Данная работа является первым в России тематическим исследованием по мифографии в сфере потребления психоактивных веществ. Научное издание знакомит с древними мифами о «волшебных» растениях, веществах и современными представлениями о манипуляционном мифотворчестве общественного института контркультуры наркотизма. Результаты исследования и анализа мифов о наркотизме, проведенных историками, этнографами, культурологами, психологами и автором – психиатром-наркологом, представляют собой систематизацию знаний по влиянию мифов о наркотизме на здоровье и поведение людей. Автор противопоставляет лжи и обману, вовлекающему людей, прежде всего несовершеннолетних и молодежь, в потребление наркотиков, научно установленные и обоснованные факты, препятствующие попаданию в бездну медленного самоубийства, которым является наркотическая зависимость. Исследование адресовано, прежде всего, специалистам, работающим с потребителями психоактивных веществ: психиатрам-наркологам, психиатрам, психологам, социологам, социальным работникам, антропологам, аддиктологам, девиантологам, учителям, воспитателям, родственникам пациентов с наркотической зависимостью, а также всем, кому не безразлично преодоление проблемы наркотизма в нашем обществе. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифография наркотизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Иллюстрация на первой странице обложки: Лист рукописи XIII века «Medicina antiqua» из Австрийской национальной библиотеки.
© С. М. Тихомиров, 2018
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2018
Рис. 1. Фрагмент гравюры Мартина Шонгауэра «Искушение святого Антония», 1475.
Предисловие
«О, люди, все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечёт,
Вас непрестанно змий зовёт
К себе, к таинственному древу,
Запретный плод вам подавай,
А без него вам рай не рай…»
Человек осваивал и осознавал окружающий его мир постепенно, годами и веками собирая информацию и превращая её в знания, теоретическое осмысление и практическое применение которых повышало его интеллект. Древнейшее мироощущение человека руководствовалось в своем восприятии природы анимизмом (от лат. anima — душа), т. е. представлением об одушевлённости, личностном воплощении предметов и явлений окружающего мира. Анимистическое отношение к природе, в сочетании с началами понимания её сил и величия, могущества, порождало поклонение ей и её составным частям: горам, лесам, водам.
Древний человек, ощущая природу анимистически, так же, как мы теперь ощущаем только равного нам и близкого человека, «различал в ней добрые и злые влияния, пел, молился и говорил с нею, просил, требовал, укорял, любил и ненавидел её, величался и унижался перед ней, словом, это было постоянное ощущение любовного единения с ней — без сомнения и удивления, простыми и естественными ответами на вопросы, которые природа задавала человеку;…каждая былинка — стихия, и каждая стихия смотрит на него своим взором, обладает особым лицом и нравом, как и он. Подобно человеку, она преследует какие-то цели и обладает волей, душа её сильна или слаба, темна или светла. Она требует пищи и сна, говорит человеческим языком» [7].
Нехватка знаний о природе и населяющих ее существах совокупно с пытливым человеческим духом стимулировала его воображение и фантазию, рождала пусть частично придуманную, но уже образно объясняющую проявляющуюся событийность природных явлений, свойства растений, повадки зверей и птиц. Неандертальцы в своей жизни уже совершали действия, основанные на иллюзорном, идеалистическом представлении о мире. Ведь что есть выдумка и фантазия как не ложь, которую, впрочем, можно заставить исправно служить не без выгоды для самого выдумщика.
С самого начала использования людьми табака, алкоголя и наркотиков вокруг их свойств и влияния на человеческий организм существовало и существует огромное количество мифов и заблуждений. Эти заблуждения и мифы изменяли свое содержание по мере накопления практического опыта их применения и развития научных знаний относительно свойств психоактивных веществ (ПАВ). За длительный период применения и эмпирического изучения алкоголя, табака и других психоактивных соединений из них были выделены в чистом виде активные действующие вещества. Исследованы их физические, химические и фармакологические свойства, описано их влияние на организм человека, последствия применения и злоупотребления, изучены проявления заболеваний, развивающихся вследствие их немедицинского потребления и т. д. Вместе с тем, и на сегодняшний день, несмотря на несомненные успехи исследований химиков, фармакологов, психиатров-наркологов, психиатров, психологов и других специалистов, занимающихся проблемами последствий потребления ПАВ, само потребление и заболевания, им вызванные, остаются источником многочисленных мифов и заблуждений.
Мифы, некоторым образом отражали текущий уровень познания мира человеком. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы сегодня можем узнать, как же мыслили наши предки. Тогда мифология являлась некоей формой общественного сознания, а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определённом этапе его развития.
В представленной работе автор, опираясь, в большей степени на свои знания и многолетний профессиональный опыт, а также на данные современных научных исследований, анализируя собранный материал, ещё раз решил поразмышлять о мифах вокруг наркотиков, о возможностях и насущной необходимости преодоления доминирования в сознании людей мифов и заблуждений над реальностью, формирования объективных знаний о негативных последствиях немедицинского приёма наркотических веществ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифография наркотизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других