Хотите вырастить маленьких патриотов? Тогда эта книга для вас. В ней дан практический материал, как воспитать маленького патриота, гражданина своей страны. Меняются времена, идеалы и природа, но любовь к родным местам, к своей малой родине – никогда. Материал предоставлен автором из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Он будет полезен для работников детских дошкольных организаций.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учим любить родной край предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2.Методическая разработка «Ознакомление детей 5—6 лет с родным краем»
Пояснительная записка
Красной нитью всего дошкольного возраста раздела нравственного воспитания проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. Любовь к Родине, патриотическое воспитание дошкольников в первую очередь связано с воспитанием любви к семье. родителям, дому. детскому саду. близким людям. которые их окружают, к городу, в котором они живут. Все это понятно и близко детям. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем, нужно рассматривать как составную часть формирования у него чувства патриотизма. Ведь понятие Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живет.
Наша задача — углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Это двор, где играет с ребятишками улица и парк, где малыш бывает постоянно, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё «Я». Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтят люди, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Патриотическое воспитание это — систематическая и целенаправленная работа по введению дошкольников в историю Родины, по формированию гражданской позиции растущего человека. На нас лежит большая ответственность за воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Современные требования к обучению дошкольников должны обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с родным краем.
Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим. Но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Важнейшие педагогические принципы патриотического воспитания — сотворчество детей, родителей и педагогов. Отсюда — целью работы по патриотическому воспитанию в нашем коллективе является поиск конструктивных форм взаимодействия, между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с родным краем, городом, земляками, культурой, бытом народа живущих в нашей Республике.
Работа по ознакомлению детей с историей родного края помогла детям расширить и систематизировать знания детей, способствует воспитанию у детей интернациональных чувств, любви к родному краю, интереса к его историческому прошлому.
Использование дидактических игр при ознакомлении
с родным краем
Игра в детском саду может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей.
Особое место занимают дидактические игры, которые имеют следующую структуру:
— Дидактическая задача;
— Игровые правила;
— Игровые действия.
Методика организации и проведения игр состоит из нескольких этапов: Первый этап — подготовка. Она включает в себя отбор игры в соответствии с возрастом и программным материалом, определение времени проведения игры (на занятиях или в свободное время), выбор места (в комнате или на улице), определение количества играющих, подготовку необходимого дидактического материала (игрушки, предметы, природный материал и т. д.), подготовку воспитателя (осмысление игры, место в игре, методы руководства), подготовку детей (обогащение их знаниями о предметах, явлениях и взаимосвязях в окружающей среде, необходимых для решения игровых задач).
Второй этап — проведения игры. Он содержит ознакомление детей с условиями игры и дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли воспитателя в игре (играющий, болельщик, арбитр), подведение итогов игры.
Третий этап — анализ игры, позволяющий определить эффективность выбранных предметов, выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Подбирая дидактические игры нужно особо учитывать возросший уровень знаний ребят. Для детей младшего дошкольного возраста дидактические игры основаны на элементарных знаниях детей о животном и растительном мире родного края. Игра помогает дошкольникам овладеть умениями различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Игры для старших дошкольников объединены в серии, связанные одной темой. Усложнение игр выражается в увеличение количества материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети уже самостоятельно контролируют правильность выполнения поставленной задачи, так как старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации для решения игровой и дидактической задачи. Например, знание загадок, стихов помогает детям при описании достопримечательностей родного города. Проводя дидактические игры, воспитатель должен обязательно следить за тем как дети выполняют свои задания, направлять игру, подсказывать в случаях затруднения, но не лишать детей инициативы.
Перечень дидактических игр
по ознакомлению детей с родным краем
«Где находится памятник?»
«Найди отличия»
«Знатоки города»
«Собери из частей целое»
«Пройдемся по улицам города»
«Как зовут тебя, деревце?»
«Вот моя улица, вот мой дом»
«Интервью» и так далее.
Приложение №1
Занятие №1
Тема: «Калмыкия — Моя Республика»
Цель: Дать детям представление о Родине; Познакомить с гимном, гербом, географической картой Республики; Воспитывать любовь к родному краю, ее природному богатству.
Оборудование: географическая карта, флаг, герб, портрет Главы республики, иллюстрации, картины, диск с записью гимна. DVD «Элиста-столица Калмыкии».
Ход занятия
Воспитатель предлагает ответить на вопрос: Что такое Родина, родной край?
Выслушав ответы, воспитатель обобщает, уточняет и рассказывает, что такое Родина.
Для всех нас Родина это наша Республика Калмыкия и увидеть ее всю можно только на карте, так как она у нас очень большая.
Воспитатель с детьми рассматривают карту, разбираясь в обозначениях. (реки, густые леса, луга, широкие поля и города). Дети учатся работать с картой.
Какие города вы знаете?
Чем знаменит каждый город?
Чем богата наша Республика?
Педагог рассказывает, предлагая детям высказывать свои предложения. В ходе беседы показывает детям различные иллюстрации и рисунки.
В нашей Республике живут разные народы. Какие именно? (ответы детей). И все они живут в дружбе и согласии. Мы все гордимся нашей Республикой.
Воспитатель предлагает детям символику Республики: герб, флаг. Дети отмечают, что изображено на гербе. Белый — значит чистый, народ живет в дружбе и согласии;
Желтый — несет нашему народу тепло и добро;
Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе.
Дети рассматривают флаг и называют цвета.
По карте дети сравнивают территории Республики Калмыкии и России и делают вывод, что наша Республика находится в составе Российского Государства.
Воспитатель предлагает послушать гимн Калмыкии и говорит, что это одна из символик Республики.
Занятие №2
Тема: «Предки современных калмыков»
(экскурсии в прошлое, легенды)
Цель: Познакомить детей с предками калмыков — ойратами (бытом, культурой, деятельностью), воспитывать интерес к историческому прошлому; уважение к истории татарского народа.
Оборудование: иллюстрации, книги
Ход занятия:
Воспитатель приносит на занятие красивые куклы в национальных калмыцких костюмах. Какой народ носит такую красивую одежду? Сегодня я расскажу вам, кто были далекие предки калмыков и где они жили.
Далёкими предками калмыков были ойраты и жили они в Джунгарии. В очень далекие времена они переселились на берега Волги.
Рассказ воспитателя об ойратах, о чудесном крае, где они поселились, чем занимались, как жили (показ иллюстраций, чтение отрывков из книги «Джунгария».
Занятие №3
Тема: «Великие люди Калмыкии»
Цель: Познакомить детей с великими людьми нашей Республики; воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Оборудование: портреты земляков, книги, стихи, картины, иллюстрации: набор фото «Наши земляки — Герои Советского Союза».
Ход занятия
Вводная беседа. Ребята, знаете ли вы знаменитых людей. Как вы думаете, почему их так называют?
— Каких знаменитых людей вы знаете?
Наша Республика богата великими людьми, которые ее прославили в разных областях: науки, искусстве.
Ребята докажем, что это именно так:
Воспитатель и дети проходят к стенду с портретами. Рассказ воспитателя о поэтах, писателях, художниках, композиторах.
В годы Великой Отечественной войны немало героев было из Калмыкии (рассказ о 2 — 3 героях).
Герои Советского Союза: Баташов Николай, Эрдни Деликов (повторил подвиг Александра Матросова), Жигульский Петр Матвеевич, Петр Бимбаев (летчик — герой) и т. д.
Все мы помним о них и гордимся нашими земляками. В честь этих великих людей названы улицы нашего города. Пройдет время, и кто-то из наших детей вырастет и прославит нашу Калмыкию своими благими делами и люди будут ими гордиться.
Занятие №4
Тема: «Животный мир нашего края»
Цель: Познакомить детей с животными нашего края. Рассказать о животных занесенных в красную книгу.
Оборудование: из перспективного плана.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадки о животных (лиса, заяц, ёж, волк, суслик, сайгак, тушканчик, кабан и т.д.) ребята отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались о ком идет речь. Где живут эти звери?
Именно эти звери живут в лесах нашего края. (показать карту Республики).
Как они живут? Чем питаются? Нужно ли их подкармливать?
Конечно же нужно подкармливать, особенно зимой. Рассказ воспитателя о животных. А еще животные нуждаются в защите и охране. Особенно те, которые остается мало. Эти звери занесены в красную книгу. Что это за красная книга и для чего она нужна?
Воспитатель показывает красную книгу Калмыкии, рассказывает и показывает животных, занесенную в эту книгу.
Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом, нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет.
Наша задача — углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Это улица и парк, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё «Я». Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтят люди, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная работа по введению дошкольников в историю Родины, по формированию гражданской позиции растущего человека. На нас лежит большая ответственность за воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Современные требования к обучению дошкольников должны обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с родным краем.
Важнейшие педагогические принципы воспитания — сотворчество детей, родителей, педагогов. Отсюда — целью работы нашего коллектива должен являться поиск конструктивных форм взаимодействия, сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с краем, городом, земляками, культурой, бытом народа живущих в нашей Республике.
Занятие №5
Тема: «Растительный мир родного края»
Цель: Познакомить детей с растительным миром родного края, заинтересовать детей рассказом о растениях, занесенных в красную книгу; рассказать детям о целебных свойствах некоторых растений; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: «Красная книга», научно — популярная литература, детская познавательная литература.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение о родном крае.
Мой край, что у моря
Раскинул просторы.
Слагаю стихи о тебе.
Край желтых барханов,
Ветров и буранов,
С тобою иду по судьбе.
Уносятся годы.
Уходят невзгоды,
Пришла, зашумела весна.
И степь оживает,
Рассветы встречая, —
Поёт и смеётся она!
Мой край обновленный,
Весной окрыленный,
Чисты над тобой небеса.
Пусть степь зеленеет,
Отары полнеют
И радуют людям глаза.
Пусть верят в везенье
Рыбацкие звенья
И парус наполнят ветра!
Пусть чаще удачи,
А прздники — ярче,
И звонче играет домбра! (Иван Убушаев).
.Скажите, что вы представили, слушая это стихотворение? (ответы детей).
Ребята, все, что вы представили, можно сказать про наш край. А как называется край, в котором мы живем? (ответы детей).
Сегодня мы поговорим о растениях нашего края. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в степь. Итак, закрыли глаза, посчитали до 5 и очутились в степи. Красота кругом. Поют птицы. Беседа с детьми о растениях, растущих в степи (ковыль, тамариск, полынь, житняк и т.д; демонстрация иллюстраций, загадывание загадок о растениях). Молодцы.. А вы знаете, ребята, некоторые люди порой бывают, жестоки по отношению не только к животным, но и растениям.
Они уничтожают животных для своих целей: из шкур шьют шубы и шапки, из рогов делают украшения, вырубают леса, рвут цветы безмерно.
Люди стали задумываться: как остановить это безумие. Как вы думаете, что они придумали? (правильно, они создали «Красную книгу»). Мы с вами познакомились с ней, когда говорили о животных нашего края.
Каких животных заносят в красную книгу? (редких, исчезающих). То же самое происходит и с растениями. Их заносят в «Красную книгу» (показ иллюстраций). Ребята, некоторые растения особенные, может быть даже «волшебные». Как вы думаете, почему? (ответы детей, беседа о лекарственных растениях).
Воспитатель предлагает собрать информацию о различных лекарственных растений, собрать папку «Лекарственные растения», оформить альбом с гербарием. Привлечь к работе пап и мам.
Занятие №6
Тема: «Калмыцкий орнамент»
Цель: Дать детям общее представление о связи искусства с жизнью и бытом народа, о различной технике орнаментирование (вышивка, чеканка), о типах узоров (растительные, геометрические). Воспитывать чувство уважения к калмыцкой национальной культуре.
Оборудование: несколько образцов с растительными орнаментами (платье, пояс, шапка и т.д.), куклы в национальных костюмах, экспозиции изделий, иллюстрации по калмыцкому декоративно — прикладному искусству.
Ход занятия
Воспитатель проводит обзорную экскурсию по выставке организованной в группе. Предлагает рассмотреть и назвать выставленные экспонаты. В процессе беседы воспитатель знакомит детей с видами национального прикладного искусства (вышивка, изделия из кожи и дерева и войлока, ювелирное искусство).
Воспитатель сообщает, что в гости пришли куклы Бая и Очир. Просит назвать предметы одежды и обуви кукол. Затем обращает внимание на узоры украшающие одежду. Из каких форм состоят узоры калмыцкого орнамента? Дети рассматривают элементы узоров. Чем отличаются друг от друга? (по цвету, форме, величине).
Калмыцкие мастера используют в своих узорах хорошо знакомые образцы: цветы, листья, солнце, кибитка и т. д. В узорах народные умельцы старались передать красоту природы, родной степи.
В конце занятия педагог предлагает детям стать народным умельцем: зарисовать как можно больше понравившихся им элементов.
В заключении дети рассматривают работы друг друга, называют, зарисовывают элементы и почему именно их зарисовали.
Занятие №7
Тема: «Калмыцкие народные сказки»
Цель: Познакомить детей с калмыцкими народными сказками; Приобщение к нравственным ценностям. Сформировать у детей начало гражданственности и патриотизма на основе изучения сказок; развивать способность воспринимать и анализировать сказки, учить выражать чувства.
Оборудование: книги, иллюстрации, DVD, куклы и костюмы для инсценировки.
Ход занятия
Воспитатель в одежде бабушки — калмычки входит в группу и рассказывает калмыцкую народную сказку. Воспитатель после рассказа спрашивает у детей, какие они еще знают калмыцкие народные сказки? Ответы детей.
Воспитатель рассказывает, что калмыцкие сказки, как и другие сказки народов в основном подразделяются на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные. В сказках отображается быт, деятельность и обычаи, особенности характера калмыцкого народа.
Рассказ сопровождается демонстрацией книг, иллюстрацией из сказок.
Сюрпризный момент: развлечение в гостях у сказки.
Далее подводится итог занятия.
Конспект НОД по ознакомлению с родным краем в старшей группе
«Лагань — моя малая родина»
Программное содержание:
* расширить и углубить знания детей о родном крае, о родном городе;
* познакомить со стихами наших земляков, с выдающимися людьми города;
* воспитывать у детей чувство гордости за родной город,
родной край
* закрепить знания детей о родном городе;
* развивать речь детей, обогатить новыми калмыцкими словами словарный запас,
* развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, уметь слушать товарищей.
Материалы:
* фотографии, слайды
* стихи местных поэтов, текст песни о Лагани
* атрибуты к играм: рыбы и лотосы из бумаги, удочка
* калмыцкий сундучок
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на этом занятии мы поговорим о своем родном городе — о Лагани.
А Лагань мой город, город небольшой
А Лагань мой город, город мне родной
А Лагань мой город, посреди степей, —
В мире нет прекрасней, в мире нет родней
— так написал о Лагани наш земляк Р. Ажмухамбетов.
Сегодня вы узнаете много нового и интересного о своем городе, познакомитесь с произведениями наших местных поэтов, которые выражают свою любовь к родному краю
/воспитатель показывает калмыцкий сундучок/.
Я принесла сундук с секретом
И правильного жду ответа:
Как называется этот цветок.
Что среди волн морских растет?
/после отгадки воспитатель достает из калмыцкого сундучка лотос — цветок из бумаги.
Дидактическая игра «Передай цветок» / Дети по очереди отвечают на вопросы /
— Как называется наша республика?
— Сколько районов в нашей республике?
— Какой город является столицей нашей Калмыкии?
— В каком городе мы живем?
— Возле какого моря находится Лагань?
— На какой улице ты живешь?
— Какие еще знаешь улицы?
— Какое место в нашем городе нравится тебе больше всего?
— Как называется твой садик, группа?
Воспитатель:
Лотос! Лотос! Каспийское чудо /слайд №1«лотос»/
Лепестковый нетронутый край.
Ведь его красотою повсюду
Наш лаганский прославленный край.
Это стихотворение написал наш земляк из с. Джалыково, поэт и композитор Иван Убушаев. Именно благодаря этому цветку пустая земля возле Каспийского моря стала землей наших предков, которые искали счастья. А теперь — это наш родной край.
Послушайте стихотворение о Лагани, которое написала М. И. Ковардова — местная поэтесса.
Лагань начиналась с землянки
У моря вдали от дорог
Была рыбачьим поселком,
Теперь же — степной городок.
Есть много легенд о Лагани, и я вам расскажу одну из них.
Давным-давно бедные калмыки искали место, где растет высокая трава для скота, есть питьевая вода и светит солнце в течение года. Долго бродили они по свету и дошли до берегов Волги.
Волга впадает в Каспийское море. Здесь было много пресной воды, рыбы, птиц, на берегу росла высокая трава. Калмыки решили здесь остаться. И вот однажды один рыбак по имени Лага решил выйти в море и поставить сеть. В это время начался шторм, и лодку унесло далеко в море. Рыбак испугался и молился о благополучном возвращении. Когда кончился шторм, лодку прибило к острову. Вокруг которого росли цветы небывалой красоты — лотосы (бадм цецг) /слайд «лотосы»/.
Под лучами заходящего солнца, они были величественными и красивыми. Через некоторое время Лага перевез свою семью на остров. Остальные рыбаки последовали за ним. Со временем море ушло далеко от берега, и остров соединился с оставшейся сушей. Таким образом, появился рыбацкий поселок Лагань, а сейчас это наш город.
С тех пор прошло 146 лет. Наша Лагань — это один из малых городов России. У нашего города есть свой герб. Вот он /показ слайда №1а /.
Герб является символикой города, воплощает историю, характеризует народ, проживающий на его территории. Герб представляет собой щит. В нем представлено 3 стихии: огонь, земля, вода. Верхняя часть красного цвета/огонь — hал/. В центре верхней части изображен белый лотос, под ним надпись — Лагань. Левая часть — желтого цвета/земля — hазр/, на ней по-старокалмыцки написано «Лагань». Правая часть — синего цвета /вода — усн/, в центре круга изображены рыбы. В нижней части герба проходит Т-образный орнамент и изображен якорь.
Сегодня наш город — это город с несколькими школами, детскими садами, различными предприятиями. В городе есть библиотеки, магазины, парикмахерские, различные памятники, краеведческий музей, аллеи. Лагань расширяется. Недавно в Лагани сдали дома по улице Бурхн Аюши в новом районе «Лагань-сити». Скоро туда въедут жильцы. Знаете ли вы свой город? Узнаете ли вы эти места?
Дидактическая игра «Узнай по фото» /Дети по показанным слайдам называют известные места города: центральная библиотека — сл.№2, мемориал «Отстоящим Отчизну» — сл.№2, памятник Аюке-хану — сл. №4, статуя Будды — сл.№5, хурул — сл. №4, памятник Лаганскому рыбаку — сл.№6 /.
Лагань — город рыбаков. С давних пор наших предков кормила рыба, и нас кормит рыба. На мясоконсервном комбинате и рыбозаводе выпускали рыбную продукцию — консервы разных видов. Сейчас этим занимаются предприниматели. Профессия рыбака почетна в нашем краю.
А. Бочкарев — наш земляк написал о рыбаках
Хорошо у нас на взморье
У Каспийских берегов
Днем и ночью с ветром спорят
Караваны рыбаков
Им не страшен буйный ветер
Их волной не захлестнуть.
Крепко держат эти руки
Свой штурвал в нелегкий путь. /показ слайда №10/
Послушайте стихотворение Т. Бембеева — нашего земляка — народного писателя Калмыкии.
Мои предки были рыбаками
С морем говорить могли уметь.
Хочется мне посмотреть глазами
Что в конце концов попало в сеть?
Дидактическая игра «Поймай рыбку» /Дети с помощью магнита ловят бумажных рыб и говорят их названия.
Воспитатель: Я хочу, чтобы вы любили свою малую родину — нашу Лагань. Где бы вы ни были, не забывайте её. О ней всегда напомнит песня нашего известного поэта и композитора Ивана Убушаева «Я — Лагань». / сл.№11/. Дети поют песню.
«Я — Лагань»
1. Есть на земле тихий город
Точку на карте найду
Город у синего моря
Родиной милой зову.
Гордо и нежно. красиво
Южная светится грань
Есть у великой России
Дочь молодая — Лагань
Припев:
Степи, степи, степи
Алые маки в цвету.
Море, море, море-
Лотосы на берегу.
Чайками взлетают
Песни в рассветную рань
Как же тебя называют?
Я — Лагань.
2. Море, ты наше богатство
Мы только гости твои
Соколы, кречеты — в братстве
В небе родной стороны.
Сильные, вольные птицы
Маленькой южной страны.
Есть у великой России
Здесь молодые сыны.
Подводится итог НОД. Воспитатель благодарит детей и вручает каждому ребенку цветок.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учим любить родной край предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других