперь просто повторяем шаги 5—12 до тех пор, пока не достигнем нуля.
• После этого остается только завершить круговой процессинг. Попросите клиента снова положить руку на грудную точку и проговорить: «Я теперь не моя мама. Я снова я». Дайте ему некоторое время, чтобы вернуться в себя.
• Если есть еще какие-то участники, которых нужно обработать круговым процессингом — повторяйте эти шаги снова. Спросите клиента, есть ли кто-то или что-то еще вовлеченный в эту проблему. А затем продвигайтесь по алгоритму кругового процессинга.
Когда завершите работу со всеми участниками, спросите клиента, что стало с исходной проблемой. Об этом я рассказывал в шаге 18. И если там все хорошо, двигаемся к завершению сессии. Следующий шаг — прощение.
Шаг 21. Прощение
На этом шаге вы спрашиваете клиента: «Нужно ли тебе кого-то простить за эту проблему?» В этом есть смысл, поэтому лучше не пропускать этот шаг.
На семинарах я рассказывал одну историю, посвященную теме прощения. Раньше мне было непонятно, что подразумевается под словом «обида» или «обидеться». Особенно я не понимал, когда меня спрашивали: «Ты что, обиделся?» Потому что я не обижался, а, как говорят, делал выводы. Также я не понимал, когда мне говорили «прости меня». Я простил, но выводы-то при мне остались.
Но потом мне попалось определение слова «обида» в словаре В. И. Даля. «Обида» происходит от старорусского слова «обижда». «Обижда» — это желание отомстить. Когда человек говорит: «Не обижайся», он фактически просит не мстить ему. Простить — значит, отказаться от мести человеку, который причинил какой-то вред.
Главное, что это дает — я не попадаю в цикл обиды и вины. Т.е. у меня есть какая-то проблема и мне нужно ее удерживать, чтобы человек был виноватым. Это очень распространенная ситуация, но не всегда она очевидна. Бывает, человек удерживает проблемы с деньгами, со здоровьем или с личной жизнью просто для того, чтобы другой чувствовал себя виноватым. Это своего рода месть. Прощение избавляет от попадания в эту ловушку. Вы прощаете и сами становитесь свободны.
Это важный шаг. По опыту, у многих на этих шагах проявляются сильные заряды, которые мешают решить проблему. Но не каждый ваш клиент будет понимать, что имеется в виду под прощением и обидой. Поэтому вы можете использовать мое объяснение или перефразировать вопрос. Например, спросите: «Нет ли у тебя желания, чтобы кому-то за твою проблему воздалось?»
Если клиент не может найти никого, то в алгоритме есть три готовых варианта.
Я прощаю Бога за то, что он создал мир, в котором люди страдают от такой проблемы.
Я прощаю всех тех, кто был вовлечен в эту проблему.
Я прощаю себя за то, что имел эту проблему и носил ее в себе так долго.
Помните, что эти формулировки вы можете менять и подстраивать под клиента. Кто-то не верит в Бога, но верит в какой-то высший разум. Кто-то называет это Вселенной. Нам это совершенно не важно.
Итак, вы просите клиента определить, кого ему нужно простить или пользуетесь готовым списком.
Затем попросите клиента положить руку на грудную точку и простить, кого он называл или кого выбрали вы:
«Положи руку на грудную точку и прости свою маму».
Можно использовать готовые формулировки:
«Положи руку на грудную точку и повторяй за мной: я прощаю всех тех, кто был вовлечен в мою проблему со страхом пауков».
После этого дайте ему возможность простить и попросите сделать глубокий вдох и выдох. Здесь можно использовать те же глазные точки. Это не обязательно.
Не всегда есть необходимость диктовать фразы. Чаще всего достаточно просто попросить клиента простить кого-либо и дать ему некоторое время на это.
Напоминайте клиенту, что это тоже не формальный шаг. Здесь важно, чтобы он почувствовал, как прощает и отпускает. И если это не получается — мы будем с этим работать.
Если не получается — здесь есть выбор.
Пойти в круговой процессинг с этим персонажем или объектом.
Пойти в шаг 5 и просто продышать это переживание по шести точкам.
Когда вы закончите с прощением, остается только сделать финальный шаг — заполнение светом.
Шаг 22. Заполнение светом
Этот шаг, пожалуй, самый приятный из всех. Он помогает плавно завершить сессию. Здесь очень простые инструкции, которые вы просто проговариваете клиенту. Они все прописаны в алгоритме.
Я клиентам проговариваю следующую инструкцию:
Представь над головой светящийся шар, заполненный золотистым светом.
Сделай вдох и представь, как этот свет заполняет верхнюю часть тела.
Сделай еще один вдох, представь, как нижняя часть тела заполняется этим светом.
Еще раз вдох, представь себе, как руки ноги заполняются этим светом.
Создай себе такой светящийся кокон, подыши и заполни в нем этим светом все темные или пустые места. Особенно все те, где во время сессии были всякие ощущения, эмоции, переживания. Чтоб было такое ровное, светящееся, приятное внутреннее пространство.
И когда это получится, побудь в этом состоянии столько, сколько тебе нужно, и потом можешь глаза открыть.
В завершение вы можете спросить, какие ощущения у человека после сессии. Возможно, есть еще что-то, что он хотел бы, чтобы произошло. Может быть есть какие-то вещи, которые он хотел бы проговорить. Может есть выводы, какие-то решения или осознания.
Если ничего такого нет, просто завершаете сессию. Я обычно говорю: «Окей. Конец сессии».
Демосессии
В данном разделе представлены записи реальных сессий, переведенные в текст. Обязательно ознакомьтесь с ними, прежде, чем практиковать. Также некоторые демосессии вы можете посмотреть на моем канале Youtube — https://goo.gl/YA6zE6
Изучение демонстрационных сессий позволит вам лучше понять, как работает техника БПВО на практике. Я объяснил все шаги, но в реальной работе с клиентом, некоторые шаги я пропускаю, на некоторых могу останавливаться подробнее. Какие-то нюансы и тонкости становятся очевидны только в процессе применения техники.
Здесь используются следующие обозначения:
К. — клиент
О.М. — Олег Матвеев
Демосессия №1
О.М.: С чем бы ты хотела поработать?
К.: Каждый раз, когда мы ссоримся с моим парнем, я начинаю собирать вещи и хочу уйти от него. Просто рефлекс такой.
О.М.: А что ты при этом переживаешь?
К.: Гнев. Желание уйти.
О.М.: Что бы ты хотела получить вместо этого?
К.: Я хочу остаться и спокойно решить проблему.
О.М.: Сядь поудобнее, почувствуй пространство вокруг себя, сверху, снизу, спереди, сзади, так, чтобы объем ощущался. Почувствуй в этом пространстве себя. Тело включи в это пространство. Пройдись от макушки до кончиков пальцев, чтобы тело тоже было частью этого пространства. И попробуй вообразить или вспомнить какой-нибудь эпизод, где бы явно проявлялась ситуация, когда ты ссорилась с парнем и чувствовала гнев. Скажи, когда это получится.
К.: Я помню.
О.М.: Опиши, что ты там видишь и слышишь.
К.: Я одеваю пуховик, кричу, плачу, собираю свои вещи, собираюсь выйти, но дверь оказалась закрыта снаружи и мне не удалось уйти.
О.М.: Что в теле при этом ощущается?
К.: Вот тут сильная сдавленность, и вот тут стучит что-то темное.
О.М.: Какие эмоции?
К.: Сильная обида. Сильный гнев.
О.М.: Мысли какие-то есть при этом?
К.: Я думаю, что сейчас уйду и начну новую жизнь — либо одна, либо найду еще кого-то, с кем будет получше, с кем не будет проблем.
О.М.: Значит, ты одеваешь пуховик, кричишь плачешь, собираешься выйти, тут сдавленность и вот тут что-то темное стучит. Сильный гнев, сильная обида, мысли «Сейчас уйду, начну другую жизнь, найду кого-то другого». Как бы это могла назвать?
К.: Избегание.
О.М.: Окей, 2 пальца — на грудную точку и проговорим так: Несмотря на это избегание…
К.: Несмотря на это избегание…
О.М.: Я полностью люблю и принимаю себя…
К.: Я полностью люблю и принимаю себя…
О.М.: Свое тело и свою личность…
К.: Свое тело и свою личность…
О.М.: И это избегание.
К.: И это избегание.
О.М.: Пальцы — на внутреннюю точку первого глаза. Направь внимание на это избегание, на эту картинку, как ты плачешь, кричишь, собираешься выйти, на эту сдавленность, обиду, что-то темное такое стучит, мысли «Все, уйду начну новую жизнь», прочувствуй это как можно глубже. И как только это получится, сделай глубокий вдох, стараясь усилить это переживание, и на выдохе постарайся выдохнуть это.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Первая точка с другой стороны. Еще раз то же самое переживание. Ты одеваешься, собираешь уходить, сдавленность, обида, гнев, темное что-то стучит. Собери все, что остается. На вдохе усиливаешь, на выдохе отпускаешь.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: С другой стороны внешнего глаза. Еще раз. Все, что остается от твоего переживания. Собираешься уходить, сдавленность, обида, гнев. Прочувствуй, продохни.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: С другой стороны такая же точка. Обида, сдавленность, гнев. Все, что от них остается, прочувствуй это в пространстве, в себе как можно глубже и продыши.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: С другой стороны правого глаза. Еще раз постарайся собрать все, что остается, прочувствуй это, если оно пропадает, усиль это намерено и продыши.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Как оно теперь?
К.: Теперь мне хорошо, тут ушло, а вот тут стучит.
О.М.: Начало стучать. Попробуй вообразить себя в том же самом эпизоде. Понаблюдай, что с тобой будет происходить. Поссорились, ты собираешься уходить. Понаблюдай за своим состоянием.
К.: Мне как-то смешно становится.
О.М.: Неприятное что-то осталось?
К.: Да, пульсирует в бедре.
О.М.: Направь свое внимание и посмотри, что там неприятного. Может, это эмоция какая-то связана с этим, или мысли?
К.: Это зажим какой-то, как страх одиночества.
О.М.: Окей, на грудную точку. Несмотря на страх одиночества…
К.: Несмотря на страх одиночества…
О.М.: Я полностью люблю и принимаю себя…
К.: Я полностью люблю и принимаю себя…
О.М.: Свое тело и свою личность…
К.: Свое тело и свою личность…
О.М.: И этот страх одиночества.
К.: И этот страх одиночества.
О.М.: На первую глазную точку Внутренний угол глаза. Направь внимание на этот зажим, пульсирует, страх одиночества. Постарайся прочувствовать, воспроизвести и потом продышать.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Первая точка с другой стороны. Все, что там есть — зажим, страх одиночества — прочувствуй и продохни.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: С другой стороны внешнего глаза. Пульсирует, зажим, страх одиночества. И продохни.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Вторая точка с другой стороны. Пульсирует, страх одиночества, зажим. Продохнуть.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: С другой стороны под глазом. Все, что осталось. Собираем и продыхиваем.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: И еще раз с другой стороны. Прочувствуй страх одиночества и все, что с ним связано. Продохни.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Как оно теперь?
К.: Хорошо, светло внутри.
О.М.: Еще раз тогда почувствуй пространство, себя, тело, направь внимание вот на эпизод, с которого мы начинали. Понаблюдай за своим состоянием в теле, ощущениями, эмоциями, мыслями. Что там есть? Есть какие-то хвосты?
К.: Мне кажется, что это спектакль такой, смешно даже.
О.М.: Окей, ты хотела прочувствовать спокойствие. Можешь ли ты прочувствовать его в этом эпизоде?
К.: Я хочу почувствовать спокойствие, но мне кажется, если я его почувствую, то человек не будет меня ценить, а я каждый раз стараюсь так красиво уходить.
О.М.: А когда ты думаешь, что он не будет тебя ценить, что ты начинаешь переживать?
К.: У меня вот здесь комок.
О.М.: На грудную точку. Несмотря на комок…
К.: Несмотря на комок…
О.М.: Я полностью принимаю и люблю себя…
К.: Я полностью принимаю и люблю себя…
О.М.: Свое тело и свою личность…
К.: Свое тело и свою личность…
О.М.: И этот комок.
К.: И этот комок.
О.М.: Первая глазная точка. Мысль «если я буду спокойна, он не будет меня ценить», комок такой возникает. Прочувствуй это как можно глубже и продохни.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Первая точка с другой стороны. Не будет ценить, если я буду спокойна. Прочувствовать, продохнуть.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Вторая точка с внешней стороны глаза в другой стороны. Не будет ценить, если буду спокойная, комок этот продохнуть.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: С другой стороны такая же точка. Комок, буду спокойна — не будет ценить. Продышать.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Под глазом. Все, что остается от этого состояния, прочувствовать, продышать.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: И последняя точка с другой стороны. Еще раз постарайся это состояние усилить, если оно пропадает, и продыши это.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Как оно теперь?
К.: Сейчас я спокойна.
О.М.: Попробуй представить, что ты в этом эпизоде, собираешься уходить. Понаблюдай, что с тобой происходит. Есть ли там спокойствие или что-то другое проявляется?
К.: Я не понимаю, зачем мне уходить, мне так спокойно, хорошо.
О.М.: Но он же ценить не будет.
К.: Я так не думаю.
О.М.: Окей, спокойствие есть. Тогда идем на грудную точку. Я чувствую спокойствие…
К.: Я чувствую спокойствие…
О.М.: Поэтому я люблю и принимаю себя…
К.: Поэтому я люблю и принимаю себя…
О.М.: Свое тело и свою личность…
К.: Свое тело и свою личность…
О.М.: И то, что я чувствую спокойствие.
К.: И то, что я чувствую спокойствие.
О.М.: На первую глазную точку. Представляешь себя в этом эпизоде, чувствуешь спокойствие и это спокойствие в себя вдыхаешь и выдыхаешь, прокачиваешь.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Окей, первая точка с другой стороны. То же самое. Чувствуешь спокойствие и продыхиваешь.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: К внешнему глазу. Спокойствие, прочувствовать, продышать.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: С другой стороны к внешнему глазу. Спокойствие. Прочувствовать, продохнуть.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Под глазом с другой стороны. Продохнуть.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: И последняя точка. То же самое спокойствие. Прочувствуй, продохни.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Давай проверим еще раз. Представь еще раз ту же самую ситуацию. Поссорились, понаблюдай за собой. У тебя были гнев и желание уйти. Есть ли сейчас?
К.: Нет.
О.М.: А хотелось спокойствия и ощущения, что можешь остаться. Есть оно?
К.: Есть.
О.М.: Давай попробуем сделать круговой процессинг. Ставишь 2 пальца на грудную точку и говоришь: «Я теперь не я, я теперь Максим». Стараешься себя почувствовать Максимом, войти в его роль. Скажи, когда получится.
К.: Получилось.
О.М.: Максим, направь внимание на ту же самую ситуацию. Вы поссорились, она собирается уйти, одевает пуховки, вся такая зареванная. Что ты чувствуешь поэтому поводу?
К.: Потерянность, отчаяние, пусто внутри.
О.М.: На грудную точку. Проговариваем. Несмотря на то, что я, Максим, чувствую отчаяние, потерянность и пустоту внутри…
К.: Несмотря на то, что я, Максим, чувствую отчаяние, потерянность и пустоту внутри…
О.М.: Я полностью люблю и принимаю себя…
К.: Я полностью люблю и принимаю себя…
О.М.: Свое тело и свою личность…
К.: Свое тело и свою личность…
О.М.: И эту потерянность, отчаяние и пустоту внутри.
К.: И эту потерянность, отчаяние и пустоту внутри.
О.М.: Теперь на первую глазную точку вот сюда. И направь свое внимание на потерянность, отчаяние и пустоту внутри, постарайся прочувствовать это как можно глубже. На вдохе усиливаешь, на выдохе отпускаешь.
К.: *делает вдох и выдох*
О.М.: Первая точка с другой стороны. Потерянность, отчаяние, внутри пустота. Прочувствуй, продыши.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как работать с переживаниями? Самые эффективные методы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других