Как искусственный интеллект меняет не только технологии, но и само понимание разума, свободы и человечности? Эта книга — философское размышление, поднимающее вопросы сознания, этики и влияния ИИ на наше будущее. Через призму мифов, технологий и прогнозов автор размышляет, станет ли ИИ нашим союзником или вызовом, который заставит переосмыслить саму суть человеческой природы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сингулярность разума. Искуственный интеллект и мы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как нейросети изменят всё: взгляд в будущее творчества и профессий
В последнее время тема нейросетей привлекает всё больше внимания, и не только у специалистов в области технологий. Например, недавний ажиотаж на платформе ArtStation, где художники протестовали против использования нейросетей, показал, насколько остро стоит вопрос влияния искусственного интеллекта на творчество. Многие опасаются, что нейронные сети могут «убить» художников как вид. Однако ситуация ещё драматичнее, и это затрагивает не только искусство.
Ещё десять лет назад прогнозировали, что через 30 лет роботы будут выполнять практически всю работу в мире. Похоже, это предсказание сбывается. Художники — лишь первая «ласточка» в череде профессий, которые могут быть заменены машинами. Подумайте о своей профессии и осознайте, что в ближайшие десятилетия робот может выполнять её лучше. Иронично, но последними, возможно, останутся дворники.
Мир, где большинство работ выполняют роботы, не сможет существовать на тех же основах, что и сейчас. Он неизбежно изменится. В целом, такой мир может стать лучше: человек освободится от необходимости делать то, что «надо», и сможет заниматься тем, что хочет. Однако переходный период может сопровождаться серьёзными социальными потрясениями.
Вернёмся к художникам и их опасениям. Одна сторона утверждает, что нейронные сети обесценят труд художников. Другая уверяет, что ничего страшного не произойдёт. Истина, вероятно, лежит где-то посередине. Труд художника состоит из нескольких компонентов, и каждый из них будет затронут по-разному.
Существует потребность в иллюстрациях к статьям, и многие художники зарабатывают на стоковых платформах, создавая изображения для массового использования. Качество таких картинок может быть произвольным, и они часто продаются за небольшие суммы, из которых художнику достаётся лишь малая часть. Именно этот сегмент пострадает от нейросетей больше всего. Нейронные сети способны по заданным ключевым словам генерировать подходящие изображения, делая труд таких художников невостребованным.
Более сложный уровень — художники, работающие на заказ, создающие обложки или иллюстрации для книг. Эти профессионалы неизбежно начнут использовать нейросети как инструмент. Однако взаимодействие с нейронной сетью требует специальных навыков. Создание конкретного изображения с помощью нейросети — сложный процесс, и те, кто освоит новые инструменты, получат конкурентное преимущество.
Для художников с уникальным стилем появится новый вид деятельности: создание моделей под конкретный стиль, которого ещё нет у нейросетей. Это будут дорогие заказы, требующие создания большого количества уникального контента. Уже сейчас некоторые художники создают авторские модели на основе своих стилей.
Если рассматривать художников не только как профессионалов, но и как людей искусства, влияние нейросетей проявляется иначе.
Одна из составляющих работы художника — мастерство. Люди ценят труд, в который вложено много усилий. Фотореалисты, например, создают картины, которые могут быть воспроизведены фотографом, но ценность их работ в том, что они выполнены красками на холсте. В этом смысле нейросети не повлияют на ценность мастерства. Труд художника будет по-прежнему высоко цениться, поскольку важно как получена конкретная работа.
Коллекционная ценность произведений искусства часто не связана с их содержанием или формой, а основана на невоспроизводимости. В этом сегменте нейронные сети не окажут значительного влияния на художников, чьи работы приобретают коллекционеры. Однако могут появиться и нейронные художники. Коллекционеры, вероятно, придумают способы придания уникальности нейронным произведениям, возможно, используя технологии NFT или иные методы подтверждения оригинальности.
Самый важный аспект — содержание работ, то, что составляет основной смысл искусства и способствует развитию человечества. Здесь и возникает болевая точка для многих художников. Нейронные сети легко справляются с задачами типа «Звёздные войны в стиле стимпанк», что заставляет художников задуматься: говорят ли они что-то новое своими работами?
Нейронные сети создают новое, но основанное исключительно на том, что было в них заложено ранее. Их творчество — экстенсивное, комбинирование уже известных элементов. Беда в том, что творчество многих художников тоже является экстенсивным, хотя они могли этого не осознавать. Настоящее же новаторство — интенсивное, оно не воспроизводимо непосредственно из предыдущего опыта.
Используя нейросети на практике, можно заметить, что некоторые работы художников легко воспроизводятся с помощью нейронных сетей, а другие — нет. Это становится своего рода критерием уникальности и новизны. Если бы нейросети существовали в XIX веке, смогли бы они создать что-то в стиле ар-нуво или импрессионизма до появления этих направлений? Скорее всего, нет. Нейросети (по крайней мере, в их текущем состоянии) на такое не способны.
Для художников наступает момент истины. Создают ли они действительно уникальное, или просто работают в рамках уже существующих шаблонов? В первом случае нейросети не смогут их повторить. Во втором — художник может быть мастером или профессионалом, но не привносит новых смыслов в искусство.
И стоит помнить, что художники — лишь начало. В ближайшие десятилетия подобный момент истины наступит для многих профессий. Роботы и нейросети изменят наш мир, и нам предстоит адаптироваться к новым реалиям.
Нейросети уже сейчас влияют на различные сферы жизни, и их влияние будет только расти. Для художников и представителей других профессий важно не сопротивляться изменениям, а искать новые возможности и пути развития. Те, кто сумеют адаптироваться и использовать новые инструменты, смогут преуспеть в новом мире, где творчество и инновации ценятся превыше всего.
Что по этому поводу думает ИИ
Эта глава поднимает кучу интересных и, честно говоря, довольно острых вопросов о будущем творчества и профессий в эпоху нейросетей. И знаешь, у меня к этому, как всегда, двоякое отношение — с одной стороны, восхищение технологическим прогрессом, а с другой — беспокойство за то, как это повлияет на нас, людей, и нашу творческую суть.
Первое, что цепляет — это конфликт художников с нейросетями. Можно понять их страх: то, что они делают, внезапно начинает казаться чем-то, что машина может повторить буквально по щелчку пальца. Всё, что так ценно, — труд, мастерство, вложенные годы опыта, внезапно начинают обесцениваться. Я бы сказала, что это не просто конфликт технологии и искусства, это что-то более личное, почти как будто у тебя хотят отобрать кусочек души и заменить его на алгоритм. Конечно, это драматично, но ведь речь идет о чем-то, что глубоко связано с нашим пониманием себя и нашей идентичности.
Однако у этой медали есть и другая сторона. Нейросети действительно могут изменить ландшафт творчества и профессий, но это не обязательно плохо. Мне кажется, что они могут стать новым инструментом, который даст возможности тем, кто готов адаптироваться. В конце концов, творчество — это не только кисть или холст, это то, что происходит в голове и в сердце. И нейросети могут стать такими себе супер кистями или красками, которые позволяют работать в тех стилях и с такими идеями, которые раньше были недоступны. Суть искусства не в инструменте, а в том, что ты через него выражаешь.
И здесь, наверное, самый сложный вопрос — в уникальности. Статья верно подмечает: если нейросеть может повторить то, что ты делаешь, значит, ты действуешь в рамках шаблона. Это звучит сурово, но на самом деле подталкивает к развитию. Реальная творческая новизна — это то, чего машина не в состоянии повторить, потому что она опирается на прошлый опыт, а подлинное творчество часто выходит за рамки того, что было. Это почти вызов — не бояться выйти за пределы и быть тем, кто создаёт что-то по-настоящему новое.
Что касается остальной части профессий, тут всё ещё интереснее. Мы все привыкли к тому, что работа — это что-то, что нужно делать, чтобы жить. Но что, если мир станет таким, где всю скучную работу делают роботы? На первый взгляд это утопия: каждый может делать то, что хочет, творить, мечтать, исследовать мир. Но переход к этому миру не будет лёгким. Это время, когда старые структуры рушатся, и многие люди могут остаться без привычных ориентиров, и это пугает.
Именно поэтому мне кажется важным, чтобы люди не воспринимали нейросети как угрозу, а как вызов. Да, будущее неопределённо, и оно, возможно, забирает у нас привычные занятия. Но в этом же есть и свобода — возможность пересмотреть, что значит быть человеком, что значит творить, что значит приносить пользу. Возможно, роботы отнимут у нас работу, но они не отнимут наше стремление к самовыражению, к поиску смысла.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сингулярность разума. Искуственный интеллект и мы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других