1. книги
  2. История экономики
  3. С. В. Писарева

История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы

С. В. Писарева (2009)
Обложка книги

Настоящее издание содержит перечень вопросов по дисциплине «История экономических учений», подготовленных в соответствии с государственным стандартом, которые помогут вам быстро и эффективно подготовиться к контрольным и проверочным работам, а также к экзаменам. Задача данной книги — оказать помощь студентам системы образовательных учреждений в овладении знаниями по вопросам истории экономических учений.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Экономическая мысль Древнего Востока

В Китае, стране древних учений экономики, философии, истории, существовало государство — Шан-Инь (XVII–XII вв. до н. э.), где возник рабовладельческий строй. Захваченных пленных (рабов) использовали в скотоводстве и земледелии. Племя чжоу, имело с давних времен свою династию, сумело покорить значительное государство Шань-Инь. Религиозно-мифологическое мировоззрение было центральным. Мифологическая система размышлений, являющаяся центральной на тот период времени, существовала до I тысячелетия до н. э. Восточные мыслители, жившие в V–III вв. до н. э., пытались объяснить народу как строить свой уклад жизни. Поиск путей для развития экономики стоит на первом месте в улучшении жизни своего государства.

Единые государства начинали делиться на множество мелких, где продвигали свою политику, в это время начинаются разлад и политические неурядицы. Китайская экономическая наука развивалась, отталкиваясь от древних предшественников, которые заложили ее фундамент. И этот период совпадает с расцветом экономической науки в Индии и Древней Греции. Социальные отношения не решили проблему, существовавшую в тот период на Востоке, обоснование ярко выраженных границ сфер, в которых принимали активное участие господствующие классы.

Мо-цзы, живший после Конфуция, примерно в 480–400 гг. до н. э., хотел дать господствующему классу возможность полностью участвовать в политической жизни. У китайских мыслителей одно из главных мест в обществе, и в социально-экономических и политических воззрениях занимала проблема сплоченного управления государством господствующими классами. Ростовщики и купцы заняли значительное место в торговых отношениях, что сильно ущемило потребности родовой знати, господство, которой переставало играть важнейшую роль.

Конфуций установил две цели с различными взглядами:

1) родовую знать, которая перестает занимать центральные позиции в сфере экономической жизни, необходимо вновь восстановить и сделать аристократической;

2) привилегированное положение родовой знати необходимо обосновать идеологически. Мо-цзы не поддерживал того, что высшие чины могли отодвинуть на задний план родственников и пригласить на их место кого-то с внешней стороны, что, по его рассуждениям, влекло за собой ослабление аристократического уклада. А также он был противником того, чтобы власть передавалась по наследству. Его рассуждения походили на взгляды Платона, Эпикура, Лукреция о государстве. Как и его предшественники, он считал, что для развития экономически устойчивого, развитого государства необходимо провести четкие границы между бедными и богатыми. Эта позиция очень близка к платоновским рассуждениям об идеальном государстве. Европа в полной мере узнала жизненные позиции Китая после путешествия туда Марко Поло. Постепенно миссионеры вторгались в жизнь населения и попытались их обратить в истинных последователей христианства. До конца не разобравшись в социально-экономической жизни китайцев, не познав историю их многомиллионной страны, миссионеры подвели страну к тому, что некоторые жизненные позиции не нашли своего места и не претворились в жизнь.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я