Религия, мистицизм, гипноз и магия — все эти понятия берут истоки из одного и того же основного чувствования Вселенной: внезапное чувствование значения, которое человек иногда случайно выбрал подобно тому, как ваше радио может выбрать какую-то неизвестную станцию. Овладев гипнозом, человек прорубил окно в мир сверхчувственных идей, в мир магии, о котором он ранее мог только мечтать. Во многих случаях, к которым мы лепим устойчивый ярлык «волшебство» или «магия», имеет место гипноз — порою даже массовый гипноз. Гипноз — один из способов высвобождения сознания, Таково интересное и неординарное исследование тайн человеческого мозга, внушения и самовнушения — таково вкратце содержание книги Папюса "Гипноз и магия", в которой признанный мастер и популяризатор оккультных наук напрямую связывает гипноз с оккультными науками, магией и силами незримого и астрального мира. Исследование содержит множество описаний опытов, практических методик последовательного введения человека в гипноз и выведения из него. Книга Папюса "Гипноз и магия" открывает перед Вами дверь в мир магии и волшебства, доступных любому человеку. Хотя Папюс считается одним из выдающихся деятелей мирового эзотерического движения и все его работы посвящены оккультным наукам, нельзя сбрасывать со счетов того, что он на протяжении всей жизни несмотря на увлечения магией и колдовством, оставался до последнего дня практикующим врачом, хирургом, а, следовательно, его работам свойствен подлинно научный подход. К вопросам гипнотического воздействия он обратился с точки зрения науки. В книге описаны многочисленные опыты. Проводятся параллели между гипнотическим и магическим, телепатическим воздействием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Гипноз и магия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая
Глава II. Магия и внушение
§ 1. Наставления магии относительно поверхностных Состояний и Внушения
Прежде мы говорили, что Магия объясняет все гипнотические явления через реакцию идеи на астральное тело через действие астрального тела на тело физическое.
Таким образом, в области поверхностного гипноза являются сверх внушения:
1) Феномен угрызения совести.
2) Явления психической медицины, когда произведенные действия происходят прямо от идей или прямо действуют на нее, и явления стигматизации, происходящие из другого источника, чем внушение.
Эти различные феномены и другие, того же порядка, происходят от сильного оживотворения идеи, которые становятся в невидимом плане силой особенного рода, названной «элементалом»[См. более подробное учение об «элементалах» в следующей главе.]. Эта живущая идея рождается и умирает в мгновение, по воле своего создателя — настойчивого гипнотизера, поскольку он словесно приказал ей продолжаться, и совершает все действия над астральным телом, которые он приказал исполнить.
Когда мысль наделена более сильной витализацией и продолжительность ее действия на внутренние центры человека не превосходит известного времени, получается простое внушение; сейчас мы увидим подробности этого состояния.
Когда идея могущественна, детализирована и прикреплена к невидимому центру, наделена крайним повышенным напряжением, когда это напряжение принадлежит закону, который магнетизирует центр, или всякой другой причине, мы видим массу явлений психической медицины, в которой влияния божественного плана могут действительно осуществляться.
Угрызения совести также относятся к феноменам реакции астрального тела на тело физическое, под влиянием идеи, происхождение которой должно находиться или в преступлении, или в элементе в случае смертоубийства.
В заключение необходимо хорошо различать явления, где мысль одна действует на астральное существо, которое и вызывает феномен внушения во всех его подразделениях, или другое влияние, прибавившееся к идее, что и дает рождение феномена психической медицины и угрызений совести.
§ 2. О внушении
Внушение по эзотерическим разъяснениям есть создание оживотворенной мысли, действующей в виде импульса на мозг.
Одно лицо может влиять или на другое лицо — альтеровнушение, или на самого себя — автовнушение.
Это действие может быть произведено в состоянии бодрствования (действие, часто употребляемое факирами), в состоянии легковерия (метода Нансийской школы), или в одном из гипнотических открытых состояний Парижской школы.
Можно внушать или прямо словом (словесное внушение), или посредством образов и жестов (мимическое внушение), или мысленно без слов и жестов (мысленное внушение).
Сверх того, внушение можно заставить исполнить в тот же момент (непосредственное внушение) или же реализовать его в одну минуту, один или несколько дней, месяцы и даже год, (внушения на время). Все вариации внушения могут действовать трояким образом:
1) На задние центры мозга, иначе не чувствительные, создавая то, что мы называем идеальными образами[См. наш этюд под названием «Астральные образы», во второй главе.].
2) На передние центры мозга, создавая то, что мы называем импульсивными действиями.
3) Наконец, на центры органической жизни, симпатические центры, создавая стигматы или изменение сплетений.
Эти стигматы могут быть созданы внутри организма, как, например, завистью, или снаружи, как большая часть стигматов, созданных или посредством альтеровнушения или автовнушения. Необходимо знать вне этой классификации случаи, где стигматы имеют двойное происхождение: элементал и элементер или элементал и небесное влияние.
Классификация различных видов внушений
§§ 3 и 4. Внушение в состоянии догипнотическом
Много было написано относительно участия некоторой доли внушения в увлечении собрания превосходными ораторами или в увлечении толпы фанатиками в случае революции или возмущения. Д-р Лий опубликовал несколько статей по этому вопросу в «Анналах, психиатрии и гипнологии».
Между тем, легко понять, что внушение создает в этом случае только импульсы, воля же остается хозяйкой определенного решения, и это решение зависит единственно от могущества, которым располагает каждый член собрания над импульсами его организма. Индусы и передовые члены посвященного братства отличаются умением создавать идеальные образы, способные производить впечатление на толпу.
С другой стороны, Нансийская школа опубликовала многочисленные труды относительно внушения в состоянии легковерия, которое есть одно из многочисленных средств действия Armee du Saint не только на профанов, но еще на членов среди них же.
Вот пример этого рода внушения.
Индийская и Кафрская Магия[Статья переведена из Daily News г-н Lemerle 25.02. 1893 (Initiation, август 1893 г.).]
Г-н Келлар видел личный феномен «поднятия», положение противное тяжести человеческого тела, в воздухе и так же приостановка жизни, в опыте Секундра Дасса в «Master of Balantree». «Поднятие» часто упоминаются в легендах святых и у Платона в неоплатонизме. Естественное толкование то, что погруженный в свою мысль или в экстаз святой полагает, что он «поднялся» и что его последователи верят этому. Но г-н Келлар видел вещь, исполненную в присутствии Гальского принца и многих тысяч свидетелей. Местом действия был Мейдем в Калькутте в 1875 г., исполнителем — факир высшего разряда. Метода была следующая: в землю были укреплены три шпаги, остриями обращенные вверх; один молодой факир был «замесмеризован»; когда его тело отвердело, он был положен на острия шпаг; наиболее низкая из них приходилась на конце позвоночного столба. Затем шпаги были вынуты, между тем как тело оставалось подвешенным. Есть также неопровержимые доказательства для следующей истории. Один английский офицер, увидев обыкновенных индийских жонглеров (не высшей касты) пригласил их к себе, где они исполнили фокус со шпагами, описанный г-ном Келларом, над женщиной из их же труппы. Одежда ее состояла только из одного пояса: шпага была положена на землю под локоть. Тело сохраняло горизонтальное положение без всякой поддержки, исключая единственное острие шпаги. Офицер и полковой хирург исследовали вблизи и даже все трогали вокруг тела, чтобы быть уверенными, что не было никакого «обмана», как говорит Боско. Исход, который затруднил г-на Келлера, затруднил так же этих английских наблюдателей.
Можно засвидетельствовать другой случай: он хорош, хотя не такой удивительный. Одна жонглерка попросила одного англичанина взять себе в руку рупию и смотреть за сжатыми пальцами, чтобы быть уверенным, что монета в руке. Затем она сказала повернуть руку суставами вверх; ударила суставы палочкой, что-то зашевелилось в руке, и он ее открыл: оттуда упали тысячи пылинок, но рупии там не было. Последний случай «поднятия», наблюдаемый г-ном Келларом, произошел в «Ютландии», исполнителем был «доктор-чародей» из класса, многократно описанного Ридаром Гаггардом, с «большой точностью». Об этом поднят вопрос в двух сочинениях г-на Гаггарда «Alain vife» и «Nada the Lily». В первом, д-р-чародей заявляет г-ну Алану Катерману, что он «способен заставить людей видеть то, что они не видят», вероятно, через очарование или гипнотическое внушение. Можно найти другой пример в последнем неопубликованном труде г-на Лесли над зулусами, у которых он был миссионером. Прозорливые зулусы приводили его в замешательство так же, как «Иесакеды» смущали первых иезуитов в Америке и Геарна на «Gapper River». Геарн видел вещи, которые он считал невозможными. Г-н Келлар имеет важное преимущество в этом роде исследований. Те, которые собирают народные сказания, лучше преуспевают среди диких крестьян, самих по себе немного недоверчивых к своим же рассказам. Ради тех же желаний г-н Келлар совершил несколько самостоятельных поездок к зулусам, как и «Duun’s Reservation».
Перед зулусской войной, один зулусский маг был приглашен демонстрировать свое искусство. Он перевязал узловатую палку или дубинку с круглой головкой коротким ремешком из новой кожи. Молодой воин сделал то же, и они сошлись на расстояние приблизительно шести шагов один к другому, вращая свои дубинки над головами. Это происходило вечером, и они освещались лагерными огнями. Когда дубинки почти столкнулись, «искры проскочили (или казалось, что проскочили) от одной дубинки к другой. В третий раз произошла вспышка, дубинка молодого человека была разломана в куски, и воин безжизненно упал на землю». Маг тогда стал колыхать длинные стебельки травы вокруг головы молодого человека. Трава, «казалось, горела при этом движении, и медленно засыхала с шумом, сверкая. Маг почти приблизился и осторожно колыхал воспламененную траву над лежащим, приблизительно на шаг от его тела». К моему удивлению, тело медленно поднялось с земли и очутилось в воздухе приблизительно на три шага, оставаясь повислым и рассеиваясь, следуя тому, как пассы над горящей травой производились медленнее или быстрее. Когда засохшая трава легла на землю, тело опустилось, и после нескольких пассов доктора молодой воин вскочил на ноги, без всякого повреждения и смело восстановил свое дыхание. Отсюда вытекает два следствия: или г-н Келлар видел вышеописанное, или он обманулся в своем призвании и должен был написать авантюристический роман.
В другом рассказе указывается на несколько факиров, танцевавших в совершенно пустой комнате, до тех пор, пока они не смешались в одного, который приблизился и поклонился, на виду у всех, его оставили в комнате, где он танцевал, совершенно пустой от лиц и мебели. Затем он начал танцевать, и его три друга выделились из него и вторично исчезли: их нельзя было найти в комнате, задняя часть которой не имела ни дверей, ни окон, ни трапа.
Третья история — добровольные похороны на сорок дней по примеру Секунда Дасса, произведенные при генерале Medley. В собственном опыте г-на Келлара с «Secunberban'ом» субъект умер (поскольку только этому можно верить) и возвратился снова к жизни.
Эти истории в Индии общи. Г-н Келлар не может дать им никакого объяснения. Он ссылается на Марка Поло, рассказ которого был передан полковником Жюлем. Сам полковник никогда не был свидетелем ни одного из этих наиболее удивительных подвигов, несмотря на свою громадную опытность. Для г-на Келлара вне всякого сомнения, что магию «покорили естественные силы, которые нам кажутся недоступными».
К несчастью, египетские памятники ничего нам не говорят о подобных явлениях, упомянутых в «L'Ехоdе». Справедливо добавить, что Эгдингтон удивил г-на Келлара «поднятием, но это произошло в темноте».
§ 5. Словесное внушение в гипнотическом состоянии
Загипнотизированный субъект одарен способностью ощущать силы и состояния субстанции, которые мы можем только воображать во время бодрствования и при обыкновенных условиях жизни.
Я говорю загипнотизированному субъекту, находящемуся в сомнамбулической фазе: «На этом столе лежит роза». Идея розы, которую я даю импульсивному существу объекта, непосредственно реализуется на плане физическом, и субъект видит розу не в своей голове, не в своем воображении, но действительно на столе. Он ее видит в действительности, позитивно.[Обыкновенный экспериментатор останавливается на этом доказательстве и переходит к другим опытам.]
§ 6. Мысленное внушение
Лица, мало разумеющие в гипнотических феноменах, разъясняют большую часть необъяснимых явлений мнимым мысленным внушением упражняющегося гипнотизера над субъектом.
А между тем, это мысленное внушение очень редко и трудно достигается над субъектами, находящимися в одном из трех классических состояний гипноза.
С этой точки зрения мы изучили двух субъектов, Замора и Онофрона, и могли достигнуть, но с большим трудом, феноменов чрезвычайно ясного мысленного внушения действия, но никогда не могли добиться ни малейшего мысленного внушения идеи. Большая часть явлений этого рода, под именем мысленного внушения на расстоянии, принадлежит фокусничеству (по крайней мере на Западе) и не заслуживает внимания мага.
Вот выдержки из одного лучшего опыта над передачей действий и форм.
Непосредственная передача волиОпыты, произведенные и сообщенные Альбертом Нетцингом(перевод из Сфинкса, III 18 января 1887 г.)
Хотя некоторые представители новейшей науки, благодаря многочисленным опытам, уже доказали факт внушения при гипнозе также хорошо, как метафизическую передачу мысли и воли, — однако то, что установлено большинством ученых, особенно в Германии, остается еще чуждым или даже совершенно враждебным к этим замечательным проявлениям. В этих условиях тем более необходимо рассмотреть, о чем толкуют эти вопросы, взывающие к официальной науке через отдачу отчета в вещах материальных, достойных закона и обнимающих широкий круг идей, чтобы окончить эту последнюю попытку исследований в этой области, знание которой так интересно и так важно с точки зрения практического знания, как в медицине, так и в юриспруденции. Поэтому автор этой статьи не колебался опубликовывать следующие опыты, которые он добросовестно исполнил, насколько это возможно сделать в частном собрании.
Опыты этого рода стали предметом беседы в нашем интимном кружке. Явления метафизической передачи воли, которые я считаю правдивыми, привели меня в сомнения такого рода, что я решился проделать или, по крайней мере, попытаться доказать их экспериментально, невзирая на то, что успех мне казался сомнительным. Десять следующих попыток были проведены у меня 16 июля 1886 г. и тотчас же записаны; они особенно годны, как мне кажется, для опубликования. Два господина, хорошо мне известные, приняли участие в опытах, обязавшись прежде всего по возможности добросовестно ассистировать мне в этих исследованиях: г-н Спиро должен был воспринимать, в то время, как д-р Грот определять порядок исполнения мыслей, которые я старался, в свою очередь, передавать г-ну Спиро.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Гипноз и магия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других