1. Книги
  2. Ораторское искусство / риторика
  3. Коллектив авторов

Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие

Коллектив авторов (2011)
Обложка книги

«…В настоящее время перед высшей школой стоят новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности специалиста — будущего учителя, врача, менеджера, адвоката и т. п. Коммуникативная компетентность предполагает владение нормами общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). А для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения в той или иной сфере деятельности, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения стоящих перед ним профессиональных задач. Пособие состоит из четырех разделов, в которых раскрывается специфика каждого из названных компонентов профессиональной подготовки специалиста. Подчеркнем, что базовые понятия — „общение“, „речевая деятельность“, „педагогические речевые жанры“ — раскрываются с учетом специфики профессии учителя, о чем свидетельствует не только название разделов („Педагогическое общение“, „Речевая деятельность учителя“, „Профессионально значимые для учителя речевые жанры“, „Культура речевой деятельности учителя“), но и их содержание…» В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Авторы:

З. С. Смелкова, доктор педагогических наук, профессор — разд. I (1, 2, 3, 4);

Н. А. Ипполитова, доктор педагогических наук, профессор — разд. II (гл. 1), разд. II (гл. 5) (совместно с Л. С. Якушиной);

Т. А. Ладыженская, доктор педагогических наук, профессор — разд. II (гл. 2);

Е. Л. Ерохина, кандидат педагогических наук, доцент — разд. II (гл. 3), разд. IV (гл. 4);

Л. Е. Тумина, доктор педагогических наук, профессор — разд. II (гл. 4);

М. Р. Савова, канд. пед наук, доц. — разд. III (гл. 1);

З. И. Курцева, канд. пед наук, доц. — разд. III (гл. 2);

З. С. Зюкина, канд. пед наук, доц. — разд. III (гл. 3);

О. В. Филиппова, доктор педагогических наук, профессор — разд. III (гл. 4), разд. IV (гл. 3);

Л. В. Салькова, кандидат педагогических наук, доцент — разд. III (гл. 5), разд. IV (гл. 2, 6);

Л. В. Хаймович, кандидат педагогических наук, доцент — разд. IV (гл. 1);

Н. Г. Грудцына, доктор педагогических наук, профессор — разд. IV (гл. 5);

О. Г. Усанова, кандидат педагогических наук, доцент — разд. IV (гл. 7);

Л. С. Якушина, кандидат педагогических наук, профессор — разд. II (гл. 5) (совместно с Н. А. Ипполитовой).

© Авторский коллектив, 2011 © МПГУ, 2011

© Оформление. Издательство «Прометей», 2011

Предисловие

В настоящее время перед высшей школой стоят новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности специалиста — будущего учителя, врача, менеджера, адвоката и т. п.

Коммуникативная компетентность предполагает владение нормами общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). А для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения в той или иной сфере деятельности, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения стоящих перед ним профессиональных задач.

Основные аспекты профессиональной подготовки — достижение целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач — возможны лишь в том случае, если учитель знает специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога.

Сфера обучения является сферой «повышенной речевой ответственности», так как слово (речь) становится важнейшим (если не основным) инструментом деятельности учителя, главным средством реализации всех задач собственно методического и дидактического характера.

Таким образом, в содержание профессиональной подготовки педагога должен быть введен дополнительный компонент, связанный с освоением опыта коммуникативно-творческой деятельности учителя.

Проблемы обучения профессиональному общению будущих учителей могут быть успешно решены в том случае, если это обучение основано на единой концепции, на базе целостного курса, адресованного студентам высших учебных заведений.

Основой этой концепции может стать риторический подход, ориентированный на поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной, результативной профессиональной речью.

В риторике разработаны общие законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования в различных ситуациях общения.

На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки будущих специалистов в рамках частной — педагогической — риторики. Профессионально-ориентированный курс риторики позволяет сформировать коммуникативную компетентность будущих специалистов, что предполагает:

— овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

— осознание ситуации профессионального общения в сфере обучения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности обучаемых;

— овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

— овладение опытом анализа и создания профессионально-значимых типов высказываний; развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых, постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственные решения многообразных профессиональных задач.

Курс профессионально ориентированной риторики имеет прежде всего практическую направленность — обязательным условием востребованности риторических знаний является их прикладной характер. Теоретические положения риторики всегда направлены на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека.

Таковы в самом общем виде базовые положения, определяющие цель, задачи и содержание риторики как учебной дисциплины в педагогическом университете.

Этими положениями обусловлены основные подходы к созданию настоящего пособия.

Пособие состоит из четырех разделов, в которых раскрывается специфика каждого из названных компонентов профессиональной подготовки специалиста. Подчеркнем, что базовые понятия — «общение», «речевая деятельность», «педагогические речевые жанры» — раскрываются с учетом специфики профессии учителя, о чем свидетельствует не только название разделов («Педагогическое общение», «Речевая деятельность учителя», «Профессионально значимые для учителя речевые жанры», «Культура речевой деятельности учителя»), но и их содержание.

Базовые понятия и категории психологии общения, риторики, теории речевой деятельности рассматриваются в процессе их реализации в конкретных ситуациях профессионального общения, что позволяет показать их специфику, определить, как общие принципы, положения, правила, законы, нормы действуют в соответствующих коммуникативных условиях, как они «работают» в ходе решения определенной задачи.

Несмотря на то, что в работе над учебным пособием приняло участие большое количество авторов, общность их научных позиций убедительно проявляется в единстве понимания задач и содержания риторики, в близости подходов к решению основных задач теоретического и практического характера, в совпадении взглядов по многим методическим проблемам.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я