1. Книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Ольга Морозова

Таможенное оформление за 10 шагов. Практическое пособие

Ольга Морозова
Обложка книги

В этом пособии пошагово и подробно изложен процесс таможенного оформления: от знакомства с основными документами и принципами, регулирующими таможенное дело, до выбора работы в сфере внешнеторговых поставок. Начинающий специалист сможет разобраться в Таможенном кодексе, в особенностях поставок в РФ и из РФ, подготовится к первому таможенному оформлению и узнает, с какими трудностями столкнется в процессе работы в таможенном деле.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Таможенное оформление за 10 шагов. Практическое пособие» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Шаг 2

Готовимся к первому таможенному

оформлению и узнаем,

как происходит

таможенное оформление в РФ

Что нужно сделать, чтобы провести самое первое таможенное оформление своего груза?

Первое и самое важное для начала работы — найти таможенного представителя, который оформит для нас таможенную декларацию и проведет таможенную очистку груза. Таможенные представители — это компании, оказывающие услуги по работе с таможней. На первых порах, пока мы еще не разбираемся в этой сфере, без таможенного представителя никак не обойтись. Таможенное оформление — сложная профессиональная работа, и ошибки, которые может совершить начинающий, очень дорого ему обойдутся. Дорого в денежном выражении и дорого в плане потерянного времени.

Попозже, когда мы наберемся опыта, и при условии, что возить будем только небольшой ассортимент товаров, можно будет перейти на самостоятельное декларирование. Если будем заниматься только экспортом, то сделать это можно будет практически сразу. Экспорт оформить несложно. Если у нас будут импортные поставки, лучше не спешить.

Итак, первый шаг — найти таможенного представителя. Где? Можно, разумеется, поискать в интернете. По запросу «таможенный представитель в городе…» получим тысячи ссылок. Путь, конечно, удобный, но не очень эффективный. Все сайты привлекательные, отличить хорошего таможенного представителя от плохого сложно.

Рекомендую обратиться к знакомым, связанным с ВЭД. В бизнесе оказания услуг по таможенному оформлению отлично работает «сарафанное радио». Скорее всего, вы найдете кого-то, кто сможет вам порекомендовать кого-то, кто имеет дело с таможней. «Звонок другу» в данном случае будет самым надежным способом выбора.

Я подробно расскажу, как определить хорошего и плохого таможенного представителя, как задать ему правильные вопросы и как с ним торговаться, в главе Шаг 8 — выбираем нового таможенного представителя, задаем правильные вопросы и торгуемся с ним. Сейчас хочу только сказать, что, если мы найдем компанию, которой можно доверять и с которой нам будет комфортно работать, дальше они будут «за руку» вести нас от одного этапа к другому, и нам нужно будет просто аккуратно и последовательно выполнять все задачи.

Что нужно сделать до начала таможенного оформления груза?

Таможенное оформление в настоящее время происходит только в электронном виде. Необходимо в специальной программе заполнить декларацию и передать ее в таможню. Если мы воспользуемся услугами таможенного представителя, то у него такая программа уже есть. Если решим обойтись собственными силами, то потребуется ее себе установить.

Декларацию нужно подписать электронной цифровой подписью (ЭЦП). Для таможенного оформления можно использовать, например, ЭЦП директора нашей компании, которую он использует для подписи разных электронных документов. А можно специально сделать электронную подпись на одного из сотрудников компании. Главное, чтобы на момент подачи декларации этот сотрудник был в штате компании.

Если наши декларации будет оформлять таможенный представитель, то эту электронную подпись нужно будет передать ему.

По поводу таможенного представителя стоит объяснить следующее. Таможенный представитель может быть зарегистрирован в таком качестве, то есть иметь свидетельство о включении в реестр таможенных представителей. А может не иметь такого свидетельства и не быть включенным в реестр. Не все компании, которые оказывают услуги по таможенному оформлению, имеют это свидетельство. В реестр попасть — сложно и дорого, а пользы от этого немного. Небольшие компании к этому не стремятся. Тем не менее оформляют наши грузы и часто делают это хорошо. Просто в счете за выполненную работу они не пишут «за услуги по таможенному оформлению», а используют примерно такую формулировку: «за консультационные услуги по оформлению таможенной декларации». Так можно.

Если наш таможенный представитель включен в реестр, то он может подписать нашу декларацию своей электронной подписью. Но обычно не хочет: подпись таможенного представителя на декларации означает, что он несет солидарную ответственность с владельцем груза, и если в декларации что-то не соответствует действительности, то дело об АП заводят и на владельца груза (декларанта), и на таможенного представителя. Декларант при этом несет финансовые потери, у таможенного представителя проблемы могут быть серьезнее. Если таможенный представитель за год насобирает несколько дел об АП (сколько точно — неизвестно), то его могут исключить из реестра таможенных представителей.

Понятно, что при таких рисках таможенный представитель постарается убедить своего клиента, участника ВЭД, что тому не будет никакой пользы от того, что таможенный представитель поставит на декларации свою электронную подпись. На профессиональном языке это называется «оформить под печать представителя». Это правда, пользы действительно никакой не будет. Зато такое нежелание таможенного представителя можно использовать в своих интересах. Я обычно на переговорах с таможенным представителем об условиях работы некоторое время настаиваю на том, чтобы он использовал свою подпись. На профессиональном языке это формулируется так: «Вы встаете в 54-ю графу». 54-я графа в таможенной декларации расположена в самом низу, справа. В ней указаны фамилия и должность того, кто подписывает декларацию.

Некоторое время я продолжаю настаивать. И соглашаюсь отказаться от этого требования только в обмен на уступки с его стороны, такие как снижение стоимости его услуг или возможность не работать по прайс-листу таможенного представителя, а договориться с ним о фиксированной цене за оформление одной декларации. Мне не нравится работать по прайс-листу: обычно это выходит дороже, и я не знаю заранее, сколько будет стоить оформление декларации. По прайс-листу мы платим отдельно за каждое действие: за первый лист декларации, за каждый дополнительный лист и даже за досмотр.

Такое отвлекающее поведение на переговорах называется стратегией «красного слона». Мы фокусируем внимание на заметном «красном слоне» — настаиваем на каком-то условии, утверждаем, что для нас это очень важно, хотя на самом деле готовы от него отказаться в любой момент. Но противоположная сторона этого не знает. После некоторого препирательства мы «сдаемся» в обмен на уступки противоположной стороны.

Если наш таможенный представитель не включен в реестр, то он не может подписать нашу декларацию своей подписью, можно использовать только подпись участника ВЭД.

Иногда участник ВЭД считает, что если таможенный представитель подпишет декларацию своей ЭЦП, то его сотрудники будут тщательнее подходить к заполнению документа, что это такая страховка от ошибок. Это заблуждение. Уверена в этом, как бывший таможенный представитель.

Любая ошибка в декларации означает проблему. Проблему придется решать. Кто ее будет решать? Понятно, что участник ВЭД решить эту проблему не сможет: не знает, как решать, не умеет, у него нет соответствующих связей. Значит, проблему придется решать таможенному представителю. И он, конечно, будет это делать. А платить ему за это клиент не будет: как-то это не принято, даже если проблема произошла по вине поставщика, который дал неверные сведения, неверно описал товар, неправильно указал вес. Так что для таможенного представителя это будет бесплатная работа.

Более того, когда таможенный представитель героически и за бесплатно решит для клиента проблему, клиент все равно будет недоволен. За стоянку машины на СВХ, за простой машины придется заплатить много денег. И несмотря на то что эту проблему создал поставщик, а не таможенный представитель, у клиента все равно остается впечатление, что если бы таможенный представитель был порасторопнее, то, возможно, как-нибудь договорился бы с таможней и возбуждения дела об АП удалось бы избежать. Возможно. А возможно, и нет. Договориться получается не всегда. Но клиент не хочет этого понимать: он потерял деньги и время, он обижен и злится.

Так что таможенный представитель хочет спокойно и без проблем делать декларации и выпускать грузы для клиента. Поэтому его сотрудники будут одинаково тщательно заполнять (на профессиональном языке — «набивать») декларацию независимо от того, чьей ЭЦП она будет подписана: таможенного представителя или клиента. На этот счет можно не волноваться.

Что еще нужно сделать до таможенного оформления?

Подготовить комплект документов и получить необходимые сертификаты. Про сертификаты я подробно расскажу в главе Шаг 6 — получаем нужные сертификаты, делаем маркировку товара, вносим свою компанию в ТРОИС.

Список документов, которые необходимы для таможенного оформления, даст нам таможенный представитель. Также этот список можно посмотреть в Таможенном кодексе (гл. 17 ст. 108):

• документы, подтверждающие совершение сделки, — контракт, инвойс;

• транспортные документы;

• уставные документы;

• сертификаты;

• документы, подтверждающие характеристики товаров;

• платежные поручения на оплату ТП;

• документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость (счет за перевозку, страховой полис и др.).

Документы для таможенного оформления нужно представлять в электронном виде. Есть только несколько исключений, когда в таможню нужно представлять оригиналы. Отсканируем все эти документы и отправим сканы таможенному представителю.

Интересно, что Таможенный кодекс утверждает (ст. 109, п. 7):

Подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации.

То есть документы к декларации прикладывать не нужно. При этом в другой статье написано следующее (гл. 17 ст. 108):

Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.

Так что все документы нужно отсканировать и держать наготове.

Что еще нужно сделать? Уплатить таможенный платеж. Мы делаем это заранее, обычно накануне, за сутки до подачи декларации. Сумма таможенного платежа зависит от того, какой код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД) определен у нашего товара. Код ТН ВЭД определяет, какая будет пошлина и НДС и какие потребуются сертификаты для таможенного оформления. Как правильно выбрать код ТН ВЭД, я расскажу в главе Шаг 4 — подбираем правильный код ТН ВЭД.

Таможенный представитель выберет правильный код ТН ВЭД для нашего товара и рассчитает таможенный платеж для первых поставок. В дальнейшем мы будем самостоятельно рассчитывать таможенный платеж, это несложно.

Таможенный платеж нужно будет перечислить на единый лицевой счет (ЕЛС).

Что такое единый лицевой счет и как им пользоваться?

ЕЛС — это единый счет в Федеральной таможенной службе (ФТС), на который участники ВЭД зачисляют авансовые платежи. Денежными средствами с ЕЛС можно оплачивать таможенные платежи на любой таможне. Можно получать информацию о том, сколько денег на данный момент есть у участника ВЭД на ЕЛС.

Вот документы, описывающие работу с лицевыми счетами:

1. Письмо ФТС России от 04.09.2018 №05—12/55723 «Изменения в порядок администрирования единых лицевых счетов и заполнения графы „В“ ДТ».

2. Приказ ФТС России от 29.04.2019 №727 «Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов…».

Пока деньги находятся на ЕЛС, это имущество участника ВЭД. Их можно потратить на любую поставку на любой таможне РФ. Можно даже вернуть деньги с ЕЛС на счет участника ВЭД, но для этого нужно будет приложить некоторые усилия.

Как начать работать с лицевым счетом? ЛС будет открыт автоматически при перечислении денежных средств в таможенные органы. Платежи по ЛС нужно вносить на счет таможенного органа по коду «10000010» (поле 107 п/п). Реквизиты счета для оплаты таможенных платежей нам даст таможенный представитель, или их можно посмотреть на сайте ФТС. Для этого нужно зайти на страницу «Личный кабинет» (ЛК) и, даже не заходя в ЛК, на вкладке «Вход в личный кабинет участника ВЭД» посмотреть раздел «Часто задаваемые вопросы». В нем есть раздел «Лицевой счет», на открывшейся по клику вкладке находим вопрос «Как открыть лицевой счет?» — в ответе на него содержатся реквизиты для уплаты таможенных платежей.

ЛК участника ВЭД на сайте ФТС — это информационный ресурс, через который можно сделать много дел, связанных с таможней. Заполнить статформу, заполнить предварительное уведомление о приходе машины на границу. Можно проверить остатки на ЕЛС и получить сверку, то есть проверить, на какие декларации ушли те или иные платежи. В планах таможни сделать так, чтобы и таможенную декларацию мы оформляли через ЛК. Это действительно очень полезный ресурс, и зарегистрироваться на нем несложно.

А как таможня понимает, что на ЕЛС лежат деньги именно нашей компании? По ИНН. Учет остатков на ЕЛС ведется в объеме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов.

Итак, перед подачей таможенной декларации мы собрали все необходимые документы, получили ЭЦП, зарегистрировали ЛК на сайте ФТС и перечислили таможенный платеж на ЕЛС.

Что еще нужно сделать? Если груз приезжает на машине, то стоит заключить договор с СВХ. Когда машина приедет на выбранный нами СВХ, внутрь ее пустят независимо от того, заключили мы договор со складом или нет. Не могут не пустить. А вот отпустят машину оттуда по окончании таможенного оформления только после оплаты стоянки. Для того чтобы оплатить стоянку, нужно заключить договор с СВХ и внести по этому договору предоплату. Оплатить наличными по факту не получится. Если договора не будет или денег на депозите не хватит, то машина останется стоять на СВХ, набежит еще один день стоянки, мы потеряем время и деньги.

Если такое произошло — вы забыли заключить договор с СВХ и машину не выпускают, — можно попросить таможенного представителя, чтобы он оплатил эту машину через свой договор (что подразумевает, естественно, что таковой между ним и СВХ заключен), а вам эту сумму перевыставил. Я предпочитаю сама заключать договор с СВХ и контролировать остатки на депозите.

В том случае, если вы везете контейнер морем, договор с СВХ, находящимся в порту, вам заключать не нужно. Да мы и не сможем это сделать, даже если захотим, — так устроены контейнерные перевозки. Договор с портом есть у контейнерной линии, которая доставляет наш контейнер. Агент контейнерной линии будет перевыставлять нам счета порта за погрузку-разгрузку и хранение нашего контейнера в порту.

Если груз прилетает самолетом, то договор с СВХ тоже следует заключить заранее, чтобы не возникло проблемы с выдачей груза. Если груз приезжает по железной дороге, вы, скорее всего, будете работать с РЖД через экспедитора, и он оформит для вас все необходимы документы.

Вот теперь мы готовы начать таможенное оформление.

А как проходит таможенное оформление?

Последовательность действий следующая: таможенный представитель получает от участника ВЭД все необходимые документы, оформляет (на профессиональном языке — «набивает») декларацию на товары (ДТ) и декларацию таможенной стоимости (ДТС). Отправляет декларацию в Центр электронного декларирования. В ЦЭДе декларация оказывается на компьютере таможенного инспектора — и начинается таможенное оформление.

В начале таможенный инспектор в ЦЭД делает сверку с ПФК (пункт фактического контроля). Инспектор должен убедиться в том, что товар находится на территории РФ и уже размещен в зоне таможенного контроля. После того как инспектор в этом убедился, начинается таможенное оформление.

Некоторые декларации будут выпущены без того, чтобы их посмотрел таможенный инспектор, в автоматическом режиме. Таможенный кодекс это разрешает (ст. 310, п. 6):

Таможенный контроль… может проводиться таможенными органами посредством информационных систем таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

В автоматическом режиме довольно часто выпускают экспортные декларации. Бывает, что под автоматический выпуск попадают и импортные поставки. После подачи декларации буквально в течение 3 минут приходит оповещение о том, что декларация уже выпущена.

Независимо от того, смотрит декларацию таможенный инспектор или ее проверяет компьютерная система, таможенное оформление происходит в пять этапов:

1. Проверка декларации, проверка пакета документов, присвоение номера.

2. Проверка кода ТН ВЭД и соблюдения правил нетарифного регулирования.

3. Контроль таможенной стоимости.

4. Возможно, таможенный досмотр.

5. Списание таможенных платежей.

6. Выпуск.

1 этап — проверка декларации, проверка пакета документов, присвоение номера. Инспектор проверяет, все ли поля в декларации заполнены, проверяет пакет документов и, если все в порядке, присваивает декларации номер.

Номер декларации находится в правом верхнем углу, в графе А. Номер состоит трех блоков, разделенных слешами. Первая часть номера — это код таможенного органа, который будет проводить оформление нашей декларации. Вторая часть номера — дата, когда декларация была подана в таможню. Третья часть номера — порядковый номер декларации. Порядковый номер таможня присваивает сама, после подачи декларации.

2 этап — проверка кода ТН ВЭД и соблюдения правил нетарифного регулирования. Код ТН стоит в 33-й графе декларации. Инспектор читает описание товара в 31-й графе, смотрит, какой для этого товара выбран код ТН ВЭД, и принимает решение — соответствует выбранный код этому описанию или нет. Если код, по его мнению, соответствует товару, инспектор смотрит, какие по этому коду требуется представить сертификаты, лицензии или разрешения (соблюдение правил нетарифного регулирования) и представил их участник ВЭД или нет. Если представил и сертификаты соответствуют требованиям таможни, то все в порядке. Второй этап пройдет.

А если инспектор считает, что таможенный код выбран неправильно? Это может быть большой проблемой.

В этом случае инспектор, скорее всего, отправит такую декларацию в управление соответствующей таможни, в отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТНиПТ). Там эту декларацию будет смотреть инспектор, специалист по товарной номенклатуре, который примет решение — правильно выбран код или неправильно. Если инспектор решит, что код выбран неправильно, он подберет правильный код. И вот тут наступает сложный момент. Код ТН ВЭД определяет, какую пошлину мы должны заплатить. В редких случаях от кода зависит и НДС. Если у кода, который выбрал инспектор, пошлина ниже, чем у того кода, который указан в декларации, ничего неприятного не случится. Код в декларации будет исправлен, таможенный платеж окажется немного ниже.

Проблема возникнет, если у «правильного» кода пошлина выше, чем у кода в декларации. Это будет расценено как попытка обмануть государство, занизить таможенный платеж. Будет заведено дело об АП. Машина останется стоять на СВХ, контейнер застрянет в порту, дело будут разбирать около 10 рабочих дней, участник ВЭД понесет большие убытки.

Если такое случится с вашей декларацией, нужно спорить и ссылаться на КоАП РФ, на важное уточнение в ст. 16.2:

Заявление… недостоверных сведений о… классификационном коде… сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию…

Это значит, что если код выбран неправильно, но при этом описание товара сделано полное и точное, то такой случай не должен рассматриваться как АП. Мы исправим код, заплатим больше пошлины, но дело об АП таможня заводить не имеет право.

В таможне об этом знают, но предпочитают не вспоминать. Проблема в том, что дела об АП заводит специальная оперативная таможня. Таможня — это плановое хозяйство. У всех в таможне есть план по сбору платежей, по количеству оформленных ДТ и т. д. Есть план и у оперативной таможни. Им нужно за год наловить определенное количество злоумышленников и завести на них дела об АП. Так что вспоминать о КоАП не в интересах таможни.

Зато это в наших интересах. В данном случае за свои права нужно бороться.

3 этап — контроль таможенной стоимости. Если мы отправляем на экспорт товар, у которого нет экспортной пошлины, то мы даже не заметим, как пройдет этот этап таможенного оформления. Нашу таможенную стоимость инспектор примет. А вот при импорте или в том случае, если у нашего товара есть экспортная пошлина, 3 этап — контроль таможенной стоимости — может оказаться самым сложным, но зато, если этот этап благополучно пройден, то, скорее всего, ничего страшного уже не будет и декларацию скоро выпустят. Я подробно расскажу, что такое таможенная стоимость и как ее контролируют, в главе Шаг 5 — рассчитываем таможенный платеж.

4 этап — возможно, таможенный досмотр. Таможенный досмотр — это осмотр груза в присутствии таможенного инспектора. Если груз приезжает на машине, то эта процедура не занимает много времени. Инспектору обычно нужно просто выйти на площадку, где стоят машины, снять пломбу с полуприцепа и осмотреть груз. Иногда машине нужно будет переехать на площадку около склада, чтобы можно было выгрузить и взвесить отдельные погрузочные места или, при особом невезении, весь груз.

А вот если груз пришел по морю в контейнере, все становится сложнее и дороже. Контейнер нужно взять из штабеля, в котором он хранится в порту, привезти на досмотровую площадку, там инспектор его посмотрит, и после этого контейнер поставят обратно на место хранения. Перестановку контейнера туда-сюда делают сотрудники порта, а мы потом оплачиваем эту работу. Выставление контейнера на досмотр занимает обычно один день.

К счастью, досмотры случаются нечасто. Причины, по которым могут назначить досмотр, бывают разные. Часто досмотр назначают, если это первая поставка: новый участник ВЭД, которой еще не оформлялся в этом ЦЭДе, и новый товар.

При автомобильной перевозке поводом для досмотра будет физическое повреждение машины, приводящее к возможности добраться до груза без ведома таможни. Если у машины поврежден тент, или трос, который крепит тент, или сорвана таможенная пломба, то есть имеется доступ к грузу, — будет назначен досмотр.

Еще одна причина для досмотра — товар идет из «страны риска». В таможне есть приказ, «профиль риска», где перечислены страны, из которых возможна поставка чего-нибудь запрещенного. Например, я возила цветы из Эквадора, Колумбии и Голландии, и у меня досматривали почти каждую машину, не везу ли я в ней наркотики.

Для товаров тоже есть профиль риска, в нем перечислены товары, которые участники ВЭД могут попробовать выдать за другие, более дешевые, чтобы сэкономить на таможенных платежах. Если везем такой товар, то это тоже повод для досмотра.

Досмотр может случиться, если есть серьезное расхождение в документах. Например, в транспортном документе получателем груза указана одна компания, а в декларации — другая.

Однако самая частая причина досмотра — это просто «генератор случайных чисел». Часть грузов таможня досматривает — выбор декларации происходит произвольно.

Если именно наша декларация попала на досмотр (неважно, по какой причине), то главное, чтобы досмотр проходил в присутствии кого-то, кто сможет ответить на вопросы досмотрового инспектора. Инспектору, например, может быть не совсем понятна та или иная деталь оборудования в разобранном виде, ему потребуются уточнения, которые сможет дать только человек, знакомый с этим оборудованием. На досмотре могут возникнуть и другие проблемы, которые решит только знающий человек.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Таможенное оформление за 10 шагов. Практическое пособие» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я