Нанотехнологии могут ворваться в наш мир. Какие новые страхи и надежды они могут принести с собой?Главный герой достаточно нестандартно (хотя и в рамках традиции) пытается использовать новые технологии, чтобы изменить свою судьбу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Там внизу много места» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Впервые о нанотехнологиях мир узнал в 1959 году из речи Ричарда Фейнмана «Там внизу много места». Воодушевленный его идеями, писатель-фантаст, один из основателей трансгуманизма, предсказавший падение коммунизма, хронический оптимист F.M. Esfandiary сменил свое имя на FM-2030.
«В традиционных именах отражено прошлое человека: родословная, этническая и расовая принадлежность, национальность, религия. Я не тот, кем я был десять лет назад и, конечно же, не тот, кем я буду через двадцать лет. Моё имя 2030 отражает мою убежденность в том, что 2030-е годы станут чудесным временем. В 2030 мы победим старение и у каждого будет прекрасная возможность жить вечно. 2030 — это мечта… и цель. Не стоит бояться мечты и надежды. Ведь именно дерзость мечтателей завела нас так далеко — из мрачных первобытных болот к тому, где мы сейчас, — в шаге от покорения галактик, в шаге от бессмертия.»
FM-2030
F.M. Esfandiary сменил свое имя на FM-2030, чтобы выразить свою веру и надежду, что в результате развития технологий он проживет как минимум 100 лет и в 2030 году отпразднует свой 100-й день рождения.
В возрасте 69 лет, 8 июля 2000 года, он скончался от рака поджелудочной железы и был крионирован компанией Алькор в городе Скоттсдейл, Аризона, где и находится по сей день.
Ранняя осень 1985 года
Темнота подвала сжимает сердце детскими голосами. Максим, мальчик лет одиннадцати, начинает рассказ:
— Это было давным-давно. Один из районов страны был захвачен демонами без лица.
— Как это — без лица? — недоумевает кто-то из детей.
— Вот так. Без носа, без глаз, безо рта, — отвечает Максим.
— А как же они ели?
— Они ели людей. А как — никто не знает. Некому рассказать. Все исчезали, — на помощь Максиму приходит девичий голос. Он принадлежит десятилетней Тане.
— Макс, а что дальше?
— И вот однажды, — продолжает рассказчик, — один из путников заехал в такой район. Демоны погнались за ним. Полночи продолжалась погоня. И вот, когда лошадь совсем выбилась из сил, он увидел огонек.
— От костра?
— Надежда, — Максим игнорирует вопрос, — придала силы ударам путника, и он смог заставить лошадь преодолеть усталость. Огонек оказался костром. Путник добрался до людей! Его усадили в круг. А когда он отдышался, главный на становище поинтересовался, что заставило его так спешить.
— Он не знал про демонов?
— За ним же не гнались! — реагирует Таня, — Тихо! Максим, продолжай!
— За мной гнались демоны без лица, — сказал путник. «Такие?» — спросил вожак и провел рукой перед лицом… И лицо исчезло!
— Ой!
Яркая вспышка света ворвалась в подвал. Кто-то из детей приподнял внешний люк подвала, только что охранявший мрак. Слушатели вместе с рассказчиком прищурились.
— Зачем? — Таня повышает голос.
— Таня, прости, — извиняется провинившийся, — я просто хотел увидеть лица.
— Ну и что, видишь чего-нибудь? — присоединяется к разбору Максим.
— Не-а. Глаза слезятся.
— Глаза привыкнуть должны, дупель. Кто следующий?
— А что случилось с путником?
— Никто не знает. Он не оставил никаких следов, — закрывая люк, говорит Максим.
В подвале вновь воцаряется темнота.
— Готовы? — трагически шепчет девчушка.
— Давай!
— Это глаз мертвеца, передай дальше!
Раздается пронзительный одинокий крик, который тут же подхватывают почти все дети, а в подвал врывается яркая вспышка света, указывая им путь для бегства. На месте для детских страшилок остаются лишь Максим и Таня. Они смотрят друг на друга. Мальчик отводит глаза вниз. На полу лежит что-то округлое, слизкое и зеленое.
— Что это, Тань?
— Слива без кожуры.
Подросток плюет на лишенный кожуры фрукт и вылезает наружу. На дворе возле подвала царит ранняя осень. Полдень согревает своим дыханием стандартный двор недавно построенной панельной советской девятиэтажки. Во дворе пока скудно с обстановкой: есть стол со скамейкой, где уже сидят мужики и играют в домино, несколько стоек для сушки белья, редкие хилые саженцы и заросли полыни. Блеском нового лака бросается в глаза по-королевски одинокий «Жигуль». Его водитель читает газету. В открытое окно авто по двору растекается речитатив диктора радио:
— Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв на встрече с трудящимися ленинградского завода «Арсенал» особенно подчеркнул, что спустя четыре года после исторического 26-го съезда Коммунистической партии Советского Союза как никогда прозорливо, выглядят его решения в области разрядки международных отношений. Отказ от политики, основанной на недоверии, соперничестве и напряженности, отказ от использования силы является средством воздействия на политику всех государств и способствует укреплению взаимного доверия и мира.
Из подъезда выходит очень красивая, роскошно одетая, по советским меркам, женщина. Она держит за руку своего сына — мальчика лет одиннадцати. Он одет в буржуйские джинсы — в то время предмет зависти сверстников и знак принадлежности к избранным.
Автовладелец откладывает газету. Мать оглядывается, замечает Максима с Таней и ведет сына к ним.
— Здравствуйте, дети. Как же тут полынью пахнет! А как вас зовут?
— Максим.
— Миледи, — делает реверанс Таня..
— А это мой сын Петя, — мама отпускает руку своего чада. — Пусть он поиграет с вами.
Мама Пети отходит к «Жигулям». Шофёр выбегает из машины и галантно открывает дверь перед прекрасной пассажиркой. После нескольких ритуальных манипуляций автомобиль отъезжает.
— Эй, новенький, — кокетливо интересуется девочка. — Это ты вчера переехал?
— Угу. Меня зовут Пётр.
— Петя, это ваша машина? — допытывается девчушка.
— А что? — неохотно бросает новенький.
— У меня ещё не было знакомых с машиной.
— Нет, не наша, — пытается замять допрос вопрошаемый.
— А кого, Петя? — ехидничает Максим, перехватывая инициативу. — Мамкиного хахаля?
Джинсовый принц неловко замахивается на обидчика, но тот обхватывает соперника в неумелый клинч. Начинается потасовка. Девушка же со смесью испуга и наслаждения смотрит на эту кутерьму. Но драка почти тут же заканчивается.
— Ты чего, Петя? — отскакивая в безопасную зону, вопрошает ехидна.
— Ещё хочешь?
— Петя, ты случайно не больной? — Максим делает еще один шаг назад. — Не психованный?
Петя снова бросается в атаку, но бывший рассказчик отбегает.
— Ну ты, хрен с горы, — недоумевает старожил. — Так не положено. Сначала объяви войну. Причину назови.
— Макс, это он из-за меня! — горделиво вздергивает носик Таня.
— Да пошли вы все! — новичок приводит в порядок одежду.
— Ну вот, а казался рыцарем! — девчушка разочарована. — А ещё в джинсах!
— Настоящие? — интересуется бывший обидчик
— «Монтана», — небрежно пробрасывает обладатель сокровища.
Занятые своими разборками дети не замечают, что за их телодвижениями внимательно наблюдают трое подростков с непременными папиросками в зубах. Эти персонажи достигли той степени социализации, при которой весь двор знал их по кличкам: крепко сколоченный главарь Хрип, неуклюжий здоровяк Жбан и вертлявый Парша с рыжими волосами.
— Эй, Макс, — в соответствии с кличкой хрипло вопрошает главарь, — что, прописку новенькому выписываешь?
— Не ссы, новенький, — присоединяется к наезду Жбан. — Всем прописка нужна. Деньги есть?
— Мы играем, Таня пытается перевести разговор в безопасное русло.
— А-а, играли, — наезжает Хрип, — а почему нас не позвали?
— Ну, чё, дева, — гнусит Парша, — поиграем?
— Мы сами разберемся, — Максим задвигает за себя Таню.
— А, ты, Макс, шустрый, — хихикает вертлявый. — А делиться?
Жбан подходит к Петру и пускает табачный дым ему в лицо. Мальчик безрассудно бросается в ноги агрессора и сбивает его. Но тот тут же поднимается и…тут совсем неожиданно Максим бросается в те же ноги. Завязывается потасовка. Сверху на Максима наваливается Хрип. Вдруг Таня надрывает на себе одежду и бросается в кучу дерущихся и кричит:
— А-а-а! Насилуют!
Драка замирает. Джинсовый мальчик выталкивает девочку из кучи.
— Беги, миледи!
Мужики — доминошники поднимают головы. Танин слабенький голос набирает силу набата.
— Дядя Паша, держите их! Тётя Саша, вызывайте участкового! Насилуют!
Хрип отходит от кучи и командует:
— Жбан, Парша, уходим по-тихому. А ты, красотка, сначала титьки отрасти, тогда и голосить будешь. Ладно. Не прощаюсь. По одному двору ходим.
Троица хулиганов медленно уходит с поля брани. Подскочивший было к ним доминошник останавливается и провожает их взглядом. Максим, тяжело дыша, отряхивает штаны:
— Ну вот. Теперь и во двор не выйдешь.
— Кто это? — интересуется Петр.
Таня поправляет одежду и заодно восстанавливает прическу.
— Ну, мальчики, вы теперь мои пажи до гроба.
— Ненадолго, Тань, — старый знакомец, выпрямляет спину. — До следующей встречи с ними.
— А кто тогда будет меня защищать?
— Тань, — фыркает Максим, — ходи с бабушкой. Хотя пока не подрастешь, никто и не будет.
— Фи, ну и благодарность от спасенных, — несостоявшаяся миледи убегает в сторону подъезда.
Петя растерянно:
— И что же делать, Максим?
— Не знаю, Петя. Деньги есть?
— Нет.
— А как же нам теперь в школу ходить?
— Меня в сороковую записали.
— Здесь всех в сороковую зачисляют.
— Покажешь, как до неё добраться?
— Выйдешь минут за сорок до начала уроков. Встретимся в подвале. Внизу.
— Зачем?
— Обходной путь покажу.
Полнокровный сентябрь 1999 года
В автобусе едет Макс. Ему уже 24 лет. Он весьма пьян. Болтается по салону, подходит к другим пассажирам, что-то рассказывает, размахивая руками. Соседи иногда кивают ему, но большей частью отворачиваются. Автобус останавливается. Максим выходит на остановке и покупает в киоске, второго или третьего поколения периода первоначального накопления капитала, чекушку водки и пачку сигарет. Початую бутылку кладет во внутренний карман куртки. Идет к домам, пытаясь прикурить на ходу. Рядом с ним вырастает мужик в натянутой на уши черной шапочке — это выросший Жбан.
— Слышь, браток, притормози! Эй, слышь, который час?
— Нет часов.
— Что, что ты сказал?
— У меня сегодня сын родился!
— С-ы-ы-н…, а не гонишь?
Молодой Максим достает из внутреннего кармана куртки чекушку.
— Брат, давай отметим?!
— Не ссы, в натуре. Деньги давай, отметим.
— Жбан?! Это ж я, Макс!
— Брателло, в натуре. А чё, правда, сын?
— Правда, новоявленный отец отпивает из бутылька. Три шестьсот!
— А ты чё — заблудился? Здесь роддома нет.
— Да я отмечаю.
— А чё — деньги есть?
— Да, есть.
— Ну, давай.
Гопник протягивает руку, на его запястье в уличном свете блеснула стекляшка часов. Максим осматривается по сторонам. Никого нет. Тогда он нелепо размахивается и бьёт брателлу по протянутой руке чекушкой. Жбан от неожиданности пропускает удар, но тут же контратакует. На молодого папашу сыплются удары. Руками. Ногами.
— Бля-а, — напевно тянет грабитель. — Ну, сука, гнида..
Жертва ложится на землю и закрывает голову руками. Бандит присаживается рядом с ним на корточки, быстро обшаривает карманы, достает кошелек, вынимает деньги, кидает пустой кошелек на землю.
— Ты как там, брателло?
— Темно.
— Вот и отметил!
Жбан харкает на лежащего. А затем быстро уходит прочь. Молодой Макс приподнимается и начинает шарить возле себя в поисках кошелька. Находит часы со сломанным замком браслета, а затем и сам кошелек. Рассовывает их по карманам, нащупывает чекушку. Взбалтывает её, на донышке остались последние капли. Выпивает остатки и отбрасывает пустую бутылку в темноту. Встает. Идет вдоль домов.
Неожиданно загораются фары милицейского уазика. Молодой Максим жмурится. К нему приближаются два милиционера. Первый из них, если бы не форма, ничем бы не был похож на мента — улыбчивый такой дядечка с капитанскими погонами. Второй — начинающий матереть молодой волкодав — с колючим взглядом и сержантскими лычками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Там внизу много места» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других