Автор методического пособия – эксперт в области малого бизнеса, предпринимательский опыт более 15 лет, основатель и руководитель успешных компаний в сфере розничной и оптовой торговли, международных перевозок, агробизнесе. Методика представляет собой инновационный подход, на основании универсальных принципов работы бизнеса и собственного практического опыта топ-менеджера. Автор предлагает предпринимателям универсальный инструмент, применимый практически во всех сферах бизнеса. Точные рабочие алгоритмы, помогающие повысить эффективность управления компанией, используют систему показателей, комплексно измеряющих все ключевые аспекты работы. Пособие будет полезно владельцам или руководителям, которые стремятся вывести управление на более качественный уровень.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор малого бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Об авторе
Меня зовут Павел Грибачев. Я бизнесмен, у меня несколько успешных бизнесов: оптовые и розничные продажи, логистика, производство.
Расскажу немного о себе. У меня обычная среднестатистическая семья, мама учитель, а отец слесарь. Когда я учился в школе, у меня не было никаких особенных талантов, я просто любил много читать и узнавать новое. Поэтому вектор жизни задавали родители. Я рос в лихие девяностые, когда успехом считалось поступить в какое-нибудь престижное учебное заведение, получить диплом и устроиться на хорошую работу. Так и случилось, после окончания школы я поступил в университет на факультет прикладной информатики в экономике. Проще говоря, я начал учиться на программиста. Поскольку в то время я еще не научился планировать свою жизнь на годы вперед, у меня был простой план: окончить университет и устроиться на работу. Еще во время учебы я понял, что для начала рабочей карьеры нет смысла дожидаться получения диплома, поэтому уже с 4-го курса я начал подрабатывать программистом в небольших компаниях. И к моменту окончания учебы я имел несколько предложений о работе. В конце концов, я остановился на предложении занять должность ведущего системного аналитика в компании по производству продуктов питания. Поскольку на этой должности мне пришлось не только и не столько программировать, сколько управлять командой разработчиков, то здесь со мной и случились первые болезненные разочарования и неудачи, благодаря которым я начал накапливать опыт, позволивший мне избегать подобных ошибок в будущем. А это, в свою очередь, научило меня ставить перед собой амбициозные цели и достигать их. При этом одним из ключевых навыков оказалось умение быстро разобраться в возникшей проблеме. А поскольку я всегда много читал, то я точно знал, что проблемы, с которыми я столкнулся, с большой вероятностью не уникальны, нужно просто найти материал по интересующей теме и ознакомиться, как подобную проблему решали другие люди.
При этом я был убежден, что ключ к успеху — это знание, как стремиться к большему и как достойно проигрывать. Под умением проигрывать я имею в виду способность усваивать уроки горьких неудач и оставаться при этом в игре. Говорят, что дураки учатся на своих ошибках, а умные на чужих. В моем случае, все самые ценные уроки я получил, совершив ряд очень болезненных ошибок.
Большинство авторов предпочитают рассказывать о своих успехах и скромно умалчивают о своих неудачах. Я, в свою очередь, считаю, что отрицательный опыт является не менее важным, чем положительный, поскольку часто бывает, что прежде, чем найти хорошее решение приходится перебрать несколько неудачных вариантов. Соответственно, если начинающий предприниматель узнает о моих неудачах — он сможет не совершать тех же ошибок, что, в свою очередь, сэкономит его время и деньги.
В детстве я занимался баскетболом. Естественно, моим кумиром был Майкл Джордан. Тогда я услышал один из главных его афоризмов: «Ты не проиграл — пока сам не признал поражение». Я придерживался этого принципа в детстве, стараюсь следовать ему и сейчас.
Совершив несколько болезненных ошибок, мне пришлось кардинально поменять процесс принятия решений и вместо принципа «Я знаю, что прав» я стал задаваться вопросом «Как понять, что я прав?».
Неудачи и ошибки научили меня сдерживать амбиции. Это побудило меня пытаться смотреть на вещи с точек зрения других людей. А это, в свою очередь, позволило мне увидеть гораздо больше, чем прежде. Умение оценивать информацию, которую я получил от других людей, и выбирать наиболее ценные сведения, повысило вероятность принятия верного решения.
Чем более точными становились мои решения, тем больше я доверялся тем методам и принципам, на которые полагался, принимая решения. Также я понял, что очень полезно анализировать и фиксировать критерии, которые привели к положительному результату. Так со временем у меня начала копиться своеобразная база знаний, которая дополняется и по сей день. Теперь для меня совершенно очевидно, что исключительно важно систематизировать процесс принятия решений.
Такой подход в конечном счете помог создать универсальный инструмент для управления компанией практически в любой сфере малого бизнеса.
Именно этот инструмент позволил обычному программисту из рядовой семьи создать и одновременно управлять несколькими компаниями в различных сферах малого бизнеса.
Кому будет полезно это пособие
Есть несколько потенциальных групп целевой аудитории:
Потенциальные предприниматели. Это люди, работающие по найму. Многие из них являются отличными специалистами, достигших хороших результатов в своей профессии. Но при этом они имеют страстное желание открыть свой бизнес. Их основная проблема в том, что они не знают, с какой стороны подобраться к этой проблеме. На поиск ответов на такие вопросы, как поиск правильной ниши будущего бизнеса, составление бизнес-плана, поиск источников финансирования, поиск потенциальных партнеров и клиентов могут уйти годы. Гигабайты разрозненной информации в интернете и «добрые советы», в особенности, от друзей и родственников только усугубляют ситуацию.
Действующие предприниматели в различных сферах малого бизнеса, которые застряли на определенном уровне. С одной стороны, они достаточно крепко стоят на ногах, с другой — они не могут найти опору для дальнейшего развития. Основная проблема этих людей в том, что большую часть времени они погружены в рутину решения ежедневных проблем. Они хотят разорвать этот замкнутый круг, но не знают как.
Состоявшиеся компании с количеством сотрудников от 50 и выше. Деятельность таких компаний состоит из достаточно сложных бизнес-процессов, поэтому начинаются сложности с эффективным управлением. Перед руководством встает риск хаоса. Поэтому нужно искать пути к внутренней перестройке компании.
Менеджеры моих компаний. Это люди, которые работают либо под моим непосредственным руководством, либо те, кому я полностью делегировал управление в компании. Они также должны уметь пользоваться инструментами и возможностями, которые применяю я сам. Опыт показывает, что если нанять на руководящую должность компетентного менеджера и научить его пользоваться «Навигатором», то наемный сотрудник может управлять компаний гораздо лучше, чем я сам.
Как появилась система «Навигатор малого бизнеса?»
Я решил начать работу над созданием «Навигатора» после того, как в 2008 году запустил свой первый бизнес. Поскольку моя работа заключалась в поиске лучших решений для повышения качества управления небольших компаний, я старался систематизировать и упорядочивать собственный опыт. Кроме того, я постоянно изучал опыт лучших менеджеров и бизнес-тренеров со всего мира. Среди огромного количества материала и книг, которые мне пришлось изучить, я могу выделить книги Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», Дэна Кеннеди «Жесткий менеджмент», Джорджа Клейсона «12 недель в году». Но особенно полезной оказалась книга Рея Далио «Принципы», где описано, как нужно управлять бизнесом системно. Основная причина провала предприятий малого бизнеса заключается в том, что не только новички, но и предприниматели с опытом погружены в трясину текущих дел. И не только не имеют времени заниматься анализом текущего состояния бизнеса, и планированием будущего, но и не знают какие данные и показатели необходимо анализировать.
Бухгалтеры у таких предпринимателей, по большей части, работают на аутсорсе, и подают им отчеты и банковские цифры в лучшем случае раз в месяц, гораздо чаще — раз в квартал. Бывают особенно запущенные случаи, что цифры подаются только раз в год, при сдаче ежегодной отчетности. При этом, эти данные мало помогают не только принимать ежедневные управленческие решения, но и просто понимать, что на самом деле происходит в вашем бизнесе. Финансовые и балансовые отчеты для банкиров и налоговых ведомств вовсе не отражают ни реальных доходов, ни реальной ценности бизнеса.
Полученные знания и опыт, наложенные на специфику предприятий малого бизнеса, и стали базой собственной методики, основанной на комплексе показателей, отслеживание которых помогает реально управлять своим бизнесом. При этом система сбора данных и показателей, которые рассчитываются постоянно, совершенствуется и дополняется по мере роста и развития компаний и открытия новых направлений. Результатом моей многолетней работы стало открытие с нуля компаний в сфере малого бизнеса, в таких отраслях, как торговля, перевозки, сельское хозяйство. При этом, моя методика легко может применяться в сочетании с другими системами.
Какие задачи решает «Навигатор малого бизнеса»?
Методика поможет решить несколько задач, которые стоят перед руководителями и владельцами компаний в сфере малого бизнеса. Среди них могут быть:
1. Определение целей, которые необходимо достигнуть за определенный промежуток времени. В зависимости от специфики бизнеса, это могут быть финансовые, маркетинговые, производственные задачи, упорядочивание бизнес-процессов, определение необходимого и достаточного уровня компетенций персонала компании.
2. Разобраться, каким образом рассчитывать затраты и ресурсы для достижения поставленных бизнес-целей. Какие инструменты для этого можно использовать.
3. Систематически отслеживать с помощью системы показателей «Навигатора малого бизнеса» наиболее важные бизнес-процессы, а также степень достижения поставленных целей.
4. В случае необходимости настроить систему стимулирования и вознаграждения персонала, таким образом, чтобы сотрудники были заинтересованы в достижении поставленных целей. При этом премирование может быть привязано к полученным результатам.
5. Возможность масштабирования текущего бизнеса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор малого бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других