Эта книга о взаимодействии русского воинства и афонского монашества. Многие отслужившие в рядах армии переходят в другую армию, ангельского образа. Но это не происходит так вульгарно, как писали английские, греческие и прочие западные газеты в XIX веке: что на Святую Гору под видом монахов приходят нижние чины для захвата полуострова. Воины приходили на Афон по велению сердца, чтобы в покаянии окончить свой жизненный путь. Книга содержит материал о наиболее известных монахах, бывших военных
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афон и русское воинство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Русская «крепость»
О том, что связь русского воинства и Святой Афонской Горы была особенной, свидетельствует паника, которая охватила в XIX веке не только Грецию, но и западные державы. Газеты, надрываясь, вопили, что русские монахи — это переодетые в монашеские рясы солдаты, присланные на Святую Гору, чтобы её захватить в нужное время. Западный мир не мог поверить, что в России может быть столько людей, которые, завершив службу Царю земному, хотели продолжить ее у Царя Небесного.
Весь девятнадцатый век, да и начало двадцатого, был наполнен борьбой греческого народа против турецкого владычества. Россия активно поддерживала освободительную борьбу греков. На фоне этого справедливого дела начинается борьба за раздел сфер влияния. В события активно вмешиваются Франция и Англия. Все опасаются русского влияния в Юго-Восточной Европе. Начинается игра на слабостях греческого народа, на его гипертрофированном национализме, выросшем из чувства обиды за униженное положение. Нагнетаются русофобские настроения. Не избежал этого и Афон. Не верите? Французское «Восточное обозрение» (Revue d’Orient) пишет: «Сообщаем любопытные известия о предстоящем превращении Афонской горы в сильную и хорошо снабжённую людьми и амуницией русскую крепость. Гора Афон до семидесятых годов была республикой греческих монахов. Но в 1876 году русское правительство конфисковало значительное количество русских земель, принадлежащих афонскому ордену (?) в России. Доходы с этих земель обращены в поддержку тех русских монастырей, которые стали возникать на месте греческих. Теперь на Афоне находится не менее 2500 русских монахов под командою (?) генерала Ассымова9 (?), который превратил монастырь в крепость. Правда, есть ещё 17 монастырей, где живут престарелые греческие монахи.
Но и оттуда их вытесняет русский консул, и скоро кончится тем, что и эти монастыри станут принимать русских богомольцев, а эти последние ничто иное, как русские нижние чины, находящиеся в отставке». В 21-м номере «Церковного Вестника» за 1888 год номере находим продолжение: ««Восточное обозрение» пустило в ход следующую фабулу. В афонских монастырях будто бы состоит в настоящее время 2500 русских монахов, в числе которых некто «брат Мина», который был прежде чиновником генерального штаба. И генерал (?) Ашинов якобы избрал священный полуостров местом для своего весеннего пребывания. Русский генеральный консул в Фессалониках г. Ястребов обратился будто бы к игуменам 15 греческих монастырей с предложением, чтобы они приняли русских монахов, обещая им новые имения, а так как это предложение было отвергнуто, то он оклеветал греческих монахов перед турецкими властями с целью устранения их и замены русскими…» Надо отдать должное и греческой печати, иногда она бывала объективной. Греческий «Новый день»10
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афон и русское воинство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
9
Вероятно, имеется ввиду казачий атаман Николай Иванович Ашинов. Руководитель неудавшейся миссии в Абиссинии, наделавшей много шуму на международном уровне. («Победа, победившая мир…» №5, 2006) Он прислал игумену Макарию в дар страусиное яйцо из Абиссинии. Это яйцо было подвешено к паникадилу в соборе вмч. Пантелеймона с надписью, которая свидетельствовала о том, что оно прислано в дар первому русскому игумену. Алексей Смирнов. «Две недели на Святой Горе». Русский Вестник, 1887, стр. 836..