В сборнике представлена переработанная редакция краткого поэтического пересказа избранных «Диалогов» древнегреческого философа Платона
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из Диалогов Платона» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Перечень стихов
Стих 1. Критон
Стих 2. Феаг
Стих 3. Алкивиад II
Стих 4. Менексен
Стих 5. Евтидем
Стих 6. Гиппий меньший
Стих 7. Алкивиад I
Стих 8. Лахет
Стих 9. Евтифрон
Стих 10. Лисид
Стих 11. Хармид
Стих 12. Ион
Стих 13. Гиппий больший
__________
Примечания:
1. В сборнике представлена переработанная редакция краткого поэтического пересказа избранных «Диалогов» древнегреческого философа Платона (427 — 347 г.г. до н.э.)
2. Нумерация стихов условная от автора сборника
***
Стих 1. Критон
В темницу, где сидел Сократ(1),
Пришёл Критон, он друг его.
Философ друга видеть рад,
Не сетует, что тяжело.
Критон покою поражён:
«Ты спал, а смерть уже близка».
Сократ словами удивлён:
«Я много пожил — зря тоска».
Критон не в первый раз твердит:
«Решайся на побег, Сократ,
Иначе Город не простит —
Мол, денег пожалели, брат».
Сократ сказал: «Есть, кто поймёт,
Не важно, что толпа кричит».
Критону возражать черёд:
«Толпа сегодня зло вершит.
Все страхи за меня забудь —
Уедем в дальние края.
Не выбирай же легкий путь,
О смерти думаешь ты зря».
Услышав друга те слова,
Сократ сказал, кого ценить:
«Есть у гимнаста голова —
Советам тренера лишь быть».
Критон согласен, взор хоть ниц,
Друг к заключению ведёт:
«Не слушай мнение тупиц,
Пускай и большинство орёт».
«Хотим мы хорошо все жить» —
Сократ развил ту мысль свою —
«Но справедливыми чтоб быть.
Про Афинян я говорю.
Несправедливое — есть зло,
Не надо зло на зло вершить.
С побегом если б повезло,
То справедливо ли? — Решить.
Жил я в Афинах много лет,
Законы, Государство чтил,
Имел блага от них, совет
И мудрость мира получил.
А если соберусь бежать,
Законы эти я предам.
Они придут, чтобы сказать:
«За что же ты не верен нам?
Ты мог уехать далеко,
Мы никого не держим тут.
Понять тебя нам не легко —
И про порядочность все врут».
Не принесу Афинам вред,
Законы наши подрывая.
Не мог в суде держать ответ,
И значит, мне — судьба такая.
Куда бы я ни убежал,
Врагом законности чти смело.
Теперь, Критон, ты бы сказал,
Побег — неправедное дело?».
Критон согласен с мыслью той,
Хоть сердце кровью облилось.
Как мысли друга быть другой? —
За принцип пострадать пришлось.
__________
(1) Сократ — один из наиболее известных древнегреческих философов, родился в Афинах предположительно в 469 г. до н.э. в семье скульптора и повитухи, посвятил свою жизнь бесплатным философским беседам в общественных местах, в основном, с молодежью, в 399 г. до н.э. был обвинен недоброжелателями в растлении молодежи и вере в новых божеств, осужден, признан виновным и приговорен к смерти, отказался от штрафа в качестве альтернативы, предпочел наказание за свою истину в виде смертной казни путем отравления цикутой, он не был автором текстов и известен по посмертным рассказам его учеников, главным образом, Платона
***
Стих 2. Феаг
Сократа встретил Демидок,
Он просит дать ему совет —
Как сыну преподать урок,
Чтоб не узнал тот в жизни бед.
— «Растенья, звери, сами мы —
Живое всё в одном ладу.
В созданье сада мы умны,
Ключ к воспитанью не найду.
Сын хочет мудрым стать не год,
Не устаёт меня просить —
К софистам(2) путь его зовёт.
Не знаю, можно ль отпустить.
Для тела и ума чтоб вред
Учеба эта не имела,
Хочу твой выслушать совет,
Пока всё не дошло до дела».
— «Советы — у богов просить.
Ты в деле том имей старанье.
Мне надо с сыном говорить,
Чтоб понял я его желанье».
Феагом прозывался сын,
Сократ беседу начинает.
Вопрос он задал не один,
Ответы на вопросы знает.
— «Мы мудрым назовём того,
Кто знаньем многим обладает.
Схватил ты знаний от всего,
Но мудрости всё ж не хватает.
Есть знанье разных кораблей
Иль колесниц, их управленья.
Ответь, дружочек, поскорей —
К которой мудрости стремленья?»
Феаг сказал — стремится он
«Правленья» мудрости освоить.
— «Но от правленья часто стон,
Когда во всём людей неволить.
Ты просишь доброго отца,
Чтоб на тирана ты учился?»
— «Я не хочу того конца,
Я б к справедливости стремился».
— «Феаг, но разве не у тех,
Кто знает дело, всем б учиться?
Отец не лучше ль будет всех —
В учителя он не годится?»
Феаг сказал теперь отцу:
«Учи'теля себе нашёл —
Сократ пускай ведёт к венцу,
Его ученье — хорошо».
Сократ пытался объяснить,
Что польза от того двояка —
Ненужной, нужной может быть.
Феаг опять не знает страха.
__________
(2) софисты — древнегреческие платные преподаватели разных наук того времени с главным упором на риторику (красноречие) и диалектику
***
Стих 3. Алкивиад II
Алкивиада увидал Сократ,
Тот к храму держит путь,
Но задержался, встрече рад —
Немного мудрости вдохнуть.
Сократу интересно знать,
Какую он молитву сложит.
— «Ты знаешь — и добром, и злом
Молитва обернуться может?».
— «Сократ, войдёт в безумцем круг,
Кто бога о несчастье просит!».
Давай, послушаем, мой друг,
Какой он смысл, в словах доносит.
Дальнейшее — Сократа речь,
Алкивиад во всём согласен.
Ответ в умах нам всем беречь —
Без размышлений смысл ясен.
— «Нельзя считать, что человек —
Разумен иль безумен будет.
Разумных мало видит век,
«Безумен мир» — никто не судит.
Допустим, что глаза болят,
То значит — болен ты сейчас.
Но если «болен» говорят,
Не следует болезни глаз.
Допустим, плотник ты у нас,
Тебя мы «мастером» зовём.
Но если «мастер» в каждый час,
Не следует, ты — плотник в нём.
И неразумных тех людей —
«Безумцами» негоже звать:
Глупцы, невежды без затей —
Наивных можно отыскать.
Разумным можно тех признать,
Кто речи, дело понимают.
В молитвах тоже их видать —
Они о благе верно знают.
В молитву, неразумный коль,
Что благо, вроде бы, включает,
На деле — зло иметь изволь,
Когда последствия не знает.
Бог может предложить ему —
Европой иль Элладой(3) править.
Он будет рад, забыв Судьбу —
Тиранам любит смерть доставить.
Все люди молят дать детей,
Потом тревожит поведенье
Иль смерть, что тяжко для людей.
В молитве ж — не изменят мненье.
Незнанье может благом стать —
Про обстоятельства не спросят.
Но и последствий коль не знать —
Молитвы пользу не приносят.
Разумным быть не может тот,
Последствий дела кто не видит.
Пусть много знает, но учтёт —
Без смысла дело он принизит.
Коль неразумны эти люди,
Не слушать их — совет хорош.
Есть здесь, указывать не будем,
С ним нужный ветер не найдёшь.
В молитвах будь ты осторожен,
Желаний бойся ты своих,
Иначе ненароком можно —
Страданья получить от них.
Народы молятся различно.
В Лакедемоне(4) — мало жертв,
Просить богов им неприлично,
За что их любят те в ответ.
В Афинах — жертвы все богаты
И просят много от богов.
Не нравятся богам ребята —
Есть пораженья от врагов.
Задабривать богов не надо,
С ростовщиком их ставя в ряд.
Чтобы молиться без награды,
Снять пелену с глаз — зря наряд».
Сократ в беседе всегда краток.
Алкивиад в храм не пошёл —
Сначала — в голове порядок
И знаний о себе б нашёл.
__________
(3) Эллада — общее название территорий древнегреческих государств
(4) Лакедемон — древнегреческое государство (другое название Спарта) на юге полуострова Пелопонесс, одноименный город
***
Стих 4. Менексен
Сократ раз Менексена встретил,
Он из Сената путь держал.
Сократ был удивлен, приветен:
«Ты юн, чтоб чем-то управлял».
— «Решают там о погребенье —
Кто павшим речь произнесёт».
— «Достоин павший восхваленья,
Богач, бедняк, любой народ.
Под впечатлением обычно,
Хоть речь искусна не всегда.
А складностью та речь отлична,
Хвалебна зрителям когда».
— «Смеёшься ты, а смог бы тоже
Произнести там речь, Сократ?»
— «Риторика знакома всё же —
Аспазии(5) урокам рад.
Речь слышал я её недавно —
Героям речь посвящена.
Афинам восхваленье славно —
Сказала пламенно она».
— «Я в тайне сохраню творенье,
Ту речь услышать я хочу».
— «Так слушай, наберись терпенья,
Хоть с временем и не шучу.
— «Когда мы говорим о павших,
Прославить надо их, друзья,
Примером нам живущим ставших,
Забыть и про родных нельзя.
Напомнить надо благородство —
Среди достойных рождено.
Присуще было им упорство,
Что в воспитании видно'.
О подвигах их скажем тоже,
Зажжём в сердцах восторга пыл,
Дела погибших подытожим,
Чтобы народ то не забыл.
О корне благородства павших —
Нельзя забыть, он здесь, у нас.
С рассказом об Афинах наших
Польются слезы из всех глаз.
За город добрый наш Афины
Богам привычно воевать.
Он злаки дал — хлеб и овины,
Афины — человеку мать.
Богов здесь славные работы —
Жить научили, воевать.
А чтобы жизни без заботы —
Здесь государство основать.
Есть, где тираны управляют,
Здесь — демократии закон,
Нет рабства, падших наставляют,
Всяк равен, хоть и беден он.
В свободе павших воспитали,
Достойны павших их дела.
Элладе жизнь они отдали,
Таких Эллада родила.
Мы предков будем помнить вечно,
В боях что с персами легли.
Лакедемон помог, конечно,
Врагов всех победить смогли.
Потом сраженья меж своими,
А в них закон у нас таков —
Когда сраженья не с чужими,
Победу ждём, не смерть врагов.
Те битвы принесли нам славу,
Защитники здесь все лежат.
Наследники мы их по праву,
Поэты наши не молчат.
Бесчестных в городе не будет —
Не мило нашим то богам.
Красив, богат, но знают люди,
Раз трус — тогда противен нам.
Заслугой предков не живите —
Сокровищ расточать нельзя.
Свои заслуги получите —
Напомнили о том не зря.
Родители, мужайтесь в горе,
Взрастили не бессмертных их.
Они погибли в бранном поле,
Подумайте впредь о других.
И ничего пускай сверх меры —
Свою печаль умерьте вы.
Живые ждут, есть благо веры,
Что помощь обретут сыны.
Героев семьям всё отдайте,
Так нам велит закон Афин —
Родителей не забывайте
И в лучшем доме будет сын.
Отдали почести мы павшим,
Теперь мы можем уходить».
И Менексен не был уставшим —
Восторженным от речи быть.
__________
(5) Аспазия — одна из знаменитейших женщин Древней Греции, родилась около 470 г. до н. э., отличалась красотой, природным умом и образованностью, её дом посещали значительнейшие и образованнейшие люди Афин
***
Стих 5. Евтидем
Критон встречает раз Сократа:
«Скажи, вчера с кем говорил?».
«То чужеземные два брата,
Я с ними Клиния учил.
Они славны' в искусстве спора,
Им в рассужденьях равных нет,
Не ва'жна тема разговора —
И ложь, и истина в ответ.
Хочу пойти сам к ним учиться,
Пошли, Критон, и ты со мной».
«Не знаю — польза ли случится,
Ты мне искусство их раскрой».
«О добродетели их речи.
Я попросил их показать —
Искусство их при этой встрече
И Клиний был тому под стать.
Хоть юн, но мудр он, однако,
Согласен быть учеником.
То Евтиде'м заметил, всяко,
Беседу с ним и начал он.
— «В ученье кто идёт обычно,
Мудрец, невежда, ты скажи?»
«Мудрец» — ответил, что привычно,
Но Евтидем смутил умы.
«Учитель учит, в чём нет знаний,
И, значит, ты не мудрый всё ж,
Тебя невеждой называем,
Ответ твой, Клиний, не хорош».
И брат его потом вступает:
«Кто лучше выучит урок —
Мудрец, невежда? Кто познает
И сдаст свою работу в срок?»
— «Мудрец, он будет лучше, видно»,
— «Да, Клиний, ты попал впросак,
Решить не можешь, очевидно,
Кто лучше учится, никак.
Чему учитель обучает? —
Тому, о чём не знаем мы.
О буквах Клиний, верно, знает,
И значит, учишься не ты».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из Диалогов Платона» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других