1. Книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Полякова Наталья Львовна

Модерн и процесс индивидуализации. Исторические судьбы индивида модерна

Полякова Наталья Львовна
Обложка книги

Индивидуализация — ключевой компонент становления обществ модерна наряду с капитализмом, индустриализмом, демократизацией, урбанизацией, секуляризацией, рационализацией и т. д. Этот процесс ускоряется в условиях модерна, формируя индивида, стремящегося к социальному равенству и свободе. Исторические перипетии этого движения индивида в обществах модерна являются предметом анализа и теоретической реконструкции, предложенной авторами.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Модерн и процесс индивидуализации. Исторические судьбы индивида модерна» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Полякова Наталья Львовна, 2024

© Кимелев Юрий Анатольевич, 2024

ISBN 978-5-0065-1105-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Индивид как социальное существо, положение индивида в обществе — изначальная тема социально-философского, а позднее — социально-научного познания. В эпоху модерна эта тематика приобретает новые контуры и новое содержание. Это было связано с фундаментальным социально-историческим процессом индивидуализации как процессом становления и утверждения индивида модерна.

Проблематика индивида становится предметом не только социально-философского, но и социально-научного исследования именно в эпоху модерна, когда происходит процесс дифференциации социально-научного познания, расширяется предметная сфера социально-научных исследований.

Предметом данной работы является социологическое исследование индивида, как оно оформилось в классической социологической теории, а затем изменялось в рамках процесса трансформации социологической теории под воздействием реального исторического развития обществ модерна. Исследовательская задача решается главным образом через анализ социологических теорий, ориентированных на изучение положения индивида в обществах модерна.

Мы намереваемся исходить из концептуальной схемы, базирующейся на нескольких основных тезисах.

Первый тезис состоит в том, что говорить об индивиде в социологическом смысле можно только в связи с модерном и как о «субъекте модерна». При этом следует особо подчеркнуть, что модерн означает не просто и не только становление индустриального капитализма, политического порядка и контроля, воплощенного в правовой и административно-государственной системе управления, а также партийно-политически оформленной системе гражданского общества. Такое видение слишком односторонне задает структурное и функциональное прочтение эпохи модерна и тенденций его трансформации. Ведь модерн — это не только структурные условия его возможности и функциональные императивы. Модерн — это общая рационализация картины мира и процесс секуляризации; это становление современной науки, в том числе социальных и гуманитарных наук; это новый образ жизни, связанный с резкой интенсификацией процесса урбанизации1.

Становление модерна — это выход из традиционного общества и традиционализма, который предполагает фундаментальные изменения в культуре в самом широком смысле слова. Речь идет об изменении картин мира и фундаментальных систем легитимации, без чего не может совершиться процесс перехода от традиционного порядка к порядку модерна. Модерн — это прогрессирующий процесс индивидуализации.

Индивидуализация есть процесс, лежащий в основе становления и развития индивида модерна — это второй тезис, на котором основывается теоретическая схема, заявленная в данной работе. Из всех обозначенных выше процессов оформления и развертывания модерна индивидуализация — наименее исследованный процесс, при том что именно индивидуализация является центральным компонентом трансформации структур социальной интеграции в обществах модерна и образует основу становления субъекта модерна.

С социологической точки зрения индивидуализация — это процесс дистанциирования и даже высвобождения в определенной мере индивида от любых коллективностей, идет ли речь о коллективном сознании, традиции или традиционной групповой принадлежности и обретении индивидом собственных, специфических и только ему принадлежащих характеристик.

Этот процесс носит исторически разворачивающийся характер и совпадает или коррелируется с исторической трансформацией общества. В общем историческом процессе индивидуализации можно выделить точки «ускорения» этого процесса, маркирующие соответствующие исторические этапы развития общества и соответствующие исторические типы индивида, которые позволяют говорить о «домодерновом индивиде», «индивиде модерна» и «позднемодерновом индивиде» и типе индивидуализма, оформившемся в последней трети ХХ в. в эпоху постиндустриализма, постфордизма, постмодернизма и т. п.

XVI—XVIII века — период становления и оформления обществ классического модерна в Европе. В этот период не только оформляется и ускоряется процесс индивидуализации, он приобретает качественно иной характер. Именно в этот период происходило формирование индивида модерна как нового типа социальной индивидуальности, и именно процесс индивидуализации правомерно считать основополагающим во взаимоотношениях индивида и общества в эпоху модерна. Исследование этого процесса дает ключ к пониманию положения индивида в обществе.

Третий тезис реализуемого в книге подхода состоит в утверждении, что именно с процессом индивидуализации связано оформление фундаментальной специфики агентности индивида модерна. «Агентность» в самом общем плане — это способность человека создавать, поддерживать и модифицировать социально-институциональные структуры как основу всякой организованной формы социально-исторической жизни.

В социологии агентность в качестве способности создавать, поддерживать и воспроизводить институциональные структуры как основу социального порядка всегда находилась в центре внимания. В конце концов весь исторический опыт человечества так или иначе свидетельствует о такой способности. Вместе с тем в социально-теоретической мысли постоянно обсуждались вопросы о границах способности человека к свободному самоопределению в своем социальном действии и существовании. Такое теоретическое понимание свободной, волитивной и целеполагающей природы агентности противопоставляется социально-теоретическим позициям, которые утверждают примат факторов, принципиальным образом ограничивающих или детерминирующих человеческое действие.

На наш взгляд, понятие «индивидуализации», как мы его используем, позволяет указать рамки и границы агентности в обществах модерна, соответственно создает условия для понимания ее специфики.

Теоретическую экспликацию «индивидуализация» должна получить посредством концептуализации «субъектности» и «субъективности» индивида модерна. Агентность индивида модерна предстает в двух базовых формах — субъектности и субъективности. Мы сосредоточиваем свое внимание именно на таких двух базовых формах социальной агентности — субъектности и субъективности. На наш взгляд, именно явления, обозначаемые этими понятиями, способны служить наиболее адекватным источником диагностики положения индивида в обществах эпохи модерна.

Субъектность и субъективность как спецификация агентности индивида в эпоху модерна понимаются, соответственно, как основные способы взаимодействия индивида с обществом (субъектность), и как основные формы социального самопонимания и выражения социального опыта индивида (субъективность). Концептуализация отношений между агентностью, субъектностью и субъективностью создает условия для целостного видения положения индивида в обществе.

Четвертый тезис состоит в том, что исторический процесс в обществах модерна можно рассматривать как движение от субъектности, высшим проявлением которой является публичное социально-историческое действие, к ограничению возможностей подобного действия и к определенному «замыканию» субъекта в рамках сугубо приватного стиля жизни. Это фактически означает слияние социальной субъектности и субъективности на той стадии процесса индивидуализации, которая относится к концу XX века и началу XXI века.

Субъектность в нашем понимании — это возможность для индивида автономно определять и регулировать собственную жизнь в различных сферах, соответственно, — это характеристика положения индивида в обществе через рассмотрение различных способов реализации такой принципиальной возможности.

Субъектность в эпоху модерна предстает в нескольких основных видах. Эти виды модерновой субъектности являются исторически вариативными, они претерпевали порой радикальные трансформации на различных этапах развития обществ модерна. Высшей формой субъектности можно считать способность индивида участвовать в социальной трансформации, ориентированной на воплощение каких-то универсальных проектов и ценностей. Исторически подобный потенциал субъектности реализовывался через участие индивида в политическом процессе, а также в рамках экономико-производственного процесса. Другими словами, субъектность индивида модерна реализовывалась главным образом как политико-гражданская субъектность и как его деятельность в социально-экономической и трудовой сфере.

Повторим, возможно концептуализировать два основных вида агентности как самореализации социального субъекта. Первый — участие в социальной трансформации с целью воплощения какого-либо социального проекта. Второй вид — создание автономной «формы жизни», автономного «стиля жизни». Оба указанных вида вбирают в себя все те способы поведения и деятельности, которые способны служить средством автономной самореализации индивида. Речь идет о сознательной и деятельностной попытке придать своему социальному существованию и функционированию какую-то определенную форму, реализовать свою жизнь как какой-то более или менее устойчивый и последовательный социальный проект — публичный или приватный.

Реализация субъектности предполагает, во-первых, убежденность в постижимости социально-исторической реальности и ее потенциальной трансформируемости, а во-вторых, способность индивида как субъекта социального действия осознать, постичь и реализовать такой потенциал. Именно подобная возможность сегодня поставлена под вопрос. Публичное понимание социальной субъектности предполагает возможность обозрения и соотнесения с социальным целым. Усложнение социального устройства, непосредственного жизненного поля и деятельностной сферы каждого индивида ставят под сомнение возможность сделать прозрачной и обозримой социальную целостность. Мы вправе в первую очередь констатировать возросший уровень сложности символического оснащения современной социальной жизни. Под символическим оснащением понимаются знания, верования, нормы, ценности, смысловые полагания и конструкции, формирующие, направляющие и ориентирующие жизнь индивида в целом.

Человек спонтанно воспринимает социальную реальность как нечто данное, внешнее, как некую непреложную фактичность и даже как систему, в которую он включен помимо своей воли и из которой практически нет выхода. Такое восприятие социальной реальности большей частью заслоняет от индивида его социальную субъектность. Другими словами, современный индивид склонен недооценивать и даже предавать забвению свое деятельностное участие в оформлении социального мира посредством своего действия, многообразно мотивированного его коммуникативной средой, ценностями, целями, желаниями, воображением и т. п.

Две социальные формы агентности — социальная субъектность и субъективность — в известной мере представляют собой аналитические оппозиции, между которыми располагается широкий спектр возможностей. Вместе с тем у этих форм социальной агентности есть «место схождения». Этим местом схождения является сам субъект как ответственный агент, наделенный определенной устойчивой самопреемственностью, принимающий взвешенные и обдуманные решения. Эти решения должны быть ориентиром и целью действий, а сами действия в своей совокупности должны служить реализации определенного проекта, задающего смысл практической жизни. В идеале жизненный проект призван стать средством как самореализации, так и реализации определенной цели. Речь идет о проекте как организующем принципе, источнике энергии и мобилизации, ключе к интерпретации жизни и социальных отношений, видении мира, организации знания и жизненной практики. В общем, это руководство, позволяющее ориентироваться в реальности и формировать ее.

Опираясь на общее содержание различных современных концептуализаций «субъекта модерна», можно утверждать, что такие концептуализации ориентированы как на позитивную характеристику и осмысление субъекта модерна, так и на его критику и даже отрицание его реальности.

Обобщенная современная концептуализация «субъекта модерна» представляет индивида как наделенное уникальной идентичностью «я», неповторимое, уникальное существо, базисной целью которого является самореализация. Индивид способен быть сознательным субъектом социального и культурного процесса. Создание условий для самореализации такого индивидуально-автономного субъекта предстает как основная цель исторического и культурного процесса. Задача и смысл социальных институтов видятся в том, чтобы обеспечить условия такой самореализации для всех и каждого.

Главное заключается в следующем. Признание «субъекта модерна», какие бы формы такое признание ни принимало, означает признание социальной агентности как субъектности, означает признание возможности контроля над социальным процессом.

Современное социальное состояние характеризуется и специфическим профилированием сферы субъективности, отличающим в ее нынешнем виде эту сферу от того, как она представала на предыдущих этапах истории обществ модерна.

В современных условиях субъективность как форма агентности индивида эпохи модерна предстает в стремлении к формированию разнообразных стилей жизни, становящихся возможными благодаря целому ряду факторов, в первую очередь таких как мощная потребительская культура, политический и вообще ценностно-идеологический плюрализм. Специфика сферы субъективности в современных условиях находит выражение в особенностях индивидуальной социальной идентичности, а также в оформлении и проявлении таких аспектов субъективности как возрастающее внимание к телу, в том числе к различным возможностям его социально-инструментального использования. Теоретическим выражением этого социального феномена является все более заметное место, занимаемое в современной социологии, например, социологией тела.

Итак, в соответствии с теоретической схематикой, положенной в основу исследовательской перспективы в данной работе, процессы индивидуализации являются неотъемлемым компонентом общего движения социально-исторической трансформации обществ модерна к их современному состоянию. Социологические теории, к которым мы обратимся в целях исследования индивидуализации в ее различных формах, указывают на соответствующие процессы социального изменения. Процессы индивидуализации, индивид, его субъектность и субъективность выстраиваются в определенный общий социально-исторический процесс, а концептуализации индивида предстают как неотъемлемый компонент социально-теоретического дискурса.

Речь идет об исследовании и дискурсе отношения индивида и общества, положения индивида в обществе, изменения этого положения и трансформации социальных качеств и свойств индивида в процессе движения от обществ классического модерна к современным обществам конца XX — начала XXI века.

Аналитическое разведение субъектности и субъективности позволяет продемонстрировать историческую и социальную вариативность в соотношении этих аспектов, или компонентов агентности. Оно позволяет увидеть, как в процессе развития обществ модерна происходит ужатие или даже утрата субъектной составляющей агентности и нарастает и расширяется субъективность за счет утраты свободы открытого социально-преобразующего действия и одновременного увеличения свободы в рамках различного рода вариантов форм жизни. Говоря пафосно, становится видно, как, например, революционер и преобразователь жизни эпохи классического модерна превращается в современного потребителя и гедониста.

Исходя из сказанного, мы сосредоточиваем внимание на исследовании двух теоретических комплексов, двух совокупностях теорий. Первую совокупность образуют «теории общества», предлагающие общую содержательную картину состояния общества, общий «диагноз эпохи», отражают специфику определенных социально-исторических состояний. Подобная общая характеристика общественного состояния всегда содержит эксплицитную или имплицитную характеристику социального характера индивида, его социальных возможностей, его социально-эмансипационного потенциала. Такая «материально-теоретическая» диагностика положения индивида в обществах модерна и становится объектом нашего анализа.

Вторую совокупность рассматриваемых теорий составляют различные теории социального неравенства. Анализ теорий социального неравенства позволяет выстроить исторический ряд разнообразных форм и проявлений социального неравенства как фундаментальной характеристики обществ модерна, включая современные общества, а также положения в них индивида.

Изучение социального неравенства создает условия для обращения к важнейшей идейно-теоретической и идеологической проблеме — проблеме социальной справедливости. Ведь свобода, равенство и социальная справедливость как идея, моральный норматив и социальный ориентир не только восходит к христианским истокам европейской цивилизации, но и образует один из основополагающих элементов идейно-нормативного оснащения модерна.

Примечания

1

О теории модерна см.: Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна / РАН. ИНИОН. — М., 1996; Полякова Н. Л. ХХ век в социологических теориях общества. — М.: Логос, 2004.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я