В книге представлена система коррекционной работы с детьми в условиях логопункта ДОО с использованием комплексов артикуляционной, дыхательной и речедвигательной гимнастики. Описывается организация и содержание деятельности логопеда на логопункте. Приводятся примеры артикуляционных, дыхательных и речедвигательных упражнений и методика их применения. Книга адресована логопедам, родителям и воспитателям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Артикуляционные сказки для детей 3–7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Цветков А.Н., оформление, 2020
© Танцюра С.Ю., Васильева И.Н., текст 2020
Введение
Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами. Сказки способствуют речевому развитию ребенка. В данной книге представлены артикуляционные сказки, в состав которых вошли подготовительные и артикуляционные упражнения для развития речи.
Речь — сложный процесс, в нем задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика помогает тренировать их мышцы, в результате чего речь развивается быстрее, и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы артикуляционных упражнений: одни направлены на формирование речи вообще, другие помогают справиться с проблемами дикции.
Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев ребенка и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. При сильном отставании в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, поскольку проблемы речевого развития могут быть связаны с серьезными заболеваниями.
Есть упражнения, направленные на вызывание активной речи. Если ребенок здоров, мама может заниматься с ним самостоятельно. Однако консультация логопеда все равно будет полезна.
Артикуляционные упражнения необязательно выполнять в какое-то определенное время суток. Они доступны детям, поскольку довольно просты. При выполнении артикуляционных упражнений можно предоставить ребенку возможность порассуждать, описать или показать действия как свои, так и сказочных героев.
Регулярное использование артикуляционных сказок поможет:
— улучшить подвижность артикуляционных органов и их иннервацию;
— укрепить мышцы языка, губ, щек;
— научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить напряженность артикуляционных органов;
— подготовить ребенка к правильному произношению различных звуков.
Упражнений на формирование артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте их сами, играйте — вместе веселее.
В приложении мы приводим чистоговорки на формирование правильного произношения звуков, а также материалы для обследования состояния звукопроизношения ребенка. На основе данных диагностики логопед определяет, какие упражнения нужно использовать для развития речи, формирования артикуляционного аппарата и др. Артикуляционная гимнастика тренирует определенные мышцы, помогает детям начать активно разговаривать, развивает подвижность и ловкость артикуляционного аппарата: языка, щек, губ, уздечки.
Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут сразу демонстрировать успехи, у них могут возникнуть трудности. Гимнастика им дается тяжело, поэтому нужно набраться сил и терпения, быть с ребенком ласковыми, вести себя спокойно.
Предлагаемые в книге артикуляционные упражнения и сказки могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий или в качестве самостоятельных занятий, поскольку на неоднократное повторение каждого упражнения одного комплекса уходит до 15 мин. Цель таких занятий — общее улучшение речевых возможностей ребенка.
Использование предлагаемых упражнений способствует:
— активизации нёбно-глоточного смыкания, устранению гиперназализации;
— растягиванию подъязычной складки («уздечки») языка, что позволяет выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;
— дифференциации носового и ротового выдоха, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;
— улучшению координации, точности, темпоритмических характеристик артикуляционных движений, четкости произношения;
— повышению качества обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.
Весь материал для проведения занятий индивидуален. Перед их началом нужно подготовить оборудование. В артикуляционных сказках представлен речевой материал, который логопед использует на занятии. Дети могут повторять его для закрепления звуков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Артикуляционные сказки для детей 3–7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других