Книга расскажет, как оказать доврачебную помощь пострадавшим в аварии людям, как диагностировать неисправности вашего «железного коня» и как устранить «мелкие технические неувязки» прямо на дороге.В пособии вы найдете советы по поведению на дороге, при общении с другими участниками движения, поможет вам эффективно разрешать все конфликтные ситуации.Книгу можно использовать при самоподготовке к экзаменам в ГИБДД и в качестве учебника в учебных заведениях, занимающихся обучением водителей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Первая помощь людям и автомобилям. А также психология водителя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Техническое обслуживание (ТО) автомобиля
«Вчера позвонили от моего доктора и пригласили на очередное техобслуживание»
Система технического обслуживания
Основной задачей технического обслуживания (ТО) автомобиля является поддержание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Основным отличием технического обслуживания от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием.
ТО включает в себя следующие виды работ:
— смазочные;
— регулировочные;
— контрольно-диагностические;
— крепежные;
— заправочные;
— электротехнические.
В зависимости от периодичности выполнения работ, их количества, сложности и трудоемкости, существуют следующие виды технического обслуживания автомобилей:
— ежедневное (ТО) — каждый день;
— первое (ТО-1) — каждые 10—15 000 км или раз в год;
— второе (ТО-2) — каждые 30—60 000 км;
— сезонное (СО) — 1—2 раза в год.
Работы, выполняемые при ЕТО (ежедневном техобслуживании)
По возможности старайтесь выполнять все пункты ежедневного ТО. Оно не требует никаких специальных навыков, не занимает много времени.
Но в случае каких-то неисправностей это не приведет ваш автомобиль до значительной поломки и сохранит ваше здоровье.
Контрольный осмотр включает:
— проверку комплектности вашего автомобиля (состояние кузова, стекол, зеркал заднего вида, окраски, замков дверей, подвески, ходовой, колес и шин);
— осмотр автомобиля с целью проверки отсутствия подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей;
— проверку уровня масла в картере двигателя и уровня охлаждающей жидкости в радиаторе (расширительном бачке) перед пуском двигателя, при необходимости дозаправку до нормы; проверку работы генератора, указателя тока;
— заполнение водой бачка омывателя стекла;
— проверку исправности и действия приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов и стеклоочистителей;
— проверку исправности сцепления, привода рулевого управления, рабочих и стояночных тормозов, колес и шин.
Еженедельные проверки
Несколько простых советов помогут сэкономить Вам и время и деньги. Еженедельно проводите регулярные проверки они не требуют большого умения или специальных инструментов, на них уходит мало времени, и это окупается безотказной работой вашего автомобиля.
Шины: следите за состоянием шин и давлением в них: это продлит их срок службы, к тому же ваша безопасность здесь играет не последнюю роль: внешними признаками нарушения и отклонения от нормы являются:
— боковой и центральный износ протектора шин. Причиной в данном случае является избыточное давление, проверьте и отрегулируйте давление в шинах в соответствии с нормой давления для вашего автомобиля (информацию можно найти на средней стойке кузова в районе водительской двери) средняя норма для легковых автомобилей составляет порядка 2—2,2 Атмосфер
— износ с обеих сторон: недостаточное давление либо частое и резкое прохождение поворотов на большой скорости — проверьте давление в шинах, спокойный стиль езды сохранит ваши шины (снижайте скорость!)
— износ с одной стороны: неправильный развал колес.
Электрическая система: наиболее часто встречающиеся неприятности связаны с аккумулятором, при условии выполнения ряда проверок можно избежать большинства из них:
— перед тем, как приступать к работам с аккумулятором, ознакомьтесь с правилами техники безопасности;
— держите аккумулятор в чистоте, клеммы перед зимой смажьте консервирующей смазкой типа WD40;
— удостоверьтесь, что лоток аккумулятора в хорошем состоянии: коррозию на лотке, зажимах и аккумуляторе можно удалить водным раствором соды, все металлические части, поврежденные коррозией необходимо обработать цинковой грунтовкой, затем покрасить;
Тормоза: лучше узнать об утечке тормозной жидкости при проверке ее уровня в бачке, чем по внезапно отказавшим тормозам. Главная предосторожность: тормозная жидкость может повредить глазам и окрашенным поверхностям.
Проверяйте уровень тормозной жидкости при низком уровне добавьте до среднего уровня. Не используйте жидкость, которая стояла открытой в течение некоторого времени, тормозная жидкость способна поглощать влагу из воздуха, в результате чего может произойти потеря эффективности торможения.
Двигатель: для хорошей работы двигателя необходимо регулярно совершать следующие проверочный действия:
— осмотр, проверка и очистка аккумулятора;
— проверка всех заправленных в двигатель жидкостей;
— проверка состояния и натяжения вспомогательных приводных ремней;
— замена свеч зажигания — осмотр компонентов системы зажигания;
— проверка состояния воздушного фильтра и замена его при необходимости;
— проверка топливного фильтра, замена его при необходимости — проверка состояния всех шлангов, в том числе на предмет утечек;
Уровень моторного масла:
— убедитесь, что автомобиль установлен на ровном месте
— уровень масла необходимо проверять перед запуском двигателя или по крайней мере через 5 мин. после его выключения
— современные двигатели очень требовательны к качеству масла — очень важно использовать подходящее для вашего автомобиля масло
— если приходится часто добавлять масло, проверьте двигатель на утечки: поместите лист чистой бумаги под автомобилем на ночь и утром осмотрите его;
— всегда поддерживайте уровень масла между верхней и нижней отметкой на щупе: если уровень будет слишком низким, то повредится двигатель при переливе масла может повредиться сальник.
Уровень охлаждающей жидкости:
— ни в коем случае не снимайте крышку радиатора и расширительного бачка на работающем двигателе, а также до тех пор, пока двигатель остыл полностью — можно обжечься горячим паром и жидкостью, доливку можно производить через расширительный бачок;
— регулярного добавления охлаждающей жидкости не требуется, если же систему охлаждения приходится часто дозаправлять, то, вероятно, имеется утечка — надо проверить радиатор, все шланги и места соединений, в случае выявления обратитесь на станцию технического обслуживания автомобилей
Уровень жидкости в гидроусилителе рулевого механизма:
— припаркуйте автомобиль на ровном месте;
— при работающем на холостых оборотах двигателе несколько раз медленно проверните рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, затем установите колеса в положение прямолинейного движения и заглушите двигатель;
— чтобы точно определить уровень, рулевой механизм не должен вращаться во время проверки и двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры;
— не оставляйте автомобиль с гидроусилителям руля припаркованным с выкрученными до полного колесами — это может привести к поломке насоса ГУР.
Работы, выполняемые при ТО-1
Во время технического обслуживания №1 необходимо:
— выполнить работы, предусмотренные ежедневным техническим обслуживанием;
— внешним осмотром элементов и по показаниям штатных приборов автомобиля проверить исправность тормозной системы, устранить неисправности;
— отрегулировать зазор между колодками и барабанами рабочих тормозов;
— отрегулировать ход штоков тормозных камер; слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;
— при температуре ниже плюс 5 °С сменить спирт в предохранителе от замерзания (для предохранителя вместимостью 0,2 л спирт меняется раз в неделю, вместимостью 1 л — раз в месяц);
— довести до нормы уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления и подъемника запасного колеса;
— уровень масла в насосе гидроподъемника кабины и запасного колеса; уровень электролита в аккумуляторных батареях; давление в шинах;
— смазать подшипники водяного насоса, шарниры рулевых тяг, пальцы передних рессор, втулки валов разжимных кулаков, регулировочные рычаги тормозных механизмов, оси передних опор кабины;
— продуть сжатым воздухом или промыть бумажный элемент воздушного фильтра;
— при каждом втором ТО-1 проверить крепление глушителя и приемных труб, гайки крепления ушка передней рессоры.
Работы, выполняемые при ТО-2
В процессе технического обслуживания №2 надо:
— провести все работы, предусмотренные техническим обслуживанием №1.
Обслуживание двигателя:
— проверить герметичность соединений воздухопроводов впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю;
— состояние и действие жалюзи (шторы) радиатора;
— передние и задние опоры силового агрегата;
— отрегулировать натяжение ремней привода генератора, водяного насоса, гидромуфты;
— тепловые зазоры между стержнями клапанов и коромыслами клапанного механизма (предварительно проверив момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел).
Обслуживание двигателя (система смазки):
— закрепить масляный картер двигателя;
— сменить масло в системе смазки двигателя;
— сменить фильтрующие элементы фильтра очистки масла.
Обслуживание трансмиссии (сцепление):
— проверить герметичность привода выключения сцепления;
— проверить действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления;
— отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления;
— отрегулировать свободный ход педали сцепления;
— смазать подшипник муфты выключения сцепления, втулки вала вилки выключения сцепления;
— довести до нормы уровень жидкости в главном цилиндре привода сцепления.
Обслуживание трансмиссии (МКПП):
— проверить внешним осмотром герметичность коробки передач и надежность их крепления;
— очистить от грязи сапуны;
— довести до нормы уровень масла в картере КПП;
— смазать опоры тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
Обслуживание трансмиссии (кардан и ведущие мосты):
— проверить состояние карданных валов, устранить неисправности;
— состояние и свободный ход в шарнирах карданных валов;
— закрепить фланцы карданных валов;
— смазать шарниры карданного вала заднего моста;
— проверить герметичность мостов;
— состояние шкворневых соединений;
— закрепить главные передачи мостов
— отрегулировать схождение передних колес и подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах);
— смазать верхние подшипники шкворней;
— очистить от грязи сапуны;
— довести до нормы уровень масла в картерах мостов;
Обслуживание ходовой части:
— закрепить стремянки передних и задних рессор;
— проверить съемные ушки передних рессор;
— стяжные болты проушин кронштейнов передних рессор;
— пальцы и верхние кронштейны реактивных штанг;
— проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг; —
— закрепить рессоры и амортизаторы.
Обслуживание электрооборудования:
— состояние электропроводки (отсутствие потертостей, провисаний);
— состояние тепловых и плавких предохранителей;
— исправность электрической цепи датчиков;
— отрегулировать направление света фар;
— проверить работу аккумуляторных батарей;
— смазать выводы аккумуляторных батарей;
— внешним осмотром проверить работу и надежность крепления световых приборов и стоп-сигнала;
Обслуживание кузова и дополнительного оборудования:
— проверить состояние замков дверей, сидений;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Первая помощь людям и автомобилям. А также психология водителя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других