Социальная работа

Коллектив авторов, 2014

В учебном пособии раскрываются основы истории, теории и технологии социальной работы, содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста, молодежью, безработными, мигрантами, инвалидами, военнослужащими. Особое внимание уделено прогнозированию, проектированию и моделированию социальной работы, ее профессионально-этическим аспектам, а также содержанию и методике психосоциальной и педагогической деятельности в системе социальной работы. Пособие выполнено в доступной для студентов форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также для практических работников. 4-е издание, стереотипное.

Оглавление

Из серии: Учебные издания для бакалавров

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Теория социальной работы

1. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер

Теория социальной работы — область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования. Объектом теории социальной работы является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. В этом случае предметом данной отрасли научного знания являются закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом.

В теории социальной работы используются как междисциплинарные категории (цель, клиент, помощь, государство, здоровье, правовой статус, бюджет, семья), так и достаточно специфические категории, используемые преимущественно в теории социальной работы (трудная жизненная ситуация, социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная поддержка). Остановимся на специфических категориях теории социальной работы.

Трудная жизненная ситуация — обстоятельства, нарушающие или грозящие нарушением жизнедеятельности человека, группы или сообщества, которые не могут быть преодолены без посторонней помощи.

Социальная работа — управление использованием ресурсов человека (семьи, общности), находящегося в трудной жизненной ситуации.

Социальная защита представляет собой деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.

Социальная помощь предполагает деятельность, возникающую только в моменты непосредственной нуждаемости, физических или психологических страданий: медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь.

Социальное обеспечение — социальная помощь, предполагающая непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Социальное обслуживание — деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий в социальных услугах — полезных действиях. В этом случае субъектами социальной работы используются кадровые и организационные (общественные) ресурсы.

Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него.

В теории находят отражение особенности социальной работы как открытой системы, тесно взаимосвязанной с другими социальными системами. Поэтому теория социальной работы имеет интегративный характер, что выражается во взаимосвязи с такими науками, как экономика, медицина, политология, социология, психология, юриспруденция. Исследуя социальные явления, процессы и отношения и являясь в своей основе социальной наукой, социальная работа связана с естественными науками (физиологией, медициной, экологией и др.), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными, гуманитарными и социальными науками.

2. Теоретические парадигмы социальной работы

Парадигма — строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Для понимания и объяснения различных явлений практики социальной работы могут быть выделены три группы парадигм: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексно-ориентированные.

Сторонники психолого-ориентированных парадигм причину возникновения трудной жизненной ситуации видят в психике человека. Отсюда и помощь сущностно имеет психолого-педагогическую окраску. Так как в бихевиористическом подходе трудная жизненная ситуация не что иное, как нарушение поведения личности, преодоление неблагоприятных обстоятельств связано с подбором стимулов-воздействий, вызывающих и закрепляющих определенное поведение. Психоанализ объясняет возникновение трудной жизненной ситуации как нарушение защитных механизмов личности. Такой подход определяет и основной путь помощи клиенту — психоаналитическая консультация, позволяющая клиенту прийти к конструктивному сопряжению Оно, Я и Сверх-Я. Основная идея гуманистической теории личности К. Роджерса в том, что каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. Причина возникновения трудностей в нарушении веры, доверия к себе, снижении самооценки, самоуважения. Отсюда вектор социальной помощи в рамках этой концепции — укрепление веры клиента в свои возможности.

В русле социолого-ориентированных парадигм источник разрыва социальных связей видится в обществе, поэтому основным объектом социальной работы считается система общественных отношений, порождающая дезадаптацию личности, семьи, сообщества. Исходным пунктом системного подхода является представление о системе как самостоятельном образовании, противостоящем окружающей среде в качестве системы, свойства которого как целого не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов и наоборот. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие “связи”. Одним из условий адекватности понимания того или иного социального феномена является установление в системе максимального количества связей. Системно-экологический подход предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь. Сторонники социально-радикального подхода объясняют нарушение социального функционирования недостаточной социально-правовой защищенностью индивидов, групп, сообществ. Путями преодоления возникающих трудностей в рамках этой модели понимания социальной работы называются “наделение полномочиями”, “социальная адвокатура”, “развитие самосознания представителей различных социальных групп”.

Комплексно-ориентированные подходы обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной категории) с обществом. Социально-педагогическая концепция исходит из того, что трудная жизненная ситуация возникает в результате нарушения процесса социализации, отсюда основной путь помощи состоит в осуществлении социального воспитания, которое и обеспечит восполнение возникших трудностей. При реализации когнитивной модели широко используется консультирование, призванное преодолеть у клиента неадекватность субъективной картины собственной жизненной ситуации. Основанием витальной концепции является совокупность идей об эволюции жизненных сил населения в современном обществе, формирование, осуществление и восстановление субъектности личности, семьи, социума в целом. Технологически витальная концепция (модель) ориентируется на оптимизацию процесса жизнедеятельности объекта социальной работы.

3. Проблема научной идентификации социальной работы

Весь массив наук подразделяется на несколько больших групп в зависимости от объекта исследования: естественные (природа), социальные (общество), гуманитарные (человек) и технические (техника). С одной стороны, социальная доминанта теории социальной работы проявляется в названии, в значительном влиянии социологии, социальной педагогики, социальной философии, управленческой природе помощи, социальной защиты и т. п., а с другой — существуют основания для выделения гуманитарного контекста (индивидуальный уровень социальной помощи, гуманистические ценности).

В понимании научного статуса социальной работы имеется два подхода. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, социология, социальная медицина, социальная психология). Сторонники второго подхода пытаются доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяется теоретический и прикладной аспекты.

Теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: специфический объект и предмет исследования; закономерности, присущие предмету исследования; категории; принципы и методы. Теорию социальной работы относят к группе прикладных наук, так как социальная работа направлена на преобразование действительности, и характеризуют как междисциплинарную — каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой “срез”. Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.

4. Объекты и субъекты социальной работы

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет родителей вследствие их смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого “микромира”, что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели — предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности — социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения.

Важную роль в социальной работе играет социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (2013) система социального обслуживания состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания; органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере социального обслуживания; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации; негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

5. Принципы и закономерности социальной работы

Принцип понимается как основополагающая идея, главное требование, руководящее правило осуществления какой-либо деятельности. Первая группа принципов социальной работы выстраивается на основе образа нуждающегося, ставшего клиентом социальных служб и включает:

принцип опоры социального работника на собственные силы клиента (развитие у клиента социальной службы способностей противостоять неблагоприятным воздействиям социальной среды);

принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о клиенте социальной службы); принцип универсальности (равное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т. д.);

принцип толерантности (терпимое отношение ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента социальной службы).

Вторая группа принципов социальной работы связана со спецификой социальной работы как помогающей деятельности и предусматривает:

принцип клиентоцентризма (социальная работа ставит клиента в центр своей ценностной системы);

принцип профилактической направленности (выявление “зон риска” и преодоление социальных и личностных опасностей);

принцип социального реагирования (система социальных служб должна постоянно находиться в состояние готовности отреагировать на поступивший запрос о помощи, причем характер, содержание, субъект запроса могут быть различными);

принцип проверки действенности вмешательства (преодоление трудной жизненной ситуации — процесс сложный, противоречивый, нередко вследствие неполного преодоления причин проблемы жизненная ситуация клиента вновь ухудшается).

Значение третьей группы принципов социальной работы объясняется той важной ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся:

принцип охраны социальных прав (недопущение ограничения возможностей индивидов и групп пользоваться законными привилегиями, недопущение уменьшения прав на социальную защиту и помощь в процессе изменения законодательства);

принцип максимизации социальных ресурсов (рациональность при расходовании имеющихся общественных фондов, привлечение дополнительных материальных, организационных, финансовых ресурсов из различных источников).

Закономерности — повторяющаяся, существенная связь явлений, действие которой проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности. Закономерности социальной работы отражают существенные взаимосвязи в процессе нормированного государством специально организованной деятельности по социальной защите и помощи различным категориям населения. Закономерности социальной работы фиксируют взаимосвязи социальной работы:

— как системы с такими окружающими макросистемами, как государство и социокультурная среда (политическая и социокультурная обусловленность);

— как системы с составом элементов и способами организации — структурой (структурно-функциональная обусловленность и кадровая компетентность).

Политическая обусловленность социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы). Так как государство определяет объемы финансирования социальных программ, структуру социальных служб, категории населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, следовательно, социальная работа (содержание, объемы, критерии качества и т. п.) целиком зависит от социальной политики, проводимой правительством в данный момент. Осознание в обществе той или иной социальной проблемы переходит в практику деятельности социального государства или гражданского общества, если в ходе волеизъявления на выборах население проголосует за ту силу, которая представляет решение этой проблемы.

Детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее осуществления. Задачи и организационные формы социальной помощи и социальной защиты обусловлены национальными, культурными особенностями населения, видом поселения (город, село).

Структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы — взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов.

Существенным условием эффективности социальной работы являются профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальных служб.

6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы

Содержание социальной работы может быть представлено в виде следующих направлений: социально-правовое (применение правового статуса индивида в разрешении трудной жизненной ситуации), социально-бытовое (содействие в оптимальной адаптации в окружающей предметной среде), социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья), психолого-педагогическое (развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организация освоения клиентом социальной службы социального опыта), социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т. д.), социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).

В учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный). Индивидуальный уровень

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Учебные издания для бакалавров

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я