В мире беспокойства и тревожности сложно ощущать контроль над жизнью, принимать решения и воплощать задуманное. Нужно гибко управлять жизнью и постоянно учиться в условиях неопределённости, чтобы адаптироваться и реализовать потенциал. В книге вы найдёте прикладную систему для организации жизни, которая поможет осознать стремления, установить цели, составить план изменений и органично его реализовать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системная жизнь. Как организовать жизнь, чтобы справиться с неопределённостью и добиваться результата без выгорания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Анализ
Введение
Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть…
Почему мы начинаем с анализа, если можно сразу начать делать? Ведь из каждого угла кричат: хватит думать, не ссы, берись и делай. Рассказывают, что все границы у нас в голове, советуют верить и визуализировать. Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте две задачи:
1. Два самолёта летели с одинаковой скоростью. Один самолёт был в воздухе 2 ч, а другой — 4 ч и пролетел на 1400 км больше, чем первый. Сколько км пролетел каждый самолёт?
2. Представьте, что придумали телепорт по доступной цене. Любой может попасть мгновенно в любую точку мира. Какую работу необходимо проделать государствам из-за таких изменений?
Первая задача — стандартная. Если вы давно учились в школе, то для вас она даже покажется сложной задачей, а вот для школьника с портативной колонкой она — простая. Главное, что у задачи есть четкое «дано», точные вводные данные, есть точный ответ и алгоритм решения с помощью конкретных формул. Берёшь и решаешь. Вторая задача — нестандартная и абстрактная. В ней нет одного единственного правильного ответа. В ней много альтернатив, компонентов и неопределённости. Сходу непонятно, как к ней подступиться.
Так же с любой амбициозной целью и всей жизнью. Жизнь — это постоянный процесс замены одних целей на другие с увеличением сложности. Так обеспечивается движение по пути жизни без конечного пункта. Рост от цели к цели дает удовольствие от этого процесса и делает вас счастливыми. Есть стартовая точка «A» (ваша текущая ситуация) и финальная точка «Б» (ваша цель). Когда вы ставите себе цель и знаете, что надо делать для её достижения, то это простая задача. Для неё даже книги можно не читать. Нужно просто сделать. Применить всем известную формулу, как в задаче про самолеты. Когда вы ставите амбициозную цель, которой ранее не достигали, и не знаете, как это сделать, то это сложная абстрактная задача. Сложные цели дают сильный результат. Путь к сложной цели — это всегда работа с будущим и тем, чего вы не знаете, не умеете, не ожидаете. Поэтому нельзя просто взять и шагнуть из точки «А» в точку «Б». Потому что идти вы начинаете с тем, что имеете в текущей ситуации. Ни с кейсом денег, ни с дополнительными часами в сутках, ни с чьей-то помощью. Только то, что у вас есть — и вперёд. Анализ — это стартовое действие в любом процессе, которое позволит построить надежный фундамент для моста из точки «А» в «Б». Если мы не знаем, как прийти в точку «Б», то это не значит, что мы будем гадать по кофейной гуще и учиться верить в успешный успех. Мы будем анализировать и стараться получить своё «дано» в сложной задаче. Это поможет планировать не в вакууме и отталкиваться от реальных данных. Главная задача анализа — понять, куда хотим прийти, и что для этого есть. Анализ дает осознанность и уменьшает быстрые иррациональные реакции на события. Это позволяет спланировать самый короткий маршрут. А также увидеть возможности, которые могут его упростить и ускорить.
«Γлaвнoe в шaxмaтax — этo нe тo, нa cкoлькo xoдoв впepeд ты дyмaeшь, a кaк ты aнaлизиpyeшь тeкyщyю cитyaцию…»
Для себя я выделил важные группы ресурсов и возможностей, которые важно анализировать в начале. К ним относятся: состояние жизни, окружение, навыки, мотивация и майндсет. Я заметил, что изменения именно в этих группах начали положительно сказываться на моей жизни. А также неоднократно видел, как проблемы в этих группах мешали людям изменить свою жизнь к лучшему. Дальше о каждой группе поговорим подробнее. Пристегните ремни анализа, мы начинаем.
Сферы жизни
Для анализа текущего состояния жизни можно воспользоваться попсовым инструментом «Колесо баланса». Не спешите закрывать книгу. Это не то, что вы подумали. Колесо баланса используют разные коучи, оно всем приелось и кажется немного детской затеей. Но какими бы крутыми и умными вы ни были, этот инструмент наглядно показывает ситуацию и порождает вопросы к себе. Не раз я наблюдал реакцию «Ой, всё, да зачем это колесо надо», когда люди заполняли его. А потом не могли оторваться в рассуждениях, из чего состоит это колесо, и какую оценку надо поставить. Неважно, в каком виде вы это сделаете, хоть просто списком. Важны оценки, которые вы поставите. Я, например, использую просто столбики, как в эквалайзере в плеере.
Рис. 2 Эквалайзер баланса
Чтобы не стремиться сбалансировать колесо, а увидеть свои настройки жизни. Так можно сделать верхнеуровневый срез, чтобы двигаться от общего к частному. Как установить пресет в эквалайзере и сделать более тонкие настройки. Например, вы выбираете «рок», и ползунки становятся на свои места. Затем вы подкручиваете под себя и получаете звук, который вас устраивает. Так что давайте использовать понятие «Эквалайзер баланса», а не «Колесо». А также договоримся, что наша цель — увидеть текущее состояние сфер жизни, а не сбалансировать их. Я не верю, что колесо можно сбалансировать в принципе. Оно будет меняться с течением жизни, так как будут меняться ценности и понятие счастья. Поэтому в разные периоды оно будет выглядеть по-разному.
Что делать, вы прекрасно знаете. Возьмите лист бумаги или онлайн-сервис. Нарисуйте 10 столбцов: «здоровье», «энергия», «время», «семья», «любовь», «финансы», «друзья/окружение», «карьера/бизнес», «хобби», «развитие». Это база, и обычно её хватает. Когда-то решили, что баланс этих сфер сделает жизнь счастливой. Все люди уникальные и мыслят своими категориями. Поэтому формат колеса снова вызывает вопросы. Всё, что вы считаете важной частью жизни, можете добавить новым столбцом. Я, например, отдельно добавляю «отдых», «спорт» и «питание». Они по умолчанию входят в «здоровье», но мне важно увидеть и зафиксировать оценку по отдельности. Не нужно вникать и придумывать, что входит в каждый пункт. Если разобраться тяжело, то разделите один пункт на два разных. Когда столбцы готовы, то оцените по 10-балльной шкале каждую сферу, где от 0 до 3 — это полное отсутствие или минимальная удовлетворенность; от 4 до 7 — средняя степень, что-то уже достигнуто, но не идеально; от 8 до 10 — максимальная удовлетворенность.
Важно выделить фундаментальные проблемные сферы. Чтобы улучшить что-либо, нужно понять, что сейчас там не так. Потом это исправить, добиться стабильности и затем дальнейшего роста. Очень часто люди, насмотревшись успешных постов или увидев дисбаланс в колесе баланса, сразу думают о высоких целях и начинают совершать необдуманные действия. Например, покупают абонемент в спортзал, и потом он пылится на столе. Так как много работы, нет сил и т. д. Они не виноваты. Так работает наш мозг. Он не понимает прошлого и будущего. Мысли о красивом теле он воспринимает так, будто у вас уже красивое тело. Даёт вам пинок, вы делаете резкие поступки, а потом придумывает объяснение, чтобы сохранить энергию. В такие моменты владелец фитнес-клуба радуется и прокачивает сферу финансов в колесе баланса за ваш счёт. Если вы не знали, то фитнес-клубы знают про этот механизм, и это модель их заработка. Вы покупаете абонемент и не ходите туда. Просто отправляете свои деньги и всё. Идеально же. Этим я хочу сказать, что прежде, чем замахиваться на большую цель, нужно залатать дырки в фундаментальных вещах.
Если по колесу баланса у вас от 1 до 3 в сферах «здоровье», «энергия», «время», «финансы», то начинать двигаться к большой цели — это как ковшом вычерпывать воду в лодке с дыркой. Всегда сначала нужно решить фундаментальные проблемы, чтобы быть в строю для новых изменений. Оцените свои сферы жизни, выделите сферы с самыми маленькими оценками. Затем выстройте их в список от самых важных до менее важных. В топ 4 обязательно должны быть: «здоровье», «энергия», «время» и «финансы». Если у вас там плохие оценки, то пока забейте на всё остальное и сконцентрируйтесь на них. Без них вы просто не сможете начать и довести дела до конца.
Окружение
Все знают пословицы «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» или «с кем поведёшься, от того и наберёшься». Они уже стали весёлым клише, как «London is the capital of Great Britain». Каждый второй их произносит, но осмысленно никогда не задумывался над своим окружением и его влиянием. Окружение — один сильнейших факторов, влияющих на вас. Каждый человек держит во внимании социальные связи со 150 людьми. Настоящие социальные связи, а не все 600 друзей в социальной сети. Цифру 150 подтвердил эволюционный психолог Робин Данбар ещё в 60-х годах. Всех 150 человек в своей теории он называет друзьями, но на самом деле реальные друзья — это примерно 5 человек. Затем идет 15 человек приятелей и знакомых. Из них складывается ваш близкий круг общения.
На каждом уровне вы тратите время на общение, отдаёте эмоции, энергию и мысли. И что важно — от окружения тоже их получаете. Кто-то вас заряжает и поддерживает. Кто-то вам просто плачется или жалуется на жизнь Кто-то хочет обсудить сплетни или навязать свои интересы. Кто-то сам ничего не добился и не хочет, чтобы добились вы. Кто-то искренне радуется за вас, а кто-то улыбается вам в глаза, а потом обсуждает со своими друзьями, какой вы мудак.
Рис. 3 Модель социального окружения человека
До 2013 года я сам никогда не задумывался об окружении. Меня всегда окружали лучшие друзья. У нас были общие интересы и поддержка друг друга. Мы учились, работали, круто отдыхали и занимались музыкой. Это было классное время, это была отдельная жизнь. Потом часть уехала из Донецка, а часть жила далеко. Мы виделись редко, а мессенджеры тогда ещё не были так популярны. Большую часть времени я работал. Ходил на завод, где большую часть моего окружения составляли рабочие завода. Там было много классных ребят, но составы смен часто менялись, и я пересекался с ними редко. Тогда я просто попал во вселенную рабочих, где многие думают, что никто ничего не может добиться сам, что везде маленькие зарплаты, начальство — мудаки, все насосали себе на машины и квартиры, а президент не беспокоится о нашем благополучии, и нас просто используют, как рабов. Смены были по 12 часов, поэтому такое отношение к жизни и миру я слушал почти круглосуточно. Не общаться я не мог, но и не поддерживал никого. Я думал, что, если я так не считаю, то просто слушаю их как радио, и на меня это не влияет. Однажды, в очередном разговоре с женой про покупку квартиры в Донецке, я поймал себя на мысли, что я тоже начал так думать. Что у меня все виноваты, а квартиры стоят космических денег, и честным способом на них не заработать. Я прямо почувствовал, что становлюсь, как эти люди на заводе. Чьи цели в жизни дальше бутылки коньяка на выходных не заходят. После этого меня просто стало тошнить от работы, и я захотел изменить всё. Страну, город, работу, всё, чтобы полностью обнулиться. Чтобы Уилл Смит «блымнул» мне прибором из «Люди в черном», и я всё забыл про эти времена.
Тогда я начал интересоваться переездом в Москву. Обо всех вариантах переезда, законах, документах, жилье и т. д. В то же время я попал в смену с новым химиком Евгением Казаковым. Мы сразу нашли общий язык, подружились, и я узнал, что он тоже хочет уехать. Мы быстро объединили усилия по вопросу переезда. Каждую смену по 7 часов сидели в шлюзе и обсуждали варианты переезда. Помню, смотрели на московские вакансии и восхищались, какие большие зарплаты 25 000 руб. Можно сказать, что знакомство с Жекой спасло меня. Из режима «начинают опускаться руки, пусть будет, что будет» я перешёл в режим «я сделаю всё, чтобы добиться, чего я хочу». Каждый день в 6 утра я шел на автобус и хотел скорее приехать, чтобы обсудить с Жекой, какую информацию нашел я и что есть у него. Когда всё сбылось, я чётко понял, что можно получить всё, что хочешь. Главное что-то делать, пробовать и не останавливаться. Эта ситуация изменила мое мышление и отношение к трудностям. Один человек составлял тогда мое положительное окружение. Представьте, если бы их было 12 таких же. Которые поддержали бы и верили вместе со мной. Это не значит, что меня не поддерживали жена, родители и друзья. Просто я не говорил им о своих планах и постоянно был на работе.
Есть известное утверждение «Crab bucket theory». Оно говорит о том, что посаженные в ведро крабы будут тянуть вниз того краба, который начнет из этого ведра выбираться. Поэтому, чем скорее вы осмысленно проанализируете свое окружение и уберёте оттуда всех крабов, тем скорее почувствуете изменения к лучшему. К сожалению, часто в нашем окружении негативная энергия исходит от самых близких. Наши родители, родственники, друзья не верят в нас, ставят под сомнение наш успех и способности. Бороться с этим можно одним способом. Если есть крабы среди знакомых и коллег, то такое общение нужно прекратить как можно скорей. Не обязательно им звонить или писать: «пшёл вон, кровосос, мы больше не общаемся». Просто плавно выходите из коммуникации и сокращайте ее до нуля. Если такие люди среди родителей, друзей, родственников, то нужно договориться, чтобы они не говорили вам ничего негативного и не жаловались. Главное — чётко отличать просьбы о помощи от бессмысленного нытья. По опыту уверен, что у малой части получится. Остальным предстоит тяжелая работа, сложные решения или психологическая устойчивость. Если у вас есть такие друзья, родственники или члены семьи. Честно и вежливо объясните свою мысль раз или два. Объясните, что вам неприятно, и вы не знаете, как реагировать. Если ничего не меняется, они вас игнорируют, продолжают лить в уши грязь и негатив, то это значит, что им всё равно. Они просто удовлетворяют свои потребности, общаясь с вами. Мол, кто, если не вы их выслушает. Прекращайте это общение. Ни к чему хорошему это не приведёт.
«Человек будет охотнее манипулировать другими людьми ради получения поддержки, чем согласится сам встать на собственные ноги, чтобы вытереть собственную задницу»
Многие скажут, что я жестокий и предлагаю с родственниками и друзьями оборвать связь. Да, это я и предлагаю, если в этом общении нет ничего положительного или нейтрального. Только нужно попробовать оборвать не целую связь, а линию негативной коммуникации. Но если не получается, то лучше не общаться вообще, чем портить себе жизнь. Или вы можете быть в числе счастливчиков, кто научится не принимать всё на свой счет и пропускать негатив мимо ушей. Я много раз видел, как люди годами тратят время на болезненное или токсичное общение. Это шаг в никуда. Вопрос очень чувствительный, так как нередко люди сами не понимают, что они являются негативным окружением. Не нужно рубить с плеча. Всегда постарайтесь помочь, но если всё без толку, то остается либо терпеть, либо избегать негативного влияния. Выбирайте, что для вас меньшее из зол.
Проанализируйте свое окружение на энергию, ценность и потребности. Звучит меркантильно, но это единственный способ оценить ситуацию трезво. Нужно понять, какую вашу потребность закрывает общение с конкретным человеком. Например, с кем-то вы общаетесь, потому что у вас общие интересы, это вас заряжает, вы отдыхаете, получаете знания или отдаёте знания, а это вам нравится. Выпишите списком всех людей, с которыми вы общаетесь больше всего. Напротив каждого в несколько столбцов напишите: как давно вы общаетесь, какую потребность вы закрываете (зачем вы с ним общаетесь, что вам в этом нравится), какую энергию вы получаете (как на вас влияет), чему вы научились или можете научиться, про какие темы говорили последний раз. Затем составьте план по укреплению и расширению общения с хорошими людьми. С которыми вам комфортно общаться, они готовы вас поддержать, поделиться опытом и порадоваться искренне за ваши успехи. Постарайтесь внести изменения в свою жизнь, чтобы больше времени проводить с положительными людьми. Также составьте план, чтобы избавиться от плохих контактов. И не забывайте, что для кого-то вы тоже близкое окружение. Ваше поведение тоже влияет на чужие жизни. Пусть это влияние будет положительным.
Навыки и качества
Любую деятельность мы осуществляем с помощью компетенций. Компетенция — это совокупность навыков и умение с помощью них выполнять определённые задачи. Говоря простым языком, у вас есть свои умения и качества, которые помогают развивать текущие и новые навыки. Которые позволяют вам исполнять роли в разных ситуациях. В анализе наша задача понять, какой есть арсенал умений и качеств на текущий момент. Ведь помним, что никто не даст костюм Железного человека. У нас есть только мы сами. Чтобы вы не думали про свои навыки, нужно проанализировать себя на суперспособности и точки роста. Не нужно заострять внимание на том, чего не умеете, а хочется. Может вам и не надо это. В этом разберёмся позже. Для тех, кто думает, что он ничего не знает и ничего не умеет, сразу скажу: нет людей, кто ничего не умеет. До текущего возраста вы получали разный опыт, перенимали чужие установки и существовали в этом мире. Все люди имеют потенциал к развитию и деградации. Вы точно имеете суперспособности. Вы просто об этом ещё не знаете или никогда не пробовали их найти. До текущего дня ваши навыки обеспечивали вам исполнение разных функций для разных ролей. Например, водитель, менеджер, родитель, продавец, пилот и т. д. Всё это роли, и для каждой нужны свои навыки. Забегая вперёд, можно сказать, что жизнь — это набор проектов, в которых вам надо исполнять разные роли. Путь к вашим целям тоже состоит из проектов. Если вы ещё цели не достигли, то, скорее всего, вы не знаете, из каких проектов она состоит, или не выполнили все нужные проекты. На данном этапе анализа надо разобраться с тем, что есть. Чтобы было легче, начните с текущей деятельности. Запишите деятельность, которой занимаетесь сейчас, которая вам нравится, и которую вы делаете хорошо, по своему мнению и мнению ваших друзей, знакомых и родственников. К каждой деятельности запишите навыки, которые уже используете и какие нужны для ее исполнения. Записывайте, что знаете. Если вы не знаете, что вам нравится, то пропустите. Заполните потом. Опросите друзей и знакомых. Задайте им вопрос: «Что, по-твоему, я делаю хорошо?». Вы можете узнать что-то новое о себе и очень приятное. Если на данном этапе вы уже знаете навыки, которые вы хотите развивать, то запишите их. Важно, чтобы они были продиктованы целью, а не потому, что это сейчас в тренде, или сын маминой подруги умеет, а вы нет. Если вы сталкивались с задачей и не смогли её решить, то напишите, каких навыков для этого не хватило. Также запишите свои достижения на данный момент с объяснением, что помогло вам это осуществить. Забейте на свои эмоции и мнение. Представьте, что вам приставили пистолет к виску и заставили себя хвалить. Запишите всё, за что вы можете себя похвалить. Любое, даже самое маленькое достижение.
«Незаменимых нет, есть неповторимые…»
Качества, которыми вы обладаете, не менее важны. Они могут быть зерном, из которого вы будете растить нужные навыки. Важно себе признаться и описать свои качества максимально честно. Что вы считаете сильными качествами и слабыми. Это субъективная оценка, но от чего-то надо оттолкнуться. Качества помогают формировать гибкие навыки или, как их принято называть, «soft skills». Ученые из Гарварда говорят, что гибкие навыки — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%. Сегодня гибкие навыки — это тренд, но об этом мы поговорим в главе про обучение. Поэтому честно распишите свои качества. Без сверки со списком хороших и плохих качеств. Просто пишите, что считаете сильными и слабыми качествами своего характера. Здесь нет цели себя похвалить или поругать. Нужно сделать снимок вашего характера и понять, что уже можно использовать для роста, а что надо подтянуть. Исправлять качества сложно. Большая часть сформировалась ещё в детстве, ещё часть благодаря жизненному опыту. Для изменения качеств иногда может понадобиться помощь специалиста. Чаще всего менять ничего не нужно, и помощь карьерного консультанта расставляет всё на свои места. Но пока просто дочитайте эту книгу. Скорее всего, несколько следующих глав и немного системности решат ваши проблемы.
Майндсет
Раньше я часто слышал, что ты то, что ты думаешь. Не соглашусь с этим. Думать можно сколько угодно, но так никогда и не сделать. Чтобы изменить что-либо или на что-то решиться должен быть определенный майндсет. Майндсет — это тип или образ мышления. Также можно сказать, что это мировоззрение человека. От него в принципе зависит, как и с кем вы будете двигаться к цели, какая будет реакция и действия при трудностях и ошибках. От него зависит ваша уверенность, настрой, смелость и скорость изменений. Ты не то, что ты думаешь. Ты то, что ты делаешь. Чтобы делать правильные дела, надо навести порядок в своем образе мышления. Для этого нужно анализировать свои мысли. Теме майндсета много работ посвятила американский психолог Кэрол Дуэк. Она эксперт в области социальной психологии и психологии развития. У неё есть книга, которая в оригинале так и называется — «Mindset». У нас её перевели, как «Гибкое сознание». В ней объясняется, что успех в различных сферах жизни — это не просто особый талант или способности. В основном это результат того, как мы смотрим на жизнь. Идея книги в том, что есть «майндсет роста» и «фиксированный майндсет». Если коротко, то первое это круто, а второе это плохо. В книге Кэрол много примеров из спорта, бизнеса и личных историй, которые объясняют, какую роль имеет майндсет роста для успеха, и как фиксированный майндсет способствует провалу.
Без заумных книг понятно, что позитивный настрой — это хорошо. С кем бы вы пошли покорять Эверест? С тем, кто верит и жаждет победы? Или с пессимистом, который постоянно ноет и везде видит негатив? Вы скажете, что верить и жаждать — это ещё не сделать — и будете правы. Одного настроя недостаточно. Важны ваши установки, прошивка вашего мышления.
Установки в фиксированном майндсете предполагают, что каждый человек с рождения обладает определенным набором навыков, будь то профессиональные, социальные или другие. Такие люди обычно думают, что:
• я таким родился, и ничего уже не поменять;
• способности и ум передаются по генам, они есть не у всех;
• я бы тоже смог, если бы у меня были возможности, как у него/неё;
• провал — это плохо, мне будет стыдно, что подумают люди;
• зачем браться за это, если я не умею это делать;
• это не для меня, это очень сложно.
И прочие мысли в таком духе. Люди с фиксированным майндсетом любят фразы типа «да куда ты лезешь, это не твоё», «а что, если», «да я уже много видел, у кого не получилось» и подобные. Образ таких людей хорошо показан во втором куплете песни Касты «На порядок выше». Его смысл можно описать примерно как «где родился, там и пригодился». Думаю, эту фразу придумал самый главный босс людей с фиксированным майндсетом. Само собой, лучше, чтобы среди вашего окружения таких людей не было. Окружайте себя людьми, которые будут тянуть вас вверх. Жизнь уже и так полна людьми, которые хотят тянуть вас вниз.
Люди с майндсетом роста диаметрально противоположны. Установки майндсета роста основаны на том, что любой навык или компетенцию можно развить. Что всего можно добиться, если разобраться и действовать. Люди с таким майндсетом думают так:
• ничего не предопределено, всё зависит от меня;
• если пробовать, то обязательно получится;
• ошибки — это не страшно, это опыт;
• нужно учиться новому, чтобы использовать новые подходы;
• всё равно, что подумают люди, я попробую;
• я могу добиться всего, это вопрос ресурсов и навыков.
Получается, что все люди делятся на своего рода пессимистов и оптимистов, уверенных и неуверенных в себе людей. Большинство людей, называющих себя «пессимистами» или «скептиками», боятся неудач. Поэтому они выбирают комфортный пессимизм. В пессимизме нет испытаний и проблем. Равно как и нет роста и развития. Многие обычно говорят, что они не пессимисты, а реалисты и просто трезво оценивают ситуацию. Что у них уже был опыт, и они знают, как будет. Поэтому лучше не лезть, где не разбираешься, лучше не рисковать. Такие люди не уверены в себе, они не сделали выводы из неудачи и сдались. Обычно они хорошо работают на тех, кто уверен в себе. Неуверенными людьми легче управлять, давать кредиты, использовать для своих нужд. Некоторые пессимисты даже это понимают и пытаются выбраться с помощью серебряных пуль: курсов, тренингов и марафонов. Их там учат визуализировать, искать мотивацию, всему говорить «да» и хвалить себя перед зеркалом. Но это не помогает, так как не меняет майндсет.
«Пессимист — это прежде всего бомж. Чтобы быть оптимистом, нужно много работать»
Чтобы делать шаги в сторону роста, нужен майндсет роста. Чтобы изменить майндсет, нужно много работать над собой. Забавно, что майндсетом роста обладает каждый человек с рождения. Посмотрите на детей, они уверены в себе. Они пробуют вставать и идти. Падают, но встают и идут. Ни у кого не развивается выученная беспомощность, никто не думает, что это больно, стыдно и страшно. Они просто берут и делают. Они просто многого не понимают, что понимают взрослые. Но посмотрите на всезнающих взрослых, большинство не уверены ни в чем.
«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие»
До окончания университета я был таким ребенком с майндсетом роста. Спасибо маме. Она с детства всегда говорила, что я самый лучший, и мне всё по силам. Я никогда не думал о страхах неудач и не сомневался в себе. Но после университета я приобрел пессимизм. Когда оказалось, что такой бриллиант, как я, никому не нужен без опыта работы, то я становился пессимистом всё больше. Я не знал, что делать. Опускались руки, и я был согласен уже на любую работу. Работая на заводе, я перестал верить, что я могу чего-то добиться. Я даже не думал, чего я хочу, и не строил никаких планов на жизнь. Окончательно погрязнуть в болоте мне не дала моя жена. Иногда её критическое мышление не может вовремя остановиться, и она может начать тревожиться, но она всегда была против пессимистичных взглядов. Она именно тот человек, который умеет радоваться жизни и наслаждаться моментом. Наверное, её ко мне приставили, чтобы я не сошёл с ума за неизвестные мне заслуги в прошлой жизни. Она просто говорила на мои негативные мысли: «Почему ты так думаешь? На каких фактах основаны твои мысли?». Я сразу бросался в аргументацию, объяснял ей, что она ничего не понимает. Но каждый раз выяснялось, что у меня нет доводов. Я просто накручивал себе негатив и генерировал проблемы, которые могли не произойти. Занимался прогнозированием и грустил. Тогда меня взял в плен фиксированный майндсет. Я боялся решать сложные задачи, мне хотелось оправдать барьерами своё бездействие и снять с себя ответственность.
Закреплению фиксированного майндсета способствует наш мозг. Он всегда переоценивает угрозы, недооценивает возможности и преуменьшает ресурсы, которые у вас есть. Поэтому очень важно анализировать свой майндсет на мысли-паразиты. Они ограничивают рост. Сдерживают от шага, который может изменить жизнь. Хотя этот шаг не обязательно должен быть большим. Он может быть микроскопическим, но вы не решитесь на него, так как боитесь даже маленького риска. Все люди равны биологически, но развиваются по-разному. Нет генов гениальности и суперума. Есть только ваши мысли, которые ограничивают или запускают действия. Можно дальше продолжать жаловаться, что вам что-то не дано. А можно просто начать изучать что-то новое, пробовать, экспериментировать и улучшать себя. Если вы заметили в себе фиксированный майндсет, то срочно разберитесь в этой теме. Лучше отложите мою книгу в сторону, прочтите «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк и затем продолжайте. Без майндсета роста полезная информация будет блокироваться, к ней не будет доверия, и вы будете вечно искать серебряную пулю. Системная жизнь — это экзоскелет для майндсета роста. Нужно просто начать её внедрять, и вы увидите, что тоже способны на многое. Вся книга написана, чтобы не дать вам прецедентов для закрепления фиксированного майндсета. Чтобы к любым изменениям, вызовам или проблемам вы подходили смело и не испытывали страха. Без всяких «а если, а вдруг» и т. д. Чтобы не было сомнений в достижении результата, и была уверенность, что вы не дадите заднюю.
Мотивация и вектор
Сегодня интернет забит видео и статьями о том, как искать мотивацию. Якобы есть «вы» и ваша «цель», а мотивации нет. Вы чего-то очень хотите, но не делаете. Вы бы с радостью, но мотивации нет. И никак пазл не складывается, а движение к цели не начинается. Есть много определений мотивации. Мне нравится, когда мотивацией называют естественное эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Потому что ключевое слово здесь «естественное». Какое бы определение вы ни встретили, суть мотивации одна и та же — если вы чего-то не хотите, то вы этого делать не будете. А если хотите, то вы это делать будете. Само собой, если нет непреодолимых или временных ограничений. Это всё, что надо знать про мотивацию и её природу. Нужно разбираться в том, чего вы хотите и зачем, а не искать кнопку, которая даст пинок под зад, чтобы мотивация обнаружилась. Если мотивацию нужно искать особым способом, то как же без неё мы смотрим сериалы, тратим деньги на вредную еду или ходим к зубному. Всё происходит само. Невидимые силы активируются, побуждают к действиям и не успокаиваются, пока не будет результата. Эти невидимые силы называются стимулирование и мотивация.
Стимулы стимулируют, а не мотивируют, в этом большая разница. Стимул (лат. stimulus) — палка погонщика слона или острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют быка. По-научному — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие. В физиологии и психофизиологии — это понятие тождественно понятию раздражения. Здесь всё понятно. Стимул, как палка, которая нас бьет по спине. Причиняет боль и дискомфорт, от которой хочется убежать. А мотивация — это стремление удовлетворить значимые потребности человека. Иначе можно сказать, что это истинные желания человека. То, чего хочет именно он. Эти процессы — не секретная разработка инфоцыган или методика недобросовестных коучей. Они существуют ровно столько, сколько существуют люди, и обусловлены базовыми потребностями человека. Какая была главная потребность человека, когда люди бегали с дубинами по лесам и жили в пещерах? Защитить себя, выжить и продолжить род. Эту задачу выполнял и выполняет инстинкт самосохранения. У каждого человека он проявляется в виде бегства и любопытства. Бегство — это стимул, чтобы избежать опасности, а любопытство это мотив узнавать и осваивать новое для адаптации и выживания. В группе инстинкт самосохранения с помощью социального взаимодействия двигает человека по иерархической лестнице наверх, к власти, или вниз, под защиту тех, кто сильнее. Чтобы вид не вымер, нужно размножаться. Мы не животные, для которых размножение просто инстинкт. Человеку надо производить впечатление и впечатляться от других, чтобы размножение случилось. Инстинкт самосохранения на этих уровнях формирует основные базовые потребности человека. Они никуда не делись, но видоизменились с развитием мира. Сегодня вместо потребностей больше подходит обозначение «базовые ценности». Базовые потребности в большинстве случаев у всех людей закрыты. На первый план вышли базовые ценности человека. Такие, как деньги, статус, имидж, развитие и психологический комфорт. Это всё те же базовые потребности, но в другом виде. Например, деньги выполняют функцию безопасности, а имидж и статус описывают место в социальной структуре и помогают восхищать людей. Отношение к базовым ценностям меняется в течение жизни в зависимости от возраста, здоровья, квалификации, жизненного опыта, семейных и других обстоятельств. Один и тот же человек в 18 лет, 30 и 50 будет по-разному расставлять приоритеты в жизни. Обычно выделяются 2—3 главных базовых ценности, которые влияют на выбор стиля жизни, окружения, работы и хобби. Если стремление основано на закрытии базовых ценностей, то мотивация будет естественной. Если вы что-то делаете, так как боитесь потерять базовые ценности, то это бегство от дискомфорта. То есть стимул. Часто можно встретить обозначения «мотивация от» и «мотивация к». Всё это про одно и то же.
Анализировать мотивацию нужно, так как большинство людей зависли в зоне недовольства зоной комфорта. Базовые потребности закрыты, раздражающих стимулов не так уж и много, но и мотивации нет. Как бы зона комфорта, но осознание того, как должно быть, не даёт наслаждаться тем, что есть. Притча про собаку на гвозде хорошо описывает такое состояние.
Однажды человек шел мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо, человек про себя удивился, почему же скулит собака.
На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук. Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары.
На третий день, на свою беду, он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.
— Извините, мэм, — обратился он к старушке. — Что случилось с вашей собакой?
— С ней? — переспросила старушка. — Она лежит на гвозде.
Смущенный её ответом человек спросил:
— Если она лежит на гвозде, и ей больно, почему она просто не встанет?
Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:
— Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.
Многие люди также находятся в ситуации, когда всё хорошо, хочется ещё лучше, но мотивации действовать нет. Либо недостаточно хорошо, но пока ещё не дошло до стимулов, когда будет затронута безопасность. Человек не действует по трём причинам: не хочет, не может или не знает как. Если после цитаты Эндрю Гроува из книги «Высокоэффективный менеджмент» последние две причины кажутся не такими уж и сложными, то остаётся только первая. Ваше желание.
«Если бы жизнь этого человека зависела от выполнения данной работы, смог бы он ее сделать? Если ответ положителен, значит, у этого человека отсутствует мотивация; если отрицателен, он не способен»
Во времена бомбардировки информационным шумом и обществом человек не может осознанно подумать над своими желаниями. Зачем копать, если и так видно, что нужно. Видно же, какие люди в тренде, и кого все любят. Поэтому кто-то счастлив, а кто-то предпринимает безуспешные попытки мотивировать себя на чужие цели и гуглит, «как побороть прокрастинацию». Прокрастинацию придумали те же люди, что и учат искать мотивацию насильственными способами. Зачем придумывать такое сложное слово к процессу, когда вы не можете найти в себе силы и энергию для дела, которое вы делать не хотите? Это не прокрастинация — это вы не хотите делать что-то, не знаете как, не умеете или не можете избежать этого. Разберетесь с желаниями — не будет проблем с мотивацией, прокрастинацией и предназначением. Есть ряд факторов и процессов, которые помогают мотивацию поддерживать, но об этом подробно будет в целеполагании. Если у вас нет мотивации, значит, нет желаний. Если нет желаний, значит, вы их не можете выделить, увидеть, распознать, признать. Не можете сфокусироваться на своих желаниях, признаться в них или запутались среди навязанных обществом желаний. Все бегают — и я хочу, все блогеры — и я хочу и т. п. Задайте вопрос себе: какие ваши желания? Чего хотите вы? Закрытие каких базовых ценностей вам важно? Чем больше раз в своей жизни вы будете задавать эти вопросы, тем больше вы будете думать о правильном стремлении. Вместо того, чтобы думать, чем бы таким заняться или что бы такое полюбить больше, чем просто ходить на работу и заказывать еду. Разбирайтесь в своих желаниях, ищите их, копайте глубже. И тогда мотивация будет вашей энергией, а не третьей силой, которую нужно где-то искать и никогда не найти.
Первостепенная задача — максимально избавиться от действий, которые вы делаете из-за стимулов. Нужно зайти в зону комфорта, чтобы начать работать с мотивацией. Например, из-за стимулов я делал домашние задания, ходил в универ и ненавистную работу. От стимулов мне удалось избавиться следующим способом. Не факт, что он всем подойдет, но у меня сработало. Когда я ещё не понимал, что мной движет, и откуда берётся мотивация, я использовал приём, который сейчас называю «Марти». Это персонаж из фильма «Назад в будущее». Его постоянно провоцировали «на слабо», и он ввязывался в разные челленджи, чтобы доказать, что всё может. Я делал что-то подобное. Когда я сидел в дома в Донецке и думал, что мне завтра в 5 утра вставать на работу, я задал себе 3 вопроса: «Разве этого я заслуживаю?», «Зачем я делаю, что делаю, и что мне это даст в будущем?» и «Чего я хочу на самом деле?». Я понимал, что у меня есть мозги, способности, семья и друзья. Разве так должно быть, что я работаю на заводе и живу в квартире с бабушкиным ремонтом? Тупые люди говорят, что мне делать, штрафуют меня и учат жизни. Я мало сплю, не вижусь с женой и друзьями. Я рассматривал ситуацию, как угрозу безопасности моей осмысленной жизни, и не было вопросов, что надо что-то поменять. Я боялся потерять осмысленную и контролируемую жизнь. Поэтому таким способом мотивировал ворваться в перемены, чтобы доказать себе, что я смогу.
С мотивацией другая история. В 2011 году я окончил универ и понял, что я и мой диплом никому не нужны. Всем нужен опыт работы и реальные умения что-то делать. Я долгое время сопротивлялся признаться себе, что для моей профессиональной деятельности 5 лет обучения были бесполезны. Что, значит, я 5 лет учился, и теперь мне надо заново учиться, чтобы работать на классной работе? Затем я пытался идти от модности, востребованности и денег. Я пытался научиться программировать и разобраться в маркетинге, но всё мимо. Ничего не получалось. В какой-то момент я забил и просто начал делать, что мне нравится. Мои выходные не совпадали с женой, и чаще я проводил их сам. Тогда я занимался музыкой, поэтому интересовался звукорежиссурой, созданием электронных барабанов, монтажом видео и фотографией. Ночами на работе я читал статьи про разные программы, а на выходных делал барабаны и разные эффекты для видео и фото. Я спал по 4 часа, вставал и снова занимался. Не было никаких проблем с мотивацией и прокрастинацией. Я просто кайфовал и не думал, что мне это не принесет денег. Я просто делал, что мне нравится, как советуют успешные коучи. Я всегда смеялся с этих слов, но, что забавно, так и получилось. Постепенно из-за музыки я заинтересовался дизайном обложек, углубился в изучение фотошопа, потом веб-дизайном, потом версткой лендингов и так далее. В итоге я понял, что мне нравится создание сайтов. Мой фокус сместился на веб-разработку и дизайн. Через какое-то время я уже знал про базовые движки и мог сделать лендинг. Желание переехать в Москву появилось из-за наличия вакансий по веб-дизайну. Через 2 года я получил желаемую должность. Я был руководителем отдела разработки сайтов, затем перешел на мобильные приложения в red_mad_robot, стал руководителем проектного офиса направления дизайна, поучаствовал в перезапуске направления в качестве операционного директора, организовал команду мечты, а потом перешёл в образовательное направление Verno by red_mad_robot. Сказали бы мне в Донецке в 2013, где я буду жить, и чем буду заниматься, я бы покрутил пальцем у виска. Изначально я не собирался всего этого делать и даже не знал, что такое возможно. Я просто начал делать, что мне нравится, и это меня привело в текущее положение дел. Я просто что-то делал и развивался в этом. Это вовсе не означает, что если вы любите футбол, то можно встать со своего рабочего места, послать своего босса и пойти в футбольную академию. Это же тоже «делать, что нравится». Всё нужно делать грамотно и без резких движений. Нужна безопасная среда, а не выход из зоны комфорта, чтобы голодать и спать на улице. Процессы из этой книги помогут вам действовать рационально и сэкономить время, которое я потратил тогда.
Вектор
Ваши желания создают не только мотивацию, которая является топливом движения к цели, но и определяют вектор ваших целей. Под вектором я имею в виду то, что многие называют миссией жизни, предназначением или призванием. Здесь такая же история, как и с мотиваций. Все ищут свое предназначение разными способами. Куча статей и видео, как его найти. И всё никак найти никто не может. Если у вас много фундаментальных задач, вы в долгах или нет энергии, то с вектором всё просто. Вам нужно избавиться от стимулирующих условий, чтобы встать на ноги и стабилизировать ситуацию. Потом уже можно активизировать мотивацию, выбирать амбициозный вектор, начинать путь к мечте и к великим делам. Считайте, что решение фундаментальных проблем это как пробуксовка перед резким стартом. Путь в тысячу шагов начинается с одного шага. Наша задача подготовить ноги, чтобы они дали его сделать. Системную жизнь можно применить, как и к пробуксовке, так и к дальнейшему движению. Почему я называю это вектором, а не смыслом жизни, глобальной целью, миссией или призванием? Я считаю, что никакого призвания не существует. Мы не родились, чтобы быть счастливыми и успешными. Мы люди, цель которых получить максимум удовольствия и избежать боли. Избегать боли помогают стимулы, а получать удовольствие стало новой сложной задачей для человека. Чтобы его получить, нужно сначала понять, что тебе его доставляет. От того, что нам не надо прятаться в пещере от хищников, добывать еду и делать кучу других опасных дел первобытного человека, удовольствия мы уже не получаем. Эти удовольствия потеряли свою ценность. Как в законе убывающей предельной полезности.
«По мере достижения некоего максимума насыщения потребности данным благом его полезность для покупателя начинает снижаться. Это происходит потому, что каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие»
Например, для человека без авто предельная полезность первой покупки авто выше, чем второй, второй — выше, чем третьей. Десятый автомобиль и вовсе может перестать радовать, и захочется вертолет. Теперь нужно получать новые удовольствия. Ещё больше статуса, любви, восхищения и так далее. Получать их сложно, перестать хотеть мы не можем, а современный мир обещает, что возможен быстрый результат. Даже английский за 2 часа предлагают выучить. Поэтому мы ищем свое предназначение, чтобы реализовать наш суперталант и потенциал. Это действительно очень важно. Особенно, когда человек не знает, не замечает и не ищет свой потенциал. Потому что не хочет, не может или не знает как…
«Самое большое несчастье в жизни — это несоответствие собственному потенциалу»
Но не существует министерства талантов на небесах, где сидит человек и раздает способности. Нет такого, что посадили перед собой эмбрионы людей и сказали: ты будешь водителем, ты — музыкантом, ты — прирожденный менеджер, ты — дизайнер, ты — СЕО, а ты черепах будешь через дорогу в Австралии переводить. Только вы об этом сразу знать не будете. Будете искать свое призвание годами, покупать курсы и марафоны. Все здоровые люди равны биологически, но развиваются по-разному, в разных условиях, с разными ресурсами и собственными решениями. Ценности людей формируются на протяжении долгого времени. Если у вас что-то получается, то вам это нравится. Если вам что-то нравится, то вы этим занимаетесь и совершенствуетесь. Не ради выгоды, а ради удовольствия. Проходит время, и вы становитесь профи. Другие люди смотрят на вас и думают, вот это гений, вот это профи, мне бы так. Часто в таких ситуациях говорят про правило 10 000. Оно гласит, что в любой области можно стать экспертом за 10 000 часов практики. В этом исследовании участвовали студенты — скрипачи. Кто из них потратил 10 000 часов на практику, тот и стал мировой звездой. Так доказывают, что гениями не рождаются, а становятся. Но в этом контексте исследование не совсем уместно. Я не сомневаюсь, что человек станет профи в любом деле, если потратит на это 5 лет практики. Только у человека должно быть желание потратить столько часов. Тогда будет естественная мотивация и энтузиазм. Кто-то скажет, что он умеет что-то хорошо делать, но ему не нравится этим заниматься. Кто-то не знает, что ему нравится. Это нормально, мало кто знает.
«А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, не каждый может это делать»
Нужно экспериментировать и опираться на ценности. Например, я хорошо нахожу общий язык с людьми. Я бы мог классно продавать кирпичи или овощи в палатке. Но мне не нравится эта работа, я не хочу тратить на неё время. Какие бы золотые горы ни обещало мастерство потраченных на это 10 000 часов. Нужно искать работу или хобби в том, что вам нравится по-настоящему. Возможно, не тупо в лоб. Подойдет любая смежная или похожая деятельность. Главное, чтобы закрывались ваши желания. Если будут закрываться ваши желания, то будут удовлетворены ваши ценности. И пазл сложится. Не путайте с пафосным выражением: просто делай то, что нравится, и будет успех. Мне, например, нравится футбол помимо музыки. По возрасту я молод, но уже не построю футбольную карьеру. В мои 33 года футболисты уже завершают карьеру. Как мне делать то, что нравится? Я могу создать футбольный сайт, открыть школу, организовать соревнования, создать стартап или продавать спортивные товары. Всё это деятельность, от которой я бы кайфовал. Я всегда думал, что мне повезло, так как всегда знал, чего хочу. Но на самом деле я только так думал. Желание делиться знаниями в образовании или решать проблемы компаний в консалтинге были открытием для меня. Более того, раньше образование я не любил, а комплексные проблемы меня пугали. Поэтому для себя я сделал вывод. Сначала нужно понять свои ценности и начать пробовать всё по очереди. Если правильно пробовать, то желания быстро дадут о себе знать, даже если вы не до конца понимаете свои ценности и пробуете наугад.
Проблема в том, что есть ещё чужие ценности, которые нас путают. Чужие ценности нам демонстрирует и навязывает общество. Например, ценности престижа и статуса. Для статуса нужна дорогая одежда, машина и купленная очередь за новым айфоном, чтобы все видели, какой человек богатый. Но если это так, то почему Уорен Баффет ездит на дешевой машине и завтракает в Маке, хотя он миллиардер? Нестыковочка. Просто для него статус и престиж — это не его ценности. Посмотрите про него документальный фильм и всё поймете. Можно почитать «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона. Это поможет начать борьбу с чужими ценностями. По крайней мере, снизит вес некоторых привычных, но бесполезных ценностей. Сегодня мы живем в обществе, где люди не хотят быть счастливыми, они хотят быть счастливее других. Чтобы все смотрели и восхищались. Конвейер понтов на показ работает со скоростью света, и его очень сложно остановить. В такой культуре некогда анализировать свои ценности или искать эмоциональный отклик в деятельности. Даже при желании сложно остановиться и сделать осознанный анализ. Так мы получаем людей, которые берут кредит на айфон за 120 000 вместо обучения, которое может изменить их жизнь. Не делайте так. Надеюсь, эта глава станет лежачим полицейским для ваших мыслей, чтобы замедлиться и проанализировать базовые ценности.
«Человек может выходить за собственные пределы, только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели»
Как анализировать свои ценности?
Процесс непростой. Не каждый может сразу уловить тенденцию на эмоциональный отклик от действий или мыслей о них. Есть курсы и книги на тему поиска своих талантов. Они помогут углубиться в тему и найти новые способы, как добраться до базовых ценностей и желаний. Ниже список вопросов, которые помогут активировать нужные рассуждения о своих ценностях.
1. Вспомните моменты, когда вы были счастливы и испытывали положительные эмоции. Из-за чего это происходило?
2. Вспомните, когда вы были чем-то увлечены, что потеряли контроль времени. Что вы делали в эти моменты?
3. Вспомните, когда вы что-то делали во время усталости или в очень дискомфортных условиях. Что это было? Почему вы нашли силы?
4. Какие успехи, дела, результаты вы считаете достижениями? Чем вы гордитесь больше всего?
5. От каких дел, событий или общения вы испытываете прилив энергии?
6. От чего вы не устаёте? Что можете делать в любое время?
7. Какая работа или профессия вам нравится? Почему именно она?
8. Что для вас самое важное в жизни? Какие принципы вашей жизни?
9. Как выглядит ваш идеальный день и жизнь? Где живете, с кем, где работаете, что делаете в свободное время?
10. Какие вещи вы хотите иметь? Зачем они вам? Какие потребности закрывают?
11. Чем увлекаетесь в свободное время? Почему именно этим? За что цените хобби, и что оно вам даёт?
12. Какой бизнес вы бы открыли? Какую ценность хотели бы нести клиентам?
13. В какой области хотели бы стать экспертом?
Для чего?
14. На что обращаете внимание при выборе места работы? Что побудило вас выбрать эту профессию и эту
сферу?
15. Каких целей хочется достичь в ближайшее время?
Ответы на эти вопросы не дадут вам готового списка именно ваших ценностей. Это только вершина айсберга, но уже можно заметить повторения и тренды того, что вам действительно нравится. Запишите ответы в любом виде, сравните со списком навыков «что вам нравится делать» и «что вы делаете хорошо, по мнению друзей». Получите ещё пересечения или пополните список. Если нет очевидных лидеров, то можно попробовать приемы «внутренний ребёнок» и «миллиардер». Вспомните детство. Когда вы еще не думали про успех, а сидели на шее у родителей и делали то, что вам нравится, без лишних мыслей. Например, я, помимо футбола, всегда увлекался созданием чего-либо. Я любил разбирать будильники, магнитофоны, игрушки и другие вещи. Из них я собирал непонятные новые механизмы. Будильники были особым кайфом, в них много деталей, и собрать их обратно очень сложно. У моих родителей даже были требования, чтобы мне не дарили простых игрушек, а то я расстроюсь, что они не разбираются. С появлением компьютера в девятом классе меня засосал мир видео и фоторедакторов. Тогда ещё был Paint и Movie Maker. Я делал кадры с обезьянами из видео, вставлял туда лица одноклассников и приносил в школу на дисках, чтобы посмеяться. Я создавал карты для Counter Strike и устанавливал всё, где можно что-то скреативить. По сути, сейчас ничего не изменилось. Меня драйвят всё те же процессы. Только вместо будильников бизнес, инновации, образование и цифровые сервисы. Хотя в детстве на вопрос, кем я хочу быть, я отвечал, что хочу быть каскадером. Мне просто очень нравился Джеки Чан. Вспомните, во что могли играть часами, что у вас получалось, о чем вы мечтали. Может, тогда ваши желания заблокировали взрослые, не дали что-то попробовать, или не было возможности. Постарайтесь вспомнить и найти похожие механики во взрослой деятельности.
Если не хотите вспоминать, как рассказывали стихи на табуретке в детстве, то представьте себя Тони Старком. Представьте, что у вас уже всё есть. Вы купили все айфоны, дома, машины и острова. Всем это показали, получили миллионы лайков и тонны зависти. Что вы будете делать дальше? Благотворительность и путешествия отметаем, это дела бесконечные. Скорее всего, тут вас ждёт тупик. Оказывается, люди мечтают, но не готовы к богатству. Большинство сходу не может ответить, что они будут делать. Но если подумать хорошенько и подольше, то начнут проявляться желания. Когда я начал понимать свои желания и строить свой вектор развития вокруг них, то я начал получать больше удовольствия от работы, и мне стало проще организовывать свою жизнь. Я избавился от расфокуса и расставил приоритеты. Всё стало понятно.
Теме мотивации и определения вектора пути я посвятил очень много в этой главе, хотя вопросы в какой-то степени философские, а не прикладные. Но это нужно было сделать. Ведь неважно, как быстро ты идешь, если ты идешь не в том направлении. Не парьтесь, если вы пока не уверены, куда идете. Просто идите с помощью этапов системной жизни и вовремя скорректируете вектор, если потребуется.
Анализ первопричин
К этому этапу нужно подходить, когда вы проанализировали текущую ситуацию в разрезах: сфер жизни, окружения, навыков, мотивации, ценностей и мышления. Аналогично тому, как будто вы собрались у подножья горы с командой и проанализировали ресурсы перед восхождением. Разложили перед собой все рюкзаки, инструменты и провиант. Посмотрели на команду, ее настрой, навыки, сильные и слабые стороны. Так как вы увидели больше деталей, то всё стало ещё сложней. Фляг для воды недостаточно, рюкзаки в дырках, оборудование с барахолки, а половина команды понятия не имеет, что такое восхождение на гору, и навыки снимать сториз никак не помогут в сложной ситуации. Оказывается, тут ещё полно работы, прежде чем начать восхождение. Что делать? Сначала нужно залатать все пробелы, чтобы начать свой путь с уверенностью, а не наудачу. Зачем нужно копаться в проблемах на таком раннем этапе? Если уже понятно, что имеем, и можно приступить к планированию. Но жизнь — не выдуманный пример из книги. Если у вас проблемы со здоровьем, то не будет энергии ничего делать. Если вы перебиваетесь от зарплаты до зарплаты, то стресс будет вас сдерживать от изменений. Если у вас токсичное окружение, то вы не сможете даже начать думать о новых целях. Нельзя сделать «вжух», чтобы всё само собой быстро изменилось. В таких случаях первостепенно решить базовые проблемы. Посмотрите на все сферы через пирамиду Маслоу. Где в ней больше проблем или недочётов? Если на первых двух уровнях, то решайте сначала эти проблемы, а потом приступайте к улучшению всех сфер дальше на уровнях выше.
Рис. 4 Пирамида Маслоу
Хорошая новость, что такие проблемы не только у вас. Они есть у многих людей, и большинство решений уже существует. Если есть живые примеры, кто справлялся с подобными проблемами, значит, вы тоже сможете. Главное ввязаться. Когда увидите, что у вас получится, то поверите, что всё возможно. Вы увидите новый горизонт проблем, но уже не будет так страшно. Удобно, когда весь анализ текущей ситуации вы разместите на большом листе или доске Miro. Чтобы увидеть полную карту текущей ситуации сверху. Отметьте в карте все проблемные места, нежелательные ситуации, людей, качества и так далее. Всё, что вы ассоциируете с проблемами, от которых хотите избавиться. Дальше надо проблемы решить. Как решить любую проблему? Алгоритм простой. Найти проблему, придумать решение и реализовать его. Анализ первопричин помогает найти корень проблемы. Часто люди принимают симптомы проблемы за саму проблему и бесконечно решают их. Бесконечно вычерпывают воду из лодки с пробоиной. Правильно решать проблемы так, чтобы они больше не возникали и не создавали новых проблем. Это можно сделать, только если найти и решить корневую проблему.
Для поиска корневых проблем можно использовать RCA (Root cause analysis). На русском языке — «Анализ корневых причин». Этот метод помогает посмотреть на проблему комплексно, увидеть взаимосвязи и найти корневую причину конкретной негативной ситуации. Для такого анализа существует много методов. Самые известные — «Пять почему» и «Диаграмма Исикавы». Я предлагаю использовать «Пять почему». У него понятная логика, и в дальнейшем легко модифицировать под любые нужды. Его придумал основатель Toyota — Сакити Тоёда. Первоначально метод предназначался для решения производственных задач. Задавая вопрос «Почему?» пять раз на месте проблемы, определялся первоисточник проблемы, и решение находилось быстрее. Чтобы найти корневые причины проблем, нам понадобится задать себе этот вопрос намного больше пяти раз, а также поработать с причинно-следственными связями. Мы — не бездушные машины на производстве, поэтому важная особенность процесса — честность и объективность перед самим собой. Так как придётся признаваться себе в неприятных вещах.
«Дурак, который признал, что он дурак, есть уже не дурак вовсе»
Наша задача отложить эмоции, оценочные суждения и обвинения. Даже в цитате Достоевского не нужно цепляться за первое слово. Вы не дурак или дура. Вы смелый человек, который не боится признаться в бездействии, ошибках, страхах или незнании. Только так можно хладнокровно найти причину и убедиться, что это корневая причина. Я познакомился с этим методом, когда пришел на работу менеджером проектов в red_mad_robot. Каждую пятницу у нас была встреча с командой, где мы обменивались статусами дел и обсуждали проекты. На одной из таких встреч я рассказал статус, что мы не успеваем получить деньги, так как клиент не может вовремя подписать документы из-за проблемы на их стороне. Креативный директор Макс Десятых спросил меня, почему. Я ответил, что у них проблема с электронным документооборотом. Он снова меня спросил, почему. Я рассказал ещё детали, а он спросил снова. Это были мои первые недели в компании, и внутри я просто закипал от злости. Про себя я думал, зачем ты ко мне пристал, чего ты добиваешься. Я же тебе объяснил, что у них проблема, и мы повлиять не можем. Но в реальном мире я признался, что дальше уже ответить не могу, а Макс попросил выяснить. На следующий день я пошел разбираться, играя в почемучку с менеджером клиента. Оказалось, что проблема в подписанте, он уехал в отпуск. Всего за один звонок менеджер нашел человека с правом подписи, и документы были подписаны. Я мог сделать так сразу, но не задал пару лишних «почему» и не продвинулся в решении проблемы. А клиенту, какой бы он ни был классный, незачем решать чужие проблемы. Сегодня я вспоминаю эту историю с улыбкой и сам требую от своей команды докапываться до первопричин и выяснять максимально полную картину. Это помогает смотреть наперёд, анализировать детальнее и сразу генерировать решения на месте без лишних шагов. Я перепробовал много методов анализа корневых причин для себя. С командой мы экспериментировали с разными методами в проектном управлении. Но метод «Пять почему» использую чаще всего. Он оброс своими нюансами, слоями детализации и обозначениями, но суть остается та же, как и в оригинале. Обязательно возьмите его на вооружение в работе, чтобы не быть, как Василий в притче ниже.
Василий спрашивает у барина:
— Почему ты платишь мне 5 копеек, а Борису 5 рублей?
Барин в ответ спрашивает Василия:
— Там случайно не сено везут вдали?
— Не знаю.
— Так пойди, посмотри.
Василий возвращается и говорит:
— Да, сено.
— А с какого луга?
— Не знаю.
— Так сходи, спроси.
Приходит работник снова и отвечает:
— С Константиновского луга.
— А какого укоса сено, первого или второго?
— Не знаю.
— Сходи, спроси.
Василий возвращается опять и говорит:
— Первого укоса.
— А почем продают?
— Не знаю.
— Спроси, пожалуйста, — говорит барин.
Еще раз приходит работник и отвечает на вопрос:
— По 5 рублей.
— А они торгуются?
— Не знаю, — в который раз заявляет Василий.
В этот момент входит Борис и говорит барину:
— Там сено везли с Константиновского луга, первого укоса. Я спросил «почем?». Они сказали по 5 рублей. Я сторговался до 3. Покупаем, разгружать его?
Барин поворачивается к Василию и говорит:
— Вот поэтому я тебе плачу 5 копеек, а Борису 5 рублей!
Борис разобрался в вопросе детальнее, собрал информацию, принял решения, принёс пользу, получил деньги, купит себе мерседес. Василий ограничился одним вопросом, ему хватит только на вейп. Василию нужно сесть и задать себе вопрос: «Почему мне платят 5 копеек?». Затем провести анализ первопричин и выделить корневую. Решив её, Василий встанет на путь к своим 5 рублям. Позже он сможет задать себе вопрос — «Почему мне платят 5 рублей?» — и дойти до своего мерседеса. Тренируйте привычку не принимать решений на основе поверхностной информации, а задавайте вопросы, чтобы добраться до истины.
Задача анализа первопричин выявить корневую причину или дополнить целостность картины с помощью визуализации модели проблемы (явления или желания). Визуальная модель помогает выявить причинно-следственные связи, скрытые причины, зависимость причин и корневые узлы причин. Лучше использовать Miro или аналогичный сервис, чтобы удобнее редактировать свою схему. Старайтесь придерживаться основных правил:
1. Сначала записывается проблема или нежелательное явление, которое нужно разрешить;
2. Затем с помощью вопросов «почему» строим дерево причин проблемы сверху вниз, пока это возможно;
3. Любая ветвь заканчивается корневой причиной или неизменяемой причиной;
4. Причиной проблемы могут быть проблемы уровня ниже, у которых свои причины;
5. Когда будете отвечать на вопрос «почему», то старайтесь опираться на факты и указывать причину того, что записано в прямоугольнике выше. Избегайте оценочных суждений, эмоций и объектов, не относящихся к проблеме;
6. Дерево может иметь много параллельных ветвей, из одной причины может выходить несколько следующих причин;
7. Причины могут соединяться узлом «и»/«или». Если причины соединяются узлом «и», то нужно устранить все причины, входящие в проблему, чтобы ее решить. Если через «или», то можно решить только одну;
8. Некоторые причины могут быть похожи между собой или быть причиной других проблем из соседних веток. Отмечайте похожие причины, чтобы выделить в группу причин.
Проще всего рассмотреть метод на реальном примере. Когда я работал на заводе, меня не устраивала моя зарплата. Как выглядел бы анализ первопричины: «У меня маленькая зарплата».
Рис. 5 Пример анализа первопричин
Пример жизненный и простой, но очень сложный в анализе. Примерно такую цепочку рассуждений я неоднократно прогонял у себя в голове, когда заходили разговоры о покупке своей квартиры в Донецке. Прогонял, но ничего не делал, так как в уме очень тяжело заметить и признаться себе, что ничего не умеешь. В схеме идет разветвление на две ветви: «1» и «2». Ветвь «2» сразу отбрасываем, так как на компанию мы повлиять не можем. Ветвь «1» делится ещё на три ветви: «1.1», «1.2» и «1.3». Ветвь «1.2» ничего не даёт. Решение по ней очень трудозатратное и долгое. Ветви «1.1» и «1.3» приводят нас к двум главным корневым причинам: «Нет знаний и опыта» и «Страх и неуверенность в себе». Причина «Я ничего не сделал, чтобы узнать» более косвенная. Это больше симптомы страха. Благодаря анализу за первым слоем поиска виноватых и обоснований бездействия мы видим, какие проблемы действительно важно решить. Более того, понятно, как их решить. Научиться новым навыкам и получить опыт можно множеством способов. Повысить самооценку и побороть страх сложнее, но тоже известно, как. С этим сложно поспорить и дать шансы мозгу объяснить, почему этого делать не нужно. Для примера я не учитывал все возможные ветви, а оставил только самое главное. В реальном анализе могут быть очень громоздкие схемы с большим количеством ветвей, что позволяет рассмотреть все причины и выделить взаимосвязи.
Выше я кратко изложил, в чём заключается метод. Если вы раньше никогда не делали такого анализа, то посмотрите видео или почитайте статьи в интернете. В сети много подробных объяснений и примеров. Метод достаточно прост в освоении, и любой разберется без проблем. Для анализа своих ситуаций я использую метод RCA+ (Root Conflict Analysis), который разработал Валерий Сушков. Он один из разработчиков инструментов современных ТРИЗ и Технологии Системного Инновационного Мышления, а также соучредитель Европейской Ассоциации ТРИЗ и Международной Ассоциации Бизнес — ТРИЗ. В этом методе тоже строится дерево причин, но принцип работы значительно отличается от метода «Пять почему». Мне повезло попасть на курс к Валерию Сушкову. Там я узнал о его методе и сразу начал использовать его. Если «Пять почему» для вас слишком прост или не работает для поиска корневых причин, то найдите в сети информацию о RCA+ или Теории ограничений Голдратта. Лучше посмотреть видео и сразу практиковаться, так как текстом объяснить их очень сложно. Но это уже продвинутый уровень для решения комплексных проблем в бизнесе. Для жизни вам вполне хватит «Пять почему».
Задача последнего раздела об анализе донести до всех, что анализ первопричин — обязательный шаг для любых видов проблем. Всегда добирайтесь до первопричины. Так вы сможете бороться с реальными проблемами, а не с симптомами. Вы сможете сфокусировать усилия, потратив меньше ресурсов. Вопросы «почему» и «зачем» являются одними из самых важных в жизни. Они олицетворяют осмысленный подход к жизни. Эти вопросы можно использовать не только для поиска причин, но и для принятия взвешенных решений, фильтрации желаний и поддержания мотивации. Об этом поговорим дальше. Относитесь к анализу очень серьёзно, не пренебрегайте им. Мозг всегда придумает объяснение любого явления, будет стараться сохранить ресурсы и вести вас по понятному сценарию. Культура, люди и дефицит времени — всё работает против процесса распознавания первопричин. Анализ первопричин — ваш защитный щит от помех и спутник системной жизни. С него всё начинается, и дальше он ещё не раз пригодится. Где ещё вы найдёте такой мощный бесплатный инструмент, который производит для вас ясность и экономит ресурсы в любое время без регистрации и смс.
Итог
Однажды Эйнштейна спросили, как бы он потратил час своего времени на решение очень сложной задачи. Он ответил, что потратил бы 55 минут на обдумывание задачи и 5 минут на ее решение. Нет причин не доверять Альберту. Любые действия или решения нужно начинать с анализа. Это защитит вас от преждевременной тревоги, неправильных решений и лишних действий. Регулярно останавливайте поток информации и срочных дел, как Нео остановил пули в конце первой «Матрицы». Делайте анализ текущей ситуации, чтобы разгрузить разум, сделать ревизию жизни и загрузить обратно только самое важное.
«Разум — способность целесообразного действия в результате объективного анализа»
Актуализируйте, какие ресурсы у вас есть, какие барьеры и проблемы мешают получить желаемое. От этого зависит стратегия и скорость вашего движения к изменениям и целям. Анализ — это фундамент для кратчайшего пути к цели. Важно понимать комфортное состояние всех сфер жизни, свои сильные и слабые стороны. Осмысленно ощущать мотивацию и укреплять майндсет роста. Ваше окружение должно способствовать развитию и положительно влиять на все сферы жизни. И самое главное, вы должны знать истинные причины своих проблем и результатов. Выделяйте проблемные зоны и находите корневые проблемы. Большинство проблем вы не можете решить, потому что не хотите или не знаете как. Если вы читаете книгу, значит с желанием всё «ок». Осталось только получить необходимые знания и попробовать в деле. Если детально разбираться в проблемах и причинах текущей ситуации, то решение может возникнуть уже на этапе анализа. Проблема вовсе может оказаться не проблемой, или отпадет необходимость ее решать. Помните, всё в мире против, чтобы вы остановились и во всём разобрались. Стремительное течение всегда будет нести вас вперед, чтобы у вас не было на это времени и сил. Сопротивляться тяжело, но возможно. Для этого нужен системный подход, где анализ играет фундаментальную роль. Без него невозможна сознательная жизнь и развитие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системная жизнь. Как организовать жизнь, чтобы справиться с неопределённостью и добиваться результата без выгорания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других