Дорогой читатель! Моя третья книга о Боге, о Господе Иисусе Христе. О том, какими путями он приходит к человеку, что происходит с душой по милости Бога. Чудеса присутствуют в нашей жизни, но мы замечаем их далеко не всегда. И только Богу возможно открыть их нам. Просто подумай об этом. Предлагаемая книга о начале пути, в ней собраны мысли меняющегося человека. Главный мотив сборника – тема покаяния и благодарности. С любовью, Светлана Нагибина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благословен грядый. Духовное пробуждение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Светлана Нагибина, 2020
ISBN 978-5-4498-1454-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Благословен грядый
Благословен грядый
Скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
Мф. 21:1—11
Благословен родившийся спасати,
Ко Господу грядый тропой Христа,
Тебе и мне молитвой показати
Его вселенной млечные места.
Благословен грядый, несущий правду,
Врачующий греховной жизни тлен.
Из темноты дневного света жажду,
Молю благословенных перемен.
В Тебе, грядый, спасения отрада,
Прошу молитвы до последних дней.
Уже ведёт церковная ограда
Твоим очам довериться скорей.
Ищу Тебя в себе, не уставая,
Сиянье миг — и снова пустота.
До православной веры вырастаю
Из борозды Великого поста.
Благословен грядый* во имя Бога!
Фаворский свет** прольётся в темноту,
Когда поймёшь у вечного порога,
Зачем ты здесь, покаявшись Христу.
* — грядый — Благословен грядый во имя Господне. Мф. 21:9
** — Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Господа Иисуса Христа при преображении на горе Фавор.
Великий четверток
Облака кровавые и тучи.
Как Ты захотел меня спасти…
На скамейке жертвенник горючий
Приютился к небу по пути.
Мимо прохожу — поджаты ноги,
На пакете с пластиком — глава.
Жизненной хворобой бомж убогий
Носит мои тяготы едва.
Что же, что со мной, гонимый Боже…
Зри страстные муки, четверток*.
Аще аз сумняшеся ничтоже** —
Ты меня от пропасти сберёг.
Ты раздёрнул*** сердце облаками
На живом скрещении дорог,
К бедолаге с мёрзлыми руками
Направляя сердца кровоток.
Боль в груди и где-то за глазами:
— Не суди, что мимо, не помог.
И опять, един под небесами,
Мне прощает д'олги спящий Бог…
* — Великий четверток — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), когда вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
** — сумняшеся ничтоже — церк., ничуть не сомневаясь.
*** — раздёрнул — дернув, разделить, разъединить, здесь, разорвать.
Весна духовная
Ищи Христа во всём, ищи спасения,
Склони пред истиной вины седую прядь.
Тоской горячечной откроется моление,
И милость Божия воротит время вспять.
К тебе, живому юношеской верой
В единственность окаменевших глаз
И в воскресение, дающее без меры
Тепла весеннего и света всякий раз.
В день памяти Предтечи Иоанна*
Молитвой тихой в небо поднимись
И жертвой малой обагри:
— Осанна**! —
Небес живых внимающую высь.
Ищи Христа, молитвой очищаясь,
Зови огнём палимую весну
И на снегах отмоленного края
Встречай любовь и истину одну.
* — Предтечи Иоанна — 9 марта — день памяти пророка Иоанна Предтечи, первое и второе обретение его честной главы.
** — Осанна! — «Спаси!» — дословный перевод ивритского словосочетания «ошана» или «осанна».
Ранняя Пасха
Под ногой проседает в снег
Неумытый ещё апрель.
Бурой шапкой, как печенег,
Погоняет ветра отсель.
По осевшей без сил зиме
Моросящим понурым днём
Я рисую моей земле,
По молитве творю дождём.
Я иду к моему Христу,
Покаянные мысли ввысь.
В храме батюшка на посту
Благодатью кивнёт:
— Молись.
Благовещенье гонит грязь.
Глянь — на лицах пасхальный свет.
Ты не плачь, светлоокий князь*,
Расскажи мне, что смерти нет,
Что весна отживётся в срок.
До полуночи маета
Перезвон сторожит у ворот,
По молитве дождя чиста…
* — светлоокий князь — здесь, любимый.
Воспевая твои глаза
Благовещенье слышит дождь,
Непорочная весть чиста —
Тишиною масличных рощ
Понесёшь. И родишь Христа!
Не забыть эту радость, нет,
И приветствия странный глас,
И тот самый заветный свет,
Что открылся для юных глаз.
Ты шагнула без страха ввысь,
В те края, где родится дождь.
Благовещеньем даришь жизнь,
Богородицей к нам идёшь.
Приснодева*, царица, мать,
Ты апрельского дня слеза.
Где мне нежности тихой взять,
Воспевая твои глаза…
* — Приснодева — вечная девственница, Богородица.
В искренних глазах
Писать стихи, молиться Богу,
Считать до встречи каждый миг.
От пробуждения к итогу
Шагнуть из сердца напрямик.
Благодарить, не пустословить,
Моля великопостных дел.
Не упрекать, не своеволить,
Как бы иного ни хотел.
Обнять, жалея без приказа,
Душой до брата дорасти
Из распаляющейся фразы
В непобедимое «прости»!
И расправляя верой душу,
По капле выжимая страх,
Искать на поле равнодушья
Спасенья в искренних глазах…
Явленный в крови
Живому Богу
Однажды замолкает голос тела,
Во что одеться, что поесть, на чём поспать.
Подспудно* разрушаются пределы,
Опутавшие духа благодать**.
И без оков, вдохнувший полной грудью,
Над телом воспаряет дух любви.
Не властвуют над ним земные судьи,
И всё управит Явленный в крови***.
* — подспудно — скрыто, потаенно, затаенно, сокровенно, тайно.
** — Благодать — дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения.
*** — Явленный в крови — здесь, Христос Cпаситель.
Обретение
Пришла женщина с алавастровым сосудом мира
из нарда чистого, драгоценного и,
разбив сосуд, возлила Ему на голову.
Мк. 14, 3.
Когда Ты прикасаешься ко мне,
Действительность меняет очертания.
Мне не привыкнуть к этой новизне,
В ней обретения земного обитание.
Любить, как Бог, не может человек.
Завеса надвое, отвергнутая миром.
И всё же Ты приходишь, оберег,
Как женщина пришла с сосудом мира*.
Сознание превыше всяких сфер,
Решаешь по-отечески, любовью,
Кому для благодати мало мер,
Кому спасаться жертвенною кровью.
Короткий миг в невидимой стране,
Её теперь узнаю без названия.
Когда Ты прикасаешься ко мне,
Действительность меняет очертания…
* — мира — миро (ст.; сл. «ароматное масло») — в христианстве освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека.
Океан слезы
Океан слезы
Счастья не сулит.
Миллиону ран
В небо путь открыт.
Там один из нас,
Нами же распят,
Лечит нашу боль
Сотни лет подряд…
Кто пожалеет Иуду
Тя благословим, вышний Боже и Господи милости. Святитель Василий Великий
Ветры и тени. Повсюду.
Гонят его от креста.
Кто пожалеет Иуду
В ночь на распятье Христа…
Умер Иуда до смерти,
Плавя монеты в руках.
Мир не забыл в круговерти
Шрам поцелуй на устах.
О, завещание чудо!
Руслами высохших слёз
Вечно прощает Иуду
Только Спаситель, Христос.
Богоявление. Январь
Покой, начало, чистота,
Богоявление. Январь.
Вода, молитва, простота,
Дней православный календарь.
Шаги сумбурные в горсти.
«Тебе поем» — на голоса.
И претворяются* пути,
И неоглядна** полоса
Твоих побед, Твоих щедрот,
Твоих живых смиренных глаз.
По ним иду слезами вброд
В неотвратимый судный час.
Увидеть снежную волну
В метельном крошеве окна,
В ней тайну вечную, одну
Принять узором полотна.
И постигая красоту,
Открыть души заветный ларь.
Стихи, дыханье в пустоту,
Богоявление, январь…
* — претворяются — превращаются, преобразуются во что-либо.
** — неоглядна — здесь, необозрима.
Ранить боюсь
Падение, снова падение —
И, кажется, больше не встать,
Но жалует осень смирение,
Дождями мощённую гать*.
Чумного, дождями послушного
Смывает ушедшая жизнь.
На зов увядания скучного,
Прозрачная небыль, явись!
Приму непогоду-забвение
И листьев последний оскал.
Ты только приди, откровение,
Которое с детства искал**.
Туманом расходишься бережным
По голым шагам в тишину,
Меня принимаешь теперешним,
За что, я никак не пойму.
Смиряюсь немыслимой тяжести:
Принять повреждение уз
Единственной истинной радости,
Которую ранить боюсь…
* — гать — дорога через болото, настил.
** — искал — стихотворение написано от мужского лица.
Невесомое начало
Завтра милостью Господней,
Помолюсь остатней ночью
И узрю бесповоротней
Правду Божию воочию.
Где я буду завтра утром,
После ночи откровений,
В одиночестве разутом
Где паду я на колени…
Вся уродливость видений
Пред духовными очами
Пронесётся в час молений
И расплавится свечами.
Нет прошений в час последний,
Только свет благодарения,
За словами утешений
Просиявшее прощение.
Приняла душой рождённой
Всех от мала до велика
И упала пригвождённой
Вечностью святого лика.
Я любви такой не знала
В сердце маленькой вселенной.
Обрела — и слова мало
О земле молить нетленной.
Невесомое начало
До рождения* молчало…
* — до рождения — рождение 21 февраля 2018 года (четверг первой седмицы Великого поста, Великий Канон Андрея Критского).
Детская вера
Братьям
Вера-старушка, сиротка меж нами,
В сумраке немощь влачит.
Тёмное рубище шито грехами,
Жалок потерянный вид.
Неправотой в суете измельчала,
В спешке отринув Отца,
Злобой ослепла, во тьме одичала,
Выгод ища без конца.
Но милосерд бесконечный родитель,
Хочет беднягу спасти:
— Дверь отвори во святую обитель
Искренним тихим «прости».
С ним просыпается в сердце ребёнок
Радостным «папа сказал».
Вновь тянет ручки к отцу из пелёнок
Ангел, доверчив и мал.
Детская вера в отцовское слово,
Истины вечной огни.
Правда открылась светла и сурова:
— Небу ребёнка верни…
На воздушных тропинках
Я открыла глаза в заповедном лесу
И увидела свет небывалого дня.
Я с собою заботу в лукошке несу,
И безоблачный лес принимает меня.
На воздушных тропинках повсюду следы,
Души многих людей открываются мне.
Как на солнечных нитях улыбка воды,
Доброта человека сверкает вовне.
В ней мелодией света сияют глаза,
И сбываются мысли, летя до земли.
Я увидела нас в золотых образах,
Не пойму, как мы жить по-иному могли.
Тонкой нотой цветов аромат напоён,
Открывает парадом оттенки зари.
Всеблагим изволением лес сотворён,
Мне протянутым сердцем трепещет:
— Бери!
Проживаю травой невозможность забыть,
Существо открываю живой красоте,
А потом собираю волшебную сныть*
И на завтрак любимым толку в доброте.
* — сныть — сныть обыкновенная — необыкновенное растение. Трава, которой на протяжении нескольких лет питался преподобный Серафим Саровский. Русское название «сныть» — это видоизмененное слово «снедь», что означает «еда».
И случился белый день
Омыеши мя, и паче снега убелюся.
Пс.50
И случился белый день,
Белый, абсолютно белый!
Воздуха сплошная сень
Обнажилась неумело.
Обнимала и мела,
И,в лицо целуя часто,
Ненавязчиво бела
Оставалась безучастно.
И случился тёплый хлеб
Для голодных диких уток,
Горячее многих треб*
Смяли жизни промежуток.
Я стояла в белом сне,
В первозданном Божьем мире,
И Христос стучал ко мне
Откровением Псалтири**.
* — треб(а) — богослужебный обряд по просьбе верующих.
** — Псалтири — Омыеши мя, и паче снега убелюся. Пс. 50:9
На тихий зов
Зимний вечер. Фонари.
Снега сахарная вата
Заискрилась до зари,
Суетою не примята.
Всё манеры кружева
Да жемчужные напевы,
Приушипилась* едва
На ладонях королевы.
Переливами слова
На изгибах обнажая,
Недоверчиво ждала
Неземного урожая.
И опять на тихий зов,
На рассыпанную нежность
Снегопадом шла любовь,
Как благая неизбежность…
* — приушипилась — обл. (Вят.) замолкнуть, затихнуть, обиженно замолчать.
Терпи
Терпи, так будет не всегда,
Отсчёт обратный запусти.
Не опоздает никогда
Твоё последнее «прости».
Обида роется в душе,
А ты скажи обиде «нет».
На автоматном рубеже
Открой любви прицельный свет.
И уходи, оставь печаль,
Прости ненужные слова,
В них невозделанная даль
К полёту радости мертва.
Когда-нибудь на дне времён,
Окинув взглядом пустоту,
Знамёнами родных имён
Поднимешь давнюю мечту.
В иной реальности жива,
Любя живее всех живых,
Узнаешь новые слова —
И гениальным станет стих…
Через боль
Я держалась из последних сил
За земную жизнь перекидную.
Снег по всей округе колесил,
Завершая исповедь чудную.
Положил повязки-дерева
На незаживающие раны,
Отыскал целебные слова
На заиндевелые изъяны.
Что меня держало на земле…
Отставная до опустошения,
Раскидала душу по золе,
Выдыхая в снег стихотворения.
— Мне к нему, под сумрачную высь,
За полёт расплатятся снежинки.
О пропащей небу помолись
Крошевом слепящей паутинки.
Упроси, безвольную, к земле
Приковать горячим покаянием
И живой на памятном стекле
Напиши сиреневым дыханием.
Маеты коснётся благодать
Через боль окоченевших пальцев,
И Господь помилует опять
Бренной жизни сирых постояльцев…
Человек без ноги
В молитвенно воскресном настроении
Иду из храма, скорбь наперевес*.
У магазина кроткое смущение:
В глазах безногого мой мир исчез.
Не раз его встречала — горемыку.
Владимиром назвался мне в ответ:
— Живу у друга… — и молчанья пика, —
Искал я сына через интернет.
Мне сын — одна надёжа** в этой жизни.
— А сколько сыну?
— Двадцать семь годов.
Захолонуло сердце, как по тризне,
Единый год рожденья у сынов.
Ладонью по плечу:
— Храни Вас Боже! —
А у самой боль выела глаза.
От взора кроткого мороз по коже:
Его искала я на образах…
* — наперевес — перед собой, с наклоном вперед.
** — надёжа — здесь, надежда.
Дар движения
Необъяснима красота: космос движется.
Планеты, клетки, суета-передвижница.
Передвижением прекрасно рождение,
От расцветания до тризн — всё в кружении.
Движенье малое — итог, дар творения;
Его поёт мой скорый слог появлением.
На перегоне от цветения к старости
Открыло слово мне движение к радости.
Движенье физики подвержено тлению.
Хвала Творцу! Открыл иное движение.
Стремиться духом к чистоте, откровению,
Искусством слова поклониться творению.
Гореть движением души, строчкой смелою,
Петь восхождений мили чёрным по белому.
Одной свободе
Свобода стать калекой.
Старец Паисий
Я от пожарищ оклемался* вроде,
Но на одежде всё ещё зола.
Хочу пропеть любовью о свободе,
Одной свободе: впредь не делать зла.
На пепелище ям не видят люди,
Насмешливо проходят стороной,
И только тени грозных слов-орудий
В руинах памяти всегда со мной.
В побитых стеклах не увидишь лика,
Кривится ложью пряничный оскал.
Смотрю в него безгласно и безлико,
Приняв смиренно прямоту зеркал.
Увидеть правду — незавидна доля.
Идти невмочь: в ожогах злая плоть.
Истерзана чудовищной неволей,
Не в силах удовольствий побороть.
В огне пожара пышные застолья,
Шумы оваций, славословий блуд.
Под рёбрами отточенные колья,
Под веками давно загнивший пруд.
Ни вспышка, ни минута наваждения,
Но лихолетье незаметных ран,
Словами и делами пригвождение,
Безвольный изуродованный шрам.
Немой горняк, отрытый чудом в штольне**,
Принявший горьких покаяний мзду,
Ещё один***, очнувшийся в неволе,
По улице Христа иду…
* — оклематься — прийти в себя, выздороветь.
** — штольня — закрытая снаружи шахта.
*** — ещё один — стихотворение написано от мужского лица.
Женщина может спасти
Героиням фильма Александра Прошкина «Охрана»
Через изломы и промахи
В пустопорожнем пути,
Милуя грешные всполохи,
Женщина может спасти.
Слабая, будто никчёмная,
Как поднялась в полный рост,
Силу явила огромную
Латами рыжих волос.
Сила любить неуёмная,
Сила родить и служить!
Вот она мудрость народная
Просто и праведно жить…
Девочки, быт победившие,
Праведны правом любви.
Предназначение высшее —
Их оберег на груди*.
* — стихотворение «Женщина может спасти» — поэтическое послесловие творческой встречи с режиссёром Александром Прошкиным.
Мне есть куда спешить
Мне есть куда спешить (жизнь очень коротка),
Порадовать друзей, помиловать врага.
Родное всё вернуть, поспеть долги раздать,
Худое зачеркнуть, неправых оправдать.
Покаяться всерьёз, до клеточных основ,
Оставить дымку грёз, поняв, как мир суров.
Над сором воспарить распахнутой душой,
О главном говорить, простив себе самой
Прогорклое житьё в кромешной темноте
И мыслей вороньё, кричащее во мне.
О пустоте обид из поражённых склер
Воскресно голосит забытый счастьем сквер.
Ведут березки в храм, прибежище веков,
И я отныне там, и я пою любовь!
Привитая душой, оправится строка,
К ней голубь верстовой летит издалека…
И опять по бездорожью…
Входите тесными вратами… потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их.
Мф. 7:13,14
Нелюдима*,
нелюдима…
Горькой правды
круговерть.
Повернёт
повозку мимо
Разукрашенная
смерть.
Мыслей лакомых
пригоршню
Брошу я
вдогонку ей —
И опять
по бездорожью,
Безутешней
и больней…
* — нелюдима — угрюмая, избегающая общения с другими людьми, любящая одиночество.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благословен грядый. Духовное пробуждение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других