История взаимоотношений философии, теологии и науки от Античности до эпохи коперниканской революции — тема книги авторитетных российских ученых Кимелева Ю. и Поляковой Н. Выделены три этапа: Античность, Средние века и раннее Новое время. В каждом из них отношения философии, теологии и науки принимают свои особые формы от их теснейшей взаимосвязи в рамках общего натурфилософского знания к обретению наукой автономного статуса. Для ученых, профессорско-преподавательского состава вузов и аспирантов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Философия и наука. От Анаксимандра до Коперника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Полякова Наталья Львовна, 2024
© Кимелев Юрий Анатольевич, 2024
ISBN 978-5-0065-1894-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Философия и наука с момента своего зарождения всегда представали в рамках европейской культуры как глубинным образом взаимосвязанные, а порой и неразделимые формы познания, и способы отношения к миру. Характер их взаимодействия в значительной мере определял целостный облик европейской духовно-интеллектуальной культуры в любой исторический период. Это особенно верно относительно истории европейской культуры до Нового времени. Именно этот период отношений между философией и наукой является предметом рассмотрения в данной книге. Философия представлена философской метафизикой, в том числе философско-религиозной метафизикой, а наука — системой астрономических представлений и теорий, разрабатывавшихся на протяжении длительного периода времени от пифагорейской космологии до становления гелиоцентрической астрономической теории Николая Коперника.
В этот период, охватывающий несколько исторических эпох, взаимодействие философии и науки было особенно тесным. Философия, особенно метафизика, всегда выступала с притязаниями на наиболее полное и достоверное знание о бытии. Такие притязания определяли и характер отношений философии с наукой в различные исторические эпохи в зависимости от степени развитости каждой из этих форм познания, их мировоззренческой силы и влияния, от социально-исторической и культурной ситуации. Философско-метафизические идеи пропитывали ткань науки, служили ее мировоззренческой основой, санкционировали принятие тех или иных теорий.
История взаимоотношений философии и науки в указанный период — это прежде всего история их совместных напряженных познавательных усилий, направленных на теоретическое постижение бытия. При этом их взаимодействие определялось лидирующей функцией философии, ее подходами к миру, ее типом рациональности, ее интерпретационными схемами и теориями. Наука начала реализовываться автономно по отношению к философии только в Новое время, и начало процессу автономизации науки положил Николай Коперник.
Особенно интенсивно философия утверждала свое лидерство в том, что касалось картины мира, отношения к природе (т.е. в выработке соответствующей философии природы) и системы образования, в рамках которого взаимодействие философии и науки приобретало институциональную форму. Все эти области взаимодействия философии и науки имеют особую мировоззренческую и социальную значимость. Именно они являются основными объектами нашего исследования. На примере разрабатывавшихся картин мира, философской метафизики, натурфилософии и сферы образования мы постараемся показать взаимодействие философии и науки с момента зарождения последней в Античности и до ее автономизации, обозначенной Николаем Коперником.
Астрономия играла особую роль не только в истории взаимодействия философии и науки, но и в самой науке. Она всегда выступала в авангарде ее прогресса: астрономия была наукой, достигшей наибольшей теоретической разработанности в Античности, а астрономическая система Коперника и разработанная им гелиоцентрическая система мира явились провозвестником рождения науки Нового времени.
Основу картины мира в Античности образуют космологические и астрономические представления. Греческая философская мысль была по преимуществу космоцентричной, а астрономия являлась важнейшей наукой, изучающей космос. В этом проявляется особое теоретико-познавательное значение астрономии в истории культуры. В Античности традицию математической астрономии следует отличать от космологических учений. Задача ее в Античности определялась как задача математически точного воспроизведения видимого движения светил.
Основу же космологических учений образовывали философско-метафизические и религиозно-метафизические представления. Космологические теории также использовали определенные математические и геометрические образы и представления, в частности концепцию сфер, однако их космос не является физически и математически точным воспроизведением наблюдаемых явлений. Космологические теории стремились в первую очередь указать духовные или материальные элементы, из которых строится космос, а также основополагающий принцип его строения.
В соответствии с поставленной в книге задачей предметом исследования является взаимодействие философии и традиций как космологии, так и математической астрономии.
Наступление новой христианской эпохи означало появление радикально нового религиозного мировоззрения, несшего в себе и определенную систему космологических представлений, заключенных в библейском тексте. Эта система в содержательном плане значительно уступала тому сплаву философских, космологических и астрономических идей, который был создан в античную эпоху.
Процесс усвоения и ассимиляции христианской мыслью античного философского и астрономического комплекса идей длился всю средневековую эпоху. Он включал как рецепцию, так и ре-интерпретацию античных идей на основе собственных принципов. Итогом стала разработка западным христианством своего собственного философско-научного синтеза, сердцевину которого образовывала астрономическая наука, подвергшаяся христианизации.
Кроме того, в силу ряда практических причин астрономия в первую очередь должна была привлечь внимание утвердившегося христианства. Астрономия была наукой, образующей теоретическую основу календарного счета, унификация которого явилась одним из важнейших факторов культурной и социальной интеграции христианского мира. Поэтому в христианском мире всегда сохранялась потребность в астрономическом знании. На протяжении почти целого тысячелетия, от поздней Античности до зрелого Средневековья, астрономия была наиболее признанной и культивируемой наукой о природе.
Натурфилософия раннесредневековой эпохи рассматривала природу как нечто вторичное, лишь как тень и след божественного Творца, как средство выражения божественного наставления, как божественную педагогику. Такой подход не поощрял научно-теоретический, познавательный интерес, который объявлялся даже тщетным любопытством. В процессе своей исторической жизни христианство трансформировало эту позицию. Исследованию трансформации отношения теологии, философии и науки к природе и знанию в средневековую эпоху отведено поэтому немалое место в книге.
Значительное внимание в книге уделяется еще одной области взаимоотношений философии и науки — системе образования. Именно система образования институционально воплощает господствующие в культуре представления о природе и функциях знания, включает в себя знание идеологически приемлемое.
В истории взаимоотношений философии и науки до Нового времени мы вычленяем три периода, что и определило структуру книги. Первый период — это эпоха Античности, для которой характерна тесная связь религиозно-мифологических, философских и научных идей. В этот период религиозно-мифологические представления, философские и научные идеи и воззрения вступают в разнообразные отношения, но всегда образуют определенное мировоззренческое и теоретическое единство. Тем не менее в нем можно зафиксировать начало процесса постепенного вычленения научного знания при сохранении зависимости этого знания от религиозно-мифологических и философских компонентов.
Второй период — это период существования и развития научных знаний в условиях господства христианского мировоззрения. Он начинается в момент встречи поздней античной науки и христианства. Строго говоря, христианство встречается с античной философией и наукой дважды.
Первый раз на этапе его утверждения во II — IV вв. В результате происходит христианизация унаследованного от Античности философского и научного знания, т.е. включение их в христианско-теологический комплекс после определенной идейной обработки. При этом античная наука включается в христианскую культуру в форме компилятивно-энциклопедической традиции, а натурфилософия — в виде христианизированной неоплатонической философии природы. В этот период оформляется христианская система образования.
В ХП-ХШ веках происходит вторая встреча западного христианского мира с античной философией и наукой, с классическими образцами этого наследия. Особое значение для оформления христианской метафизики и натурфилософии эпохи зрелой схоластики имело ознакомление с полным корпусом аристотелизма. Античное наследие воспринималось на фоне арабоязычной философской и научной литературы, которая также оказала большое воздействие на христианское знание.
В сложившемся относительно едином идейном комплексе теология и сопряженная с ней философия выполняли функции не только мировоззренческого обрамления науки, но и ее основоположений, ее аксиоматики. В этом отношении теологическая мысль патристики и схоластики в значительной мере подобна античной философии. И это неудивительно, если иметь в виду, что сама эта теология была своеобразным синтезом христианских верований и философских идей Античности. Научное познание не обладало признанной теоретической и институциональной автономией по отношению к теологической мысли. Однако думать, что наука была полностью и без остатка подчинена теологии, тоже было бы неверно. Она все-таки являла относительную автономию. Именно поэтому схоласты каждый раз ставили перед собой задачу достичь синтеза теологии и научного знания. Это их стремление к синтезу свидетельствует об ошибочности мнения, будто вся Средневековая теология была однозначно враждебна науке. В действительности отношение средневековой теологии к научному знанию и различным научным дисциплинам было дифференцированным.
Третий период связан с рождением науки Нового времени, с появлением гелиоцентрической астрономии Николая Коперника, который впервые в истории естествознания провозгласил, что научные теории независимы от мнения теологов. «Математика пишется для математиков», и только они вправе выносить решения относительно науки. С этого времени начинается процесс действительной автономизации науки.
Астрономической теорией Николая Коперника открывается новая эпоха в отношениях между теологией, философией и наукой. Распадается относительно единая система христианского знания, и наука впервые становится действительно автономной. Процесс автономизации науки приобретает необратимый характер, рождается наука Нового времени.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Философия и наука. От Анаксимандра до Коперника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других