Нирвана-упанишада (тайное знание об освобождении) – одна из 108 упанишад канона, представленного в Муктика-упанишаде. Она относится к Риг-веде и принадлежит к группе санньяса-упанишад. Эта упанишада, посвященная Брахма-видье, описывает состояния человека, достигшего осознания тождественности с Брахманом.На русском языке перевод с санскрита публикуется впервые.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нирвана-упанишада. Тайное учение об освобождении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глоссарий
ābhāsa (абхаса) — явление, видимость, фантом, призрак воображения; ошибочное, мнимое явление; отражение; проекция; (в логике) заблуждение, подобие причины, софизм, ошибочный, хотя и правдоподобный аргумент. В Веданте слово «ābhāsa» описывает мнимое явление, например, отражение объекта в зеркале.
abhāva (абхава) — исчезновение, отсутствие, прекращение существования, несуществование.
abhyāsa (абхьяса) — упражнение, тренировка, практика.
ādhāra — поддержка, сила поддержки, основа, опора.
adhyāropa (адхьяропа) — проекция, наложение, ложное, ошибочное восприятие, приписывание свойства одной вещи другой, ложное познание, когнитивное искажение, неправильная атрибуция.
adhyāropa-apavādā (адхьяропа-апавада) — ведантический метод преднамеренного наложения и последующего отрицания.
adhyāsa (адхьяса) — отражение; ложная атрибуция или ошибочное предположение, проекция, смешение.
adhyātma (адхьятма) — внутренняя сущность, истинное я, высший дух, высшее я.
adṛṣṭa (адришта) — невидимый, незаметный, что за рамками наблюдения.
advaita (адвайта) — недвойственность, недвойственное, не-два.
agama (агама) — полученное из надежных источников, свидетельство авторитета; традиционная доктрина, учение, предписание; собрание таких доктрин, священное писание.
aja (аджа) — нерожденный, несотворенный.
ajāti (аджати) — нерождение, нерожденность, невозникновение, непроисхождение.
ajāti-vāda (аджати-вада) — доктрина отсутствия рождения (происхождения) мира.
ajñāna (аджняна) — невежество, отсутствие понимания или знание.
akalpitā (акальпита) — неконцептуальный, невоображаемый; реальный, неискусственный, природный, неподдельный, естественный, настоящий, врожденный, истинный.
ākāra (акара) — форма, образ, фигура, аспект; идентичность; знак, внешний вид; образ, запечатленный в уме, впечатление; идея. В буддийской психологии ākāra — образ восприятия, построенный умом (манасом) на основе форм восприятия (нимитта).
ākāśa (акаша) — пространство, эфир, небо. Происходит от корня kāś, означающего «быть». В ведийском санскрите это существительное с общим значением «открытое пространство, пустота».
akhaṇḍa (акханда) — неразделимый, неделимый, непрерывный, неимеющий частей, целый.
akhaṇḍaikarasa (акханда-эка-раса) — неделимая единая сущность, одна неделимая субстанция.
akṣara (акшара) — «нетленный, неразрушимый, неизменный», «слог, слово» и т. п. Также эпитет Господа, Вед и омкары.
akṣata (акшата) — нерушимое, неповрежденное, целое, целостное.
aliṅga (алинга) — неделимое, непроявленное состояние, несепарабельное, недифференцированное, не имеющее знаков; изначальная материальная субстанция (прадхана), постоянное «вещество» во всех вещах.
āloka (алока) — свет, яркость, сияние; все, что может быть воспринято, видимое.
amātra (аматра) — неизмеримый, не имеющий меры (частей, звуков, границ), необозначаемый буквами. Он — аматра потому, что за пределами Аум нет звука или части, т. е. беззвучное (аматра) не обозначается какой-либо буквой.
ananta (ананта) — бесконечный, неограниченный.
anantara (анантара) — не имеющий внутреннего, неделимый, не имеющий промежутков, непрерывный.
anātmā (анатма) — не-Атман, то, что не является Атманом; нереальное; нет Атмана.
āṅga (анга) — часть, член, принадлежность, существенный атрибут; компонент системы; тело.
anumāna (анумана) — умозаключение, вывод, соображение, размышление, обдумывание; то, что приходит из ума.
aṇumātra (ануматра) — имеющий размер атома, состоящий из атомов, мельчайший.
apavāda (апавада) — отрицание, опровержение, деконструкция; устранение неправильных знаний через правильные знания.
apuṇya (апунья) — грех, зло, порок, нечистота.
apurva (апурва) — не существовавший раньше, совершенно новый, бесподобный, беспрецедентный, несравненный; следствие, которому непосредственно не предшествует причина.
āropa (аропа) — приписывание природы или свойств одного предмета другому; наложение; ошибочная предикация, атрибуция; замена, идентификация с. Добровольное принятие иллюзорного проявления, как если бы оно было реальным.
artha (артха) — значение, смысл; цель, намерение, целенаправленность, воля, замысел, результат, успех, назначение, благо, выгода, полезность, преимущество, ценность; объект.
āsana (асана) — телесная поза, положение; телесные практики.
asaṅga (асанга) — без контакта; несвязанность; независимый или не затронутый чем-то.
asat (асат) — нереальность, небытие; нереальный, неистинный, несуществующий.
asparśa (аспарша) — без отношений, без контакта, без соприкосновений.
āśrama (ашрама) — четыре уклада жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса; обитель; место, где занимаются духовной практикой.
ātman (ātmā) (атман) — «Я», «Я есть», «Я естьность», «Высшее Я», «Абсолют, осознающий Себя», всеобъемлющее духовное начало, поток осознания, чистое сознание, единственный субъект, лишённый частей или атрибутов, свидетель; возвратное местоимение: сам, себя; дыхание; Дух; жизнь.
avasthā (авастха) — состояние, положение.
avidyā (авидья) — неведение, невежество, ошибочное понимание, иллюзия; незнание сущностной реальности; невидение реальности.
aviveka (авивека) — отсутствие различения, суждения или дискриминации; неразделение, неразличение.
bala (бала) — сила, энергия.
bandha (бандха) — связанность, рабство, закабаленность, порабощенность, ограничение (антоним: мукти — освобождение, свобода); привязанность; связь, узы, оковы, цепь, путы, замок, присоединение; фиксация, крепление.
bhagavān (Бхагаван) — Господь; личностный аспект Бога, обладающий шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отрешенностью в их абсолютной полноте. Слово «бхагаван» (к основе bhaga прибавлен суффикс — vant — суффикс обладания, причастности к чему-либо) первоначально значило «обладающий богатством / благом», «счастливый», «славный», «благословенный» и т. д. Происходит от существительного bhaga («доля», «удача», «счастье»), родственного русским словам «бог» и «богатый».
bhava (бхава) — рождение, появление, происхождение, возникновение; пребывание, состояние бытия, существование, жизнь; становление (от bhu — быть).
bhāva (бхава) — чувства, эмоции; сущность, состояние, мысль и т. п.
bhavana (бхавана) — состояние рождения или возникновения, место, обитель.
bhāvana (бхавана) — формирование в уме, понимание, понятие, концепция, замысел, состояние сознания; представление, мнение, воображение, предположение, фантазия, мысленный образ, размышление, намерение, внимание, цель, проекция, созерцание, становление; порождающий бытие, производящий.
bhoga (бхога) — опыт, удовольствие; наслаждение.
bhūta (бхута) — элемент, сущность, бытие, существо; указывает на существование в становлении; плотные элементы, составляющие физическое тело и видимый или осязаемый мир, который познается через чувства.
bīja (биджа) — семя, источник, начало.
bodha (бодха) — знание, понимание; восприимчивость, наблюдение; идея; мудрость, пробуждение, состояние бодрствования, сознавание.
Brahmā (Брахма) — божество, сотворившее вселенную; демиург, создающий все разнообразие материального мира. После сотворения вселенной Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества.
Brahman (Брахман) — Абсолютная Истина, Абсолют, единый, самосущий безличный Дух, вечный неизменный, Сущий. Происходит от корня bṛh «расширяться, расти, увеличиваться».
brāhmaṇa (брахмана) — священные писания индуизма, представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведийские ритуалы. Части некоторых брахман являются сами по себе Араньяками или Упанишадами.
brāhmaṇa (брахмана, брахман) — сословие ученых, учителей и священнослужителей; высшее из четырех сословий в системе варнашрамы.
buddhi (буддхи) — разум; сила формирования и сохранения понимания, концепций и общих понятий, понимание, интеллект; умение распознавать; проницательность. Происходит от корня budh (пробуждать, знать, понимать); самый чистый аспект (саттва) ума (читта), ответственный за когнитивные функции более высокого уровня: интуиция, интроспекция, принятие решения, категоризация, абстрагирование и т. д.
cetana (четана) — разум, сознание, понимание, восприятие; обладающий сознанием.
cinmātra (чинматра) — только сознание.
cinmaya (чинмайя) — состоящее из сознания, преисполненное сознания.
cit (чит) — абсолютное знание, сознание, осознание.
citta (читта) — ум, разум, мышление, внимание, мысль, сердце, сознание, размышление, понимание, понятие, цель, намерение, отражение.
darśana (даршана) — видение, способность видеть, наблюдение, взгляд, наблюдательность, соблюдение, способность замечать, восприятие, ощущение, способность восприятия, осознание, понимание, представление, проницательность, перцепция.
dehatraye (дехатрайе), или śarīra-traya, — три тела, тройственное тело: грубое тело (sthūla-dēha), тонкое тело (liṅga-dēha), причинное тело (kāraṇa-dēha).
deśa (деша) — место, область, положение, пространство, страна, часть; объект; точка.
devatā (девата) — божество, божественность, Бог, почитаемое божество.
dhāraṇā (дхарана) — концентрация, удержание; фиксация внимания на объекте.
dharma (дхарма) — форма, изменяющийся аспект, качество, свойство, функция, атрибут, характеристика объекта, природа, знак, специфическое состояние, признак; особенность; долг, праведность, религия, установленный порядок, обычай, индивидуальное или коллективное обязательство (физическое, моральное или духовное); объект, живое существо, сущность.
dharmī (дхарми) — объект (или личность), несущий атрибуты; обладающий дхармой; основной существенный характер или неизменяемое «вещество, субстанция» объекта, в противоположность его изменяющейся форме (дхарме), то есть то, что несет атрибуты; основа, субстанция, субстрат.
dhīmata (дхимата) — мудрый, разумный, ученый.
dhyāna (дхьяна) — медитация, созерцание, глубокое сосредоточение, длительное удержание внимания, глубокая, абстрактная медитация, поток познавания, поток осознания, поток непрерывной мысли об объекте.
dhruva (дхрува) — фиксированный, твердый, недвижимый, неизменный, постоянный, длительный, вечный.
draṣṭṛ (драштри) — зрящий, зритель, наблюдатель; субъект, который получает впечатления; истинное я, сущность.
dravya (дравья) — субстанция, вещество, объект.
dṛg (дриг) — тот, кто видит; воспринимающий, видящий, переживающий, субъект, свидетель; зрение, видение, знание, различение.
dṛśya (дришья) — что видно, видимое, созерцаемое, известное; любой познаваемый объект; то, что видят, воспринимают.
duḥkha (духкха) — боль, страдание, скорбь, неудовлетворенность, беспокойство, тревога, неловкость, стесненность, мука, горе, печаль, неприятность, заботы, беда, волнение, трудность, препятствие.
dvandva (двандва) — пара; пара противоположных состояний или качеств (таких как счастье и печаль, холод и жар); дуальность, бинарность, двойственность и т. п.
eka (эка) — один, единичный, один и тот же, первый, одиночный, единый, единственный.
ekāgratā (экаграта) — концентрация на одном, однонаправленное внимание.
ekatānata (экатаната) — однонаправленность, постоянный однонаправленный поток; имеющий ум (внимание), утвержденный только на одном объекте.
ekātmatā (экатмата) — отождествление, идентификация; тождественность сущности.
gandharva-nagari (гандхарва-нагари) — город гандхарвов, город построенный в воздухе, воздушные замки, призрачный город. Метафора иллюзорности, утопии.
gauṇa (гауна) — подчиненный, вторичный, косвенный или менее непосредственный (противоположность главному или основному); образный, метафорический.
ghana (гхана) — компактный, плотный, непрерывный, постоянный; расширение, диффузия; множество, количество, масса; любая компактная масса или вещество; сконцентрированный, сгущенный.
grahaṇa (грахана) — восприятие, осознание, постижение, ощущение, понимание; приобретение какого-либо знания; включение в себя; процесс восприятия.
grahītṛ (грахитри) — воспринимающий, понимающий, осознающий, постигающий, ощущающий, чувствующий, наблюдающий; обращающий внимание, замечающий, захватывающий.
guṇa (гуна) — качество, свойство, модус, атрибут; три качества природы.
guru (гуру) — учитель.
hāna (хана) — прекращение, упразднение, уничтожение, конец.
haṃsa (хамса) — лебедь, Атман, высший Дух; опыт единства; принцип, отождествляемый с Вират, Вишну, Шивой; тот, кто познал себя как Атмана, и т. п.
hetu (хету) — причина, происхождение, повод, импульс, мотив.
Idam (идам) — это, этот, этот мир, феноменальный мир, всё это, что видимо, и т. п.
indriya (индрийя) — сила, инструмент, органы чувств, восприятия; чувство; чувствительная способность, соответствующая органу чувств.
īśvara (ишвара) — Господь, Высшее Существо, Высший Дух, Бог, Существование; владыка, повелитель, властитель.
jaḍa (джада) — «неодушевленный», безжизненный, материальный (противоп. cetana — сознательный); физический; инертный, не относящийся к миру живых существ, неподвижный; нечувствующий, лишенный чувств и разума; тупой, безумный, глупец, парализованный и т. п.
jagat (джагат) — вселенная, мир, Земля; то, что движется.
jāgrat (джаграт) — состояние бодрствования, в котором субъект воспринимает и осознает объекты внешнего мира.
jāgrat prapañca (джаграт прапанча) — мир, воспринимаемый в состоянии бодрствования.
janma (джанма) — жизнь, рождение, происхождение.
jāti (джати) — рождение, происхождение; социальная среда, социальный класс; виды, класс, категория существования, жизни; обусловленные кармой условия, которые связывают человека с определенной средой; каста.
jīva (джива) — живое существо, индивидуальное существо, душа; жизнь, существование; жизненный принцип.
jīvanmukta (дживанмукта) — достигший освобождения при жизни; тот, кто, находясь в теле, достиг освобождения от самсары.
jñāna (джняна) — знание, понимание, опыт; интуиция; гнозис; состояние, в котором что-то известно; концептуальное знание.
jyoti (джйоти) — свет (солнца, огня и т. п.), внутренний свет, свет как божественный принцип жизни или истины.
kaivalya (кайвалья) — полное освобождение, абсолютное единство, свобода, уединение, обособленность, абстракция, не связанность ни с чем, отстранение от всех других связей, исключительность.
kāla (кала) — время, период.
kalpana (кальпана) — формирование, производство, произведение чего-либо, изобретение, изготовление, создание, сочинение, конструирование, формирование в воображении, «мысленное конструирование».
kāraṇa (карана) — причина.
Karma (карма) — действие или последствие действия.
krama (крама) — последовательность, процесс, серия.
kārika (карика) — стихотворное толкование, комментарий в стихах; стих или собрание таких стихов на грамматические, философские или научные темы.
kārya (карья) — следствие, эффект, результат; цель; дело; то, что должно быть сделано.
kāya (кайя) — тело.
kevala (кевала) — своеобразный, одинокий, единственный, изолированный; цельный, абсолютный, идеальный; чистый, простой, несмешанный; только, просто, исключительно, полностью, абсолютно; один, только один; все, целое.
kṣaṇa (кшана) — момент, миг, минимальная единица времени.
kṣaya (кшайя) — устранение, уничтожение, исчезновение, потеря, завершение; снижение.
kṣetra (кшетра) — поле, почва; местность; область, место, пространство, сфера деятельности; происхождение, источник; тело, природа.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нирвана-упанишада. Тайное учение об освобождении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других