1. книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Самсон Хохотов

Формоза. Территория успеха

Самсон Хохотов (2022)
Обложка книги

Можно было бы считать, что это подробный путеводитель по Тайваню. Однако содержание книги значительно шире, потому как включена практически вся история возникновения и становления Тайваня как страны. К сожалению, современная история преподносит свои сюрпризы, но я постарался их в данном издании избежать, прибегнув к описанию базовых процессов, а не мимолетных, свойственных нашему быстротечному времени.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Формоза. Территория успеха» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История заселения

История Тайваня с появлением первых людей уходит в верхний палеолит. В Тайваньском проливе близ Пескадорских островов (Пэнху) рыбаками была выловлена челюсть древнейшего человека, который относился к виду Homo erectus. Первые люди появились на Тайване примерно в 50 000 г. до н.э.

О негро-австралоидах, как о первых поселенцах на Тайване со времён палеолита, заявляют некоторые учёные, считающих доказательствами археологические, фольклорные материалы. К таковым относят дольмены, необычные украшения, «рога», бусы, браслеты. О негроидных типах людей упоминается в китайских источниках: «Суй-ну», «Сун-и». Люди негроидного типа жили в подземных жилищах-норах, занимались охотой, рыболовством, примитивным земледелием. В виду своей примитивности и как следствие неспособности к ассимиляции данная этническая группа с ходом времени исчезла. Почти одновременно с негроидами на Тайване селились индонезийцы. Считают, что австронезийцы достигли Тайваня, Корейского полуострова, Северо-Восточного Китая и Японии морским путём в начале голоцена (около 12 000 лет назад).

Учёные считают, что основным источником австронезийской миграции стали Ява и Сулавеси. Ещё одним очагом миграции считают Океанию. Свидетельством этого являются мегалиты восточного побережья Тайваня, антропологические наблюдения. Переселение осуществлялось не одновременно, а волнообразно на протяжении неолита. Об этом говорят находки шнуровой керамики. В последнее время исследователи приходят к мнению, что на Тайване имели место оба процесса — миграция и автохтонное развитие. Мигранты приспособились к новым условиям и их потомки становились аборигенами.

Самой ранней археологической культурой на Тайване была культура Чанбинь. Так названа она была по месту находок на востоке Тайваня. Такие находки стоянок древних тайванцев были найдены и в других местах Тайваня. Особенно в округе Тайнань и в Тайбэйском бассейне. Скорее всего, они были представителями австралоидной расы и населяли всю Юго-Восточную Азию 45-10 тысяч лет назад.

Именно Тайвань является прародиной австронезийских языков. Носители австронезийских языков около 8000 г. до н.э. переселяются с восточного побережья Китая на Тайвань. Об этом свидетельствуют археологические находки.

И уж позже, в соответствии с данными исторической лингвистики, с острова Тайвань носители этих языков по морским путям распространяются несколькими волнами по всей Океании. Миграция, как считают, начинается примерно 6000 лет назад.

Неолитическое прошлое Тайваня представлено культурой «дабэнькэн» (5000-2700 гг. до н.э.). Первыми тайваньскими агрокультурами были ямс и таро. Со 2 тысячелетия до н.э. аборигены Тайваня стали разводить собак и свиней.

Древнейшим свидетельством жизни первых людей на Тайване является найденный близ города Тайчжуна

скелет молодой женщины с ребёнком на руках. Возраст окаменелостей, в результате проведённого анализа, составил 4800 лет и относится к эпохе неолита. Первые упоминания об острове мы видим в китайских источниках 3 века до н.э.

Правда, сведения эти весьма скудны. Соседи — китайцы — колонизировать остров не спешили.

Военные экспедиции китайцев начинаются с 3 в. н. э., когда жизнь на острове была налажена, развивались ремёсла, произрастали растения сельского хозяйства. Ранний железный век на острове представлен культурой Цзинпу и относится к 1 тысячелетию до н.э. Со временем, местная керамическая традиция керамики утрачивается. Постепенно местные мастера научились изготовлению изделий из фарфора и металла. Особого изыска тайванцы добились в производстве медных колокольчиков, отпугивающих злых духов. А в 1 тысячелетии н.э. уже появляются железные ножи, наконечники копий. Эти изделия относятся к культуре Няосун.

Начинается производство красно-коричневой керамики без орнамента.

Развитие мореплавания, характерное для остальных австронезийцев, отходит на второй план. Освоение острова становится главным в жизни тайванцев. Мало-помалу тайваньские аборигены, несмотря на трудности, самоотверженно осваивают даже труднодоступные горные районы. Древние китайские хроники «Хоу Хань Шу содержат первые упоминания об острове, который называют «Ичжоу» (остров варваров). С периода Суй (581-618 гг.) Тайвань чаще называют Люцю (по названию небольшого царства в юго-западной части острова). Под современным названием остров встречается в письменных источниках с 1599 года. Торговля и навигация через Тайваньский пролив между материковым Китаем и островом начались задолго до освоения его китайцами.

Первая военная экспедиция китайцев на Тайвань отмечена в 230 году.

В 610 году 10-тысячная китайская армия совершила новый поход на Тайвань и Пэнхуледао, после чего связи между Китаем и этими островами стали более регулярными. В XII веке Тайвань был официально включён в состав Китая в качестве части провинции Фуцзянь. В 12-14 веках китайцы пытаются закрепиться на Тайване, частично смешиваясь с местным населением.

В 1360 году в связи с ростом военного значения острова на нём было основано Управление по надзору, которое явилось первым китайским органом местной власти на Тайване.

В этот период усилился поток иммиграции на остров из провинций

Фуцзянь и Гуандун

. Процесс освоения острова китайцами ускорился, развивались земледелие и ремёсла. Коренные жители (племена

Гаошань

) были вытеснены в горные районы, а китайские переселенцы начали осваивать прибрежные плодородные земли и развивать рыболовный промысел в прибрежных водах.

С 16 века остров для многих становится привлекательным. В первую очередь, для японских феодалов и пиратов, которые делали тщетные попытки закрепиться в Цзилуне, Гаосюне, Хуаляне. Их атаки удавалось отбросить.

А в 1550 невдалеке от Тайваня шёл португальский корабль. Очарованные португальцы тут же дали острову название —

Формоза (Прекрасный).

Есть предположение, что первым европейцем, увидевшим остров лично считается голландец Линсхоттен (Jan Huygen van Linschoten (1563 — 8 февраль 1611)). В 1592 году, будучи штурманом, проходя на парусном португальском судне мимо острова с буйной зеленью, горными пиками, отметил его в судовом журнале как «Formosa».

Название «Тайвань» в международном обиходе устоялось с начала 17 века.

В начале 17 века голландцы завозят на Тайвань буйволов. Благодаря этому, аборигены стали использовать тягловый скот. В 1622 году остров попал под контроль голландцев из Ост-Индской компании. С 1626 году Тайвань стал вызывать жгучий интерес у Испании, которая вознамерилась послать свои военные корабли к берегам дивного острова. Более того, Испании удалось закрепиться в северной части Тайваня.

В 1626 году Испания отправила флот военных кораблей из Манилы в северную часть Тайваня и основала небольшую колонию под названием Испанская Формоза.

Форт Сан-Сальвадор был построен там, чтобы уравновесить голландскую власть на юге Тайваня и защитить интересы Испании в судоходном маршруте между китайской провинцией Фуцзянь и Манилой на Филиппинах. Однако в 1642 году, после нескольких лет сражений, форт был передан голландцам.

Развернувшаяся борьба между Испанией и Голландией за обладание островом к 1642 году завершается к удовлетворению интересов последней.

Но в сентябре 1652 года против голландских колонизаторов вспыхивает крупное восстание местного аборигенного населения под руководством Го Хуая. Воодушевлённые повстанцы отслеживают разрозненные группы появляющихся в разных местах острова голландцев, ведут с ними борьбу на уничтожение. Известно упоминание о большой яме, вырытой повстанцами на севере острова и замаскированной жердями с дёрном и травой, в которую им удалось заманить группу голландских моряков. После чего яму завалили землёй, сучьями.

Но силы были неравны. Основные силы повстанцев были разгромлены.

Но под контролем Ост-Индской компании остались только северный и юго-западный районы Тайваня.

Форт Сан-Сальвадор не исчез бесследно. Этим мы обязаны археологам.

В городе Цзилун испано-тайваньская экспедиция нашла форт Сан-Сальвадор, построенный во время испанской оккупации Тайваня в 1626–1642 годах.

Исследователи обнаружили как неолитические артефакты: кости, раковины, так и более поздние. Внимание археологов больше всего привлек фарфоровый пузырек времен династии Цин, предназначавшийся для лекарств.

В связи с раскопками запланированное ранее строительство общественных парковок было немедленно прекращено, заявил мэр Цзилуна Лин Юй-чан. Он отметил, что эти археологические раскопки очень значимы и имеют огромное значение как для современности, так и для будущих поколений тайванцев.

«Это действительно захватывающий момент в истории Цзилуна», — заключил мэр Цзилуна.

Земледелие, скотоводство, ремесла, охота

Самыми распространёнными земледельческими культурами были злаки (просо, рис), бобовые (горох, фасоль, бобы), клубневые (таро, батат, ямс). В 17-19 вв. возрастает производство поливного риса и сахарного тростника, лука, имбиря. Урожай снимали 2 раза в год. Формируется садоводство. Голландцы познакомили местных жителей с технологией выращивания табака. Общинное поле обрабатывали женщины под руководством мужчин — «старейшин поля». Помимо этого, каждая женщина и каждый мужчина обрабатывали свои индивидуальные участки. Рыболовством, ловлей крабов, добыванием устриц в 17 веке занимались исключительно женщины, а в 18-19 вв. — мужчины. В рыбу стреляли из луков, применяли гарпуны, ставят сети, делают запруды. Для мужчин главное занятие — охота. Охотились мужчины все вместе и поодиночке. А иной раз объединялись охотники 2-3 соседних общин. Коллективно охотились либо с кольями и собаками, либо с помощью силков. Мясо делилось между всеми жителями. Охотники оставляли себе головы, кости, рога, шкуры животных.

Домашними животными были свиньи, собаки, куры. У некоторых хозяев были кошки. В 19 веке из

Китая доставляют лошадей, но используют их только для верховой езды. В пищу к рису, батату, гороху активно добавляли красный перец. Фрукты (бананы, апельсины, хурма) играли второстепенную роль. Мясо было редкостью на столе. Пищу готовили обычно женщины. Зерно растирали в ступе. Очаг из камней устраивали вне дома. Ели руками, скорлупой кокосовых орехов. А с 18 в. стали использовать палочки, фарфоровые пиалы. Внутренности животных и рыбу засаливали, не очищая. Соль выпаривали из морской воды в корытах.

С третьего века пользовались оружием из оленьего рога. С 16 века начинают закупать железные наконечники стрел и ножи у китайцев, а кинжалы — у японцев. А с семнадцатого века уже сами начинают заниматься плавкой железа и изготовлением оружия.

Лодки выдалбливались из дерева. Из бамбука делают сосуды для хранения зерна и воды. Часто воду хранили в тыквах-горлянках. Тайванцы занимались прядением, ткачеством, плетением корзин. Для ткачества использовали бамбуковые волокна и коноплю. Плетение — дело мужчин. Дома строили из бамбука на насыпном фундаменте. Крышу покрывали соломой. В дом поднимались по приставной лестнице. Каждые 5 лет дома сносились и возводились новые. В доме держали оружие, предметы труда и обихода. Спали на оленьих шкурах. С 19 века люди побогаче заводили кровати. Украшением служили раковины-каури, ожерелья из коралла, бамбука, камня, перья, браслеты из кости. Волосы на висках выщипывали. Татуировка символизировала племенную или клановую принадлежность, возрастную группу. В качестве краски применялись сажа, марена, сок растений.

Мужчина женился в 21 год. Сватовством занимались родственники жениха. Необходимо было преподнести подарок родителям жениха или подругам невесты. В некоторых общинах жених и невеста обменивались выбитыми передними зубами. Принятие подарка означало согласие на брак. Хозяйственные связи были слабыми и семьи легко распадались по инициативе любой из сторон.

Самым тяжёлым преступлением считали нарушение религиозных запретов.

За это брали штраф рисом, мясом, шкурами, вином. Воровство, убийство, супружеская измена считались преступлениями. В таких случаях действовал обычай мести. Истец и ответчик устраивали поединок. Победитель и считался правым. За измену жены муж забирал у соперника 2-3 свиньи.

Тайванцы поклонялись духам гор и моря. Они приносили им жертвы мясом и рыбой, опрыскав их водой. Если кого-то убивали на войне, то убитого приносили в жертву духам и труп помещали в маленьком домике на ветвях дерева или расстреливали из луков либо заваливали грудой камней, в которую втыкали флаг. Вместо таблички с именем покойного устанавливали флаг. Как видим, у племён был распространён культ предков, фетишизм, анимизм. Популярно было толкование снов.

Пантеон племён имел парные божества. Считают, что они символизировали мужское и женского начала. Главные божества: Тамагисанчак — бог дождя и Такарупада — богиня грома. Они покровительствовали красоте и плодородию.

Хамо, Пагатао — были связаны с солнечным культом. Все племена верили в добрых и злых духов природы, полумифических героев. Был широко распространён культ предков людей и культ предков растений. Сельскохозяйственный цикл был связан с 7 праздниками, которые сопровождались ритуальными возлияниями и оргиями. В 19 веке похоронный обряд изменился. Тело умершего предавали земле без всяких церемоний. Место погребения не обозначали. У некоторых племён сохранились легенды о потопе, после которого спасшиеся брат и сестра стали мужем и женой. От них произошли многие аборигены. В фольклоре наиболее распространёнными были сюжеты о стрельбе в солнце. Сюжет напоминает китайскую легенду о стрелке «И», а также о том, что солнце и луна преследуют друг друга, о непорочном зачатии, появлении земледелия, охоты, рыболовства, растений, животных.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Формоза. Территория успеха» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я