Тренинг для индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества

Сергей Иванович Никитин, 2022

В методических рекомендациях представлен авторский «лоскутный», продвинутый психолого-педагогический тренинг для индивидуумов на стадии интеграции участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества. Книга включает свыше 90 различных тренинговых упражнений, специально адаптированных, разработанных и реализованных автором для групповой работы с лицами данной категории, а также инструкции по выполнению тренинговых упражнений и информационные материалы. В основе тренинга лежит поведенческая терапия. Последовательное прохождение четырёх тем тренинга, каждая из которых включает восемь занятий (дней), позволяет индивидуумам практически освоить техники эффективного межличностного взаимодействия в социуме.Методические рекомендации адресованы ведущим тренинговых групп, врачам-наркологам, врачам-психиатрам, психологам, социальным работникам государственных специализированных наркологических диспансеров и негосударственных реабилитационных центров.

Оглавление

В методических рекомендациях представлен авторский «лоскутный» продвинутый, психолого-педагогический тренинг для индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества. Книга включает свыше 90 различных тренинговых упражнений, специально адаптированных, разработанных и реализованных автором для групповой работы с лицами данной категории, а также инструкции по выполнению тренинговых упражнений и информационные материалы. В основе тренинга лежит поведенческая терапия. Последовательное прохождение четырёх тем тренинга, каждая из которых включает восемь занятий (дней), позволяет индивидуумам практически освоить техники эффективного межличностного взаимодействия в социуме. Каждая из предложенных тем тренинга может быть использована как самостоятельный тренинг на развитие определённых навыков.

Методические рекомендации адресованы ведущим тренинговых групп, врачам-наркологам, врачам-психиатрам, психологам, социальным работникам государственных специализированных наркологических диспансеров и негосударственных реабилитационных центров.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемой современного российского общества является увеличение числа индивидуумов, употребляющих психоактивные вещества. Как следствие, у людей с аддиктивным поведением отсутствует духовная культура личности, слабо выражена эмоциональная зрелость, неразвито умение сопереживать, сочувствовать, радоваться за другого человека, успешно налаживать коммуникацию в социуме. Отсутствуют персональная и коллективная ответственность, способность работать в команде, характерна стереотипность поведения и суждений в различных жизненных ситуациях, минимальны интеллектуальные предпосылки творческой деятельности и креативности. Реабилитационная работа с лицами, употреблявшими психоактивные вещества, представляет собой наибольший и важнейший элемент сохранения ремиссии у аддиктов. Эффективным инструментом групповой психотерапии индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества, являются групповые психологические упражнения и тренинги.

Объект нашего исследования адаптивные способности в социуме у индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества.

Предмет исследования — представляет собой процесс формирования эмпатийных способностей, коммуникативных навыков, командообразования и креативности у индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества, посредством разработанного и реализованного тренинга, направленного на развитие этих качеств.

Задачи исследования:

1. Обобщить и проанализировать технологии проведения различных тренинговых программ на основе учебно-методической литературы.

2. Разработать, адаптировать и реализовать тренинг сензитивности, коммуникативных навыков, командообразования и креативности как средство формирования адаптивных способностей в социуме у индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества.

Целью тренинговых занятий является: 1. Формирование восприимчивости, чувствования, то есть сензитивности, которая выражается в эмпатийных способностях у индивидуумов. 2. Выработка коммуникативных навыков, умения правильно передавать и принимать информацию от собеседника, обеспечивающих эффективное взаимодействие индивидуума с другими людьми в социуме. 3. Порождение командной работы, коллективной слаженности и ответственности, реализация потенциала командообразования у индивидуумов в группе. 4. Становление творческих способностей, креативности, оригинальности, гибкости, беглости мышления у индивидуумов, развитие интеллектуальных предпосылок творческой деятельности.

В методических рекомендациях по организации и проведению тренингов представлены четыре темы:

1. Тренинг Сензитивности.

2. Тренинг Коммуникативных навыков.

3. Тренинг Командообразования.

4. Тренинг Креативности.

Каждый из четырѐх предложенных тренингов содержит тематический план занятия по выполнению тренинговых упражнений, информационные материалы и может быть использован как один тренинг с восьмью занятиями, на развитие определѐнных навыков у индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества.

Каждый тренинг адаптирован, разработан, реализован для активного группового обучения и групповой психологической коррекции индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества и рассчитан на 12–16 часов, 8 дней (8 тренинговых программам) по 90–120 минут, то есть на одно тренинговое занятие в день. Тренинговая группа включает 8–12 человек — индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества.

Материально-техническая база для проведения тренинговых занятий: аудитория (класс) 20–60 м, стулья (12–15 шт.), учебная доска (1–2 шт.), флипчарт (1–3 шт.), маркеры (10 шт.), ручки (20 шт.), карандаши простые или чѐрные (20 шт.), скрепки 50 мм (100 шт.), белая бумага А4 (500 л.), скотч (1 шт.), бельевая (якорная) верѐвка (20–30 м), игрушки для образца или части игрушек (2–3 шт.), мяч (или мягкая игрушка) (1 шт.), раздаточный материал.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я