Учебно-методическое пособие раскрывает основные вопросы формирования специальных физических качеств в велотуризме. Рассматриваются организационные и методические основы специальной физической подготовки велотуристов, формы и методы подготовки к различным по сложности велопоходам, взаимосвязь с другими организационно-методическими формами физического воспитания. Предназначено студентам высших учебных заведений специальности 49.03.03 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», изучающим учебную дисциплину «Спортивно-оздоровительный туризм», а также всем занимающимся велотуризмом и желающим активно путешествовать на велосипеде.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная физическая подготовка в велотуризме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Отличительные особенности велотуризма
Об особенностях велосипедного туризма следует начинать говорить с обозначения самого слова велосипед. Именно благодаря «быстрым ногам» в нормативах протяженности походов по различным видам туризма велосипедный превосходит такие виды, как пешеходный, лыжный, горный и водный от 1,7 до 6,9 раза, причем, меньшие значения относятся к походам I категории сложности, а большие — к сложным походам V категории. Это указывает на масштабность велотуризма. Однако протяженность маршрута не является главным критерием в оценке сложности велосипедного похода. Нитку маршрута принято определять по «Перечню классифицированных туристских маршрутов». В тех случаях, когда нитка отличается от эталонной, нужно набрать такой комплект естественных препятствий, чтобы он был аналогичным какому-либо эталонному маршруту. В перечень этих препятствий входит протяженность пути по дорогам с естественным покрытием, а также характер этого покрытия, а для горных районов — определенное количество перевалов. Классификация маршрутов направлена на постепенное совершенствование мастерства при условии обеспечения безопасности походов.
Одной из главных особенностей велотуризма является то, что груз необходимо перевозить на багажниках. Грузоподъемность одного велосипеда (без туриста) в походе, как правило, находится в пределах 20–30 кг, и только в отдельных случаях может достигнуть 50 кг и более. На тех участках дорог, где ехать или везти груженый велосипед тяжело или опасно, груз переносят как обычный рюкзак.
Понятие «техническая подготовка» велосипедиста включает, прежде всего, посадку, технику педалирования и умение преодолевать, не сходя с велосипеда, различные препятствия (неширокую, но глубокую рытвину, бревно или бровку тротуара, крутой спуск, трамвайные рельсы, ручьи и т. д.).
Не отличающийся физической подготовкой, но обладающий высокой техникой езды велотурист, как правило, быстрее достигнет цели на сложном участке дороги по сравнению с сильным физически но неподготовленным товарищем. Чтобы достичь высокой техники езды, нужно много ездить по лесным дорогам, тренировать внимание, овладевать техникой педалирования.
Под техникой педалирования понимают способность велосипедиста развивать большую частоту вращения педалей (100–120 об/мин) при относительно спокойном внешнем состоянии, туловище при этом не должно совершать лишних движений, но и не должно быть сильно закрепощено. На подъемах желательно использовать массу своего тела при нажиме на педаль, для чего следует ехать стоя, при этом другая нога в это время совершает подтягивающее усилие. Такой способ называется «танцовщица» и требует наличия туклипсов, иначе подтягивание педали не получится.
Сочетание нажатия на педаль и подтягивание снижает утомляемость, повышает скорость движения и характеризует классность велосипедиста. Наличие туклипсов помогает в тех случаях, когда надо на ходу подбросить велосипед или заднее колесо для того, чтобы преодолеть препятствие, например, яму или бревно. На крутых спусках нужно максимально сдвинуться назад и пользоваться обоими тормозами. Предела совершенствования техники владения велосипедом нет.
Одной из особенностей велопохода является то, что выбор места для привалов и ночлегов имеет значительно больший диапазон, чем в других видах туризма. Этому могут возразить только автомототуристы и водники. Но как бы там ни было, мобильность велосипеда выше, чем мотоцикла (тем более автомобиля) или любого средства для водных походов. В любую минуту велотурист при необходимости может превратиться в туриста-пешеходника, ведущего или переносящего через препятствие велосипед. Поэтому и места для кратковременного отдыха или ночлега, как правило, выбирают не вблизи дороги, а на расстоянии до 1–2 км от нее, а иногда и более посредством осмотра местности или опроса местных жителей.
Особенности топографии и ориентирования в велосипедном туризме по сравнению с другими видами (кроме автотуризма) состоят, в основном, в том, что при планировании маршрутов приходится пользоваться мелкомасштабными картами в виде атласов автомобильных дорог (М 1:1 600 000 — 1:4 000 000) и туристскими схемами преимущественно без указания масштаба, но находящегося в пределах М 1:250000 — 1:400000. Однако, как правило, походы высших категорий сложности проходят по таким участкам дорог, которых в атласах или схемах нет. Для таких участков нужны крупномасштабные карты, так как на развилках дорог или троп никаких указателей не бывает и ориентирами являются хребты, вершины, реки и ручьи. Большой помощью при прохождении таких участков являются отчеты предыдущих групп и подробный опрос людей, знающих этот район.
Значительным моментом в велотуризме является то, что велотуристы прокладывают свои маршруты вблизи населенных пунктов, поэтому нет необходимости от начала до конца везти весь запас продуктов с собой. Можно пополнять продуктовый запас по мере движения.
Велотуристы меньше, чем туристы других видов, влияют на природу по той причине, что используют для продвижения уже накатанные тропинки, местные дороги и т. п., а также велосипед является экологически чистым видом транспорта.
У путешествующих на велосипеде расширяются возможности культурной программы, так как велосипедист может без больших временных затрат свернуть с маршрута, посетить то или иное интересное место или природные памятники.
Освоить управление велосипедом может практически любой человек. В настоящее время при отсутствии значительных физических нагрузок роль велосипеда колоссальна. При педалировании в работу включаются многие мышцы тела, особенностью велосипедных нагрузок является их плавность, динамичность. Велосипедные прогулки выходного дня прекрасно снимают стрессовые напряжения.
Особо следует остановиться на семейном велотуризме. Пожалуй, ни в одном виде туризма нет такой возможности путешествовать с детьми, как в велосипедном туризме. Существует много приспособлений для этих целей, это дополнительные сиденья, тандемы, веломобили и др. Буквально с одного года можно брать малыша в путешествие, для школьного возраста это прекрасный способ общения родителей с детьми. Нужно отметить, что ни в одном виде туризма нет такой численности пенсионеров, как в велотуризме, очень часто встречаются люди 60 лет и более. На отлично отлаженном велосипеде человек даже в таком возрасте способен пройти маршруты в 1000 и более километров. Среди всех видов туризма на долю велотуризма сегодня приходится наименьшее число несчастных случаев. При каких-либо осложнениях на маршруте велотуристы могут быстро вызвать помощь, либо доставить пострадавшего в населенный пункт.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная физическая подготовка в велотуризме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других