Опухоль – это мир, выросший в кишечнике огромного кита. Этот мир – сплошная органика. Никакого железа – только плоть, кровь и кости. Мясные, пульсирующие стены, потолок и земля.Обитатели Опухоли живут по сугубо биологическим законам: правовые споры решаются тщательным обнюхиванием, а научные диссертации защищаются силой оружия. Однажды в этот мир попадает человек, и хрупкий баланс экосистемы безнадежно рушится…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опухоль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Баал-Жроом
Примечание от автора:
Жроомы — раса крупных купцов-промышленников. Они держат практически все производственные предприятия в Опухоли, от кашеварения до судостроения. Баал-Жроом — Хозяин Брюшной Полости. Это означает, что он — самый богатый и влиятельный жроом во всем Сожительстве.
Брюшная Полость — самая крупная полость в Опухоли. В ней сосредоточена вся промышленность Сожительства.
Трынк — денежная единица Сожительства, представляющая собой высушенного особым образом жиплика. В случае тяжелой нужды эту валюту можно съесть, что не раз выручало Сожительство во времена военных кризисов.
Рис. 2 — Баал-Жроом и его завод по производству фиолетовой желчи — важного компонента Бульона
Текст:
— Так значит, вы… — Хозяин отхлебнул из панциря-чаши, — поборник духовности… Интересно, интересно… А что у вас есть?
— В каком смысле?
— В прямом. Бродильные ямы, проплывные каналы, инкубаторы, сотовые гнезда — источники прибытка, имею в виду. И сколько тваарей у вас в услужении, извольте перечислить.
— Вы, должно быть, шутите, — улыбнулся Слепой Пророк. — У меня даже одежды нет.
— Ну, одежда в нашем мире — вещь необязательная, скорее, церемониальная, формальная, — жроом с хрустом откусил голову у какого-то сушеного червя, — а вот остальное имущество весьма нужное… — он снова отхлебнул из панциря, — для вашей Выслушаемости.
— В моем мире нет такого понятия, — сказал Пророк. — Что оно означает?
— О, это очень важное понятие, — ответил Хозяин, подтягивая к себе какой-то полупрозрачный мясной мешок с просвечивающими сквозь стенки кишками, — каждая тваарь в Брюшной Полости усваивает его еще в стенках скорлупы. Это означает степень охотности, с которой ваше мнение будут слушать другие тваари. Если вы не имеете никакого имущества, вы не имеете никаких прав. Вы никто. Вас можно спокойно ударить, отнять у вас кладку, обратить в рабство, пустить на перегной — вариантов унижений много.
— Тнгр говорил мне про то, что в Опухоли есть система судей и блюстителей порядка. Неужели с правосудием у вас все так плохо? — удивился Пророк.
— Почему же плохо? — удивился в ответ жроом, — разве в том мире, из которого вы родом, правосудие какое-то другое?
Человек грустно улыбнулся:
— Вообще, в целом, такое же… Но в богатых и благополучных частях моего мира принято защищать права даже тех, кто не обладает никаким имуществом.
Хозяин, с хлюпаньем всасывавший кишки из мешка наподобие китайской лапши, резко поперхнулся и закашлялся. Месиво из крови и слюны из его огромного рта оросило все вокруг мелкими каплями.
— Что?! — жроом изумленно вытаращил глаза. — Но зачем? У вас там что, от богатства мозги вывихиваются? Правосудие разбазаривают?
— Иногда да, — ответил Пророк, — все зависит от того, с какой стороны смотреть. Но мне интересно сначала послушать, как это устроено у вас.
— В нашем мире, — медленно проговорил жроом, выкашливая остатки кишок, — все устроено логично и гармонично. Если тваарь имеет хороший прибыток, она может себе позволить хорошо питаться. Когда тваарь хорошо питается, ее запах меняется. Он становится более сытным, более благополучным. Чем более благополучный у вас запах, тем выше у вас Выслушаемость. Если у тваари есть какая-то обида к другой тваари, она зовет самосудей. Они нюхают обидчика и обиженного и выносят приговор в пользу более выслушаемой тваари.
— Это, по-вашему, справедливо? — возмутился человек. — Кто больше жрет, тот и прав?
— Не больше жрет, — назидательно поднял палец вверх Хозяин, — а лучше жрет. В этом заключается большая разница. Понюхай яства с моего стола, от которых ты так неразумно отказался, Слепой Мессия! Какие тонкие тут есть деликатесы! Селезенка скииба! Желчесочница лучших сортов! Тонкишочки в брыжеечном мешочке! Это не просто еда, Мудрейший. Это — источник высочайшей Выслушаемости. Я мог бы наесться обычного жрыха до отвала, но это сразу опустило бы мой запах до уровня низших тваарей… Когда я плыву по каналам своей вотчины, все тваари, едва учуяв мой благороднейший запах, почтительно расступаются передо мной, отдавливая друг другу лапы. Все понимают без слов, кто тут Хозяин. Кого надо слушать и выслушивать в первую очередь. Я могу любому причинить любое насилие, любую обиду — и правосудие будет на моей стороне. Судья даже не будет слушать обиженных мной — их Выслушаемость не сравнится с моей.
Пророк молчал, обдумывая услышанное. Баал-Жроом, тем временем, отправив в рот новую порцию чего-то склизко-жилистого, но без всякого сомнения, деликатесного, продолжал:
— Право на справедливость, Мудрейший, не является правом от природы. Любое право — даже право есть и спать — это привилегия. Привилегия, которую нужно заслужить. Каждая тваарь при рождении не имеет никаких прав, даже права на жизнь — она имеет лишь обязанности перед теми, кто успел обрести Выслушаемость.
— Вы отрицаете даже право на жизнь? — улыбнулся Пророк.
— А что в этом такого? — отрыгнув, развел руками Хозяин, и удовлетворенно похлопал себя по животу. Голос его расслабился и обрел флегматично-философские интонации:
— Сама жизнь отрицает право на жизнь. Жизнь сама по себе ничего не стоит. Она достается нам даром — а значит, и лишиться ее можно так же легко и просто. Какую-то ценность имеет лишь то, что тваарь производит и приобретает. Тваарь обретает ценность, лишь имея что-то помимо своей жизни. Поэтому мы, брюшники, оцениваем любое существо в первую очередь по его питанию и имуществу. Есть имущество — значит, его владелец смог его добыть, значит, он не дурак, не лентяй, значит, он что-то из себя представляет, значит, его слова можно выслушать и принять к сведению. Нет имущества — значит, трынк цена такой тваари, трынк цена всем ее словам.
— А как же сокровища духа?
— Какие такие сокровища? — спросил Хозяин, слегка изогнув лобную складку.
— Те, которые не купишь и руками не потрогаешь. Мудрость, например.
— Аа, понимаю, понимаю… — сыто протянул жроом. — Это вам лучше обратиться в Академию или в Башню. Нааоны любят понагромождать всяких умных слов, а щлхи — помудрить о том, что словами не выгромоздить… А я этих дармоедов кормлю. И я считаю, что ежели тваарь свои сокровища духа не может обратить в нормальные сокровища, то трынк цена всему, что там у нее в мыслях. Мыслит-мыслит, бедолага, мудрит-мудрит, а потом умирает. И, спрашивается, зачем жизнь свою дурацкую прожил? Только воздух портил.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опухоль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других