Соня Шаталова говорит, но не вслух. Просто слова ее сразу ложатся на бумагу. Сейчас, наверное, Соня – самый известный писатель, поэт и философ с аутизмом. Не хочется говорить «катарсис», но именно это произойдет с вами после прочтения книги Сони. Она удивительный человек с какой-то космической нездешней душой. У Сони абсолютная грамотность и фотографическая память. А работать она хочет консультантом по мечтам. Я – не немая! Я – говорю! Без звука, но тоже словами. На пашне взойдут и увидят зарю Стихи, будто поле с цветами. Афоризмы Сони живут по всему интернету. И, черпая в них вдохновение и силы прожить день, многие даже не подозревают, что автор этих невероятных по воздействию строк – девочка с аутизмом. ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. ИГРА – взаправдашняя понарошность. КОШКА – уютный символ независимости. МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. Сонины тексты возвращает веру в Жизнь и самого себя. Купив и прочитав эту книгу, вы просто сделаете доброе дело – для себя… и для Сони.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я не немая, я говорю предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Все права защищены. Ни одна часть данного издания не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или какие-либо иные способы хранения и воспроизведения информации, без предварительного письменного разрешения правообладателя.
© Соня Шаталова, текст, 2015
© Студия Артемия Лебедева, оформление, 2015
© ООО «Издательство АСТ», 2015
Обрести свой голос
Каждому человеку надо преодолеть посланные судьбой препятствия, чтобы осуществить Замысел о себе. Соне с самого начала жизни пришлось преодолевать особо высокую планку жизненных трудностей. И мучительнее всего, может быть, стала для неё невозможность говорить. Впрочем, хватало и других проблем…
Впервые я увидел восьмилетнюю Соню перед своим мастер-классом по литературному творчеству в реабилитационном центре «Солнечный мир». Эта девочка всех утомила беготнёй, настырностью, визгом и хихиканьем. А ко мне тем временем подошла её мама, Евгения Николаевна, и протянула листочек с парой стихотворений. Она смущённо объяснила: совсем недавно обнаружилось, что дочка может писать, если придерживать её запястье, и вот Соня сочинила эти стихи. Стихи были хорошие и никак не вязались с обликом автора.
На мастер-классе я прочитал эти стихи, не говоря, чьи они, и попросил собравшихся высказать предположения о том, каков возраст, пол и образование автора. Стихи понравились. Общее мнение выглядело так: это девушка лет двадцати трёх — двадцати пяти, она студентка или только что закончила институт.
— Не буду называть автора, — сказал я после этого. — Лучше покажу. — И поставил Соню на табуретку, чтобы всем было её видно.
Публика онемела, пытаясь понять, это всерьёз или розыгрыш. Но это было ещё серьёзнее, чем казалось поначалу.
В лагерях «Солнечного мира» Соня с мамой несколько лет ходили ко мне на литературную студию. Не раз бывали на занятиях студии в Москве. Сонино творчество всегда было удивительным примером для других участников студии. Она быстро осваивала различные жанры, а главное — сразу же начинала использовать их, чтобы сказать что-то своё, что-то исключительно важное.
То, что Соня необычайно талантливый, глубокий и сложный человек, для окружающих проявляется исключительно в её письменной речи. Да ещё в настороженно-умудрённом взгляде — если вам повезло встретиться с ней глазами. Её стихи, сказки, афоризмы, эссе — такие, что не все могли поверить в её авторство, особенно когда она была ребёнком и подростком. Действительно, легко ли примириться с тем, что афоризм «Душа — это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной» принадлежит восьмилетней девочке?..
Поскольку маме приходилось держать руку на Сонином запястье, как часто бывает при аутизме, многим казалось, что мама пишет за неё, но я быстро убедился, что это не так. Иногда мне случалось самому держать её запястье: при этом невозможно вывести её рукой хотя бы одну задуманную букву. Все силы приходится тратить на то, чтобы удержать Сонин пишущий напор в границах листа бумаги. Нередко она пишет с кем-нибудь из учителей или психологов, и её стиль остаётся тем же. Сейчас Соня научилась вводить текст на компьютере, хотя естественнее для неё писать на бумаге. Не обязательно уже и держать руку на запястье, достаточно прикасаться к плечу.
Но особенно убедительное для меня подтверждение Сониной самостоятельности уже в первый го нашего знакомства заключалось в том, что её мама на занятиях студии тоже сочиняла — то сказку, то афоризмы или трёхстишия — и разница между нею и дочкой в стиле мышления и письменной речи была совершенно очевидной.
Мы с Соней давно дружим и порою устраиваем беседы вне студийных занятий. Я говорю вслух, а она пишет на бумаге или на компьютере. Мыслит она не по годам зрело и живёт в двух мирах — в нашем и в своём особом, нелегко балансируя между ними. Пишет редко, и очень страдает от этого, потому что знает, что её призвание — выразить в слове то, что может выразить только она. Взрослеть Соне труднее и болезненнее, чем обычному человеку. Не знаю, как сложится её жизнь, как развернётся творчество, преодолевать приходится очень многое. Но уже давно в Соне видна яркая личность с загадочным и напряжённым внутренним миром. Написанное Соней будоражит многих читающих, как видно по приходящим к ней письмам, по откликам в интернете.
Читатель, познакомившись с этой книгой, встретится с самобытнейшим автором, человеком преодоления, которого судьба лишила многих привычных нам возможностей. Мы не всегда умеем дорожить тем, что нам даёт судьба и поэтому тот голос, который здесь звучит, имеет для нас особое значение, а для автора — особую цену.
Виктор Кротов, писатель
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я не немая, я говорю предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других