Учись, сволочь!

Сергей Евгеньевич Федорин, 2021

Жирный курсив – комментарий автора через 30 лет «Учись, сволочь!» – искренний, полный радости и боли дневник обычного человека, который всю жизнь пытается найти себя, свое предназначение, свою любовь. После череды неудач в личной и социальной жизни, после множества попыток зацепиться за какой-то проект автор приходит к пониманию того, что многим вещам необходимо обучать именно в школе – тогда жизнь не превратится в череду «ошибок трудных». Именно в школе должны закладываться правильные основы сотрудничества, основы эмоционального интеллекта, позитивного и уважительного отношения между полами. Школа должна дать молодым людям возможность определиться со своей миссией, дать навыки по созданию семьи-фирмы, которая будет являться надежной основой жизни каждого человека. Дневник надежд, неудач, маленьких побед и разочарований сопровождается комментариями автора, сделанными 30 лет спустя. Это история, под который может подписаться почти каждый мужчина, рожденный в СССР. Стоит задуматься…

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учись, сволочь! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

"Учись, сволочь!" — так говорил мне отец все мои школьные годы. И я вырос трусом. Только в 50 лет я начал"по капле выдавливать из себя раба". В этой книге я хочу рассказать о своем титаническом труде на этом пути.

Я решил издать свой дневник после того, как узнал о Школе Граня — феноменальном явлении в жизни мирового сообщества.

Образованием, как системой, я начал интересоваться, когда смутно тогда понял, что зря потратил свое время в школе и в вузе, пытаясь хорошо учиться, а не познавать мир, в котором живу. В результате я понял, что школьное образование калечит ребёнка, формируя у него несбыточные надежды на успешную жизнь при условии, что он будет хорошо учиться.

Выражение"Познай самого себя"я понимаю так: познай окружающий мир на планете Земля и найди в этом мире свое место.

В школе и в вузе для познания доступна только одна сотая окружающего мира, а про все остальное ученик отвечает:"Мы этого не проходили".

С моей точки зрения, самое главное и не проходят в школе, не учат этому и в вузе. Главное, о чем человек должен узнать — как стать человеком.

Семья, конечно, даёт кое-что ещё, кроме так называемых базовых знаний, полученных в школе. Но что могут дать родители, которые уже забыли и ту одну сотую знаний, которые им подсунули в школе?

Я с интересом и удовольствием, а не с насилием и страхом, как в школе и в вузе, не изучал, а знакомился с системами образования от Монтеня до Сухомлинского, Макаренко и Монтессори. Знакомился с учениями новаторов-педагогов советского периода Амонашвили, Шаталова, Ильина… Пока не задумался, почему такие прекрасные учения не распространились и не распространяются в наших школах? Ответа так и не нашёл.

Когда познакомился с системой Сергея Граня, то меня будто током ударило! Это то, что надо! Именно в Школе Граня я нашёл ответы на многие вопросы, которые мучили меня последние годы.

Сегодня семена учения Граня прорастают по всей стране.

Говорят, что во всем мире думать умеет только один процент людей, ещё три процента думают, что они умеют думать, а остальные скорее умрут, чем начнут думать. Я считаю это результат применения принципа"Учись, сволочь!"в современной системе школьного образования, в которой более 10 лет царит бесполезный рабский труд.

Но в конце туннеля появился свет — проект ШКОЛА ГРАНЯ!

В этой книге вы не найдете описания системы Сергея Граня. Я только назову предметы школы Граня: ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ОБЩЕНИЕ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, МАТЕРИЯ, ЖИВАЯ ПРИРОДА, ИСКУССТВО. Все предметы равноценны и в них органично встроены все прикладные знания школьной программы.

На примере своей жизни я расскажу в ней о глупых метаниях молодого человека, попавшего в капкан советского и современного образования, которые должны были решить главную задачу — помочь человеку самостоятельно усвоить, натренировать нужные навыки для достижения успеха в современном мире.

— Учись, сволочь! — говорил мне папа. Это книга — послание моему сыну. Надеюсь, и вам оно будет полезным.

— Одна голова хорошо, а две — лучше! Поэтому я попросил Ольгу Корнильеву и Валерия Хвалева написать комментарии. В книге это"ЖЕНЩИНА"и"МУЖЧИНА".

Публикую первую часть своего дневника — воспитание раба. С нетерпением буду ждать ваши отзывы. Напишите, хотите ли вы узнать, как этого раба я из себя выдавливал.

P. S. Читать книги необходимо только с увлечением, но если их не обсуждать с друзьями, с командой, со всеми, то чтение почти бесполезно.

Понимать прочитанное это наука, которую можно освоить только в школе.

Писать дневник это тоже наука. И главное в этой науке, уметь выражать свои чувства, писать сердцем и кровью. Разум должен молчать.

Меня этому никто не учил, как и многому другому, что пригодилось мне в жизни. Теперь это можно исправить.

Испытываю чувство стыда за то, что не могу выразить свою огромную признательность Сергею Граню за его проект. У меня просто нет слов:

— Серёга, я с тобой, что бы ни случилось в этом мире!

ПРЕДИСЛОВИЕ КОММЕНТАТОРА

«Учись, сволочь!» — искренний, полный радости и боли дневник обычного человека, который всю жизнь пытается найти себя, свое предназначение, свою любовь. После череды неудач в личной и социальной жизни, после множества попыток «зацепиться» за какой-то проект, автор приходит к пониманию того, что многим вещам необходимо обучать именно в школе, тогда жизнь не превратится в череду «ошибок трудных».

Именно в школе должны закладываться правильные основы сотрудничества, основы эмоционального интеллекта, позитивного и уважительного отношения между полами. Школа должна дать молодым людям возможность определиться со своей «миссией», дать навыки по созданию семьи-фирмы, которая будет являться надежной основой жизни каждого человека.

Дневник надежд, неудач, маленьких побед и разочарований сопровождается комментариями автора, сделанными 30 лет спустя. Это история, под который может подписаться почти каждый мужчина, рожденный в СССР.

Что сделано, зачем, и почему так жить нельзя. Стоит прочесть и задуматься…

С уважением Ольга Корнильева

ПРЕДИСЛОВИЕ КОММЕНТАТОРА

Перед вами уникальная книга. Её автор — предприниматель очень откровенно пишет о своей жизни, в том числе личной.

Представьте себе школьный дневник, в котором одни двойки. Правда, предметы в этом дневнике необычные: интимная жизнь, личные отношения, деловые связи, общественная жизнь. Это дневник ученика в школе жизни.

И оценки в этом дневнике ставит необычный учитель. Это сам ученик, но только повзрослевший.

Всю жизнь Сергей Федорин вел дневник. Однажды он взял его и сделал комментарии к своим записям в юности. Особое внимание он обратил на свои ошибки. Сам себе поставил"двойки"и разобрал свои косяки.

Но и этого ему было мало. Он решил посмотреть на свои ошибки с разных точек зрения. Для этого пригласил мужчину и женщину и попросил сделать комментарии. Картина стала гораздо объемней.

В серии"Жизнь замечательных людей"написано множество статей и книг, снято множество фильмов и поставлено много спектаклей.

Сергея Федорина смело можно назвать отцом нового формата в мировой литературе — жизнь негероев нашего времени.

Это книги для умных людей, которые знают про системати́ческую оши́бку вы́жившего.

Это разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе объектов данных много, а по другой — практически нет.

В результате, исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших».

Например, говорят, что дельфины толкают пловцов в море к берегу. Но кто это говорит? Выжившие. Пловцов, которых дельфины толкали от берега, не слышал никто.

Первая часть книги посвящена детству, юности и молодости автора. Именно в это время закладывается фундамент успеха в жизни.

Инженер по образованию Сергей разбирает свою жизнь на части, а части на детальки, чтобы понять, что сломалось, в чем причина его неудач.

В результате, он делает удивительный вывод, значение которого трудно переоценить. Об этом книга. В жизни Автора, как в капле воды океан, отразилась история всего российского государства.

Борису Акунину понадобилось 10 лет изучения истории нашего государства, чтобы понять причину всех бед народов России.

Хотите узнать? Читайте дальше! Рекомендую.

С уважением Валерий Хвалев, попечитель Школы Граня с 2017 года.

Есть мнение, что каждый человек может

написать хотя бы одну книгу в своей жизни.

Я считаю, что каждый человек должен

написать хотя бы одну книгу.

И научить этому обязана школа.

(С.Е. Федорин, предприниматель)

Как хорошо, когда теряешь ложное-

Тебя уже обидеть невозможно.

Ни в чьи глаза ты не глядишь просяще,

А кто-то бережет ненастоящее.

Над гиблым счастьем замирает кто-то

Забота труса — не моя забота!

И я живу, их счастье презирая.

Себя ищу я — ложное теряя!

(Рамз Бабаджан, поэт)

Если начинать с самого начала моей жизни… зачатие мое, по словам отца и мамы, произошло в Ленинграде, летом, в гостинице «Англетер». Со слов швейцара, маму и отца поселили в номере, где когда-то трагически погиб Сергей Есенин.

Хорошо, что влияние личности Есенина на отца было сильнее, чем влияние личностей Ленина, Маркса или Сталина. И поэтому мне суждено было стать Сергеем, а не Ивсалом (Иосиф Виссарионович Сталин), например.

В 1953 году, когда умер Сталин, мне было четыре года. Глядя на фотографию красивого усатого мужчины, фотографию мне дал отец, в глазах которого стояли слёзы, я сказал: «Лучше бы я у-м-е-р-е-л, чем дедушка Сталин». Вот какова была сила пропаганды в то время, из которого я больше ничего не помню. Да и помню, возможно, больше со слов родителей, которые рассказывали мне этот случай.

Когда мне было семь лет, отец предложил мне стать разведчиком. Он сказал всего несколько фраз вкрадчивым голосом, а моя душа сразу же затрепетала и засветилась от счастья. Дальнейших разговоров на эту тему отец больше не заводил, а я боялся спугнуть удачу, и еще долго надеялся и млел от счастья возможной перспективы.

Вот и всё воспитание патриотизма: я был в полном распоряжении Родины. Потом с удовольствием вступал в пионеры, затем в комсомол и боялся только одного, что я не смогу выдержать пыток, когда попаду к врагу. А я хорошо знал, какие пытки выдерживали Сергей Лазо, Зоя Космодемьянская, генерал Карбышев, юные краснодонцы и многие, многие другие.

Когда я пошел служить в армию, у меня не было ни малейшего сомнения, что я смогу отдать свою жизнь за Родину. В армии я с удовольствием конспектировал работы Ленина. Там же я нахлебался человеческого унижения, несмотря на то, что был сержантом и, ничего не поняв, кроме того, что армия это хуже тюрьмы, так как не знаешь, за что сидишь, поступил в Ленинградский институт (ЛЭТИ).

Комментарии автора через 30 лет:

Почему в ЛЭТИ? Очень понравилась специальность — «Электронно-медицинская аппаратура». Вот так примитивно я выбрал главное «дело» в своей жизни, выбрал по каким-то неясным, приятным чувствам. Но это еще ничего страшного — главное выбрал. Страшно то, что выбрал, не умея выбирать. А где учат, как надо выбирать?

Из того, о чем рассказывали в институте, до меня дошло процентов пять. По специальным разделам математики, физики, биотехнологии — практически ничего.

Впрочем, ничего и не надо было, так как на работе я все освоил за три месяца и взвыл от скуки.

Не зря говорят, что лучшие годы это студенческие годы. А потом — полное беспросветное рабство. Но об этом лучше всего говорит очевидец — мой дневник.

Многие знаменитые и не очень люди, когда им задавали вопрос о том, хотели бы они прожить свою жизнь по-другому, с воодушевлением отвечали, что нет, их жизнь прошла прекрасно, и они в ней не изменили бы ничего.

А я очень недоволен своей жизнью и хотел бы изменить в ней всё, кроме своей матери, которая нежно меня любила, несмотря на запреты отца. Будучи сухим и жестким человеком, он считал, что воспитывать детей, особенно мальчиков, нужно без нежностей и всякий раз пресекал искренние проявления любви ко мне моей матери.

Теперь ничего изменить нельзя — жизнь прожита, и я лишь пытаюсь поделиться с читателем собственным опытом, поведать ему свои мысли относительно того, что нужно делать, чтоб жизнь была прожита не зря.

Комментарии мужчины.

Я родился 10 лет спустя. Сталина уже разоблачили. И хотя я тоже давал клятву пионера и комсомольца, мне и в голову не приходило отдать за кого-то жизнь — будь то Родина или светлое будущее человечества.

И хотя я был"хорошим мальчиком"пионерский отряд был мне в тягость, а комсомол воспринимался как общественная нагрузка. Армия перестала быть почётной обязанностью, поэтому юноши спасались от неё в вузах.

Примерно в моё время школа как мясорубка воспитания будущих строителей коммунизма начала давать сбой, заржавела, и к концуу века сломалась совсем. В вузах от машины воспитания остались только 3 предмета: история КПСС, марксистко-лениская философия, политэкономия социализма и научный коммунизм, которые ненавидели практически все студенты в моем окружении.

Главное всегда придется решать самому….

Башкирова Г. «Наедине с собой»

Человек наедине с собой — ни когда его никто не видит, а

когда он сам никого не видит.

Из статьи «Против гнева своего» Лидии Графовой

газета «Комсомольская, правда» от 22.05.1973г.

Весна. 31 Мая 1973 года, г. Ленинград

Над Ленинградом серая дымка. Тепло. Солнце играет бликами на пятом корпусе, создавая ему славу таинственности. Но он и так тайна, тайна женственности….

Начал. Решил. Буду кое-что записывать.

Правило первое — сделать сразу, как только понял, что нужно сделать, иначе уже не сделаешь или будет поздно.

Правило второе, изживающее инерцию мышления, — помнить, что хорошая мысль приходит «опосля». Изживается систематическими тренировками.

Правило третье — рецептов много, выполни хотя бы один.

«Порядок освобождает мысль» (Декарт) — для меня пока что это только рецепт.

Буду писать все подряд, разберусь потом. Сразу чувствую, что такая категоричность не делает мне чести.

Решение писать заметки зрело давно, вот начал, но не уверен, что смогу писать на регулярной основе.

В человеке многое зреет, потом раз — таинственный скачок (в тихом омуте черти водятся).

Может быть, я начал писать потому, что считаю лучшим собеседником самого себя? (лестно, но грустно).

Чем я хочу заняться летом:

1. Английским

2. Психологией

3. Воспитанием, самовоспитанием

1 июня 1973 года, г. Ленинград

Литературу для этих вопросов, думаю, подберу после сессии. Видимо, надо читать Макаренко и Сухомлинского.

Большое впечатление произвела статья в Комсомольской правде «Против гнева своего».

Хочется поговорить с этим капитаном за «жизнь» — он живет в Ленинграде, но я еще не готов к этому разговору по своему моральному уровню.

Комментарии автора:

Очень жаль, что я считал, что не могу поговорить с кем угодно. Только в общении со значимыми людьми можно совершенствоваться. К такому общению надо стремиться и добиваться его, во что бы то ни стало.

Сейчас моей дочке 17 лет и она нашла своих первых настоящих учителей, сумела познакомиться со своими кумирами в области бизнеса. Она опередила меня в своем развитии на 33 года.

Комментарии женщины:

Смелость города берет! Считаю, что всегда нужно помнить этот девиз. Абсолютно согласна с автором в том, что общение с интересными людьми качественно меняет нашу жизнь. Именно такие люди, а не обыватели, могут позитивно повлиять на дальнейший вектор нашей жизни, именно они формируют наше мировоззрение, нашу личность и нашу судьбу. Нужно всячески избегать бессмысленного общения, бессмысленных людей рядом. По молодости мы по наивности думаем, что у нас много времени, и мы еще успеем пообщаться с нужными людьми, но проходят годы и «нужные люди» уже не так легко идут на контакт со зрелым, но несостоявшимся человеком, тогда как молодость многое оправдывает, в том числе наши несовершенства.

Комментарии мужчины:

После дебильных списков литературы на летние каникулы в институте на лето я не планировал ничего. Бесполезность школьных знаний сделали свое грязное дело. Школьного мусора в голове было столько, что даже тараканам в ней не осталось места. Более того, этот мусор сыграл со мной злую шутку. На первом курсе мы заново повторяли школьные уроки математики, физики и химии. Зачем? Мне это неведомо до сих пор. Поэтому я забил на эти предметы. Для инженера это подобно смерти. Когда начался новый материал, я уже расслабился.

Выпишу все положительные черты моего кумира:

1. Невозмутимость под взглядом толпы (самообладание).

2. Доверчивость в беседе.

3. Суровость, жесткость на вахте.

4. Особый рациональный уют в квартире.

5. Ведет график времени.

Черные нотки в нем — время, потраченное на поиски чего-то в жизни.

6. Собирает афоризмы. Считает это полезным.

7. Дневник ведет коротко, как текст телеграмм (удобно).

Гоголь считал, что каждый человек должен вести журнал для записи своих ошибок и почаще их перечитывать.

8. Веселый, всему открытый человек, очень щедрый к людям.

9. Требует максимум не от обстоятельств, не от других, а от себя самого.

Комментарий автора:

А что требовать — то? Прежде всего надо найти для себя самую главную, желательно мировую задачу и начать решать её. Недавно я прочел книгу Джима Коллинза «От хорошего к великому», и её идеи легли мощным фундаментом в основание моей миссии.

Комментарии женщины:

Действительно, сложно требовать чего-либо от обстоятельств или от себя, если ты не знаешь, к чему стремишься. Задача родителей, преподавателей и воспитателей, помочь ребенку найти свое призвание, свой интерес, свое предназначение, не глушить явные таланты и интересы в угоду «модной профессии» или «семейной традиции». Ведь если ребенок вас послушается, то не сможет в дальнейшем работать по данной специальности, вы обречете его на драму. Он будет метаться от одного дела к другому, не имея твердой почвы под ногами, и либо вернется к тем интересам, которые были у него ранее, потеряв лет 20-30, либо вообще потеряет интерес к самореализации в профессии.

Комментарии мужчины:

Задача всестороннего развития личности, которую поставили коммунисты, была настолько абстрактной, что её не понимали даже те, кто записал это в последней Конституции СССР. Поэтому никто, никогда и нигде эту тему не обсуждал. Не было такой темы ни в школьном"Обществоведении", ни в вузовском учебнике по научному коммунизму. А то, что написано было — полная чушь.

Из статьи Гоголя: «А кто уже узнал, что в гневе есть гнев, тому легче…. Он уже чувствует, что во всех неприятных и раздражающих случаях и обстоятельствах следует ему идти не против случаев и обстоятельств, а против собственного гнева…»

«Многие не могут выносить несправедливых упреков. Несправедливый упрек им кажется чем-то ужасным, но гораздо хуже и ужаснее заслужить справедливый упрек — мы тогда вдвойне упрекаемся и людьми и собственной совестью. Несправедливый же упрек должен производить по-настоящему противоположное действие — здесь даже чувствуешь тайное удовольствие, видя, что на самом деле чисто на душе…»

Во всех делах и действиях в жизни большее нужно предпочитать меньшему, иначе человек затеряется непременно…Нужно, чтобы любящие нас иногда встречали в нас одно решительное слово «нет», вместо всяких объяснений. Так, чтобы через нас и другие имели больше уважения к главным вещам и к главным истинам.

Лето. 4 июля 1973 года, г. Ленинград

Четыре дня назад закончилась моя четвертая сессия. А эти четыре дня прошли в мелких хлопотах.

О сессии: сессия — это лотерея, но оценки мне нужны только для стипендии. Сессия прошла очень трудно, так как ни черта не занимался в семестре. Причина, по моему субъективному мнению, — душевная тоска о счастье. Об этом же написал отцу. В ответ трезвый расчет с позиции холодной головы, хотя согласен, это немаловажно.

Перед механикой дрожал как заяц (когда пересдавал), а теорию знал совсем неплохо.

Опять не выполнил свое правило №1 — сразу не написал о том, как чувствовал себя после этого «механического» экзамена. А была просто дикая радость, радость от того, что спихнул это все, и совесть меня нисколько не мучила, несмотря на то, что сдал со шпаргалкой. Бросало иногда в холодный пот от мысли: «А если бы не сдал?».

Это я написал тогда, как получил телеграмму от В.Чернышева — завтра едем в Одессу! А до этого два дня была апатия.

Лето. 16 Августа, 1973 года, г.Бузулук

Отдыхаю у бабушки.

Прежний груз (мечта о счастье) остается на плечах. Вспоминаю письмо Жоржика: «…женщина — функция твоего я, нужно быть эгоистом». Сказано сильно, но если посмотреть на это с позиции женщины? Думаю, что это оскорбительно для человека, а женщина это прежде всего человек.

Так я и не знаю, куда себя «приткнуть». Правило № 3 не выполняю — английский в руки даже не брал.

Не чешется, пока жареный петух в темечко не клюнет.

Считаю, что многого в жизни не сделаю. Пессимизм? Нет, трезвая оценка событий. Почему? Нет огня, который бы полыхал в груди — сам его раздуть не могу, а другие…. кто?

Думаю, что в роли руководителя я, может быть, еще и сделаю что-то, но не потому, что считаю себя талантом, а просто хочу этим заниматься.

«Туда, куда я поеду теперь, я поеду один или с теми, кто едет туда за тем же, за чем и я» (Э.Хемингуэй)

Комментарий автора:

Почему-то все мудрые мысли не становились конкретными делами. Видимо, их было очень много, и я не видел возможности их воплощения в жизнь. Ведь если считаешь что-то невозможным, то даже пробовать не будешь. Нужно обязательно дерзать, выбрать главное и пробовать, несмотря ни на что.

Комментарии женщины:

Дерзость необходима, тем более необходима осознанная дерзость, тогда она превращается в поступок. Если человек знает, чего он хочет, и это желание позитивно, то вся Вселенная будет ему помогать в этом. Более того, если не дерзнуть, то долгое время, а может быть и всю жизнь, человек будет жалеть о собственной нерешительности и упущенной возможности. Его неотвязно будет преследовать мысль о том, что его судьба могла бы сложиться иначе.

Комментарии мужчины:

Какому-то дебилу пришла в голову мысль устраивать во время учёбы контрольные работы и экзамены. Поэтому в школе, за редким исключением, дети учились, чтобы перейти в следующий класс, а в институте, чтобы получать стипендию. Эта участь не минула и меня. Сейчас, много лет спустя, могу сказать точно про себя: школьный аттестат мне помог поступить в институт, а диплом — получить хорошее место на распределении. Стоило ли ради этого тратить время? Нет, конечно. Но тогда было время другое. Иначе было нельзя. Сейчас — можно. Но пришлось за место под солнцем заплатить тоннами мусора в голове и часами жизни, потраченными впустую.

Лето. 27 Августа 1973 года, г.Уфа

Завтра я уезжаю в Ленинград. Большая ценность для меня — разговоры с отцом. Единственное, чего ему не хватает, это умения работать со своими детьми. Он считает, что достаточно сказать своему ребенку, что от него требуется, и тот сразу это сделает — на своих детей, мол, тратить силы не нужно. Но, видимо, нужно, иначе «не вынешь рыбку из пруда». Конечно, если контакт установлен, то дело пойдет успешней. А без внутреннего контакта можно добиться только послушания и натолкнуться на молчание. Человек — психологический объект.

Вот некоторые цитаты, которые дал мне прочитать отец:

«Только большие цели, только дорога к ним способны сделать личность яркой и интересной. Другого пути не дано» (Анатолий Иващенко)

«Возможности наши зависят от того, на что мы дерзнем» (А. Моруа)

Комментарий автора:

Я не знал, какая большая цель есть у отца, и даже не догадался спросить его об этом.

Видимо, у него не было великой цели, иначе он не смог бы о ней не сказать…

Комментарии женщины:

Есть люди масштабные — их воля, их энергетика и цельность их натуры читаются в каждом произнесенном ими слове, каждом их поступке, каждом их движении. К сожалению, таких людей очень мало. Большинство ведут осознанно-неосознанную борьбу за выживание и удовлетворение своих базовых инстинктов.

Комментарии мужчины:

Недавно узнал. что в школах введут новый предмет"Семьеведение". Бог услышал наши молитвы. Мне же пришлось осваивать этот предмет методом проб и ошибок. Нашей семье больше 40 лет в этом году. Это опыт. Его ценность во много раз выше ценности всех предметов в школе и вузе. Но моих знаний и умений примерно 10 % от необходимых. Почему этому до сих пор в школе не учили?

Осень. 9 ноября 1973 года, г. Ленинград

Говорить правду очень трудно. Отец как-то сказал: «В детстве мы замечали, что ты говоришь неправду».

Легче сделать то, что легче.

Этот принцип подвел меня очень серьезно. Воспользовавшись им, я соврал при даче мне рекомендации от комитета ВЛКСМ в КПСС. Очень больно и неприятно и я рад, что эта моя маленькая ложь не прошла — это очень хорошо.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учись, сволочь! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я