1. Книги
  2. Техническая литература
  3. Составитель Сергей Чугунов

Первая помощь людям и автомобилям. А также психология водителя

Составитель Сергей Чугунов
Обложка книги

Книга расскажет, как оказать доврачебную помощь пострадавшим в аварии людям, как диагностировать неисправности вашего «железного коня» и как устранить «мелкие технические неувязки» прямо на дороге.В пособии вы найдете советы по поведению на дороге, при общении с другими участниками движения, поможет вам эффективно разрешать все конфликтные ситуации.Книгу можно использовать при самоподготовке к экзаменам в ГИБДД и в качестве учебника в учебных заведениях, занимающихся обучением водителей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Первая помощь людям и автомобилям. А также психология водителя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Техническое обслуживание (ТО) автомобиля

«Вчера позвонили от моего доктора и пригласили на очередное техобслуживание»

Система технического обслуживания

Основной задачей технического обслуживания (ТО) автомобиля является поддержание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Основным отличием технического обслуживания от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием.

ТО включает в себя следующие виды работ:

— смазочные;

— регулировочные;

— контрольно-диагностические;

— крепежные;

— заправочные;

— электротехнические.

В зависимости от периодичности выполнения работ, их количества, сложности и трудоемкости, существуют следующие виды технического обслуживания автомобилей:

— ежедневное (ТО) — каждый день;

— первое (ТО-1) — каждые 10—15 000 км или раз в год;

— второе (ТО-2) — каждые 30—60 000 км;

— сезонное (СО) — 1—2 раза в год.

Работы, выполняемые при ЕТО (ежедневном техобслуживании)

По возможности старайтесь выполнять все пункты ежедневного ТО. Оно не требует никаких специальных навыков, не занимает много времени.

Но в случае каких-то неисправностей это не приведет ваш автомобиль до значительной поломки и сохранит ваше здоровье.

Контрольный осмотр включает:

проверку комплектности вашего автомобиля (состояние кузова, стекол, зеркал заднего вида, окраски, замков дверей, подвески, ходовой, колес и шин);

— осмотр автомобиля с целью проверки отсутствия подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей;

— проверку уровня масла в картере двигателя и уровня охлаждающей жидкости в радиаторе (расширительном бачке) перед пуском двигателя, при необходимости дозаправку до нормы; проверку работы генератора, указателя тока;

— заполнение водой бачка омывателя стекла;

— проверку исправности и действия приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов и стеклоочистителей;

— проверку исправности сцепления, привода рулевого управления, рабочих и стояночных тормозов, колес и шин.

Еженедельные проверки

Несколько простых советов помогут сэкономить Вам и время и деньги. Еженедельно проводите регулярные проверки они не требуют большого умения или специальных инструментов, на них уходит мало времени, и это окупается безотказной работой вашего автомобиля.

Шины: следите за состоянием шин и давлением в них: это продлит их срок службы, к тому же ваша безопасность здесь играет не последнюю роль: внешними признаками нарушения и отклонения от нормы являются:

— боковой и центральный износ протектора шин. Причиной в данном случае является избыточное давление, проверьте и отрегулируйте давление в шинах в соответствии с нормой давления для вашего автомобиля (информацию можно найти на средней стойке кузова в районе водительской двери) средняя норма для легковых автомобилей составляет порядка 2—2,2 Атмосфер

— износ с обеих сторон: недостаточное давление либо частое и резкое прохождение поворотов на большой скорости — проверьте давление в шинах, спокойный стиль езды сохранит ваши шины (снижайте скорость!)

— износ с одной стороны: неправильный развал колес.

Электрическая система: наиболее часто встречающиеся неприятности связаны с аккумулятором, при условии выполнения ряда проверок можно избежать большинства из них:

— перед тем, как приступать к работам с аккумулятором, ознакомьтесь с правилами техники безопасности;

— держите аккумулятор в чистоте, клеммы перед зимой смажьте консервирующей смазкой типа WD40;

— удостоверьтесь, что лоток аккумулятора в хорошем состоянии: коррозию на лотке, зажимах и аккумуляторе можно удалить водным раствором соды, все металлические части, поврежденные коррозией необходимо обработать цинковой грунтовкой, затем покрасить;

Тормоза: лучше узнать об утечке тормозной жидкости при проверке ее уровня в бачке, чем по внезапно отказавшим тормозам. Главная предосторожность: тормозная жидкость может повредить глазам и окрашенным поверхностям.

Проверяйте уровень тормозной жидкости при низком уровне добавьте до среднего уровня. Не используйте жидкость, которая стояла открытой в течение некоторого времени, тормозная жидкость способна поглощать влагу из воздуха, в результате чего может произойти потеря эффективности торможения.

Двигатель: для хорошей работы двигателя необходимо регулярно совершать следующие проверочный действия:

— осмотр, проверка и очистка аккумулятора;

— проверка всех заправленных в двигатель жидкостей;

— проверка состояния и натяжения вспомогательных приводных ремней;

— замена свеч зажигания — осмотр компонентов системы зажигания;

— проверка состояния воздушного фильтра и замена его при необходимости;

— проверка топливного фильтра, замена его при необходимости — проверка состояния всех шлангов, в том числе на предмет утечек;

Уровень моторного масла:

— убедитесь, что автомобиль установлен на ровном месте

— уровень масла необходимо проверять перед запуском двигателя или по крайней мере через 5 мин. после его выключения

— современные двигатели очень требовательны к качеству масла — очень важно использовать подходящее для вашего автомобиля масло

— если приходится часто добавлять масло, проверьте двигатель на утечки: поместите лист чистой бумаги под автомобилем на ночь и утром осмотрите его;

— всегда поддерживайте уровень масла между верхней и нижней отметкой на щупе: если уровень будет слишком низким, то повредится двигатель при переливе масла может повредиться сальник.

Уровень охлаждающей жидкости:

— ни в коем случае не снимайте крышку радиатора и расширительного бачка на работающем двигателе, а также до тех пор, пока двигатель остыл полностью — можно обжечься горячим паром и жидкостью, доливку можно производить через расширительный бачок;

— регулярного добавления охлаждающей жидкости не требуется, если же систему охлаждения приходится часто дозаправлять, то, вероятно, имеется утечка — надо проверить радиатор, все шланги и места соединений, в случае выявления обратитесь на станцию технического обслуживания автомобилей

Уровень жидкости в гидроусилителе рулевого механизма:

— припаркуйте автомобиль на ровном месте;

— при работающем на холостых оборотах двигателе несколько раз медленно проверните рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, затем установите колеса в положение прямолинейного движения и заглушите двигатель;

— чтобы точно определить уровень, рулевой механизм не должен вращаться во время проверки и двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры;

— не оставляйте автомобиль с гидроусилителям руля припаркованным с выкрученными до полного колесами — это может привести к поломке насоса ГУР.

Работы, выполняемые при ТО-1

Во время технического обслуживания №1 необходимо:

— выполнить работы, предусмотренные ежедневным техническим обслуживанием;

— внешним осмотром элементов и по показаниям штатных приборов автомобиля проверить исправность тормозной системы, устранить неисправности;

— отрегулировать зазор между колодками и барабанами рабочих тормозов;

— отрегулировать ход штоков тормозных камер; слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;

— при температуре ниже плюс 5 °С сменить спирт в предохранителе от замерзания (для предохранителя вместимостью 0,2 л спирт меняется раз в неделю, вместимостью 1 л — раз в месяц);

— довести до нормы уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления и подъемника запасного колеса;

— уровень масла в насосе гидроподъемника кабины и запасного колеса; уровень электролита в аккумуляторных батареях; давление в шинах;

— смазать подшипники водяного насоса, шарниры рулевых тяг, пальцы передних рессор, втулки валов разжимных кулаков, регулировочные рычаги тормозных механизмов, оси передних опор кабины;

— продуть сжатым воздухом или промыть бумажный элемент воздушного фильтра;

— при каждом втором ТО-1 проверить крепление глушителя и приемных труб, гайки крепления ушка передней рессоры.

Работы, выполняемые при ТО-2

В процессе технического обслуживания №2 надо:

— провести все работы, предусмотренные техническим обслуживанием №1.

Обслуживание двигателя:

— проверить герметичность соединений воздухопроводов впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю;

— состояние и действие жалюзи (шторы) радиатора;

— передние и задние опоры силового агрегата;

— отрегулировать натяжение ремней привода генератора, водяного насоса, гидромуфты;

— тепловые зазоры между стержнями клапанов и коромыслами клапанного механизма (предварительно проверив момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел).

Обслуживание двигателя (система смазки):

— закрепить масляный картер двигателя;

— сменить масло в системе смазки двигателя;

— сменить фильтрующие элементы фильтра очистки масла.

Обслуживание трансмиссии (сцепление):

— проверить герметичность привода выключения сцепления;

— проверить действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления;

— отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления;

— отрегулировать свободный ход педали сцепления;

— смазать подшипник муфты выключения сцепления, втулки вала вилки выключения сцепления;

— довести до нормы уровень жидкости в главном цилиндре привода сцепления.

Обслуживание трансмиссии (МКПП):

— проверить внешним осмотром герметичность коробки передач и надежность их крепления;

— очистить от грязи сапуны;

— довести до нормы уровень масла в картере КПП;

— смазать опоры тяг дистанционного привода управления коробкой передач;

Обслуживание трансмиссии (кардан и ведущие мосты):

— проверить состояние карданных валов, устранить неисправности;

— состояние и свободный ход в шарнирах карданных валов;

— закрепить фланцы карданных валов;

— смазать шарниры карданного вала заднего моста;

— проверить герметичность мостов;

— состояние шкворневых соединений;

— закрепить главные передачи мостов

— отрегулировать схождение передних колес и подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах);

— смазать верхние подшипники шкворней;

— очистить от грязи сапуны;

— довести до нормы уровень масла в картерах мостов;

Обслуживание ходовой части:

— закрепить стремянки передних и задних рессор;

— проверить съемные ушки передних рессор;

— стяжные болты проушин кронштейнов передних рессор;

— пальцы и верхние кронштейны реактивных штанг;

— проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг; —

— закрепить рессоры и амортизаторы.

Обслуживание электрооборудования:

— состояние электропроводки (отсутствие потертостей, провисаний);

— состояние тепловых и плавких предохранителей;

— исправность электрической цепи датчиков;

— отрегулировать направление света фар;

— проверить работу аккумуляторных батарей;

— смазать выводы аккумуляторных батарей;

— внешним осмотром проверить работу и надежность крепления световых приборов и стоп-сигнала;

Обслуживание кузова и дополнительного оборудования:

— проверить состояние замков дверей, сидений;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Первая помощь людям и автомобилям. А также психология водителя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я