"Можно привести верблюда к воде, но нельзя заставить его пить", – говорит восточная мудрость. Так и для того, чтобы ребёнок узнал что-то новое, мало дать ему книгу, нужно, чтобы он захотел её прочитать. Как научить ученика, своего ребёнка, когда он не хочет учиться? Ответ на данный вопрос постарается дать автор – учитель с пятнадцатилетним стажем в образовании, чьи ученики ежегодно участвуют и занимают места победителей и призёров во всевозможных конкурсах и олимпиадах, получая от образования удовольствие и практическую пользу.Обложка – фотография из личного архива семьи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающее образование через воспитание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Работа с подростками
(Опыт полезнее тысячи советов)
Окончив третий курс Жирновского педагогического училища, я выхожу на производственную педагогическую практику, начинаю работать вожатым в детском оздоровительном лагере города Жирновска. Перед первой лагерной сменой, директор лагеря собирает всех работников лагеря на общем собрании, поздравляет нас с началом открытия лагеря, затем плавно переходит к рабочим моментам, распределяет нас по отрядам, проводит инструктажи с вожатыми, воспитателями, а также с рабочим персоналом, кухонными работниками и охраной лагеря.
Волнующее начало трудовой жизни.
После заезда детей, мы начинаем знакомиться друг с другом. Знакомим ребят с распорядком дня и режимом, действующими на территории лагеря, организуем и проводим совместные отрядные и общелагерные мероприятия. Ребята из моего отряда быстро выбиваются в лидеров лагеря. Мы вместе с ними и дружно готовимся к мероприятиям, вместе сочиняем песни, кто-то рисует декорации, кто-то готовит костюмы, кто-то учит слова и выступает на сцене. Вместе слышим бурные аплодисменты от участников других отрядов, выступающих на сцене. Слышим поздравления и похвалу от администрации лагеря в адрес ребят, которые активно принимают участие в общелагерных мероприятиях. Вместе и дружно проводим совместный отдых: купаемся на пляже, играем в подвижные игры, спортивные игры. Вместе отдуваемся за свои возрастные пакости, когда зубной пастой ночью измазали ребят из соседнего отряда, которые перед этим вымазали спящих нас.
Мы много общаемся. Вместе поём песни на костре в походе и готовимся к закрытию первой летней лагерной смены. Прощаемся друг с другом. Дети уезжают домой. И тут вожатый получает, уже не вместе, а один, свою первую заработную плату. Приятный бонус к замечательно проведённому времени.
Второе собрание трудового коллектива — это одновременно подведение итогов первой смены и подготовка организации ко второй смене. Меня ожидает новость, директор лагеря переводит меня в другой отряд, к другому воспитателю, на выселки, в отдельные домики. Он поручается мне организовывать работу с трудными ребятами, у которых возникают проблемы с другими ребятами или вожатыми и воспитателями, которые бунтуют против режима проживания в лагеря, не принимают участия в общих мероприятиях. Коллектив единодушно выступает — За!
Правильно, они избавляются все разом от головной боли из-за таких ребят в своих отрядах, которые как они считают не дали им реализоваться в полную мере в первой смене, заодно и меня выбьют из любимчиков администрации, загоняя меня в безрезультатную работу с неуправляемыми «трудными» подростками.
Начинается новая вторая лагерная смена.
Заезжают новые дети, и мой отряд быстро укомплектовывается неуправленцами: теми, кого обижают в других отрядах и теми, кто обижает других в этих же отрядах. Мы знакомимся друг с другом и быстро выбиваемся в лидеры лагеря. Мы — те, кого обижали, и те, кто обижал других, вместе дружно готовимся к мероприятиям, вместе сочиняем песни, кто-то рисует декорации, кто-то готовит костюмы, кто-то учит слова и выступает на сцене. Вместе слышим бурные аплодисменты от участников других отрядов, выступающих на сцене. Слышим поздравления и похвалу от администрации лагеря в адрес ребят, которые активно принимают участие в общелагерных мероприятиях. Вместе и дружно проводим совместный отдых: купаемся на пляже, играем в подвижные игры, спортивные игры. Только, так как мы проживаем теперь отдельно от других отрядов, «пакостим» мы теперь меньше, а пространства для реализации своих планов у нас больше. Мы много общаемся.
Вместе поём песни на костре в походе и готовимся к закрытию второй летней лагерной смены. Прощаемся друг с другом. Дети уезжают домой. И тут вожатый получает, уже не вместе, а один, свою вторую заработную плату. Приятный бонус к снова замечательно проведённому времени.
На третьем общем трудовом собрании, директор лагеря благодарит всех за плодотворную работу и объявляет о том, что в эту смену к нам приедут ещё и ребята из детского дома. Он спрашивает: — есть ли желающие поработать с воспитанниками детского дома? Желающих нет. Меня, в принципе, устраивает моё положение «более чем» я мог его представлять до начала работы в лагере. Но тут директор обращается ко мне с данным предложением лично. Я не могу ему отказать, так как другие уже высказались и отказались. Я понимаю, что он снова рассчитывает на меня, и соглашаюсь. Помимо этого мне поручается в организации работа плавруком.
Ребята из детского дома заезжают со своими воспитателями, моя же задача здесь, помочь им влиться в новую среду и сделать более активными, так как эти ребята обычно конфликтуют с детьми из обычных семей, провоцируют их на конфликты, и частенько сами совершают противоправные действия. Конфликты администрации ни к чему.
Знакомимся друг с другом. Знакомить воспитанников детского дома с распорядком не приходится, они его прекрасно знают сами и самостоятельно выполняют без участия даже воспитателей, в отличие от детей из обычных семей. Огромная благодарность руководству и коллективу данного детского дома. Далее идёт отработанная схема работы от слова «Вместе». Ребята из моего отряда быстро выбиваются в лидеров лагеря. Мы вместе и дружно с ними готовимся к мероприятиям, вместе сочиняем песни, кто-то рисует декорации, кто-то готовит костюмы, кто-то учит слова и выступает на сцене. Вместе слышим бурные аплодисменты от участников других отрядов, выступающих на сцене. Слышим поздравления и похвалу от администрации лагеря в адрес ребят, которые активно принимают участие в общелагерных мероприятиях. Вместе и дружно проводим совместный отдых: купаемся на пляже, играем в подвижные игры, спортивные игры. Пакостить нам некогда. Наш воспитатель работает ещё и плавруком, а значит у нас есть дополнительные несколько часов в день на пляже, когда мы помогаем плавруку, а заодно купаемся там и загораем. И много общаемся.
Вместе поём песни на костре в походе и готовимся к закрытию третьей летней лагерной смены. Прощаемся друг с другом. Дети уезжают домой. И тут вожатый получает, уже не вместе, а один, свою третью заработную плату, в большем, чем за предыдущие смены объёме. Очень приятный бонус к замечательно проведённому времени, ведь скоро начало нового учебного года, последнего курса педагогического училища.
Директор снова благодарит всех за плодотворную работу, мне же говорит, что я — молодец! Приятно слышать такую похвалу.
Кто-то в прочитанном увидел, что вожатый был замотивирован только заработной платой.
Кто-то увидел, что вожатый много говорит о себе, хвастает.
Кто-то не понял, зачем он вообще потратил время на данную статью.
Но, надеюсь, что есть и те, кто увидел слово «вместе».
Для того чтобы дети радовались жизни, нужно жить с ними «вместе». Вместе трудиться, вместе отдыхать, рассуждать и понимать тоже нужно вместе.
Русские люди всегда сильны были — вместе. Вместе — часть нашей культуры, менталитет нашего народа, о котором часто забывают наши учителя, отдаляя себя от учеников. Вместе можно достичь колоссальных результатов и при этом испытывать удовольствие от пережитого. Не всегда удовольствие получает человек, но и утрату, когда мы вместе переносить легче, чем когда человек — один.
Директор тоже молодец, по моему мнению, он видел возможности человека и поручал ему посильные задания, но не давал возможности расслабляться. Закаляя студента, через трудовые будни. Помогая, а не мешая, ему расти в профессиональной сфере.
Слава таким директорам — настоящим учителям!
Опыт, который я получил там, оказал в дальнейшем огромное значение на выбор моего профессионального пути. Который начался спустя четыре года, после окончания педагогического университета.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающее образование через воспитание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других