1. Книги
  2. Зарубежная психология
  3. Росс В. Грин

Затерянные в школе. Как помочь ребенку с поведенческими трудностями не выпасть из школьной жизни

Росс В. Грин (2014)
Обложка книги

Все, кто так или иначе имеет отношение к современной школе, слышали или знают о детях, которые внезапно проявляют физическую и словесную агрессию, устраивают длительные скандалы. Опыт взаимодействия с ними однозначно показывает, что традиционные беседы, а также наказания ситуацию не меняют практически никак. Профессор Росс В. Грин, автор бестселлера «Взрывной ребенок», много лет занимающийся вопросами состояний детей с поведенческими трудностями, разработал методику, которую назвал «Совместные и проактивные решения» (СПР). Этот подход (в случае, если педагоги и другие взрослые готовы его реализовать) помогает детям научиться регулировать свое поведение, справляться со вспышками гнева и раздражения, мирно разрешать споры и разногласия. Кроме того, методика является проверенным инструментом профилактики нарушений поведения. Книга адресована учителям, воспитателям, социальным работникам, психологам и родителям. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Затерянные в школе. Как помочь ребенку с поведенческими трудностями не выпасть из школьной жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие к пересмотренному и расширенному изданию

Перед вами пересмотренное и расширенное издание «Затерянных в школе». Когда эта книга впервые вышла в свет, я слышал от бесчисленного множества родителей и учителей, что она помогла им взглянуть на школьные трудности «проблемных» учеников более пристальным, сострадательным, конструктивным взглядом. Радостно знать, что многие из этих учеников теперь получают настоящую помощь. Из их отношений со взрослыми устранен элемент противостояния; упреки и наказания сменились сотрудничеством, запоздалые реакции — действиями на упреждение, вражда — укреплением отношений.

Подход, описанный в этой книге, — теперь он получил название СПР (Совместные и проактивные решения)[2] — продолжает развиваться, и в этом новом издании учтены все поправки и дополнения к нему, сделанные с 2009 года. Вот несколько важных изменений. Ключевой инструмент оценки в рамках СПР — Профиль недостающих навыков и нерешенных проблем (далее — Профиль) отредактирован, и в нынешнем издании намного больше материала, показывающего, как им пользоваться. За эти годы стало понятно, что для участия ученика в процессе решения проблемы очень важно правильно ее сформулировать. Если нерешенная проблема связана с поведением ученика, в ее формулировке бессмысленно опираться на теории взрослых о том, откуда берутся такие проблемы: такая формулировка неизбежно будет слишком расплывчатой, малопонятной и снизит готовность ученика сотрудничать. Так что в этом издании вы найдете новые советы о том, как формулировать нерешенные проблемы. Придерживайтесь этих советов, и вероятность, что ученик будет готов участвовать в процессе, значительно повысится.

Кроме того, стало понятно, что ответственным взрослым необходимо дополнительное руководство по процессу совместного решения проблем. Многие сталкиваются с трудностями, когда пытаются расспросить учеников об их заботах и переживаниях в связи с той или иной нерешенной проблемой. В этом новом издании вы найдете стратегии «глубокого бурения», которые помогут вам собрать информацию. Кроме того, здесь вы получите новые сведения о том, как взрослому говорить о своих заботах, как заниматься «мозговым штурмом» вместе с детьми и находить реалистичные решения, удовлетворяющие обе стороны.

Эти технические подробности достаточно важны. Но еще важнее общая картина. К сожалению, мы живем в эпоху, когда многие школьные учителя все больше чувствуют себя роботами, запрограммированными на раздачу и проверку заданий: беспрерывные контрольные, тесты и экзамены, от которых зависит очень многое, отнимают все их время и не дают разрешать проблемы и строить отношения с учениками. А с другой стороны, и множество трагических инцидентов со стрельбой в школах, и растущее число разочарованных, маргинализованных, сползающих в группу риска учеников подсказывает нам, что со школой что-то неладно… Очень неладно, и все оставления после уроков, отстранения от занятий, исключения, металлодетекторы и полицейские в школе едва ли способны это исправить. Сегодня мы, как никогда ранее, нуждаемся в доверительных отношениях с детьми, в том, чтобы линии коммуникации были широко открыты, а проблемы, вызывающие неадекватное поведение, эффективно разрешались. Да, контрольные и экзамены очень важны, но прежде всего нам необходимо вернуться к той ключевой роли, которую всегда играли наставники в жизни учеников — роли тех, кто помогает решать проблемы. Надеюсь, эта книга внесет свой вклад в движение в этом направлении. Говоря словами прославленного мудреца: «Если не сейчас, то когда?»

Росс ГринПортленд, штат Мэн

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Затерянные в школе. Как помочь ребенку с поведенческими трудностями не выпасть из школьной жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Метод доктора Р. Грина ранее назывался «Совместное решение проблем» (Collaborative problem Solving, CPS) и под таким названием был описан в ранее изданных на русском языке книгах, в частности «Взрывной ребенок» (М., Теревинф, 2008). В 2013 г. доктор Р. Грин изменил название модели на Collaborative & Proactive Solutions (Совместные и проактивные решения). Слово «проактивный» было впервые введено в психологию Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь. В контексте метода Росса Грина про-активный означает и основанный на собственной инициативе, и упреждающий, т. е. основанный на предвидении чего-либо. Поэтому мы в переводе решили не ограничиваться вторым значением, а использовать термин «проактивный», который в последнее время стал широко применяться в русской психологической литературе. — прим. ред.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я