1. книги
  2. Стихи и поэзия
  3. Светлана Нагибина

Пашня. Книга стихов

Светлана Нагибина
Обложка книги

Перед вами книга стихов о духовной работе. Почему «Пашня»? Пашня — земля, возделанная трудом человеческих рук, готовая принять семя и дать плоды. В моей книге пашня — это сердце, «перепаханное» человеком изнутри покаянием, стремлением жить по заповедям Бога. Сердце, готовое дать росток доброты, который со временем вырастет в любовь. Приятного и полезного чтения!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Пашня. Книга стихов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Корректор Алена Деньгова

Иллюстратор Татьяна Иномистова

© Светлана Нагибина, 2024

© Татьяна Иномистова, иллюстрации, 2024

ISBN 978-5-0064-6139-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Добрая земля

Плотник

Каждый вечер в тарелке красное1,

Каждый вечер луна в окне.

Запоздалая, ежечасная2,

Не заботься об этом дне.

Что тебе этот час обыденный,

Что тебе городская явь?

На тарелке реки невидимой

Исчезающий мир оставь.

Долгой нотой кроваво-глинистой

Будут окна напротив жить.

Ставит плотник, по Божьей милости,

Утра мутные витражи.

Пашня

Преподобной Марии Египетской3

Матушка святая по водам пошла,

В тишину врастая, пашню обрела.

Пашню непростую — сердца благодать,

Чтобы душу всю перепахать.

Горлица Мария во грехе жила,

Пресвятая Дева хлебы ей дала.

Знала Богоматерь путь за Иордан

И ходить учила по водам.

Много лет в пустыне:

— Господи, прости!

Жажда не отымет Боговы пути.

Без воды и пищи истончилась плоть

И сумела страсти побороть.

Но не сразу сердце — пашня для любви.

Каменную душу в горе не зови.

Надобно страданье, тяготы в пути,

Чтобы пашню Богову найти.

Горлица Мария крылья обрела,

С миром, причастившись, к Богу отошла.

Всем дала надежду в Божью благодать —

Для молитвы сердце распахать.

В Капернауме

В райских садах огрешина4,

Слышен приморский шум.

Шла по дороге женщина

В древний Капернаум5.

Шла мимо пышных банков,

Шла в подворотни снов.

Видела дни-подранки

На барельефах слов.

Битый асфальт эпохи,

Раны на полпути,

Бог со стола пёсьи крохи

Дал ей не сразу найти.

Годы-грехи, погосты,

В сердце кресты, кресты.

Траурных лет коросты

В сумраке суеты.

Время открылось явно,

Сладилось наконец.

Тайны любви православной

Подал святой отец.

За Иордан

В пустыне не только жестоко, там пусто,

Там чувства и мысли обнажены.

Как в мире духовном, в пустыне искусства,

Подпорки земного едва ли нужны.

Пустыня в песок, обгорают обеты,

Горнило6 Вселенной — пустыни часы.

Приходит минута подумать об этом

И жара хватить горевой7 полосы.

Пустыня Христова — приют благодати,

Палящее солнце и пост сорок дён8.

Знал скорби мои мой небесный создатель,

Им дух искуситель навек побеждён.

К Творцу сатана приступил напоследок

И трижды Иисуса в земном искушал,

Был тих и спокоен податель9 победы,

Господнее слово неся не спеша.

Пред Ним воссияла пустыня навеки,

И реки смирения к ней потекли.

Ходили в пустыню славяне и греки

И в знойной равнине покой обрели.

Там горлица света годами молилась,

Один на один воевала со злом.

Мне подвиг Марии Египетской10 — милость,

Мне в искренней вере — страданий излом.

Пустынька сердечная — исповедь Богу,

Дорога к итогу борений и слёз.

За мой Иордан11 я бреду понемногу,

За тот Иордан, где встречает Христос.

Помилуй

Выпучил глаза, бранится лающе

Матом, рвёт на себе одежды несвежие

Перед закатом, пьяница атом

Своей души, как в «Манеже»,

Выставил напоказ.

Корчится, гнётся в припадке ярости.

Стыд обрыд12, зачем ему

Стыд в один атом?

А ведь когда-то любил старину,

В пальто хаживал богатом.

Раскатом грома из дома

В смердящий ад улицы

Выпал гнилым зубом,

Ссутулился, ящик удовольствий

На грудь подняв,

На человеческий облик

Его сменяв,

Слова — в уплату,

А дальше — матом.

Гниёт человеческий атом.

Ангела слёзы по морде катятся,

Прячутся в шерсть бывшего человека,

Падают в землю, прорастает

Совести семя,

Пробивая темя, на время.

Знойное марево возвращает разум не сразу,

В Гадаринской13 стране.

— Послушай, милейший,

С виду не труп ещё,

А несёт от тебя злейше

Вонью трущоб.

Руки связаны, одежд нет.

Людей пугать и я был горазд,

Но пришёл Христос ко мне

И одним лишь словом спас.

И вот смотри — одет я и смирён.

Имён моих не счесть, был легион,

Сражён навеки Богом.

Итогом — жить, тебе открыть и всем,

Каков был Гадаринский бесноватый14

И чтобы ты искал Христа палаты.

Да, ты дыши, брат, не дрожи,

Ищи спасение в себе,

Ищи.

И растворился призрак знойный.

А пьяница потоп со лба смахнул,

Разум подопнул15 грязной ножищей.

Жарища, улыбка стекла кислой миной,

И вспомнил он крест и слово одно,

Завыл в даль небес:

— Помилуй.

Кедрон

Поток Кедрон16 затих. Умолкли воды.

Дорога в сад17, и всё укрыто тьмой.

Шаги легки. Величественны своды

Небесных врат обители земной.

Трепещет мир: дыхание и кущи,

И ветвь оливы, и конечный век.

Тих Гефсиманский сад. От века Сущий18

Идёт своей дорогой, человек.

Молитвы твердь, готовность и страданье,

И страх, и пот из крови на челе.

Рубинам ночь, безгрешному закланье

Да тени воинов с мечами на земле.

Он твёрдо знал: от Бога совершится

Печаль Голгофы, и хула к черте.

Ходил в народ дорогами провидца,

Живой без срока, с правдой о кресте.

Когда сбылись и факелы, и крики,

Кедрон понёс к исходу лёгкий чёлн —

На глади вод отобразились лики,

И был повержен смерти легион.

О Страшном суде19

Великому вторнику20

Люди какие-то, люди в смятенье,

Тесно и нечем дышать.

Падаю на пол, прозрачны колени,

Смерти трепещет душа.

Миг пониманья: телесная ноша

Предана тёплой земле.

Всё это было? И, память ероша,

К свету взываю во мгле.

Где ты, живой нераздельный Владыко,

Не поднимаю лицо,

Вздохом коснусь светоносного лика

И — навсегда пред Отцом.

Может ли сердце болеть за другого

Или в нём зависти лёд?

Дверца открыта? За гранью земного

Вечный Мессия грядёт.

Страшный ли суд или кротость смиренья —

Миг откровенья в судьбе.

Только в глазах Твоих свет утешенья

Сгорбленной Божьей рабе.

Иаковлев колодезь

Колодезь полон.

Дней моих заступник, смолк Сихарь21.

Как встарь, стою в чертоге рая,

Где истина сама, весна благая,

Живое Слово мне была.

Скала в ночи сходила в море,

В нём правда вся, уже не горе,

Прощенья дар омыт волной

Спасённой мудрости земной.

Со мной Пророк среди людей,

Из Галилеи иудей.

Какого племени и крова

Дитя стоит перед Тобой

С открытой раненой душой?

Какие давние распятья

Печать Твою хранят в себе,

Какие муки на челе

Несут отверженные братья?

В горниле канули веков?

Иль смелый говор самарянки22,

Зарянки райских кущ, со мной?

В простой обители земной,

В пустой неубранной землянке

Кров освещает плотяной?

Звучит, и всполохи надежды

Уже искрят в ночи огнём

И исцеляют новым днём

Навеки сомкнутые вежды.

Былого сретенья отданьем

Сквозь вереницу долгих зим

Останови мои скитанья

Перед колодезем Твоим.

Моя Вифезда

У Овечьих ворот толчея,

Покрывает убогих Вифезда23.

Подъезды крыты мрамором,

Проходы полны

И плещут на людей целительные волны

Живого Слова.

Древняя купель влечёт страдальцев

Окунуться в ней.

Тут, у купели, жаждущие слова,

Пуще крова мила им обнова —

Глаголы вечные достойной новизны

Даёт болящим возмущение воды.

Те ждут его годами,

Трудами тщетными марая пелены,

До срока видимых щедрот обделены.

Овечьих врат и мне открылся вид,

Святую жажду протянул пиит

Из века царского в век вольного разъезда.

И вот уже передо мной — Вифезда.

Моя желанная купель,

Моя метель, моя надежда

На рукотворную кудель.

Где звуки «Благовеста»24 — токи,

Мои дремучие потоки.

Я под иконы постелю

Словес несытую петлю.

Что мне часы считать,

Что годы?

Когда недремлющие воды

Тихи, в них возмущенья нет.

Молчи, расслабленный поэт.

Вифезду пой душой немой

Обрёл — храни образчик свой.

Бурлит Вифезда, только с ней

Мир полон радости своей.

Помедлит Ангел — погоди.

Прощён — бери постель, ходи.

Тивериада

Моя Тиверия — приют надежды,

Где Сам Спаситель ходит по водам.

Мы снова вместе, древний Кинерет25.

Разлит рассвет в медлительные воды,

Пологих гор отроги ждут Христа.

Проста, с холста сошла Тивериада26

Из ада темноты и скорби на горе.

На заре каждого дня

Для меня стелет свои тропы

В потопы слов. Хлебов ячменных,

Рыбы хватит всем,

Где нем и кроток на водах Иисус.

Особый вкус Его хлебов,

Свободными делает он рабов.

На каменистых склонах Тиверии

Я слышу мерные песни певчих,

Крики чаек, мягкий бриз с моря.

Ни горя, ни голода лютого нет

В окрестностях озера Кинерет.

Я вижу людей, их много.

И будто дорога знакома,

Дорога в храм из дома.

Спешки саркома Содома верней.

Запутанных дней маяк угас,

Но слышу в тумане ночи

Очень знакомый глас:

— Не бойтесь, это я.

Мистерия веков, Тиверия —

Прохлада тысяч лет,

О своды храмов бьётся Кинерет.

Зима. Галилейское море

Чан моря, кипение бури

И ночи зловещие фурии

Ласкают, их цепки объятия.

А братия? Беды черватее27

Язычества бьют в языки волн,

Чёлн полон паники.

«Британника»28 матросы раскосы,

Вод торосы, папиросы

Затухшие, вопросы курносы.

В четвёртую стражу страждут и, вторя

Морю, метутся подле горя,

Споря. В злобе идя к гонцу.

Венцу и штормы к лицу.

По шее волн лёгкий чёлн

Шёл, лёгок и полн.

Мелькание, мельтешение —

Медленное сближение

Грешных с вечностью.

В бесконечности

Всё ещё огоньки папирос

И Галилейского моря заносы,

Торосы. Сливается время в чан,

Тяжёлой луны кочан,

Накренился пузом, грузом.

Юзом скребёт по дну

Неведомую никому

Корму. Лишь морю,

Что вторит и спорит,

И пенит, и бреет время,

Семя веры сея меж теми.

В чьё темя бьётся

Четвёртая стража ночи.

Нет мочи пророчить.

Обломки фраз, падений очи.

Не корчась в порче,

Не выйдешь за прочее, охочее

В воды одиночеств.

Без отчеств, без сна и веса

Штормы-повесы

В одной руке, протянутой вечно.

Но как безупречно

В судьбе скоротечной вскипает

Медный чан, твой океан

Здесь. Спесь взвесь,

В единственный рейс иди не один.

До годин в бурю шагни,

Его помяни, протяни руку,

Иди Петром на волю.

По морю, с горем не споря.

Ветру и тому не под силу:

Помилуй мя29, Боже, помилуй,

Ведь Ты один един.

И в чан седин

Обломками «Британника»

Без паники войти вели,

Святой земли

Пеной прилива коснуться дай.

Кучевых стай пеной врастая,

Мачтами времени шей небо.

Рыхлый плат зимы,

И снега, и ночлега,

И последнего побега

Кинь на город холмов и горок,

Моих коморок нарушив морок,

И вынь из створок,

И пестуй с палубы.

По-детски глупые,

Такие шумные, такие жалкие

Людские жалобы — тень бури злой,

Поветрие лихое.

Но где-то там, высоко надо мной,

Штормит и пенится всё то же

Галилейское море.

И опять по бездорожью

Входите тесными вратами… потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их

(Мф. 7:13,14)

Нелюдима30, нелюбима —

Горькой правды круговерть,

Повернёт повозку мимо

Разукрашенная смерть.

Мыслей лакомых пригоршню

Брошу я вдогонку ей —

И опять по бездорожью,

Безутешней и больней.

Вифания

В монастыре покойна тишина,

Но не мертва — у врат31 словами дышит.

Дыхание любви она одна

С новозаветных гор в молчанье слышит.

Просторный храм, открыты ставни в сад,

Благоухает лето опереньем.

Здесь всё — любовь. В часы Христос распят,

Но снят уже с креста полночным бденьем.

Противу32 Господа поставлена скамья,

И я на той скамье бывала к лету.

Далёко оставались дом, семья,

И думалось ничтожному поэту.

Пред Господом, распятым за меня,

Как чистый лист свободная до края,

Счёт времени молитвой раскроя,

Вифанию33 по букве открываю.

Оковам бренной жизни, суеты

На лавке я ослабу34 уготовлю —

И вот он дом Марии и цветы,

Что Марфа гостю ставила с любовью.

И воскрешённый Лазарь за столом,

И в доме меры нет добру и свету.

Картина радости, святое торжество,

И тишина во мне Христом согрета.

Уютный кров и дружеский привет,

И солнца плеск янтарный в каждой мине

Приносят в тишину простой обет,

Что Чаша Божия тебя не минет.

И нет ещё «распни его, распни».

Мария миро пролила, разбила стёкла,

Помазала Спасителю ступни

И волосами бережно отёрла.

Вифания — неспящая Псалтырь,

Вифания живёт, спасая души, —

В старинной Вятке дышит монастырь35,

И внешний шум покоя не нарушит.

На гору Фавор

Сенечке

Медовые полосы света

Спустились на гору Фавор36,

Далёкие звуки кларнета

Вплывают в извечный простор.

Не жжёт у подножия солнце,

Не вдруг обернётся назад

Парнишка, сияют в оконце

С Фавора родные глаза.

Был раньше хулитель37 бывалый,

На грубые шалости скор,

Но чудо! Молитвами мамы

Поднялся на гору Фавор.

Сиянием Лика сражённый,

От света родился добру.

Дарами земные поклоны

И кротость открылись ему.

Теперь в алтаре от Престола

Взирает на гору Фавор,

И плещется вечное слово

В улыбке чистейших озёр.

Свирели

Мы играли вам на свирели, и вы не плясали.

Мы пели вам грустные песни, и вы не рыдали.

Мф,11:17

Мы день за днём теряли высоту,

И так бездарно мыслями старели.

Мы принимали ложь за прямоту

И не слыхали голоса свирели.

Нас наполняя светом с высоты,

Она входила в дом весельем рая,

С ней ликовали горы и цветы

И падали кумиры, отступая.

В медовом звуке песенно38 вокруг,

Старинный звук — не парусник мятежный,

С ним в колыбели самых добрых рук

Живёт птенец свирелевой39 надежды.

Весёлый малый не тревожит нас,

Пока мы холодны и недовольны,

Он, верно, знает нужный день и час,

Когда услышим голос колокольный.

От радости такой пускаясь в пляс,

Услышим беспечальную трусиху,

И горы Галилейские для нас

В неповторимом голосе затихнут.

Пустыня

Горячий ветер снёс,

Вышиб из-под ног время,

Со всеми нажитыми гаджетами40

Из подворотен, мятых сотен,

дверных полотен вынул.

Сгинул скоро,

В тень забора ткнулся —

И нет его.

Один в песках калёных стою.

Ни века, ни дома.

Пустыни саркома

Едва знакома.

Жажда, галлюцинации,

Инсталляции41 — пустое.

Навстречу плывёт

В дрожащем воздухе зноя

Изнурённое тело,

И дух возникает словом

Забытым, почти суровым:

— Покайтесь.

Всё меркнет вмиг.

Но кто постиг

Пустыню Иудейскую?

Гордыню, вросшую в плоть,

Рванув, куснуть лишь раз

протянутый ломоть я смог.

Всё скрылось. Как,

На свой порог ступив,

Виденье побороть,

Держа в одной руке

Откусанный ломоть?

Пророк,

Убогих покровитель,

Предтеча Бога

Иоанн Креститель42

Дал знать.

Небесный мезонин43

Когда уляжется на сердце маета,

И край небес прогонит грусть,

Заговорят во мне забытые места,

Читает ветер наизусть

Притихшие поляны.

И слово детское, и лепетанье трав.

Полынный зной в родной глуши.

Одно дыхание у августа украв,

Стою в обманчивой тиши,

И заживают раны.

А надо мной растаял сини океан,

Вхожу в небесный мезонин.

Край бирюзовый в утешение мне дан,

В седую хмарь иду за ним

Под белые туманы.

О книге

Автор: Светлана Нагибина

Жанры и теги: Стихи и поэзия

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Пашня. Книга стихов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Красное — красный цвет в христианстве означает жертву, смерть и греховность.

2

Ежечасная — здесь о молитве.

3

Преподобной Марии Египетской — Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия, великая святая, чьё удивительное житие мы каждый год слышим Великим постом.

4

Огрешина — участок незасеянного поля.

5

Капернаум — древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Тивериадского моря (сейчас — озеро Кинерет), в Галилее, в Израиле. Город упоминается в Новом Завете. В Капернауме жил Иисус Христос.

6

Горнило — (иноск.) совокупность жизненной опытности, вынесенной страданиями (намёк на горн, горнило место для калки металла и очистки его огнём).

7

Горевой — испытавший или испытывающий горе, нужду; несчастный.

8

Дён — здесь дней.

9

Податель (победы) — здесь о Христе Спасителе.

10

Марии Египетской — христианская святая, жившая в Египте в середине V века, считается покровительницей кающихся женщин.

11

Иордан — в христианстве Иордан — место проповеди Иоанна Предтечи и крещения Христа.

12

Обрыд — обрыднуть, — ну, — нешь; обрыд и обрыднул, обрыдла; совер., кому (прост.). Очень надоесть, осточертеть, осатанеть.

13

Гадаринской стране — страной Гадаринской в Израиле называли окрестности Гадары — города, расположенного на противоположном от Галилеи берегу Генисаретского озера.

14

Бесноватый (гадаринский) — Господь исцелил бесноватого, одержимого целым легионом бесов. Прежде чем это произошло, Господь сказал апостолам: «Давайте переплывём на тот берег». И единственное дело, которое Он совершил на том берегу, это освобождение бесноватого от одержимости.

15

Подопнул (ть) — подгонять кого-то пинками, толкать ногой.

16

Кедрон (поток) — название ручья, протекавшего между Иерусалимом и Елеонской горой и впадавшего в Мертвое море, упоминается в Библии.

17

Сад — здесь, о Гефсиманском саде, это оливковая роща в долине реки Кедрон, у подножия Елеонской горы, восточнее Иерусалима. место Моления о Чаше. Именно здесь, припав к холодному камню, Христос молился Отцу избавить Его от страданий, если только это возможно.

18

От века Сущий — здесь, об Иисусе Христе.

19

О Страшном суде — Страшный суд, Судный день — последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.

20

Великому вторнику — притча о Страшном суде — одна из трёх, читаемых Великим вторником. Известная притча об овцах и козлищах, на которых разделит нас Господь в зависимости от ответа на пару вопросов: помог ты в чём-либо хоть однажды хоть кому-либо?

21

Сихарь — город в Самарии.

22

Самарянки (а) — женщина-самаритянка, у которой Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности (Самария-Сихарь) о мессианском служении Иисуса.

23

Вифезда — это два совмещенных бассейна, где хранилась вода для города на случай засухи. В Вифезде совершались чудесные исцеления людей от многих болезней. Слово «Вифезда» означает «дом милосердия». Собственно, «домами милосердия» были колоннады вокруг бассейнов, под кровлей которых лежали больные, ожидавшие целебного бурления воды в купели. Именно в Вифезде Иисус исцелил человека, который страдал от неизлечимой болезни около сорока лет.

24

«Благовеста» — здесь «Благовест» — ещё и библиотека православной литературы в Кирове, где обосновалось литературное объединение «Молодость».

25

Кинерет — Тивериадское озеро в Израиле, также известное как Галилейское море, Геннисаретское озеро или озеро Кинерет, находится в северо-восточной части страны, у города Тверия. Столько названий водоём приобрел благодаря своему расположению. Своё современное наименование Тивериадское озеро получило после основания на его западном берегу в I веке н. э. города Тивериада (сегодня — Тверия).

26

Тивериада — палестинский город на юго-западном берегу Тивериадского озера, в 4 1/2 часах пути от Назарета и в 3-х от Капернаума. Город получил означенное название от имени римского императора Тиберия. По свидетельству Иосифа Флавия, он основан Иродом Антипой в 16 году по Р. X. В небольшом расстоянии от города, по его же словам, в селении, называемом Эммаус, находились тёплые источники. Большинство жителей города состояло из галилеян.

27

Черватее — здесь (в значении хуже) как порицающее или бранное слово.

28

«Британника» — «Британник» — госпитальное судно Его Величества, третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально «Британник» строился под именем «Гигантик». Гибель судна «Британник» стала самой большой потерей британского торгового флота за всю историю первой мировой войны.

29

Мя — меня.

30

Нелюдима — угрюмая, избегающая общения с другими людьми, любящая одиночество.

31

У врат — здесь о Царских вратах в церкви.

32

Противу — против.

33

Вифанию (я) — селение, упомянутое в Новом Завете как родной город Лазаря, Марии и Марфы (Ин.). В этом городе пребывал Иисус Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим.

34

Ослабу (а) — устар. диал. облегчение.

35

Монастырь — здесь о Вятском Спасо-Преображенском Новодевичьем монастыре.

36

Фавор — гора Фавор — большой холм библейского значения в Нижней Галилее, на севере Израиля, на восточной оконечности долины Изреель, в 18 километрах к западу от Галилейского моря. В христианской традиции гора Фавор — место преображения Иисуса.

37

Хулитель — книжн. тот, кто хулит, ругает, поносит кого-либо, осуждает.

38

Песенно — нареч. качеств. обстоят. Так, как характерно для песен. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.

39

Свирелевый — здесь звук, издаваемый свирелью.

40

Гаджетами — компактные электронное приборы различного назначения.

41

Инсталляции — пространственная художественная композиция, создаваемая из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов.

42

Иоанн Креститель — в христианстве последний пророк, предтеча Христа Мессии, возвестивший о Его скором пришествии.

43

Надстройка над домом.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я