Автор рассматривает вопросы профессионального выгорания, стресса, коммуникации с пациентами, эмоционального состояния врачей и другие аспекты, влияющие на психологическое благополучие и профессиональную деятельность медицинского персонала. Книга предназначена для врачей, психологов, студентов медицинских учебных заведений и всех, кто интересуется психологией врачебной деятельности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология врачебной деятельности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Теоретические основы психологии врача
1.1 Психологическая подготовка врача
Психическое состояние играет важную роль в комплексном подходе к здоровью человека. Врачи, обладающие глубокими медико-биологическими знаниями, должны также обладать пониманием психического состояния пациента. Психическое состояние человека имеет прямое влияние на его физическое здоровье. Стресс, депрессия и другие психические проблемы могут привести к снижению иммунитета, нарушению работы органов и систем организма
Совмещение интересов психологии, медицины и образования при изучении человека формирует предмет психологии высшего медицинского образования. Личность успешного студента — это всегда хорошо структурированное и интегрированное образование личностных и деятельностных (поведенческих) параметров, гармонично сочетающихся друг с другом. Отличительной особенностью ее является конвергентный тип связей между личностными и поведенческими параметрами. Обобщенный психологический портрет успешного студента-медика представляют собой человека ответственного и организованного, но при этом и эмоционально чувствительного. Для них характерна познавательно-практическая направленность, что, в частности, находит отражение в выраженной познавательной мотивации. Успешные студенты считают себя хозяевами своей судьбы, т.е. для них характерен интернальный, независимый от окружающих, тип поведения. [Аверин В. А. Психология в структуре высшего психологического образования. СПб., 1997]
Эдинбургская Декларация Всемирной федерации по медицинскому образованию (1988) установила, что каждый пациент должен иметь возможность ожидать в лице врача такого человека, который является внимательным слушателем, тщательным наблюдателем, эффективным клиницистом, а также обладает высокой восприимчивостью в сфере общения.
Возникающая болезнь кардинально изменяет характер взаимоотношений человека с окружающим миром. Необходима комплексное рассмотрение взаимосвязи болезни и личности, что позволяет говорить об изменении всей системы его отношений с миром и к миру. Теоретической основой этого направления в отечественной клинической психологии является концепция личности В. Н. Мясищева (1960, 1974), в которой человек понимается как единая биопсихосоциальная система, а личность воспринимается как система эмоционально насыщенных отношений с социальным окружением и самим собой. Болезнь как ситуация неопределенности и непрогнозируемого исхода может выступать в качестве самостоятельного психотравмирующего фактора, видоизменяющая «картину мира», а также разрушая самооценку индивида, привычный порядок происходящих вокруг него событий, характер межличностного взаимодействия и, в целом, социальное функционирование личности.1
Психологическое образование играет большую роль в формировании личности врача, способствует приобретению психологических компетенций для решения специфических медицинских проблем. С другой стороны, отсутствие профессиональной психологической подготовки врачей обусловливает наличие у них трудностей и конфликтов с больными и их родственниками.
Существенное место в психологической подготовке будущего врача должно занимать:
— формирование у студента-медика психологического антропоцентрического мировоззрения и достаточного уровня коммуникативной культуры;
— развитие представлений, что любая человеческая деятельность, деятельность врача прежде всего, регулируется определенными ценностями, являющимися одной из центральных составных частей мировоззрения;
— формирование «Я-концепции» специалиста-медика и позитивной само#оценки;
— развитие высокого уровня эмпатии (вчувствование в психологию другого человека), «клинического мышления» и профессиональной позиции, обеспечивающей личностно-центрированное медицинское взаимодействие (личностно-центрированное отношение к субъекту своей деятельности, осознание своей самоценности и ценности другого человека, отношение к пациенту как к активному соучастнику лечебного процесса).2
На протяжении все профессиональной деятельности необходимо поддерживать психологические профессиональные качества врача. Основная цель всех этих форм обучения — улучшение коммуникационных навыков врачей, которые должны уметь эффективно общаться с пациентами, устанавливать доверительные отношения и передавать информацию четко и понятно.
Балинтовы группы — это форма обучения, в которой врачи обсуждают свои сложности взаимодействия с пациентами. В группе они делятся своими опытом и находят поддержку и советы от коллег. Это помогает им лучше понять свои эмоции и реакции на пациентов, а также научиться эффективно управлять этими эмоциями.
Т-группы — это тренинговые группы, в которых врачи отрабатывают необходимые навыки коммуникации. Они могут проводиться как в формате ролевых игр, где врачи играют роли пациентов и других медицинских специалистов, так и в формате обратной связи, где врачи анализируют свое поведение и получают конструктивную критику от коллег. Такие тренинги помогают врачам стать более уверенными в общении с пациентами и развить свои навыки эмпатии и эффективного слушания.
Группы личностного роста — это форма обучения, которая направлена на самопознание и самосовершенствование врачей. Такие группы являются вариантом тренинговых групп, но их основной целью является самопознание и самосовершенствование. Врачи могут изучать свои собственные эмоции, управление стрессом и развивать навыки эмоционального интеллекта. Эти группы помогают врачам лучше понять себя и улучшить свои навыки коммуникации.
1.2 Психология общения врача с пациентом
«Психологические врачевания, — говорит академик АМН СССР А. Ф. Билибин, — состоит в том, что при нем происходит не только встреча с пациентом, но и общение с ним, возникает желание обоих быть понятыми друг с другом». Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.
Процесс общения с больным начинается с внимательного отношения к человеку, выбора определенной дистанции взаимодействия, которая должна быть такой, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно и безопасно.
На этот выбор оказывают влияние многочисленные факторы, такие как:
— принадлежность к определенной культуре;
— социальный статус;
— психологические установки;
— возраст участников общения;
— наличие или отсутствие психологического напряжения.3
В трудах по деонтологии и биоэтике принято классифицировать модели взаимодействия медработника с больным. Существуют классификации разных авторов, например, по Роберту Витчу: инженерная, патерналистическая, коллегиальная, контрактная; по К. Бери: родитель, борец с болезнью, подрядчик, инженер, учитель и т.д., по С. Г. Стеценко: патерналистская, либерационная, технологическая, интерпретационная. Как показывет медицинская практика, выбор модели определяется исходя из конкретной ситуации в зависимости от вида заболевания, личности врача и пациента.
Профессиональное общение между врачом и пациентом — это важная составляющая в процессе лечения. При общении с пациентами, будь то в стационаре или во время домашних посещений, врач должен принимать во внимание их личностные особенности, возраст и характер болезни. Одним из основных условий эффективного профессионального общения является демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса и профессиональной компетенции. Все мы знаем, что заболевание, а особенно госпитализация, может сильно повлиять на жизнь человека. Пациенту беспокоит его состояние здоровья, возможные осложнения и неудовлетворительный прогноз. Вынужденность оставить работу и расставание с домом только усугубляют его эмоциональное состояние.
Попадая в стационар, пациент оказывается в непривычном для себя окружении, и ему может быть сложно адаптироваться. Он может почувствовать себя потерянным, одиноким и несчастным. Большинство пациентов страдают не только физически, но и психологически. График и распорядок жизни определяются медицинским персоналом, и многие пациенты чувствуют себя нервными из-за долгого ожидания процедур, опозданий с едой и других проблем.
Пациент ограничен в контактах с внешним миром, его интересы сужены, и поэтому он может реагировать даже на мелочи. Отношение врача имеет огромное значение для психологического климата в отделении. Все мероприятия, связанные с лечением и уходом за пациентами, следует выполнять спокойно, точно и аккуратно. Врач должен быть осторожным и не давать пациенту полную информацию о его заболевании, чтобы не вызывать дополнительное беспокойство. Беседа с пациентом должна быть успокаивающей.
Пациента необходимо воспринимать как личность. Под влиянием болезни изменяются все составляющие структуры личности. Вся работа медицинского работника протекает в контакте с пациентом, и успешность этого контакта зависит от того, насколько медик сумеет разобраться в особенностях личности пациента.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играю важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
Среди основных функции коммуникации можно выделить такие из них как:
— информативная — передача истинных или ложных сведений;
— интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;
— перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
— экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.4
Лучшим способом реализации коммуникации является диалог, имеющий целью взаимного познания, самопознания и саморазвития партнеров по общению. Диалогическое общение, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания и создает условия для более полного взаимного информирования.
Коммуникативная компетентность врача, коррелирующая с психологическим эффектом лечения, проявляется:
— в положительной направленности интеракций и отсутствии реакций игнорирования;
— в высоком уровне эмпатии и самооценки;
— в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия.5
Выстроить отношения врачу помогают специальные приемы продуктивного взаимодействия с пациентом.
а) Эмпатическое слушание — это важный аспект межличностного общения, который требует от нас не только слышать слова других людей, но и понимать их эмоции и чувства. Эмпатия — это способность воспринимать и сопереживать другим, проявлять чуткость и осознанность к их переживаниям.
Когда мы проявляем эмпатию, мы демонстрируем глубокое понимание и сочувствие к эмоциональному состоянию другого человека, будь то гнев, печаль или радость. Врач, например, может распознавать эмоции пациента и внимательно слушать его, проявляя сопереживание и эмоциональную поддержку. Это позволяет повысить качество общения и укрепить доверие в отношениях между пациентом и врачом.
Особенно важно проявлять эмпатию в ситуациях неопределенности или страдания. Когда человек находится в состоянии беспокойства или неуверенности, наши действия и слова могут иметь особое значение. Эмпатическое слушание позволяет быть присутствующим и поддерживающим в таких моментах, что часто помогает снять напряжение и привнести уверенность.
б) Избегание споров и конфронтации — ключевой элемент продуктивного взаимодействия с пациентом. Несмотря на то, что споры кажутся неотъемлемой частью дискуссии, они чаще всего приводят к усиленному сопротивлению со стороны пациента. При возникновении спора, профессиональный врач стремится сменить тему разговора и не вступает в прямую конфронтацию. Вместо этого, врач проводит разговор по другим вопросам, а затем, через некоторый период времени, возвращается к спорному вопросу. Такой подход позволяет избежать ненужной напряженности и позволяет установить более плодотворный диалог с пациентом.
в) Активное слушание, заключающееся в оказании пациенту поддержки в разговоре для того, чтобы активировать его речь, помочь ему выразить и осознать свои чувства, признать их естественность и нормальность в ситуации заболевания.
Элементы активного слушания:
— поощряющие невербальные аспекты;
— поощряющие вербальные аспекты;
— использование молчания.
К невербальным компонентам активного слушания относятся:
— зрительный контакт;
— поза тела, сигнализирующая внимание и готовность слушать;
— врач стоит или сидит, повернувшись лицом к пациенту;
— расстояние между собеседниками;
— кивки головой;
— выражение лица.
Вербальные компоненты:
— восклицания по ходу беседы с пациентом;
— вопросы, показывающие заинтересованность врача в пациенте.
При длительном взаимодействии врача с пациентом происходят процессы описанные в рамках психоанализа. Это направление уделило особое внимание таким понятиям, как: перенос; контрперенос и сопротивление.
Перенос — это психологический механизм, при котором пациент проецирует свои эмоции, переживания и отношения на врача. Он может возникать из-за различных причин, включая недоверие, тревогу, неприятные или травматические ранние опыты.
Позитивное влияние переноса проявляется в том, что пациент может видеть врача в качестве авторитета, наделенного огромными знаниями и навыками, что может улучшить эффективность коммуникации и доверие в отношениях. Негативное влияние переноса заключается в том, что пациент может испытывать страх, опасность и безнадежность на основе своих переживаний, которые отражаются на враче.
Важным моментом является то, что перенос не должен продолжаться бесконечно и должен разрушаться в течение терапевтического процесса. Это необходимо для того, чтобы установить здоровые и равноправные отношения между врачом и пациентом и создать пространство для эффективной работы. Если перенос затягивается, то процесс терапии может быть нарушен и стать неэффективным.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология врачебной деятельности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Карвасарский Б. Д., Незнанов Н. Г. Клиническая психотерапия в медицинской практике, СПб.: Питер, 2008
2
Дуброва В. П. Некоторые аспекты психологической подготовки врача к терапевтическому взаимодействию с пациентом. Журнал Психологическая наука и образование, 2000, №3 (62—66)