В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы креативной экономики, модели и подходы классификации креативных индустрий, проводится анализ развития креативной экономики в развитых и развивающихся странах, предложена модель оценки готовности развития креативных индустрий в стране на основе PEST-анализа и открытых данных. На примере Парка высоких технологий Кыргызской Республики рассматриваются перспективы создания ИТ-экосистемы в стране.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Креативная экономика: теория и практика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Талайбек Джумашевич Койчуманов, 2024
ISBN 978-5-0064-9606-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
УДК 334.7.304.4.7.05
ББК 65.011
Рецензенты:
Р. Ф. Абазов, профессор, Phd, директор института зеленого и устойчивого развития Казахского национального аграрного исследовательского университета,
В. Д. Андрианов, д-р экон. наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, академик РАЕН, Заслуженный экономист России,
Б. Бакас уулу, д-р экон. наук, доцент Международного университета Кыргызской Республики.
Рекомендовано к изданию Научно-техническим советом ГОУВПО КРСУ
В монографии рассматриваются теоретические вопросы креативной экономики, методологии учета, оценки факторов, индексы развития отдельных компонентов креативной экономики, модели и подходы классификации отраслей креативной экономики, проводится анализ развития креативной экономики в развитых и развивающихся странах, проблемы и перспективы развития креативной экономики в Кыргызской Республике, оценивается готовность развития креативных индустрий в стране на основе PEST-анализа и открытых данных.
В работе также рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с созданием ИТ — экосистем.
Монография может быть рекомендована при выработке мер экономической политики в области креативных индустрий и в качестве учебного пособия для студентов и преподавателей ВУЗов.
Предисловие
Определений креативной экономики много, и этот процесс продолжает развиваться, но все определения включают в себя такие факторы производства креативного товара или услуги, как творчество, интеллект, знания, а необходимым условием для его существования и развития является среда, в которой обеспечивается свобода мышления и действия. Ее иногда называют экономикой знаний, иногда экономикой культуры и творчества. В любом случае, сейчас это передовая движущая сила постиндустриального общества по созданию новой конкурентоспособной экономики.
С учетом происходящих масштабных изменений на глобальном мировом рынке возникает необходимость внедрения новейших инновационных технологий и отход от старых, стандартных методов по решению разного рода задач для экономического развития.
Интеллектуальная деятельность является основой креативной экономики, она способствует возникновению креативного класса, когорты высококвалифицированных кадров, которые способны создавать инновационные оригинальные технологии в различных отраслях экономики. Такие технологии являются инструментами двадцать первого века по осуществлению предпринимательской деятельности и экономическому развитию государства в постиндустриальную эпоху. Следовательно, возникает необходимость по созданию базы для креативного развития государства посредством различных инновационных технологий с учетом тенденций и специфики мирового рынка. Знания и интеллектуальная деятельность, необходимые для создания креативных продуктов, предполагают, прежде всего, наличие соответствующего человеческого капитала, основного фактора для любого экономического роста. Следует отметить, что креативная сфера меньше всего подвержена общемировым тенденциям по переходу на цифровизацию и роботизацию, так как в основе нее стоит интеллектуальная деятельность, творчество человека, которое невозможно пока что заменить искусственным интеллектом и роботизированными устройствами. Это подчеркивает актуальность изучения возможностей и перспектив креативной экономики. В данном случае, ИТ-технологии являются скорее весомым дополнением для развития креативной экономики, которое упрощает создание креативных методов и технологий для решения различных современных проблем.
Для понимания роли креативной экономики и определения условий для ее развития необходимо решить несколько задач:
— раскрыть роль креативной экономики в развитии мирового рынка;
— выявить основные факторы, влияющие на развитие креативной экономики;
— определить классификацию и кодификацию отраслей и деятельностей креативной экономики;
— уточнить статистическую базу для измерения креативной экономики;
— определить методы и подходы к измерениям креативной экономики;
— определить проблемы и условия для развития креативной экономики.
В монографии рассматривается международная практика по определению креативной экономики, классификации отраслей креативной экономики и оценки вклада креативных индустрий в экономику стран. Отдельные разделы посвящены подходам и методам измерения креативной экономики в развитых и развивающихся странах. В последней части монографии предлагается методика оценки готовности стран поддерживать и развивать креативную экономику на основе PEST — анализа и открытых данных, что позволяет приоретизировать ресурсы страны.
В 2022 году в Кыргызской Республике, в которой живет и работает автор, на государственном уровне заговорили о необходимости развития креативной экономики, была принята Концепция развития креативной экономики до 2026 года, принят закон о Парке креативных индустрий. Эти практические шаги явились мотивом для написания монографии и весь спектр вопросов, рассматриваемых в ней, проходят сквозь призму становления креативной экономики в Кыргызской Республике.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы — различие креативной экономики от традиционной, место и значение креативной экономики в постиндустриальном обществе. Рассмотрены отличительные особенности и роль государства в развитии креативной экономики в трех специфических вариантах проведения политики в отношении креативных индустрий: американской, скандинавской и восточноазиатской. В параграфе 1.4. рассмотрен мировой рынок креативных индустрий в региональном аспекте, макропоказатели крупных региональных игроков — экспортный потенциал, рынок труда, доходы. В параграфе 1.5. рассмотрен вклад креативных индустрий в экономику отдельных стран. В параграфе 1.6. производится оценка готовности стран развивать креативную экономику на основе PEST анализа. Рассмотрены методики анализа факторов креативной экономики: на основе анализа индексов конкурентоспособности талантов, социального прогресса, развития ИКТ, демократии, сделан вывод о приоритетных задачах для развивающихся стран по развитию креативной экономики. Предложена методология оценки готовности стран развивать креативную экономику на основе PEST — анализа (анализа политических, экономических, социальных и технологических факторов, влияющих на возможности государства поддерживать и развивать креативную экономику). В основу подхода взят принцип «3Т» Флориды, а в качестве исходных данных взяты международные политические, экономические, социальные и технологические индексы из открытых источников. В качестве примера оценки рассчитаны оценка готовности развивать креативную экономику для Великобритании и КР.
В главе 2 рассмотрены модели классификации креативных индустрий: Модель DCMS, символическая текстовая модель, модель концентрических кругов Тросби, модель авторского права ВОИС. Модели рассматриваются как некие конструкции, схемы с помощью которых класссифицируются креативные деятельности. Например, иерархические модели (модель концентрических кругов Тросби, символическая тестовая модель, авторского права) или модели деятельности, содержащие творческие способности и обладающие потенциалом добавленной стоимости.
В главе 3 рассмотрены подходы международных организаций к классификации креативных индустрий (подход ЮНКТАД, ВТО, ЮНЕСКО, ВОИС). В отличие от моделей, предлагающих унифицированные признаки определения креативной деятельности (наличие авторского права, добавленной стоимости, творческого смысла), здесь рассматриваются специфические подходы отдельных организаций, основанных на целевых ориентирах этих организаций (например, подход ВТО на основе единой номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах, использующих Гармонизированную систему описания и кодирования товаров).
В главе 4 рассматривается международный опыт измерения креативной экономики — различные подходы: отраслевой, на основе оценки занятых в креативных профессиях и индустриях, на основе оценки внешней торговли креативными товарами и услугами и кластерный (пространственный анализ). Базовым подходом является измерение добавленной стоимости на основе классификации кодов отраслей и профессий (таких например, как SIC, SOC или ОКВД, ОКПДТР1). В заключительной части главы рассматриваются вопросы методологии сбора информации.
Глава 5 посвящена теоретическим и практическим вопросам создания ИТ-экосистемы вокруг Парка высоких технологий. Рассматривается история создания ПВТ, целесообразность создания ИТ-экосистемы, ее отличие от традиционных бизнес-экосистем. Такая экосистема является фактически прообразом ИТ-индустрии, одной из креативных индустрий и направлений креативной экономики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Креативная экономика: теория и практика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других