Создатели этой книги уверены, что велосипед — лучшее изобретение человечества. И они готовы ответить за свои слова, потому что написали об этом удивительном транспортном средстве целую книгу. В ней вы найдете о велосипедах все и даже немного больше. Как появились первые модели и как они менялись, почему велосипедистов отправляли прямиком в ад, что «железный конь» успел претерпеть за свою историю и как ему удалось выстоять и триумфально вернуться в нашу жизнь, выдержав конкуренцию с автомобилем. Это по-настоящему большая, красочная, подробная, смешная и увлекательная книга велосипедов, которая подойдет заядлым и начинающим велосипедистам. Велосипед дает своему наезднику чувство невесомости. Без дорожного шума и заторов позволяет доехать до книжного магазинчика у перекрестка, а то и до самых отдаленных уголков, где можно отдохнуть в тени раскидистого дерева, опустить ноги в быструю речку или вздремнуть на свежем воздухе. Или, сидя под голубым куполом неба, почитать книгу — о велосипедах, конечно. Согласитесь, в списке изобретений книга — на втором месте. А что у нее общего с велосипедом? Они помогают человеку путешествовать и делают его счастливым. Зачем читать • Узнать историю изобретения и эволюции велосипедов; • Вдохновиться на новые открытия; • Отправиться в путешествие: сначала в книжное, а потом и в реальное. В пенни-фартингах было нечто заразительно веселое, радостное и величественное. Во-первых, наездник сидел высоко. Во-вторых, руль мог быть каким угодно: плоским, или похожим на бычьи рога, или изогнутым, словно усы щеголя. Какой бы ни была его форма, со стороны казалось, что человек мчится над городской суетой с широкой улыбкой на лице — рискуя при этом жизнью. Для кого Для заядлых и начинающих велосипедистов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Большая книга велосипедов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Лучшее изобретение в истории человечества
Многие изобретения могут побороться за титул лучшего в истории. Колесо, например. И очки. И карандаш. Мороженое в вафельном стаканчике. Смартфон. Видеопленка. Стул. Плюшевый мишка. Подгузники. Школа. Что? Да-да, она самая. Компьютерные игры. Лампа. Интернет. Книга. Список бесконечен. Тут, конечно, есть о чем поспорить. Но зачем, если существует одно изобретение, которое уверенно выйдет в победители? Это велосипед. Когда в 1817 году появилась первая его версия, люди распахнули от удивления рты — и с тех пор так и не закрывали. Ведь прежде никто и подумать не мог о том, чтобы вот так, друг за другом, катиться на двух колесах! Причем катиться очень быстро благодаря силе мышц. И к тому же преодолеть гравитацию и добиться удивительного равновесия. Велосипед наполнил нашу жизнь новым смыслом, задал ритм и направление: вперед, вперед!
Стоит освоить езду на велосипеде — и ты уже никогда не разучишься это делать. Ему не нужно топливо. Он не загрязняет природу, почти не занимает места и будет с нами, пока существуют круглые колеса. Или даже овальные. Велосипед дает своему наезднику чувство невесомости. Без дорожного шума и заторов позволяет доехать до книжного магазинчика у перекрестка, а то и до самых отдаленных уголков, где можно отдохнуть в тени раскидистого дерева, опустить ноги в быструю речку или вздремнуть на свежем воздухе. Или, сидя под голубым куполом неба, почитать книгу — о велосипедах, конечно. Согласитесь, в списке изобретений книга — на втором месте. А что у нее общего с велосипедом? Они помогают человеку путешествовать и делают его счастливым.
Полцарства за коня на двух колесах
В XIX веке фабрики в Англии появлялись в бешеном темпе, одна за другой. Машины гудели и тарахтели без остановки. Требовалось все больше людей, чтобы их обслуживать. Города росли, как грибы после дождя, а перенаселенные пригороды чуть не лопались, как почки по весне. Куда ни глянь, везде люди, дома, улицы. Расстояния между жилыми и рабочими кварталами увеличивались. Работники добирались до предприятий пешком — в любую погоду, зимой и летом, без нормальной одежды и удобной обуви. У многих дорога занимала час, два, а то и больше. Фабриканты злились: на всю эту ходьбу тратилось ценное время, а рабочие в пути уставали и не могли трудиться в полную силу. Нужно было что-то менять. Причем не завтра и не послезавтра, а прямо сейчас.
Выдать каждому работнику по лошади? Нет, ерунда! Страшно подумать, сколько навоза будут оставлять животные. А как их прокормить? Где взять зерно и сено? И где держать столько лошадей — парковать их рядом с домами? Вздор! Может, использовать поезда и трамваи? Но тогда нужно проложить рельсы повсюду, а это безумно дорого и совсем непрактично.
В кузницах, седельных и оружейных мастерских, на пыльных чердаках и в маленьких цехах люди с самым разным образованием и опытом бились над решением этой проблемы. Как добираться до работы и обратно дешево, достаточно быстро и на транспортном средстве, которое не займет много места? Задача невероятных масштабов и невероятной сложности!
И тут барону Карлу Фридриху Кристиану Людвигу Фрайхерру Дрезу фон Зауэрбронну пришла в голову мысль создать стройного коня на двух колесах. Такого, чтобы легко возил человека, не ел, стоил недорого, помещался в небольшое «стойло» и двигался быстрее пешехода.
Так зародилась идея велосипеда. «Железному коню» было пора увидеть свет.
Подделки и выдумки
О первых велосипедах ходит множество легенд и фантастических историй. Например, в 1974 году один итальянский профессор заявил, что в дневниках Леонардо да Винчи (1452–1519) есть чертеж двухколесного транспортного средства со спицами, педалями, цепью и рулем. По словам ученого, первое в истории изображение велосипеда так долго оставалось неизвестным, потому что листок с ним застрял между двумя склеенными страничками. Исследователи рассмотрели чертеж под микроскопом и пришли к неутешительному выводу: рисунок сделал в 1960-е годы итальянский монах, который реставрировал книгу. Видимо, его манила карьера шутника.
Судя по витражу церквушки в Сток-Поджес — это день езды на велосипеде от Лондона, — сам Господь передал нам «железного коня» с курьером-ангелом. Жители этой деревни твердо верят в правдивость картины на цветном стекле: велосипед — это дар Божий.
В ответ ученые только смеются. Витраж древний — это правда. И в лучах солнца ясно виден посланник небес на чем-то вроде велосипеда. Вот только тут нет ничего поразительного! Дело в том, что витраж пострадал во время Второй мировой войны и его пришлось собирать по осколочкам. Стекольщики кропотливо воссоздавали средневековые изображения, но удалось восстановить не всё. Так что «велосипедист» — это просто фрагмент большой картины, которая, увы, утрачена.
А что насчет утверждений французского журналиста Луи Бодри де Соньера? Он приписывал изобретение велосипеда графу де Сивраку. По словам журналиста, еще в 1771 году граф катался на своем драконоподобном двухколесном «селерифере» по парижским паркам. Но в этой истории нет и крупицы правды. Граф Сиврак действительно запатентовал транспортное средство — но четырехколесное и на лошадиной тяге.
Практика, практика, практика!
Мы думаем, что велосипед — это легко. Ездить просто. Забираться в седло и спускаться удобно. Многие полюбили велосипед после того, как его колеса стали меньше и он приобрел более или менее современный вид. И всё же раньше взрослым приходилось посещать специальную школу, где они учились кататься — совсем как нынешние дети.
Первым этапом была выработка привычки к велосипеду. Люди садились на него, слезали, двигали руль, прикасались к велосипеду, осматривали его — в общем, знакомились с машиной.
На втором этапе ученик ездил без педалей. Просто отталкивался правой и левой ногами поочередно, двигаясь по прямой. Потом велосипед разворачивали и продолжали движение в противоположном направлении. Вперед и назад, туда и обратно.
На третьем этапе можно было использовать педали. Теперь человек учился управлять велосипедом при помощи руля. В этом ему помогали родители, братья, сестры или даже соседи, которые шли рядом и поддерживали ученика.
На четвертом этапе начиналась езда. Ну а затем — практика, практика и еще раз практика! Ведь только так можно добиться совершенства.
Нельзя разучиться ездить на велосипеде
Один опытный спортсмен однажды переделал свой велосипед так: повернешь руль направо — едешь влево, а повернешь налево — едешь вправо. Спортсмен постоянно падал, тренировался восемь месяцев и наконец научился безупречно водить свою модель с обратным управлением. Потом он пересел на велосипед с привычным рулем, где право — это право, а лево — это лево. И снова начал падать, раз за разом, но… Всего через час он ездил так же уверенно, как раньше. То, чему наш мозг учится в раннем возрасте, остается в памяти навсегда. Навыки, которые мы приобретаем позже, усваиваются более поверхностно. Так что велосипед учит нас тому, что знание не означает понимание, а понимание не означает умение. Вся сила — в повторении.
Злые духи и дьявол
Велосипед всегда производил сильное впечатление. Когда во Франции появился первый двухколесный «конь» — «дрезина», названная по имени изобретателя, — люди не верили своим глазам. На конструкции всего с двумя колесами сидит человек, не теряя баланса? Тут явно не обошлось без нечистой силы! Ведь такая езда нарушает божественные законы равновесия. И если бы только это! Чтобы сохранять вертикальное положение, человек поворачивал руль влево, когда начинал заваливаться вправо. И наоборот: подкручивал руль влево, когда падал направо. Очевидно, что это работа не просто злых духов, но самого дьявола!
Ускорение в четыре (или пять) этапов
Всю историю велосипеда можно разделить на четыре этапа. Первый — с 1814 по 1880 год. Это эпоха беспедального велосипеда, события которой разворачивались прежде всего во Франции.
С 1880 по 1914 год царил бисиклет во всех разнообразных формах и невероятных видах. Это было время удивительных открытий и инноваций: был изобретен «безопасный велосипед» и появилась цепь.
Эпоха современного велосипеда длилась с Первой мировой войны примерно до 1970 года. Рули и педали перешли из рук (и ног!) аристократов и энтузиастов в руки (и, конечно, ноги) простых людей.
На четвертом, и пока последнем, этапе развернулась битва между велосипедом и автомобилем. Двухколесный транспорт чуть не проиграл сражение, но устоял и постепенно отвоевывает позиции. Именно в этот период увидели свет новые виды велосипедов: горный, лигерад (лежачий), складной, городской и туристический.
Сейчас говорят о наступлении новой, пятой, эпохи — эпохи электровелосипеда. И эту тему мы тоже обязательно обсудим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Большая книга велосипедов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других