Психическая энергия и здоровье

Сборник, 2005

Включенные в настоящее издание параграфы Учения Живой Этики, фрагменты из Учения Храма, а также из писем Е. И. Рерих адресованы как специалисту-врачу и ученому-медику, так и каждому, кого волнуют вопросы сохранения здоровья. Книга поможет читателю по-новому взглянуть на причины болезней, основываясь на законах взаимодействия физического, Тонкого и Высшего миров, даст советы о том, как улучшить свою внутреннюю жизнь и восстановить здоровье.

Оглавление

Из серии: Малая рериховская библиотека

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психическая энергия и здоровье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Международный Центр Рерихов, 1996, 1998, 2005, 2007

© Т. С. Купава, составление и вступ. статья, 1996, 1998, 2005, 2007

От составителя

Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои зараженные, но сделать это может лишь человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасется ухудшить его, то уже может начаться оздоровление.

Надземное, 413

12 лет назад, когда я впервые познакомилась с книгами Учения Живой Этики, ко мне пришло осознание, что передо мной — медицинский трактат по оздоровлению человечества, а Великие Учителя — это врачи человечества. При чтении этих книг я находила подтверждение своим мыслям: «…Советую не только как Учитель-гуманист, но как врач»; «Не примите это как нравоучение, но как врачебный совет»[1]. Будучи медицинским работником, я всегда искала доступные и естественные методы восстановления здоровья, потому Живая Этика явилась для меня настоящим кладезем всевозможных советов и рекомендаций по естественному оздоровлению.

Путеводителем и незаменимым помощником стали письма Елены Ивановны Рерих[2], в которых она разъясняла многие положения Учения. Елена Ивановна неоднократно давала своим корреспондентам советы по питанию, оздоровлению и призывала их бережно относиться к своему здоровью. Для меня «Письма» стали настольными книгами, в которых я находила ответы на все свои вопросы. Елена Ивановна советовала изучать «Учение Храма»[3], и когда я наконец получила и прочитала эти книги, то нашла в них так же много «медицинских» советов, дополняющих поднятые в Живой Этике темы.

Выписки об оздоровлении, сделаные из книг Учения Живой Этики, были систематизированы мною по темам, выбор которых определился естественно, ибо именно на них Великие Учителя делали акцент. Расположив эти темы в задуманном порядке, я получила оглавление настоящей книги.

«Агни Йога приходит ко времени. ‹…› Можно проследить, как в течение тысячи лет шли волны болезней. По этим таблицам можно составить любопытную таблицу человеческих уклонов, ибо болезни, естественно, показывают негатив нашего существования»; «Состояние Земли требует неслыханного врача. Планета больна…»; «Можно просить всех врачей Мира начать миссию одухотворения сердца»[4], — это лишь малая толика тем, затронутых в Живой Этике. Как донести эти мысли до ученых-медиков, которые ответственны за здоровье жителей всей планеты?

Изучая и анализируя историю медицины, приходишь к выводу, что и в древности, и в Средневековье, и даже в конце XIX в. осознание врачами реальности Высшего мира и его воздействия на земную жизнь было естественным. Это выражалось в разных формах, но суть не менялась. Рассмотрим клятву Гиппократа, которую дают врачи во всем мире. К несчастью, из нее удалили самое главное — осознание Высшего мира. В оригинале клятва начинается так: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией[5] и Панакеей[6] и всеми богами и богинями, беря их в свидетели…»[7] Почему именно эти имена? «В греческой мифологии Аполлон — бог солнечного света, музыки и поэзии, врачеватель богов и покровитель врачевателей. Асклепий — сын Аполлона… считался богом-целителем. Гигиея и Панакея — дочери Асклепия. Гигиея — богиня здоровья. ‹…› Гигиена — от имени богини Гигиеи. Панакея — покровительница лекарственного врачевания»[8]. Современному же врачу осознание присутствия Высшего мира просто необходимо. «Врач должен быть осведомлен о Мире Тонком и Высшем»[9], — обращается Учение к медикам.

Вопросу взаимодействия Миров Живая Этика придает огромное значение. Без осознания Миров иных измерений и различных состояний материи невозможна дальнейшая эволюция человечества. Врач должен вмещать «в себе две основы лечения — духовную и физическую»[10].

На страницах этой книги читатель найдет много указаний о мире Тонком и Высшем, при утрате связи с которыми развивается множество психических заболеваний, о чем предупреждают Учителя: «Главная эпидемия угрожает со стороны психической»[11]. К психическим эпидемиям также ведет массовая распущенность, зависимость от наркотиков, курение, алкоголизм, депрессивные состояния и др. В этом же ряду стоит и преступность: «Давно установлено, что преступность есть болезнь психическая. Также и садизм, и жестокость, и свирепость остаются следствиями той же психической эпидемии»[12].

Великие Учителя дают многочисленные рекомендации, направленные на преодоление психических эпидемий, в них следование нравственным законам занимает главенствующее место: «Давно пора перестать отделять нравственность от биологии»; «Вообще, необходимо разобраться в различных настроениях человека. ‹…› Мыслитель говорил: “Впавший в уныние и обуянный завистью подобен мертвецу”»[13].

Учителя говорят о разрушительном воздействии негативных психологических состояний человека, в которые он погружает себя сам: «Лень ужасна и может граничить с преступлением. Трудно увидеть последствия лени, но она превращает человека в животное»; «Злоба допускает и чуму, и проказу»; «Злорадство порождает сильный яд и повергает человека во Тьму. Не подумайте, что говорю об отвлеченных основах, только о законах биологии твержу»[14].

В параграфах Живой Этики внимательный читатель найдет подтверждение выводу о том, что духовное и нравственное совершенствование — истинная профилактика различных заболеваний: «Также они (люди. — Т.К.) не могут представить, что этика есть практическая фармакопея…»[15] Не может быть отделено тонкое от земного, психическое от физического. Откуда происходит корень многих болезней, в чем их причина? Один из ответов на этот вопрос дан в очерке Н. К. Рериха «Черви», где мыслитель на примере разрушительного воздействия червей-паразитов на организм прослеживает связи между этическим поведением человека и зарождением болезней. «От очень неприметных пошлостей и подлостей разводятся человеческие черви»[16], — пишет Николай Константинович Рерих. Человеку есть о чем задуматься.

Мы живем в век технического прогресса. Никогда еще на Земле не было такого скопления всевозможных устройств, приборов и механизмов, своими излучениями влияющих на пространство и на человека, создающих электрические колебания разной чистоты (радиоволны), магнитные и электромагнитные поля, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, гамма-излучение, радиоактивность и пр. Современные ученые говорят, что наша планета окружена гигантским электромагнитным смогом. И если еще не так давно законы и возможности использования электрической энергии были людям неведомы, то мы вправе предположить, что в мире существуют и другие еще не известные нам формы энергии, может быть, еще более важные для человечества. В Живой Этике сказано: «Все неисследованные энергии относятся человечеством к несуществующим. ‹…› Так лишается человечество самого драгоценного»; «Наряду с механизацией жизни должно происходить изучение высших энергий»[17].

Человеку на новом витке эволюции необходимо осознать тонкие энергии, пронизывающие не только пространство, но и его самого. Пора осознать, что Высшая духовная энергия является первичной — первородительницей всех физических форм энергии. «Все должно исходить от Высшего к низшему, от духовного к физическому, а не обратно. Именно только Высшее может поднять низшее…»[18] — писала своим корреспондентам Е. И. Рерих.

Живая Этика отводит одно из важнейших мест изучению энергии мысли. В настоящей книге эти параграфы собраны в разделе «Мысль». Учение говорит, что человеку пора осознать мощь мысли и научиться ею управлять: «Так, наконец, когда-нибудь человечество поймет значение мыслей…»; «Вообще, нужно привыкнуть, что мысль властвует над судьбою человека»; «Поучительно составить книгу о наносимом вреде от дурных мыслей как для себя, так и для других. Эти мысли являются источником множества болезней»; «Качество мышления надо осознать как целение»[19]. Мышление и сознание являются энергетическими категориями: «Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами нужно уметь мыслить»[20].

Эта книга названа «Психическая энергия и здоровье», есть в ней и раздел «Психическая энергия», но, конечно, несколько десятков страниц не в состоянии охватить всю многогранность этого понятия, подробно раскрытого в книгах Учения: «Всеначальная энергия, благодать, психическая энергия, огненная энергия, прана — много названий в разных веках, но смысл един. Жизнедатель, проводник творческой силы, побудитель к познанию, так люди могут понимать эту благодать. Но люди далеки от понимания основ Мироздания»[21].

«Прежде всего, нужно простое уважение к психической энергии. Нужно уважение к энергии, которая, подобно огню, насыщает все пространство и конденсируется в нервных центрах»[22], — говорится в Учении. Понимание и осознание мощи психической энергии помогут человеку самоусовершенствоваться через свою внутреннюю структуру и стать более здоровым и гармоничным. Здоровье — это и есть гармония, но гармония всех составляющих в человеке.

Давая человечеству книги Живой Этики, Великие Учителя не обошли вниманием вопросы питания, воздействия воды, солнечного света, массажа, лекарств, растительных препаратов. О питании во всех мировых Учениях говорилось достаточно много, но, к сожалению, надо признать, что в этом отношении люди все еще остаются невежественными. В Учении Храма в связи с этим сказано: «Ах, как бесконечно жаль, какая вселенская скорбь от всего этого! Колесо мира ежедневно перемалывает пищу, которая могла бы напитать, укрепить и оживить миллионы истощивших себя человеческих душ — подавленных, недоразвитых, измученных, соблазненных, со сломанной волей, — тех, что ежедневно выбывают из воплощения, в то время как для всех в изобилии существует манна небесная, а следовательно, и жизнь. ‹…› Нет более священной функции, нежели снабжение тела пищей, и нельзя представить себе более унизительного процесса, чем простое насыщение желудка ради удовлетворения аппетита»[23].

В разделе, названном «Психобиология», собраны предостережения, касающиеся особо опасных психических состояний, таких, как одержание, низший психизм и медиумизм. Сегодня эти проявления необходимо уметь распознавать. «На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих легкие способы, как механическим путем развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли отравленную низшими эманациями атмосферу, необходимую для их существования»[24], — писала в своем письме от 5 сентября 1935 г. Е. И. Рерих. Читателю предстоит интереснейший процесс осознания, эмоционального проживания, принятия концепции духовного и физического оздоровления, изложенной на страницах книг Учения Живой Этики. И если эта подборка поможет разобраться в истинных причинах недугов и сделать первый шаг на пути к собственному оздоровлению, составитель будет считать свою цель достигнутой.

Январь, 2005 г.

Татьяна Купава, медсестра

Оглавление

Из серии: Малая рериховская библиотека

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психическая энергия и здоровье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Надземное, 338, 510.

2

См.: Рерих Е. И. Письма. — М.: МЦР, 1999–2003; Письма Елены Рерих. В 2 т. — Минск, 1992; Письма Елены Рерих. — Новосибирск, 1993.

3

См.: Учение Храма. Т. 1. Ч. 1. — М.: МЦР, 2003; Учение Храма. Т. 2. — Минск: Лотаць, 2001.

4

Агни Йога, 492; Община, 30; Мир Огненный, II, 217.

5

От греч. hygia — здоровье.

6

От греч. panakeia — средство от всех болезней.

7

Сорокина Т. С. История медицины. — М.: Academia, 2004. — С. 140.

8

Там же. С. 115.

9

Аум, 129.

10

Рерих Е. И. Письма. 13 января 1934 г. — М.: МЦР, 2000. — Т. 2. С. 6.

11

Надземное, 603.

12

Аум, 513.

13

Надземное, 866, 762.

14

Аум, 1; Община, 7; Надземное, 763.

15

Сердце, 104.

16

Черви / Рерих Н. К. Листы дневника. — М.: МЦР, 1999. — Т. 1. С. 404. См. также настоящее издание. С. 183.

17

Беспредельность, 456. Братство, 270.

18

Рерих Е. И. Письма. 5 марта 1935 г. — М.: МЦР, 2001. — Т. 3. С. 113.

19

Иерархия, 132; Братство, 335; Сердце, 302; Агни Йога, 31.

20

Надземное, 521.

21

Надземное, 851.

22

Сердце, 506.

23

Учение Храма. — М.: МЦР, 2003. — Т. I. Ч. 1. С. 204–205.

24

Рерих Е. И. Письма. 5 сентября 1935 г. — М.: МЦР, 2001. — Т. 3. С. 515.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я