Что такое идеология, и с чем ее едят? Есть ли в России государственная идеология, и в чем ее содержание? Каковы последствия принятия той или иной идеологии, и какую роль играют символы и слова? На эти и другие вопросы отвечает кубанский политолог и экономист Роман Иноземцев. В своем политико-философском эссе он обозначит суть явления идеология, его значение, структуру идеологий, их сходство и отличие от религии и науки, а также даст понять, какая идеология нужна России в настоящее время.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Национальная идея России. Невыученный урок» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6. Религия как способ познания
Коль скоро выше был упомянут религиозный способ познания, хотелось бы пояснить. Религия не просто является способом познания мира, все способы познания мира являются религиозными, потому, как знание имеет некоторую иерархию.
Знание бывает прикладным, т.е. как сделать какую-то конкретную вещь, например, самокат. Для этого нам потребуются знания в области физики, математики, экономики (как сделать сборку самоката дешевле) — здесь нам нужны точные науки, которые позволяют решить весьма конкретную задачу. Однако точные науки нам не ответят на такой вопрос: а зачем нужен самокат?
Это уже область гуманитарных наук, которые менее точные, т.к. решают другие задачи. Прежде всего, они формулируют потребности человека, т. е. ТЗ для точных наук. В случае самоката гуманитарные науки говорят о необходимости быстро передвигаться по городу минуя пробки. Тем не менее, гуманитарные науки не отвечают на вопрос, зачем тогда жить в густонаселенном городе, страдающем от пробок?
На этот вопрос отвечает уже философия, которая не является наукой, но которая задает смыслы в т.ч. наукам. В нашем конкретном случае философия говорит о том, что жить в большом городе это благо, т.к. эта жизнь сопряжена с бОльшим комфортом, безопасностью и доходом, а стремление к комфорту и достатку провозглашается ей главным императивом в жизни человека.
Но почему так? Почему именно этот императив главный? На это уже отвечает религия, которая апеллирует к высшей, священной сущности и от этого провозглашает основополагающие принципы в жизни людей, влияющие на все остальное. Причем, в центре религиозной картины мира лежит мистический опыт человека. Столкновение с необъяснимым, выходящим за грань реальности производит неизгладимое впечатление на человека и быстро формирует его сознание. Причем, не суть важно, это воскресший на третий день плотник из Галилеи или голос из шара, подсказывающий специальную теорию относительности.
Таким образом, всякое познание, хоть и в разной степени, является религиозным, всякая картина мира имеет под собой мистический опыт, который может быть открытым (экзотерическим), а может быть тайным (эзотерическим). И здесь мы подходим к одной секте, которая определила основы европейской цивилизации и науки, а также является примером организации обществ и сообществ. Имя этой секты — пифагорейцы. Пример данной секты показывает, что не всякое ненаучное знание является ложным.
У всех нас в школе были тетради в клеточку. Многие из этих тетрадей на обложке имели таблицу умножения или таблицу Пифагора. В школе на уроках математики проходят теорему Пифагора, число Пи и многие другие правила Пифагора. Более того, именно благодаря Пифагору мы имеем 7 нот (у китайцев, например, 5 нот) и 7 дней в неделе. Он придумал слово математика, философия и много других слов. Вот такой великий ученый Пифагор получается. А что, если я вам скажу, что Пифагор, вообще-то, основатель тоталитарной секты, одним из принципов которой было приписывание всех открытий ему? Ну, чтоб вы понимали феерию происходящего, перечислю запреты, которые практиковали пифагорейцы:
— Воздерживайся от употребления в пищу бобов.
— Не поднимай то, что упало.
— Не прикасайся к белому петуху.
— Не ломай хлеба.
— Не шагай через перекладину.
— Не размешивай огонь железом.
— Не откусывай от целой булки.
— Не ощипывай венок.
— Не сиди на мерке в одну кварту.
— Сердца не ешь.
— Не ходи по большой дороге.
— Не дозволяй ласточкам жить под крышей.
— Вынимая горшок из огня, не оставляй следа его на золе, но помешай золу.
— Не смотрись в зеркало около огня.
— Когда встаешь с постели, сверни постельное белье и разгладь оставшиеся на нем следы твоего тела.
На первый взгляд звучит, как бред. Но это только для непосвященных. Большинство этих запретов, вообще-то метафоры, т.е. их не надо воспринимать буквально. Кроме запрета есть бобы. Вот бобы там считались священными, их нельзя было есть и мять ботву, хотя и бобы, скорее всего, были символом. И по легенде Пифагор погиб, потому что не захотел бежать через заросли бобов.
О секте и ее учении мы знаем, в основном, благодаря вышедшим из нее адептам. Так, всем известные 4 стихии (огонь, вода, воздух и земля) — это часть пифагорейского вероучения.
Последователи учения делились на акусматиков (слушателей) и математиков (учеников). Акусматики имели дело с религиозными и ритуальными сторонами учения, математики — с исследованиями четырёх пифагорейских «матем»: арифметики, геометрии, гармоники (т.е. музыки) и астрономии. Кстати, по поводу музыки и астрономии. Собственно, 7 нот пошли от 7 планет, семь дней в неделе тоже.
Так вот, учение Пифагора делилось на внешнюю, экзотерическую, часть и внутреннюю, тайную, эзотерическую, часть. Собственно, абсурдная формулировка запретов — это способ зашифровать эзотерическую, религиозную, часть учения, побочным продуктом которой стали многочисленные открытия в математике, которые сегодня связаны с именем Пифагора и которые лежат в основе современной науки и культуры. Так что религиозный способ познания мира может производить знание, позволяющее правильно действовать в этом мире, тем более что принципиальная способность познавать этот мир доказывалась именно через концепцию всеблагого и всемогущего Бога.
И тебя, дорогой читатель, не должно удивлять, что люди, которые развивают какую-то науку или технологии, сами, например, являются сектантами, при этом проповедуя показную антирелигиозность. Вот эта антирелигиозность — это экзотерика, месседж, транслируемый вовне и направленный, как правило, на конкурирующую религию.
Так же устроены и идеологии. В них есть экзотерическая, внешняя часть, а есть часть эзотерическая, которая для малого круга посвященных. Соответственно, есть часть учения, которая декларируется вовне, а есть скрытая часть со скрытыми смыслами и символами, о которой знают лишь немногие. И очень часто оказывается, что вовне декларируется, например, материализм и царство разума, а внутри имеет место мистицизм и оккультные практики. Именно эти эзотерические части идеологических учений мы постараемся подсветить дальше.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Национальная идея России. Невыученный урок» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других