Это книга о грядущем и нашем, именно нашем, месте в нём. О будущих технологиях, ломающих привычный уклад жизни. О неизбежности переселения с Земли. О том, кто и как сотворит «царствие небесное» и почему в нём, так и не будет места для самоубийц. О том, что будем жить не снаружи, а внутри. О колонизации космоса и недоступности звёзд. О реальном бессмертии и как сейчас нужно жить, чтобы стать таким. О людях-роботах и их месте в нашей жизни. О том, что сбудется из предсказанного религиями, а что нет. О заблуждениях фантастов и разумности некоторых религиозных идей. О контактах с внеземным разумом и реальных проблемах общения. О том, что пришельцы будут иметь наш облик, а люди друг для друга станут инопланетянами. И о многом, многом другом…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Над небом голубым» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вступление. Крах фантастики
Я с детства люблю читать. Чтение распахнуло для меня окно в этот огромный мир. Я читал всё подряд, впитывая знания и эмоции, пропуская непонятные, пока, или неинтересные куски мимо сознания. Читал повести и рассказы, приключения и фантастику, любовные романы и запутанные детективы, стихи и прозу. Читал книги и журналы, переснятые с книг фотографии и перепечатанные на пишущей машинке вручную листы. Читал то, что было разрешено, что официально не одобрялось и что было реально запрещено. Весь этот поток информации, таинственным образом переваривавшийся где-то внутри, и сформировал то что есть, то есть меня.
Поначалу, предпочтение отдавалось более простой, понятной или эмоциональной литературе, такой как сказки и приключения. Сказки бесценны для детского восприятия. Они закладывают главные базовые жизненные ценности. Нереальное, фантастическое обрамление сюжета в них не главное. Это лишь нерв, эмоциональная оболочка для лучшего и быстрого заглатывания заложенных в ней моральных (нравственных) ценностей, таких как доброта, прощение, упорство в достижении выбранной цели и т.п. Эти ценности довольно банальны, и в потоке жизни мы можем легко пройти мимо них, не зацепив. Завернутые в сказочную оболочку, они не остаются незамеченными, и западая глубоко в душу, постепенно участвуют в формировании личности, делая её лучше.
Ну и приключения. Кто их не любит? Вместе с героями повествования мы проходим все их пути. Плаваем по морям, переживая жесточайшие штормы и нападения свирепых и безжалостных пиратов. Пробираемся по непроходимым заболоченным джунглям и изнываем от жажды в безумно жарких и бескрайних пустынях. Открываем для себя всё великое и чертовски захватывающее многообразие этого мира. Участвуем в коварных интригах королевских дворов или становимся их жертвами и судорожно ищем выход из этих безнадёжных ситуаций. Вместе с героями влюбляемся и защищаем свою чистую любовь. Ищем и находим несметные сокровища давно ушедших могущественных царств. Сражаемся и побеждаем! Как можно не любить такую литературу, особенно в детстве, когда собственный жизненный опыт и кругозор ещё крайне мал, а жажда познания и потребность в ярких эмоциях — огромна?
Затем пришло время фантастики. Любовь и трепетное отношение к этому жанру литературы я пронёс через всю жизнь. Разорвать серые будни, вялое, сонное и предопределённое течение повседневной жизни и заглянуть краем глаза в это влекущее будущее. На это была способна только фантастика. Такие притягательные, таинственные и завораживающие названия: туманность Андромеды, Кассиопеи, Бетельгейзе — волею писателей, ставшие близкими и осязаемыми. Бегущее, летящее вперёд воображение легко рисовало громадные могучие корабли-звездолеты и ослепительные солнца новых миров, леденящие душу столкновения с другой жизнью, с неожидаемой реакцией на контакт и загадочные происшествия в дальнем космосе с непредсказуемыми последствиями. Мир оказался огромным и чрезвычайно разнообразным. Тут переплелись такие удивительные чувства, как опасная, но такая желанная надежда выхода человечества из одиночества в этом холодном беспощадном мире и тревожная непонятность вечной жизни. Тоскливое одиночество заброшенных путников и холод дальнего космоса. Безграничные и пугающие возможности искусственного интеллекта и затаённая надежда на реализацию какой-то смутной, тайной мечты, надежды. В фантастике, мы ничем не ограничены, нам можно всё. В ней мы давно преодолели всевозможные запреты на сверхскоростное перемещение во Вселенной, можем нырять в некое подпространство и тут же выныривать где угодно: на другом краю нашей галактики или в другой, далёкой и таинственной, или, вообще, на краю Вселенной. Как в хорошем спектакле, за удачную постановку ты прощаешь авторам условность декораций, так и в хорошем фантастическом произведении, за свежую идею, неожиданную находку, необычный взгляд или новые ощущения на происходящее действо, прощаешь авторам явные технические или научные ляпы. Необычность и разнообразие взглядов писателей-фантастов на этот мир помогают преодолеть и косность собственного мышления, даря возможность заглянуть в будущее. Фантастика для меня была как дальний ориентир в текущей, достаточно серой жизни.
Так получилось, что я рос вместе с фантастикой. Поначалу наивной и восторженной, затем набиравшей силу и мудрость и, наконец, вступившей в полосу кризисов.
Поначалу, писатели-фантасты пытались реально описать картину будущего. Иногда, особенно там, где будущее просматривалось довольно линейно, это им действительно удавалось. Достаточно было проследить цепочку развития существующей реальности и правильно её интерпретировать и вот, вы заглянули за горизонт.
Таким писателем был Жюль Верн. Для него были приоткрыты подобные направления. Ему нужно было только аккуратно пройтись по их развитию и отследить качественные переходы, которые как раз больше всего и поражают воображение людей. Иногда это удавалось лучше и эти произведения оставались любимыми у читателей на много лет. Иногда — хуже, и большинство таких произведений забылись.
Читая фантастическое произведение, невольно пытаешься мысленно поставить себя на место героев и осмотреться, примерить себя к тому миру. В современной фантастике, эти попытки чаще приводят к разочарованию. Придуманный мир, на поверку, оказывается дырявым, схематичным, нарисованным с чудовищными пробелами. Твои ощущения не соответствуют накопленному жизненному опыту.
Современная фантастика вошла в полосу кризисов. Рисуемая авторами картина будущего мира не вписывается в накопленные знания о мире, в существующую реальность. Раздражает невозможность представить себя в этом мире, вписаться в него. Удручает научно-техническая безграмотность авторов, пришибленность, мелкость действий героев повествования, мелкость целей. Герои одиночки, которые решают судьбы человечества. А мир, на минуточку, к этому времени будет исчисляться сотнями миллиардов, а то и триллионами людей. Одиночки и раньше не играли ключевые роли в жизни общества, а представить это в будущем, когда мир станет сложнее, чем теперь, совершенно невозможно. Раздражает слабость воображения авторов в обрисовке и представлении картин будущего, вопиющее недопонимание того, как будет устроена грядущая жизнь, к чему мы идём и как это будет выглядеть в действительности, что будет главным, а что уйдёт на второстепенные роли.
Этот кризис жанра идет, в основном, от непонимания авторами картины будущего, они его себе реально не представляют. Отсюда вся фантастика стала расползаться на какие-то разнонаправленные куски.
Кто-то переносит фантастические действия в существующую реальность — социальная фантастика.
Кто-то уходит в прошлое, пытаясь его построить заново, с учетом современных знаний, плюс откровенная чертовщина — фэнтези. Какие-то розовые сопли — неоправданная романтизация прошлого, когда только на мечах и стрелах, но имея за спиной (за пазухой) знания будущего.
Или откровенная чернуха — превращение планеты в унылую помойку, жуткие и стремительные болезни, выкашивающие большую часть человечества, ужасающие катастрофы, вынужденное возвращение людей в каменный век — опять же пессимистическая отсылка к прошлому. А ведь жизненный опыт говорит о том, что, не смотря ни на какие проблемы, человечество движется от худшего к лучшему.
Зачастую фантастика стала аморальной — ничему не учит, вообще. Взяли, нарушили один из законов природы, скажем невозможность перемещаться во времени в прошлое или законы сохранения энергии и импульса для прыжков в пространстве или в параллельную реальность. И на протяжении повествования наслаждаются получившимися возможностями. Зачем? Для чего? Даже не попытавшись поставить цели, смакуя, на протяжении повествования, получившиеся запутанные возможности и всё.
Фантастика откровенно топчется на месте. Причина этого в потере ориентиров у авторов. С одной стороны, этому способствуют накопленные человечеством нерешенные проблемы: бытовые и производственные отходы, загрязненность окружающей среды, перенаселенность, голод, нехватка питьевой воды, энергетические проблемы. Если попытаться проследить линейно развитие этих проблем, то ничего хорошего впереди не видно, одна чернуха. С другой стороны, прослеживаются явные спотыки в прежних попытках описания будущего. К примеру, стремительное развитие информационной сферы и связи обесценили целый пласт накопленной литературы, в которой сюжет развивался вокруг несовершенства связи и вычислительных мощностей. Описываемые события, происходящие в далеком космосе, завязаны на эти проблемы. Мы сейчас даже в быту, не затрагивая космос, куда идет самое совершенное оборудование, имеем гораздо более продвинутую технику, чем описывали фантасты для далеких путешествий в далеком будущем. Никто не предсказал такое взрывное развитие этих отраслей. Всё это действует достаточно удручающе на современных писателей-фантастов. Большинство из них не видят будущее, не представляют его. Впереди видятся сплошные тупики.
Между тем, человечество вплотную подошло к новым взрывным открытиям. Грядут значительные изменения. В том-то и дело, что развитие общества идет нелинейно. Будущие открытия скорее всего разрешат накопившиеся проблемы, причем, с той стороны, которая сейчас не видна.
Одной из причин написания этой книги стала попытка предугадать наиболее значимые изменения в наших знаниях о природе, о человеке, предугадать грядущие изменения в окружающем мире и обществе, исходя из накопленных знаний, из общих соображений и логики развития. Развитие общества происходит нелинейно, скачкообразно, но, тем не менее, существуют общие тенденции, предопределяющие эти скачки развития. Сложнее предсказать время этих свершений, но можно, с достаточно хорошей точностью, предсказать их неизбежность.
Люди хотят и должны знать, что их ждет впереди, к чему нужно быть готовым, чтобы не остаться на обочине жизни, как жить и чему учить детей. Надеюсь, фантастам это тоже поможет в их попытках разглядеть и описать будущее.
Ещё одно замечание post scriptum. Работая над книгой, я, неожиданно для себя, понял, что попал на чужую для себя территорию — на территорию религиозной тематики. Не думал и не ожидал, что эти темы могут пересечься. Чисто материалистический подход привел меня к понятиям бессмертия, переселения душ, понятию греха и даже к «царствию небесному». В какой-то момент я понял, что пишу о том, что уже было сказано задолго до меня в виде религиозных учений. Только несколько иная терминология. Если их понятия немного поменять на более современные, то древние малопонятные догматы обретают реальный, конкретный, живой смысл, становится понятно, для чего это всё говорилось, для чего их передавали из поколения в поколение и что на самом деле означает спасение души. Те, кто создавал эти учения, похоже, знали, о чем они говорят, но у тогдашнего общества не хватило знаний и терминологии, чтобы точно это передать. Мне показалось интересным прослеживать такую параллель. Дальнейшая работа над книгой уже шла с оглядкой на религиозную тему. Что из этого получилось, судите сами.
Итак, давайте заглянем за горизонт, пока он ещё есть…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Над небом голубым» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других