Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Рашид Шафигулин

Книга про историю культурного развития и прогресса человечества. Историю возникновения важнейших изобретений человечества. Огонь, керамика, погребения, кремация, украшения, охра, гребни, колокола, татуировки. Выплавка металлургии – медь, бронза, железо. Изобретения стекла и электричества.Какова основные причины этих изобретений, что их объединяет?Почему культурные достижения и прогресс связаны именно с Homo sapiens?На все эти вопросы пытается ответить наша книга.

Оглавление

3.3 Ранний палеолит

Так называется период, когда предки современного человека Homo habilis (2.5 млн л.н) впервые начали использовать каменные орудия. Инструментами их можно назвать с натяжкой — это были просто грубо обитые камни. Но начиная с этого времени человек перестал рассчитывать только на свои руки. В раннем палеолите (в конце этого периода) появляется первый домашний очаг, видимо предки не только научились использовать огонь, но и добывать его.

Homo heidelbergensis (Гейдельбергский человек — 500.000 л. н.)

Важный ключ к пониманию того, как люди стали избавляться от мертвых, дает нам изучение позднеплейстоценовых отложений Гран-Долины в Атапуэрке, Бургос, Испания [19]. Здесь во время раскопок были обнаружены многочисленные останки гоминид, причем в разных археологических слоях.

Останки как минимум десяти особей принадлежали к типу самого древнего человека Европы — homo antecessor (возможному общему предку позднейших представителей человеческого рода, таких как гейдельбергский человек, неандерталец и современный человек). Кости их были беспорядочно разбросаны на территории примерно семь квадратных метров в пределах 30-сантиметровой толщи. Предположительно, эти гоминиды жили 780 000 лет до н. э., то есть кости пролежали в земле примерно 800 000—850 000 лет. В исчерпывающем исследовании гоминидного материала были выявлены переломы, трещины, следы ударов на костях, связанные с удалением костного мозга, и следы разрезов, связанные с расчленением и удалением мышц, причем следы эти были обнаружены как на черепах, так и на посткраниальных (части скелета, кроме черепа) костях. По всей видимости, своих сородичей древние люди разделывали теми же методами, что и другую добычу. Среди пищевых отходов и костей травоядных животных учёные нашли также кости людей [20].

Вряд ли такие остатки костей можно интерпретировать как погребение Homo antecessor. Мы явно видим случай каннибализма, а большое количество костей объясняется тем, что они были утилизированы как остатки питания, в котором, по-видимому, представители вражеских племен составляли приличную часть.

Каннибализм неоднократно практиковался на этом участке, причем не исключено, что, в течение значительного периода времени. Среди съеденных были и дети, и взрослые [21]. Здесь, конечно, не может и речи идти о погребальном ритуале, а очищение костей и удаление мягких частей плоти объясняется гастрономической причиной.

Доказательства дефлешинга или экскарнация (освобождения костей от тканей) встречаются также на черепных останках в Бодо (долина реки Аваш, Эфиопия), которые классифицируются как принадлежащие гейдельбергскому человеку (Homo heidelbergensis), жившему около 600 000 л.н. [22]. (От разных популяций гейдельбергского человека, широко расселившихся по Старому Свету, произошли поздние виды Homo: сапиенсы в Африке, неандертальцы в Европе и денисовцы в Азии). Характерно, что следы срезания мягких тканей в лобной области всегда симметричны. Это свидетельствует о том, что мясо от кости отделялось сразу же после смерти каменным орудием [23].

Эпизоды обработки трупов, каннибализма случались на всем протяжении нижнего и среднего плейстоцена (2.5 млн — 120 тыс л.н), начиная с австралопитеков. Но ему были подвержены и другие представители рода Homo, в том числе, как уже говорилось, и сапиенсы. Но рассматривать все эти примеры вряд ли имеет смысл.

Для нас важнее выяснить, когда именно происходит изменение поведенческих реакций древних людей в их отношении к умершим сородичам. Начало отсчета этих изменений — время, когда возникают первые преднамеренные могильники (отдельные погребальные пространства для мертвых), поскольку они свидетельствуют о сознательной похоронной деятельности наших предков. Примитивнейшие варианты захоронения археологи находят на стоянках гейдельбергского человека Сима де лос Уэсос (Испания). Из археологических и палеонтологических записей следует, что это происходило примерно 427 тысяч лет назад.

Но это, видимо, поначалу были не совсем погребения в нашем сегодняшнем смысле слова, а скорее гигиенические акты, когда трупы просто скидывали в яму. Причем намеренно яма никогда не копалась, древние использовали естественные природные углубления. [24]

Так, исследования в карстовой пещере Атапуэрке Сима де лос Уэсос (Испания) показали, что тела умерших их современники целенаправленно сбрасывали в глубокую шахту. Более 4000 окаменелостей показали, что останки принадлежали как минимум 28 индивидам, принадлежавшим к Homo heidelbergensis. Происходило это примерно 400 000—500 000 лет назад. [25] Тщательное исследование окаменелостей показало, что следов порезов на костях, свидетельствующих о каннибализме, на них нет. [26].

Почему же от трупов стали избавляться? Возможно, древние, сами отказавшись от каннибализма, стали прятать умерших в ямах и пещерах, чтобы уберечь их от животных-падальщиков? Вполне вероятно.

Но не менее вероятно, что предки наши, удаляя мертвых от мест своих стоянок, таким образом старались защитить себя от распространения болезней. Ведь вполне возможно, что внезапно умершие в племени люди болели какими-нибудь смертельными болезнями, и избавляясь от их останков, племя тем самым пыталось защитить остальных от заражения. В данном контексте появление у Homo heidelbergensis обычая сбрасывать трупы в специально отведенные места — потаенные ямы, пещеры, возможно, говорит о гигиенических целях, желании предотвратить распространение инфекции.

Не исключено, что наши далекие предки стали замечать, что даже простое соприкосновение с трупом могло привести к внезапному заражению и смерти. Самым эффективным и в то же время самым простым средством обеззараживания стало захоронение.

Размещение мертвых в специально отведенных для этого пещерах и ямах, достаточно удаленных от мест стоянок и охоты племени, пока нельзя назвать погребальной деятельностью в полном смысле этого слова. Но важно, что погребальные ямы или погребальные тайники безусловно появляются. И таким образом от умерших избавлялись вплоть до ранних популяций Homo sapiens и Homo neanderthalensis.

Как видим, находки в Сима-де-лос-Уэсос указывают на то, что «санитарные погребения» появились около 500.000 лет назад, и продолжали существовать вплоть до 120 000 лет до н. э. Археологам не удается обнаружить каких-либо сдвигов в погребальной деятельности этого периода. Но уже приблизительно в период 90—100.000 лет до н.э. возникают факты, позволяющие с некоторой долей вероятности полагать, что появились первые погребения той разновидности, которая обычно именуется ингумацией, хоть и простейшей. Создаются преднамеренные пространства в пещерах и ямах, или выкапываются неглубокие ямы, в которых помещают труп и накрывают его — землей или камнями. Правда, местами и временами наряду с этой новой практикой погребения можно увидеть и следы обработки частей тел, освобождения костей от мягких тканей (экскарнация) и каннибализма. Но все же фундаментальной частью обращения Homo sapiens и Homo neanderthalensis со своими умершими становится практика простого захоронения (ингумация).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я