Все единицы экономики, принимающие экономические решения, самостоятельно составляющие хозяйственные планы и действующие согласно им, называются хозяйствующими субъектами. Эволюция рыночных отношений, модификация механизма корректировки процессов экономического выбора приводит к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Субъекты рыночных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Общая характеристика рыночных субъектов. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику
Субъектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.
Все единицы экономики, принимающие экономические решения, самостоятельно составляющие хозяйственные планы и действующие согласно им, называются хозяйствующими субъектами.
Эволюция рыночных отношений, модификация механизма корректировки процессов экономического выбора приводит к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.
Исходя из функций и целей участия в экономическом процессе, различают домашние хозяйства (частные бюджеты), фирмы (бюджеты компаний), государство (бюджеты общественных властей).
Домашние хозяйства могут потратить свои доходы на покупку товаров (потребление) или отказаться от потребления (сбережение). Этот отказ от потребления одновременно ведет к образованию состояния.
Домашние хозяйства — это потребительские единицы, стремящиеся к оптимальному обеспечению товарами. К ним относят отдельных лиц, семьи и все организации некоммерческого характера. Функцией домашнего хозяйства является получение доходов и их расходование на потребление.
Цель домашних хозяйств заключается в том, чтобы принимаемое решение относительно своего хозяйственного плана обеспечивало, путем расходования имеющихся ограниченных средств, максимально полное удовлетворение потребностей. Степень удовлетворения потребностей в результате потребления какого-либо товара называют полезностью. Частный бюджет расходуется рационально, если приобретаются товары, приносящие максимальную потребительскую полезность (максимизация полезности).
Фирмы являются производственными единицами. Если домашние хозяйства, являясь потребителями, потребляют и сберегают, то функциями компаний являются производство и инвестирование.
Цели управленческих решений, принимаемых компаниями, могут быть разными, в частности: максимизация прибыли, сохранение или увеличение доли рынка, возмещение издержек, обеспечение выхода на мировые рынки. С точки зрения достижения прибыли различают производственно-экономический принцип и принцип удовлетворения потребностей.
Производственно-экономический принцип деятельности фирм — это главный принцип всякой компании, чья экономическая деятельность направлена на получение прибыли. Если хотят максимизировать прибыль путем выпуска оптимального количества продукции с минимальными издержками на ее производство, то говорят о принципе максимизации прибыли.
Принцип удовлетворения потребностей — это главный принцип всех компаний, чья экономическая деятельность направлена на то, чтобы оптимально удовлетворить нужды в определенных областях: например, в газо — и водоснабжении, в перевозках с помощью железнодорожного и муниципального транспорта. Данные фирмы работают при ценах, возмещающих издержки, или даже получают дотации из общественных фондов.
Государство (правительство) — представлено различными правительственными учреждениями, осуществляемыми юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Государство — это продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций, обеспечивающих ее выживание и развитие. Сегодня государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
От государственных организаций, фирм, домашних хозяйств следует отличать экономические институты. Под последними понимается набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены общества, так как эти правила оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей.
Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, учреждающие взаимодействие индивидов, составляющих организации.
Государственные организации не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
Государство производит услуги, которые предоставляются гражданам частично бесплатно. Услуги государственных учреждений призваны наилучшим образом удовлетворять коллективные потребности. Для производства общественных благ государство устанавливает налоги и сборы. Государство, аккумулируя налоговые поступления, может не только производить определенные услуги, но и осуществляет перераспределение национального дохода в обществе, осуществляя трансферты домашним хозяйствам и фирмам.
В современной экономике основу жизнедеятельности составляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике.
В отличие от рыночных сил государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, то есть правом ограничивать свободу выбора экономических субъектов.
Вмешательство государства в хозяйственный процесс было характерно для всех этапов развития рынка. Обусловлено это тем, что рыночный механизм, хотя и представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи пред обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности.
Такие ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью) рынка.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка: 1) наличие внешних эффектов, 2) необходимость производства общественных благ, 3) монополистическая структура рынка, 4) существование ассиметричной информации в ценовом механизме. Во всех этих случаях требуется вмешательство государства.
Экономические функции государства в рыночной системе хозяйствования
Мировым опытом доказано, что нет, и не может быть эффективной рыночная экономика без активной регулирующей роли государства. Способность нерегулируемого рынка спонтанно обеспечивать равновесие, и высокую эффективность экономики ограничена. Суть несовершенства рыночной системы вытекает из следующих обстоятельств:
сам по себе рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не имеет механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;
рыночная система подвержена нестабильному развитию (инфляция, безработица).
За решение этих и других проблем и берется государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывали меркантилисты еще в восемнадцатом веке. Однако общее признание экономической мысли о неспособности рынка к саморегулированию окончательно утвердилось только в двадцатом веке.
Регулирующая роль государства проявляется в его функциях. Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности.
Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Сегодня принято выделять следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций (рис. 1.).
1) Аллокационная (распределительная) функция имеет целью более эффективное распределение ресурсов в рыночной экономике;
2) Социальная функция заключается в обеспечении справедливого распределения доходов в обществе;
3) Стабилизационная функция состоит в поддержании высокого уровня занятости и ценовой стабильности, а также в стимулировании экономического роста.
Рассмотрим эти функции.
Исследования в области первой функции — аллокационной принадлежат экономистам неоклассического направления. Объектом исследования в неоклассической модели является рыночная экономика, которая рассматривается на уровне взаимодействия отдельных потребителей и фирм.
В данных исследованиях выясняется, что свободная рыночная экономика без какого бы то ни было вмешательства достигает эффективной аллокации ресурсов. Возможность свободно вступать в обменные отношения обеспечивает достижение на рынке состояния равновесия, т.е. такой ситуации, когда при существующих в настоящий момент ценах величина спроса на каждый из производимых в экономике товаров равна величине его предложения. Иными словами, в рыночной системе цены эффективно выполняют роль индикатора ценности ресурсов. Ценовой механизм посылает верные сигналы, и размещение ресурсов оказывается оптимальным.
Дальнейший анализ этой модели выявил, что, хотя в большинстве случаев ценовой механизм рынка обеспечивает использование ресурсов оптимальным образом, в ряде ситуаций рынок не обеспечивает эффективной аллокации ресурсов.
К типичным формам проявления неэффективности распределения ресурсов рыночным механизмом можно отнести:
рыночная система производит большее или меньшее количество продукции вследствие действия побочных (экстернальных) эффектов экономической деятельности;
рынок недопроизводит или вообще не производит блага, относимые к категории общественных;
оптимальное распределение ресурсов нарушается в связи с ассимитричной информацией у участников экономических сделок (случай интерналий);
эффективность размещения ресурсов снижается вследствие существования высоких отраслевых барьеров для свободного перелива капитала.
Наличие этих несовершенств рынка создает предпосылки для государственного вмешательства в работу рыночного механизма. Именно государство может сыграть положительную роль, улучшив аллокацию и использование экономических ресурсов.
Как же осуществляется корректировка рыночного механизма государством?
Одна из основных задач государства — это нейтрализация внешних эффектов (экстерналий).
Экстерналии (побочные эффекты или внешние эффекты) — это выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, которые получает третья сторона, и которые не фиксируются в рыночной цене.
Отрицательные экстерналии (издержки перелива) — это издержки, которые несет третья сторона, и которые не компенсируются в рыночной цене.
Например, выбросы вредных веществ в атмосферу при производстве цинка создают отрицательный внешний эффект, если производитель продукта не включает сумму ущерба, наносимому обществу, в себестоимость продукта. На рис. 2 представлен график отрицательных внешних эффектов при производстве цинка.
Кривая предложения S отражает лишь индивидуальные издержки, которые финансирует фирма-производитель. Издержки же, отражаемые кривой S включают как индивидуальные издержки, так и внешние. Следовательно, индивидуальные издержки меньше общественных затрат. Производители принимают решение о объеме производства на основе заниженных затрат. Соответственно, равновесная величина продукта Q больше оптимальной величины Q1.
Положительные экстерналии (выгоды перелива)
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Субъекты рыночных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других