Собрание сочинений. Том седьмой

Сергий Чернец

Собрание сочинений рядового писателя включает в себя рассказы, написанные на протяжении нескольких лет. В своих рассказах писатель описывает жизненные ситуации, которые мы не замечаем, а если видим, то проходим мимо. Его герои списаны отчасти с его жизни и жизни его знакомых попутчиков.

Оглавление

О Природе, и не только

Вступление.

Кажется, что человеку уже некуда развиваться. Но эволюция, открытая при Дарвине, не окончилась, а продолжается.

Возникает шестое чувство у человека. Оно не просто количественно добавляется к пяти остальным чувствам, — оно качественно обособлено и располагается над ними. Наше желание наслаждений улавливает материальную реальность через пять способов восприятия, соответствующих пяти органам чувств. Шестое чувство также включает в себя разнообразные виды восприятия, ощущения. Это есть переход от тьмы к свету: от чувства опустошенности и страха, от мук и страданий — к изобилию, уверенности, покою, вечному совершенству мира.

Особенно свойственно человеку возвращаться к древним своим чувствам, подсознательно сохранившимся, хотя и заглушенным развитием техники. Чувство природы врожденно нам, от грубого дикаря до самого образованного человека. Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — все это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает или дает искаженное развитие этому чувству.

Конечно, не найдется почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы, то есть: к прекрасному местоположению, живописному далекому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой месячной ночи. Но это еще не любовь к природе; это любовь к ландшафту, к декорациям, к призматическим преломлениям света.

Это могут любить люди самые черствые, сухие, в которых никогда не зарождалось или совсем заглохло поэтическое чувство: зато их любовь этим и заканчивается. Приведите их в таинственную прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучной высокой травой; поставьте их в тихую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег лесного сонного озера, обросшего камышами. Окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, голосами ночных птиц и насекомых, всей жизнью природного творения: для них тут не будет красот, они ничего не поймут!!!

Цитата: «Встречаются такие люди в городских наших джунглях, среди пыли асфальта и бетона, которая им привычнее. Их любовь к природе внешняя, наглядная, они любят картинки, и то ненадолго; рассматривая картинки, они уже думают о своих пошлых делишках и спешат домой, в свой грязный омут, в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы, подышать вечерними испарениями мостовой, раскаленной дневным солнцем…».

Вот в этом описании видится отражение сегодняшнего времени. Однако, это написано было еще в 19-ом веке, аж в 1847 году. Надо же! Нисколько не изменилось время, или стало даже хуже, чем было тогда. Увеличилось население, разрослись города, природа потеряла былую привлекательность, загрязнена окончательно. Но все-таки есть еще романтики и в наше сложное время: это большой отряд рыболовов любителей, которые еще любят природу естественной привязанностью первобытного человека. Они пишут в газеты своих объединений рассказы о своих рыбацких похождениях, не менее талантливо, как и пионеры 19века Аксаков, Паустовский и другие. Так Аксаков в 1847 опубликовал «Записки об ужении рыбы», но они в большинстве своем совсем не о рыбной ловле повествовали, а приближали человека к настоящему чувству природы. Он даже писал подстраховку, чтобы не быть осужденным от рыбацкого сословия:

«Все это вместе решило меня сделать первый опыт на русском языке. Охотников до ужения много на Руси, особенно в деревнях, и я уверен, что найду в них сочувствие. Прошу только помнить, читая мою книжку, что она не трактат об ужении, не натуральная история рыб. Моя книжка ни больше ни меньше, как простые записки страстного охотника: иногда поверхностные, иногда односторонние и всегда неполные относительно к обширности обоих предметов, сейчас мною названных».

И Аксаков также говорит о цели с какой он написал свою книгу в том же духе: «они могли бы доставить более удовольствия при чтении, чем пользы в применении к делу».

И еще, наверное главная мысль:

«Печатаю их для рыбаков по склонности (то есть любителей), для „охотников“, для которых слова удочка и уженье (рыбалка) — слова магические, сильно действующие на душу», «Я считаю, что мои записки могут быть для них приятны и даже несколько полезны: в первом случае потому, что всякое сочувствие к нашим склонностям, всякий особый взгляд, особая сторона наслаждений — иногда уяснение какого-то темного чувства, не вполне прежде сознанного, — могут и должны быть приятны; во втором случае потому, что всякая опытность и наблюдение человека, страстно к чему-нибудь привязанного, могут быть полезны для людей, разделяющих его любовь к тому же предмету».

О нашем сложном мире (отступление).

Несмотря на все сложности нашего времени, человечество склоняется к тому, чтобы вернуться назад к старинным ощущениям, которые в подсознании отложились приятными воспоминаниями.

На первый взгляд кажется, что в настоящее время происходит возврат к религии, хотя вере предавались и раньше, до того как наука, промышленность и культура заняли соответствующие места в жизни человека. Вдруг, все стали верить в Бога. Однако в действительности речь идет о совершенно ином процессе. Всеобщая тяга к религии и массовое увлечение разного рода мистическими учениями и техниками проистекает не из искреннего внутреннего побуждения, а от безвыходности.

Человечество теряет надежду, что наука и технический прогресс улучшат его состояние и подсластят горечь жизни. Нынешнее приобщение к вере имеет целью повторно опробовать такой способ ухода от решения насущных проблем, переложить все на незримого Бога, на провидение. Ну кто из разумных верит искренне в Богов? Глупо думать, что, говоря халва-халва и жуя лимон, можно ощутить сладость во рту. Человечество знает, что все состоит из молекул и атомов, и выпив яд (цианистый калий) молитвою избежать смерти не удастся. Люди вновь убедятся — на сей раз окончательно и бесповоротно, — что в религии не отыщешь реальной пользы и действенного лекарства от нашего болезненного состояния. На самом деле религии отмирают, компрометируя себя бизнесом наживания денег за счет «верующих». Некоторым образом, религию подменяют теории и философские концепции, полагающие, что можно улучшить нашу жизнь, — совместив науку с религией: якобы от обрядов есть психологическая помощь. Нет сомнения, что и это предположение также окажется ошибочным.

Что происходит с нами на самом деле? Ведущие ученые и известные философы вынуждены признать, что положение дел в мире стало угрожающим. Согласно их концепциям, человечество утратило контроль и способность понимать Цель, куда оно направляется. Остались буквально считанные годы для того, чтобы скорректировать направление развития, прежде чем бездействие заведет нас на край глубокой бездны. В противном случае, катастрофа захватит все сферы человеческого существования, — включая экологию (загрязнится и будет отравлена вся окружающая среда, вода, земля и воздух), социум (половина населения живет в бедности и голодает), экономику (нефть и другие ископаемые закончатся), культуру (нет законов регулирующих вседозволенность), воспитание (оглупление за счет недостатка знаний в школе детям) и науку (фундаментальные исследования не финансируются). Ученые приходят к мысли, что без раскрытия сути генерации материи, наука не сможет двигаться вперед, и на остаточное развитие в текущем режиме они отводят лишь несколько лет.

По словам ученых, человечество стоит перед кризисом, аналогов которому еще не было в истории человечества.

Кризисы случались и прежде, фактически они сопровождали человечество всю жизнь. однако кризисы захватывали лишь определенные области и сферы бытия. 1Религия переживала и инквизицию, и охоту на ведьм и великие разделения, сектантство — до 50 конфессий только в одном христианстве. 2Культура видела периоды спада и разврата во времена Рима и во времена Средневековья. 3 Промышленность потрясалась своими революциями. 4Наука имела перевороты — от земли на трех китах…

Когда рушилась одна сфера, на ее руинах расцветала другая. Новая идеология приходила на смену старой, и мир вступал в очередной, обновленный период развития

Однако, на сегодняшний день все виды деятельности человека в этом мире исчерпали себя абсолютным образом.

Дело обстоит таким образом, что все процессы современности подходят к окончательному итогу человеческого формирования и развития, длившегося на протяжении тысячелетий. Эгоистическое начало возросло неимоверно — вплоть до самоуничтожения.

Природа (возвращение к теме).

Чувство природы врожденно нам от грубого дикаря до самого образованного человека. Но многие знания заслоняют и заглушают для современников зов природы. Нам оставлены примеры отношения правильного ко всему живому в лице племен, еще находящихся в прямом общении с природой.

Есть такие Бушмены, живущие в африканской саванне. Их отношение к природе избирательное настолько, что нам следует поучиться такому. Берут они столько сколько нужно на данный момент и не нарушают равновесия природного. Так же они относятся и друг к другу. «Все разнообразные охотники должны понимать друг друга: ибо охота, сближая их с природою, должна сближать между собою» — писал и Аксаков. И он воспевал природу наряду с воспеванием рыболовства.

Выдержки из «Записок…» Аксакова могут увлечь всякого любящего природу человека.

Охота пуще неволи.

«…уженье, как и другие охоты, бывает и простою склонностью и даже сильною страстью… Русская пословица говорит глубоко и верно, что охота пуще неволи. Но едва ли на какую-нибудь человеческую охоту так много и с таким презрением нападают, как на тихое, невинное уженье. Один называет его охотою празднолюбцев и лентяев; другой — забавою стариков и детей; третий — занятием слабоумных…. Так говорят не только люди, которые, по несчастью, родились и выросли безвыездно в городе, под влиянием искусственных понятий и направлений, никогда не живали в деревне, никогда не слыхивали о простых склонностях сельских жителей и почти не имеют никакого понятия об охотах. Нет, так говорят сами охотники — только до других родов охоты…».

«Но, бог с ними! Деревня (вот что важно), не подмосковная, далекая деревня, — в ней только можно чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы.

Деревня, — мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отношений! Туда (надо) бежать от праздности, пустоты и недостатка интересов; туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовестных мыслей, забот и попечений!»

Каково нынешнее «дворянство», так называемое, образовавшееся из «новых русских» путем незаконным? А эти слова Аксакова-дворянина могут сказать сейчас уже многие миллионеры от бизнеса. «История приходит на круги своя» — великие слова Великого Соломона премудрого.

«На зеленом, цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, на котором колеблются или неподвижно лежат наплавки ваши, — улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные свои права, вы услышите ее голос, заглушенный (было) на время суетней, хлопотней, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеется это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твердости воли и чистоте помышлений — эта эпидемия нашего века, эта черная немочь души. Чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши…».

_____________________________

Вот ведь как сказал барин 19го века. И что мы имеем — то же самое нарастает у нас. Происходит возврат к прошлому, через 70 лет «плена вавилонского» и 20 лет попытки возродится.

Как когда-то критиковал Аркадий Райкин: Грузин выговаривал студенту, намазывая икру на хлеб, что в советское время было «дефицит»: «вот, ты говоришь, что все везде будет, (коммунизм будет), а хорошо ли это будет?» — и так далее.

Вот и мы спросим себя: «бары» появились, купцы, то бишь, бизнесмены, — но кто скажет хорошо ли это будет, когда вместе с ними появились и нищие и батраки, даже «бурлаки на Волге», как с картины художника, уже есть, и нищих и бездомных много…?

_____________________

Как и у Аксакова, мы делаем много отступлений от непосредственного повествования о природе и рыбалке. И словами Аксакова вернемся к теме:

«… Но я увлекся в сторону от своего предмета» — говорит Аксаков, — «Я хотел сказать несколько слов в защиту ужения и несколько слов в объяснение моих записок». (Такие объяснения и нам сегодня бывают нужны, когда нас упрекают жены и прагматичные родственники и друзья за то, что мы занялись рыбалкой!) «Начнем сначала:» — говорит Аксаков, — «обвинение в праздности и лени совершенно несправедливо. Настоящий охотник (рыбак) необходимо должен быть очень бодр и очень деятелен.

Раннее вставание, часто до утренней зари, перенесенье полдневного зноя или сырой и холодной погоды, неутомимое внимание во время самого уженья. Приискиванье удобных мест, для чего иногда надо много их перепробовать, много исходить, много изъездить на лодке: все это вместе не по вкусу ленивому человеку. Если найдутся лентяи, которые, не имея настоящей охоты к уженью, а просто не зная, куда себя деть, чем заняться, предпочтут сиденье на берегу с удочкой беганью с ружьем по болотам, то неужели их можно назвать охотниками? Чем виновато уженье (рыбалка), что и такие люди к нему прибегают?

Другое обвинение, будто уженье забава детская и стариковская — также неосновательно: никто в старости не делается настоящим охотником-рыболовом, если не был им с молоду. Конечно, дети почти всегда начинают с уженья, потому что другие охоты менее доступны их возрасту…. Что же касается до того, что слабый старик или больной, иногда не владеющий вполне ногами, может удить, находя в этом отраду бедному своему существованию, то в этом состоит одно из важных, драгоценных преимуществ ужения перед другими охотами.

Остается защитить охотников до уженья в том, что будто оно составляет занятие слабоумных, или попросту сказать, дураков. Но, боже мой, где же их нет? За какие дела они (только) не берутся? В каких умных и полезных предприятиях не участвуют? Из этого не следует, что все остальные люди, занимающиеся одними и теми же делами, бывают также глупы?! Против нелепости такого обвинения можно назвать несколько славных исторических людей…». И далее Аксаков называет…

В век интернета, — сегодня, — мы можем прочесть пламенные строки в защиту рыбалки. И они тоже не менее романтично и талантливо все объяснят. И что такое рыбалка вообще и трудности, и прелести, какие ожидают рыболова. Есть в Блоге «Все о рыбалке» повествование Рыбалка с первого взгляда. Кратко приведем несколько строк:

«Некоторые рыбаки ловят легко, как дышат. Другие ловят формально, как большинство. Многие ловят как дети: мгновенный жгучий интерес к процессу сменяется заинтересованностью и быстро сходит на нет. Умение ровно ловить рыбу на протяжении длительного времени, наверное, можно назвать рыболовной выносливостью. Мастера рыбалки крайне выносливы, великолепно ловят, и в первые минуты, и спустя часы. У простых смертных ситуация выглядит несколько иначе…».

Возвращение к природе, к адекватному ее восприятию, к пониманию, что ли — через рыбалку, через любительское рыболовство, очень действенная и полезна вещь сегодняшнему человеку. Именно на рыбалку ходили в походы многие, воспитанные в Советское время, дети со своими родителями. Это не только было «модно», но подсознательно ощущалось людьми, что природа, река положительно воздействует на человека. Природа лечит, успокаивает нервную систему. Врачи советские предлагали летчикам и других ответственных профессий людям — ходить на рыбалку с удочкой. Факт. А многие наши писатели прославились своими рассказами про рыбалку и стали классиками: Аксаков, Паустовский, Тургенев и другие. Надо не забывать, а воспользоваться опытом, читать надо классиков!

Конец.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я