Проблемы развития малого предпринимательства России представляется необходимым рассматривать через призму налогообложения и построения концепции налоговой политики в сфере малого бизнеса. Существующее состояние российского малого бизнеса обусловливается непоследовательной политикой государства в сфере налогообложения, чрезмерным администрированием субъектов малого бизнеса и заурегулированностью этой сферы. В этой публикации рассмотрен один из актуальных вопросов данной проблематики, а именно: «Налоговая система: гармонизация интересов государства и МБ». В ней доступно, в лаконичной форме с привязкой к нормативным документам, изложена тема, раскрыты основные положения данной проблематики. Практические примеры и рекомендации представляют особый интерес для выстраивания финансово-правовых отношений с государственными, налоговыми органами с позиции их оптимизации.Адресовано экономистам, юристам, специалистам в сфере налогообложения, студентам экономических специальностей вузов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговая система: гармонизация интересов государства и МБ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В настоящее время развитие российской налоговой системы в направлении гармонизации интересов государства и предпринимателей сдерживается целым комплексом проблем.
Непоследовательная политика в области налогообложения
Многие исследователи считают, что политика государства в области налогообложения является не последовательной. Гусева Т.А., Ларина Н.В1. отмечают, что в настоящее время существует большое количество программ, направленных на совершенствование налоговой политики, однако политику в этой области нельзя считать последовательной. Швыдак Н. отмечает «непоследовательную государственную политику в отношении СЭЗ, следствием чего является неурегулированность и несогласованность законодательных и нормативных актов РФ в сфере инвестирования в зонах»2.
Постоянные изменения в налогообложении, принятие законов, которые фактически не могут быть использованы эффективно налогоплательщиками снижают доверие налогоплательщиков к государству. Можно привести пример из современной российской истории, когда единый социальный налог был заменен страховыми взносами. В результате, налогоплательщики столкнулись с непроработанным вопросом возврата переплаты по страховым взносам, когда невозможно было вернуть переплату по налогу, ошибочно уплаченному вместо страховых взносов. Кроме того, в самом законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"также достаточно долго содержались недоработки по сравнению с Налоговым кодексом, например, отсутствовали случаи и порядок предоставления рассрочки и отсрочки по уплате взносов.
Еще одним примером непоследовательной налоговой политики в области налогообложения можно назвать повышение в 2012 году страховых взносов, в результате чего по разным оценкам до полумиллиона предпринимателей подали заявления о ликвидации. Впоследствии страховые взносы были снижены, но это не послужило стимулом для открытия предпринимателями бизнеса.
Несмотря на принятие антикризисных мер, одновременно вводятся новые механизмы административного давления. Так, предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, и осуществляющие такие виды деятельности, как продажа билетов, продажа канцелярских товаров и газет, в связи с принятием электронного документооборота по НДС также вынуждены закрыть свое дело в связи с невозможностью ведения учета в электронном виде, проведения сверок взаиморасчетов с контрагентами.
Кроме того, налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, декларации по НДС должны будут представлять в электронной форме. По сути, дешевая аренда госсобственности может привести к дополнительным обязанностям по НДС.
Следовательно, налогоплательщик, не являющийся плательщиком НДС должен будет:
1. приобрести специальную программу;
2. заполнять декларации по НДС даже если он выступил в качестве агента один раз в квартал.
Также негативные тенденции наблюдаются в части повышения размера единого налога на вмененный доход, который зависит от нескольких показателей:
— величины базовой доходности, т.е. размера вмененного месячного дохода,
— значения коэффициента-дефлятора (К1), установленного на текущий год
— значения корректирующего коэффициента (К2), установленного в населенном пункте, на территории которого вы состоите на учете в качестве плательщика ЕНВД
— суммарного значения физического показателя за квартал, т.е. суммы значений физического показателя за каждый месяц квартала.
К негативным моментам для предпринимателей относятся:
1. выросла нагрузка на 2,3 миллиона предпринимателей и малых предприятий, уплачивающих ЕНВД;
2. существенно выросла налоговая нагрузка на малый бизнес
3. предприниматели вынуждены будут либо сокращать персонал и занимаемые площади, либо переходить на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, увеличение коэффициента-дефлятора не является эффективным для целей увеличения налоговых поступлений в бюджет.
Рис.13
Вместе с тем, в европейских странах также существует аналог ЕНВД, позволяющий:
упростить сдачу отчетности;
снизить нагрузку на малый бизнес, а государству гарантированно получить доход в виде уплаченного налога;
заинтересовать малый бизнес в развитии своего дела благодаря невысоким, но уплачиваемым вне зависимости от прибыли платежам.
Наличие коллизий в налогообложении
Вопросам коллизий в праве посвящено достаточно много научных исследований. Вместе с тем, ряд подобных исследований является противоречивым.
Так, нельзя согласиться с Бантиным М.И4. который указывает, что коллизионные правовые нормы — это разновидность специальных норм права, издаваемых с целью устранения коллизий, возникающих между юридическими предписаниями. Нельзя согласиться с данной точкой зрения по следующим основаниям:
— коллизии возникают вне зависимости от наличия или отсутствия специальных правовых норм;
— наличие специальных правовых льгот часто поражают новые коллизии. Так, наличие в законодательстве о страховых взносах положений о рассрочке и отсрочке платежей не позволяло воспользоваться ей по аналогии с рассрочкой по налогам и сборам, поскольку в данном случае не была применима аналогия права.
Важной проблемой, возникающей в связи с наличием коллизий, является проблема несправедливости. Глушкова И.Б5. обращает внимание на то, что в результате постоянно возникающих коллизий возникает несправедливость. Вместе с тем, нужно отметить, что понятие несправедливости в разных странах различается. Так, в некоторых странах действует прогрессивная шкала налогообложения, предполагающая различные ставки по налогам в зависимости от доходов, в других же действует плоская система налогообложения, предполагающая равные налоги вне зависимости от доходов. Коллизии возникают и в странах с прогрессивной шкалой налогообложения и в странах с плоской шкалой налогообложения. В частности, в странах с плоской шкалой вне зависимости от источников доходов (честных или не честных), размера дохода богатые будут платить наравне с бедными, что усугубляет неравенство слоев населения. Плоская шкала налога действует в России, Венгрии, Болгарии, Балтии, в странах бывших советских республик. Также подобная шкала принята в Румынии, Чехии, Монголии. Прогрессивная шкала налогообложения часто вызывает смену гражданства богатых граждан. Такая шкала, в частности, применяется в Германии, Франции и других европейских странах. Коллизии в прогрессивной шкале налогообложения связаны с возможностью ухода от налогообложения путем приобретения гражданства третьих стран.
Государство в некоторых случаях само выступает первопричиной возникновения коллизий налогов и морали в случае:
— неправомерного взыскания налогов и сборов;
— установления непомерных налогов, которые не в состоянии платить бизнес;
— наличия бюрократических процедур взимания налогов, которые не способствуют развитию бизнеса.
В качестве примеров подобных коллизий в предпринимательской деятельности можно назвать необходимость оспаривания предпринимателями кадастровой оценки земли, необходимость оспаривания потенциального дохода при использовании патентной системы налогообложения.
При этом наличие различных мнений по одному и тому же вопросу может запутать рядового налогоплательщика, служит почвой для различных трактовок одного и того же закона таким образом, как выгодно чиновникам.
Приведем только один пример в отношении компенсации за задержку заработной платы:
В письме Минфина России от 31.10.2011 N 03-03-06/2/164 ведомство считает, что сумму компенсации нельзя учесть в расходах. В документе отмечено, что компенсации работникам за задержку заработной платы расходами по налогу на прибыль не признаются.
Однако судьи в постановлении ФАС Поволжского округа от 30.08.2010 по делу N А55-35672/2009 посчитали, что компенсацию можно учесть, как внереализационный расход.
В результате предприниматели:
1. не могут выработать единую линию поведения в той или иной хозяйственной ситуации;
2. сталкиваются с проблемами доказывания правомерности своих действий;
3. фактически должны оспаривать трактовки писем Минфина в суде.
Таким образом, проблема коллизий, возникающих в налогообложении, имеет важное значение.
Проблемы ужесточения налогового администрирования
В настоящее время проверки малого бизнеса не ослабляются, как в других странах, а усиливаются. Соответствующие изменения внесены, например, в Налоговый кодекс.
1 января 2014 г. в Налоговом кодексе РФ появились новые основания для истребования у налогоплательщика пояснений при проведении камеральной проверки. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета). Данные пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней.
С 1 января 2015 года налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Таким образом, ежегодно расширяются права налоговых органов, но при этом права налогоплательщиков остаются на прежнем уровне.
В этой связи возникают следующие проблемы:
1. в условиях кризиса компаниям и предпринимателям необходимо сосредотачивать усилия не на развитии бизнеса, повышении прибыли и, следовательно, увеличении сумм налогов, а на доказывание своей правоты;
2. налоговый орган получил широкие полномочия, что нарушает паритет прав налогового органа и налогоплательщика.
Вместе с тем, в разных странах упрощаются процедуры налоговых проверок, что позволяет:
повысить доверие предпринимателей и компаний к налоговым органам;
повысить общий рейтинг страны в рейтинге doing business
4. Проблема развития новых специальных режимов налогообложения
С 1 января 2015 г. было введено новое основание для отказа в выдаче патента. С этой даты в заявлении на его получение должны быть заполнены обязательные поля. В противном случае заявителю откажут. Соответствующее изменение будет внесено в п. 4 ст. 346.45 НК РФ (пп. 5 п. 4 ст. 346.45 НК РФ).
Патент объективно не прижился в нашей стране. Патентную систему применяют только 8% предпринимателей. И причин для этого несколько:
— патентную систему могут применять только предприниматели и не могут общества с ограниченной ответственностью;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговая система: гармонизация интересов государства и МБ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Гусева Т.А., Ларина Н.В. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2005. 496 с.
2
Швыдак Н., Регулирование хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах РФ
"Законодательство и экономика", N 12, 1999